Пластический способ лепки. Технические приемы лепки. Масса для лепки

  • 21.09.2019

    Предметная лепка

    Сюжетная лепка

    Декоративная лепка в детском саду.

    Конструктивный - простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

    Пластический-

    Комбинированный-

    Основные приемы лепки

    Приемы лепки

    Описание

    Отщипывание

    Сплющивание

    Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек - придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

    Скатывание

    Вдавливание

    Заострение

    Раскатывание

    Соединение

    Прищипывание

    Литература.

    5. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008

Просмотр содержимого документа
«Основные методы и приемы в лепке в различных возрастных группах »

Основные методы и приемы в лепке в различных возрастных группах

Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».

В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно.

Изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в воспроизведении представлений ребёнка об окружающем мире.

Рабочим материалом для лепки может быть, как глина так и пластилин или солёное тесто. Своеобразность лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях.

Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают, используются в игровой деятельности.

Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.

На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество.

В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.

Во время ознакомления с предметом ребенок учится понимать его красоту. Он сам начинает передавать в лепке отдельные выразительные его признаки, старается тщательно обработать поверхность изделия, разукрашивает его орнаментом и т.д.

Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности. Ребёнок ставит перед собой определённую цель и доводит начатое дело до конца, а это оказывает содействие развитию организованности, целеустремлённости и настойчивости, дисциплинирует его.

Взрослым нужно помнить, что они должны учить ребёнка лепить, а не делать из него скульптора, и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

Для детей трёх-четырёх лет рекомендуется лепить: столбики, апельсины, вишенки, бублики, крендельки, пирожки, вареники и др. Приёмы лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание пластилина (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы), оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.).

Для работы с детьми пяти лет рекомендуется лепить: яблочко, морковь, мисочка, тарелочка, чашечка, стакан и др., где в основе лепки предметов лежат формы цилиндра, конуса (овощи, фрукты, игрушки и др.), приёмы лепки, как закругление и заострение (морковь, самолёт), вдавливание (корзина, чашечка, блюдце), загибание краёв, соединение частей, деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.

Для детей шести-семи лет рекомендуется лепить: петрушка, курочка, уточка, птичка, котик, собачка, лисичка, мишка и др., в которых показаны разные способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный; приёмы сглаживания, плотного соединения частей.

Для занятий с детьми применяются три вида лепки:

    предметную;

    сюжетную;

    декоративную.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.

Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.

В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический- способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это уточка, свинка и т.д.

Комбинированный- способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, снегурочка, виноград и т. д. Рабочим материалом для лепки может быть как глина так и пластилин или солёное тесто.

Основные приемы лепки

Приемы лепки

Описание

Отщипывание

Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Сплющивание

Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

Скатывание

Формирование больших или маленьких шариков при помлщи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Вдавливание

Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление

Заострение

Одним или двумя- тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.

Раскатывание

Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Соединение

Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.

Прищипывание

Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.

Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых предметов.

Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок.

В старшем дошкольном возрасте, когда дети освоили все традиционные приемы работы с пластилином, можно предложить лепку на каркасе, в качестве основы можно использовать трехжильный провод.

Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.

Литература.

1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. - М: АРКТИ, 2007.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

3.Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Карапуз - дидактика», 2007.

5. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008.

Здесь мы хотим предложить вам некоторые идеи по занятию лепкой как со старшими детьми, так и совсем с малышами.

Из чего можно лепить?

Солёное тесто

Солёное тесто – идеальный материал как для первых опытов в лепке, так и для старших детей. Это абсолютно экологичный материал, который можно давать малышам с года (или после того, как ребёнок перестаёт пробовать все предметы на вкус). Старшие дети с удовольствием замешивают солёное тесто самостоятельно.

Рецепт теста

Стакан пшеничной муки

Полстакана мелкой соли

Четверть стакана воды

1 ст. ложка растительного масла

По желанию можно добавить в тесто или воду несколько капель пищевого красителя.

Тесто можно хранить в закрытой коробочке несколько дней.

Готовые изделия из солёного теста детки могут оставить сушиться в течение суток в тёплом сухом месте или в духовке в течение часа при низкой температуре.

Высохшие поделки можно раскрасить красками.

Пластилин

Пластилин подходит для детей более старшего возраста. Он жёстче, поэтому малышам будет сложнее справиться с ним. Мягкие заменители пластилина, хранящиеся в закрытых баночках, не являются экологичным материалом, обычно имеют сильный запах и слишком яркие цвета, поэтому их следует полностью заменить солёным тестом.

Обычный же пластилин можно использовать для поделок старших детей. Преимущество его перед солёным тестом в том, что поделки можно украсить множеством мелких деталей и узоров.

Глина

Глина лучше подходит для старших детей. В Монтессори-группах дети часто занимаются изготовлением глиняной посуды. Дети с 5 лет могут пробовать работу с детским гончарным кругом. Высохшие поделки можно раскрасить и использовать для украшения комнаты или в играх.

Пчелиный воск

Лепка пчелиным воском очень распространена в вальдорфской педагогике. Лепить из воска немного сложнее, чем из пластилина, но тёплый и ароматный воск очень приятен, поэтому лепку воском стоит попробовать как сенсорный опыт. Натуральный пчелиный воск растапливают на водяной бане и лепят различные фигурки. Обратите внимание, что воск, застывая, прилипает и его трудно отмыть от поверхностей, поэтому лучше лепить на клеёнке.

Остывшие фигурки из воска вы можете легко снова расплавить на водяной бане.

Варианты лепки для детей разных возрастов

Детям до 1,5 лет

Для детей данного возраста лепка является одним из видов сенсорных материалов. Идеальной в этом возрасте будет работа с солёным тестом. Давайте детям мять тесто в ручках. Не предлагайте никаких образцов для лепки. После года вы можете показывать малышу, как отрывать маленькие кусочки теста, пробовать катать из них шарики и «колбаски».

Детям от 1,5 до 3 лет

Предлагайте:

  • мять различные материалы для лепки: солёное тесто, пластилин, глину, воск… (сенсорный опыт работы с материалами). Не давайте детям никаких образцов для лепки;
  • отрывать кусочки пластилина, лепить шарики и «колбаски»;
  • отрезать кусочки пластилина ножиком или ножницами;
  • отрывать (отрезать) кусочки пластилина и клеить на заготовку (мухомор, яблоня и т. п.);
  • лепить фигурки из солёного теста или пластилина при помощи специальных формочек;
  • дополнять лепку природными материалам, бусинками, пуговицами.

Детям от 3 лет и старше

Предлагайте:

  • лепить фигурки из любых материалов (солёного теста, воска, пластилина), желательно ребёнку лепить самому, без образцов;
  • лепить фигурки из любых материалов (солёного теста, воска, пластилина) при помощи специальных формочек;
  • дополнять пластилин (солёное тесто, пчелиный воск) природными материалами, бусинами, пуговицами и т. п.
  • делать картины из пластилина: картинки на бумаге или картоне закрашиваются разноцветным пластилином;
  • украшать пластилином с природными материалами (или бусинами, стразами, пуговицами) вазочки, рамочки;
  • прокалывать шарики из солёного теста палочкой, затем высушить и, продев нитки, сделать бусы.
  • лепить из сладкой мастики украшения домашних тортов;

Простой рецепт мастики

200 г сгущённого молока

160 г сухого молока

160 г сахарной пудры

15 г лимонного сока

Пищевой краситель по желанию.

Все ингредиенты тщательно перемешать.

  • сортировать мелкие предметы по цвету, приклеивая к пластилину разного цвета;
  • лепить буквы и цифры из пластилина;
  • лепить из глины;
  • работать на гончарном круге (с 5 лет).

Пирожки могут выпекаться очень быстро. Секрет, как лепить пирожки, очень простой – готовое тесто, готовая начинка, 5-8 минут и вы – шеф-повар, принимающий поздравления. В качестве готовой начинки годится варенье, повидло, вареная сгущенка, рубленая ветчина, сыр, брынза, вареная картошка, сосиски или сардельки – любые продукты, уже прошедшие тепловую обработку. Пирожки со свежими ягодами и фруктами, овощами или фаршем обычно готовятся дольше. За одним единственным исключением – чебуреки из тонкого слоеного теста во фритюре. В чебуреки кладут сырой фарш и готовятся они в раскаленном масле за считанные минуты. Но это — тема совершенно другой статьи.

Мы рассмотрим несколько способов, одинаково простых для реализации, но с разными временными затратами. Не всегда большие затраты по времени дают самый красивый результат. Эффектные треугольники из слоеного теста готовятся 10 минут, из которых 3 уходят на нарезку теста, остальное время вы наблюдаете за пирожками через окно духовки.

Простые пирожки на кефире

Самый простой вариант сытных кефирных пирожков с мясной, картофельной или луковой начинкой. Если у вас нет даже полуфабриката теста, но есть стакан кефира, мука, яйцо, растительное масло и немного соды – вы уже можете сделать простейшие кефирные пирожки без дрожжей. В качестве начинки подойдет вареная картошка, жареный лук, рубленая зелень, яйцо или смесь всех перечисленных компонентов.

Совет: любой мясной рецепт начинки выигрывает при добавлении ветчины и сыра.

Время приготовления кефирных пирожков – около 20-40 минут в зависимости от способа обжарки и количества пирожков.

Как сделать простейшее тесто

Смешайте кефир, яйцо, пару тройку ложек растительного масла и добавляйте муку, пока не получится вязкое легкое тесто. В конце добавьте примерно четверть чайной ложки соды и еще раз перемешайте. Из вязкого кефирного теста особых изысков и плетений делать не нужно – все расплывется. Для простых пирожков оптимальна простейшая вытянутая форма. Кефир в данном случае – условное название жидкого молочнокислого продукта. Можно готовить и на айране, простокваше, ряженке, йогурте. Важно наличие живых молочнокислых бактерий, обеспечивающих поднятие и пушистость теста.

Как лепить кефирные пирожки

  • Готовое тесто соберите в шар прямо в емкости, в которое перемешивали, переложите на присыпанную мукой доску и слепите равномерную по всей длине колбаску.
  • Отрезайте от колбаски равные куски и раскатывайте или разминайте руками в круглую лепешку.
  • Точно в середину кладите начинку. Начинки можно класть не жалея. Норма начинки для сытного пирожка – столовая ложка с горкой.
  • Сведите вместе противоположные края лепешки и защипните. Так пирожок получится ровным. Закончите шов, об аккуратности можно особо не беспокоиться. Важно, чтобы начинка оказалась внутри и не вываливалась.
  • Переверните пирожок швом вниз и дайте отлежаться, пока готовите остальные пирожки.
  • Тем временем подогрейте духовку до 150 градусов. Смажьте противень маслом, выложите пирожки на противень и выпекайте при 180 градусах 15 минут.

Кефирные пирожки необязательно даже готовить в духовке. Их можно пожарить с двух сторон на сковороде в масле. Жареные пирожки особенно вкусны сразу после приготовления.

Дрожжевое или бездрожжевое тесто для пирожков

Существует разница температурных режимов и времени выпекания для дрожжевого и бездрожжевого теста. Бездрожжевое тесто можно смело ставить в заранее максимально прогретую духовку без малейшего ущерба для качества конечной продукции.

Дрожжевое тесто постоянно требует времени на «отдохнуть». Тесто раскатано – пусть отдохнет полчасика. Пирожки вылеплены – пусть отдохнут. Переложили на противень – снова отдых. Если тесту не давать отдыхать – оно будет «капризничать» и пирожки получатся совсем «не такие». Дрожжевое тесто ставят в духовку, подогретую максимум до 120-150 градусов. Иначе оно не успеет подняться. Как вы поняли, дрожжевые пирожки требуют к себе очень много внимания.

Важна ли форма теста

Форма теста и способ лепки пирожков на самом деле очень важны для вкусовых качеств. Тесто пропекается по разному, начинка удерживается внутри или выползает на румяную корочку. Все в детстве задумывались, почему слойка вкуснее обычной булочки и почему сосиска в тесте вкуснее, если тесто намотано полоской? Действительно, при наматывании полоски теста увеличивается контакт мясной начинки и булочки, полоска лучше пропитывается ароматом.

Сосиски в тесте

Если вы готовите сардельки или сосиски в тесте, наматывайте тесто спиральной полоской, слегка ее перекручивая. Это относится и к слоеному, и к дрожжевому тесту. Перекручивание не позволит тесту слишком подняться. Огромная булка с затерявшейся в глубине сосиской не слишком привлекательна.
Приготовление сосисок в тесте из готового слоеного теста занимает около 15-25 минут.

Треугольники из слоеного теста

Самый экономный способ, как лепить пирожки из готового слоеного теста – это треугольники. Плюсы – полное отсутствие обрезков, максимальная быстрота приготовления, некоторая элегантность внешнего вида. Элегантность и красоту легко усилить при помощи надрезов и насечек, которые позволят слоеному тесту пышно раскрыться в надрезанных местах.

Совет: делайте надрезы простой формы – не прогадаете.

Порядок приготовления пирожков из слоеного теста:

  • Разморозьте слоеное тесто и раскатайте скалкой. Удобнее сразу раскатать пласт теста, чем каждый квадратик по очереди. Если скалки нет – подойдет любая гладкая стеклянная бутылка.
  • Разрежьте тесто на квадраты или прямоугольники. Идеальная точность не нужна, вымерять стороны квадрата линейкой не обязательно.
  • На середину каждого квадрата положите начинку – сырную, ветчинную, творожную или просто ложку варенья.
  • Сложите треугольник пополам и слегка прищипните края. Сильно прищипывать края слоеного теста не нужно.
  • Нанесите на треугольники насечку, которая придаст выпечке оригинальность. Кладите на противень и отправляйте в духовку. Время приготовления в прогретой духовке – около 7-10 минут.

Как лепить квадратные пирожки

Квадратные пирожки можно лепить из слоеного дрожжевого и бездрожжевого, обычного или песочного теста. Из любого плотного теста получаются отличные квадратные конверты. Основное требование к начинке квадратных пирожков – она должна быть достаточно плотной, не растекаться и не рассыпаться.

  • Раскатайте и порежьте тесто на квадраты, как в прошлом рецепте.
  • Положите на середину начинку, лучше скатанную в шарик.
  • Поднимите края квадрата и скрепите сверху.

Перед выпеканием смажьте пирожки маслом или взбитым яйцом – получится аппетитная корочка.

Защипывание нередко расходится, и пирожок раскрывается. Важно, чтобы и в раскрытом виде пирожок выглядел аппетитно. Требования к начинке обусловлены именно этим свойством.

Тот же способ хорошо выглядит на больших мясных пирогах. Защипывание наверх позволяет положить в пирог много начинки. Пирог с курицей или рыбой лучше всего лепить именно этим способом.

Большие пироги пропекаются долго, как минимум 20-30 минут.

Как лепить пирожки по типу круассанов

Обычный круассан лепится совсем просто. Треугольник слоеного теста скатывается трубочкой вокруг гипотенузы – самой длинной стороны.Рассмотрим другие, более затейливые варианты, не требующие значительных усилий.

Рогалик с насечкой

Прямоугольный или округлый кусок слоеного теста до половины надрезается лапшой. Это можно сделать ножницами, ножом, роликом для пиццы.
В неразрезанную половину заворачиваем начинку и докручиваем до конца. Полученный рогалик с насечкой можно изогнуть дугой или кругом.

Вариант слоеного круассана в форме солнца

Артековские пирожки с маслом можно слепить при минимальных затратах времени. На округлую лепешку слоеного теста положите кусок масла. Можно присыпать сахаром, корицей, перетертым маком или положить творожную начинку.
Сложите окружность пополам, лучше слегка неровно, чтобы одна половинка выступала больше. Сделайте несколько лучей – надрезов и слегка разверните получившийся пирожок. Выпекаются такие пирожки почти мгновенно – за 7-10 минут.

Как слепить пирожок в форме розы

Для основы потребуется плотное и эластичное тесто. Можно слоеное. В качестве начальной формы можно взять круг или квадрат. Выполните насечку, не доходя до середины, положите в центр начинку и оборачивайте ее лепестками теста, растягивая и выгибая форму. Сформируйте розочку, смажьте маслом и запекайте при 180 градусах до готовности. Готовность можно проверить зубочисткой – если зубочистка, которой вы проткнули пирожок, сухая, без следов теста — все готово.
Для красивого результата потребуется опыт и сноровка. Если вы ходили в художественную школу – у вас точно все получится.

Конвертик

Вылепить розу – не каждому по силам. Сейчас мы покажем, как лепить пирожки, которые будут восприняты домочадцами «на ура» и по простоте изготовления превосходят любые варианты.

Нарежьте слоеное тесто треугольником. Поместите к центр каждого треугольника немного варенья, повидла или другой начинки. Кусочек сыра или ложка творога – отличный вариант. Загните острые углы треугольника внахлест. Готово! Не нужно защипывать, вылепливать. Это самый простой способ, как лепить пирожки вообще без усилий.
Результат получается вполне презентабельным и оригинальным. Если внутрь положить сыр, ветчину, ломтик помидора, а сверху присыпать крупно молотым перцем – получится потрясающая мини пицца.

Многие думают, что тайное знание, как лепить пирожки, передается исключительно от заботливой мамы или бабушки. Лепка пирожков была священнодействием и занимала целый вечер. Пироги, караваи, плюшки, слойки выпекались к праздникам и торжествам. Между тем пирожки – отличная еда в дороге. Хорошие пирожки обычно сохраняют свежесть целых 3 дня. Начинка внутри оболочки из теста не высыхает и не рассыпается. При помощи запаса пирожков можно обеспечить вкусное и полноценное питание, например, на даче или в походе. Если пирожки одинакового размера – нет проблем с распределением порций.

Мужчина, умеющий готовить пирожки, ценится дамами на вес золота. Корзинка круассанов, приготовление которой займет от силы полчаса, способна сломить любую неприступную красавицу.

Лепить пирожки просто, особенно если использовать магазинные заготовки теста. Оригинальные сложения пирожков выглядят особенно аппетитно. Любопытство – одна из сильных сторон человека, а пирожок – это всегда загадка.

Способы и приёмы лепки в разных возрастных группах детского сада.
По вопросу работали: Хализова Н.Б.; Касминская В.Б.

Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто). Лепка из твёрдых материалов называется ваяние.
В детском саду используется в основном пластилин и глина. Лепкой начинают заниматься с 2 лет. Вид лепки – предметная.
В средней группе – сюжетная лепка, два предмета (например, колобок встретил зайца).
В старшей группе – декоративная лепка, которая требует украшения.
В подготовительной группе – все виды лепки.
Существует 3 способа лепки:
1. конструктивный – предмет делится из отдельных частей, затем скрепляется;
2. пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования;
3. комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов.
Лепка в первой младшей группе. Лепные работы детей характерны неотчётливой формой, потому, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё не развиты и слабо координированы. В этот период в основном знакомят с глиной и производят с ней игровые действия (расплющивают, отрывают комочки). Перед детьми не ставится цель что-либо изобразить. Этот период называется до изобразительный. Под руководством воспитателя дети постепенно начинают изображать определённые предметы.
Задачи:
1. заинтересовать детей новым видом деятельности – лепкой;
2. познакомить детей с материалами и показать его изобразительные возможности;
3. воспитывать у детей желание самим лепить несложные предметы;
4. обучать простейшим техническим приёмам (отрывать, раскатывать, соединять части);
5. приучать детей к выполнению определённых правил, культуре труда (работать на дощечке, не разбрасывать, не пачкать).
Программа дана на весь год, не распределяется поквартально.
Методы и приёмы.
Детей распределяют на небольшие подгруппы, 5-6 человек. Занятие проводится 5-8 минут с каждой подгруппой. Со второй половины года занятия проводятся фронтально. Основной приём это показ и подробное пояснение своих действий («Я беру кусок пластилина на левую ладошку, накрываю правой и катаю вперёд назад…). Можно проводить занятия, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Использование игровых приёмов и их обыгрывание. По мере приобретения навыков при работе с глиной, дети могут лепить по собственному замыслу, но при этом напомнить, что до этого лепим (например, хлебные палочки, колбаски, карандаши, мячики и т.д., а теперь лепите, кто что будет). Положительная оценка деятельности детей.
Лепка во второй младшей группе. Дети этой группы, более подготовленные к занятиям по лепке. Занятия проводятся со всей группой (фронтально). Дети знакомы с материалом и знают, что можно лепить. Однако, ещё не существует связи между движением рук и формой (если шар, не сможет сообразить как его скатать).
Программные задачи обучения.
I квартал:
1. совершенствовать у детей умения раскатывать ком глины между ладонями прямыми движениями (карандаши, столбики для забора, колбаски);
2. учить детей соединять концы валика, для получения кольца (бублик, баранки, колёсики);
3. учить детей раскатывать между ладонями конусообразную форму (морковка), путём вытягивания одной стороны;
4. учить лепить предметы округлой формы, скатывать ком глины круговыми движениями (шарики, мячики, яблочки);
5. учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких частей (пирамидка, снеговик), накладывание одной части на другую и придавливается (соединение частей).
II квартал:
1. учить детей расплющивать шар, для получения диска (блинчики, лепёшки, торт, украшая мелкими шариками;
2. учить детей защипывать края формы пальцами от общего куска глины (блюдца; защипнуть кроя сделать пельмень; пирожки – сверху защипнуть гребешок).
III квартал: учить детей лепить предметы состоящие из нескольких частей, одинаковой и разной формы (гриб, неваляшка, пирамидка, матрёшка, корзинка).
IV квартал: в летний период идёт закрепление знаний полученных в течении года.
Методы и приёмы обучения.
1. обследование предмета (ребёнок обводит предмет, катает его между ладонями, чтобы ощутить форму);
2. показ и объяснение;
3. игровые приёмы
4. анализ всех работ (положительный).
Лепка в средней группе. У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилась регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия. Однако, результат работы ещё мало отличается от младшей группы, т.к. дети ещё не владеют способами изображения. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания).
Задачи:
1. продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям по лепке;
2. уточнять представления о формах предметов, их строении, пропорциях и деталях;
3. учить детей техническим навыкам (лепить формы пальцами, плотно скреплять части, делать мелкие детали путём прищипывания);
4. учить детей самостоятельно использовать некоторые способы лепки и выбор темы на занятиях по собственному замыслу.
Лепка в старшей группе. К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке. Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий из глины. Происходят перемены и в психике детей, более устойчивым становится внимание, улучшается память, дети могут представить себе предмет и затем его лепить. Движения во время лепки более точные, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев. Однако создавая предмет дети мало работают над уточнением форм. Объясняется это тем, что для них важны наличие частей предмета и чисто внешние признаки форм. На основе сформированных зрительных образов, дети лепят чаще предметы в движениях, но, как правило, не задумывают заранее действие. Содержание занятий в старшей группе всё более усложняется, дети 5-6 лет лепят разнообразные формы, несложные сюжеты и появляется декоративная лепка (украшение предметов). Дети старшей группы больше лепят по представлению и по замыслу.
Задачи:
1. продолжать поддерживать у детей интерес к занятиям по лепке;
2. учить детей передавать во время изображения основной характер форм (пропорции, строение, наиболее характерные детали);
3. учить детей создавать сюжетные композиции;
4. обучать детей декоративной лепке: украшать изделия налёпами, углублённым рельефом, расписывать гуашью или ангобами (краситель, который сделан из глины другого цвета);
5. обучать детей пластическому способу лепки, т.е. лепке из целого куска.
I квартал. В начале года дети лепят наиболее простые, знакомые предметы и учатся передавать характерные детали. Чтобы дети научились передавать характер формы, они лепят не один предмет, а несколько, ярко выраженной формы (груша, яблоко, морковь, свекла). Дети также лепят фигуры, как из целого куска, так и по частям (лебедь, петух, утка), а так же фигуры человека.
II квартал. Дети лепят фигурки животных (по частям). Появляется лепка фигуры человека, которую ставят на ноги. Можно передавать движения этих фигур (посадить на санки, при лепке снежной бабы, девочка опирается на снежный ком). Для устойчивости фигуры можно использовать третью точку опоры (у Деда Мороза – посох, у Снегурочки – ёлочка).
Сюжетная лепка – сначала лепится подставка 1-1,5см. – толстая, к ней примазываются фигурки.
Программа старшей группы предусматривает лепку посуды новым способом, который называется ленточный (сначала лепится дно, затем всё остальное). Желательно посуду оформлять, иногда расписывают (на рисовании). С детьми можно делать различные изделия в декоративном плане (бусы, кулоны, блюда, подносы).
III квартал. Расширяются знания детей об окружающем и совершенствуются умения в лепке. Фигурки становятся более выразительными. Большая часть занятий посвящаются сюжетной лепке (по сказкам). Дети лепят по представлению.
IV квартал. Только закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Методы и приёмы обучения.
Использование натуры. Полный показ приёмов изображения в старшей группе почти не применяется. Показываются только новые приёмы. Беседа направлена на решение композиции (какая должна быть подставка, как примазать). Применяются игровые приёмы (например, «ребята, мы сегодня будем гончарами»). Используется художественное слово (загадки, стихи).
Анализ детских работ. Что мы делали? Какое было задание? Сказать, что хорошо получилось, что не очень, не называя конкретных имён детей.
Лепка в подготовительной группе. Лепные изделия детей выразительнее, интереснее, разнообразнее, так как у детей накопился запас представлений. Во время наблюдений дети более полно воспринимают явления окружающей действительности и лучше ориентируются в пространстве. У детей появляется желание передавать форму, пропорции, детали дополняющие образ, они более точно могут передавать движения. Но не смотря на это, форма предметов остаётся так же обобщённой. Это свидетельствует о том, что детям 6-ти лет ещё не доступно полное изображение всех особенностей формы, они лепят лишь её основу.
Задачи.
1. Учить передавать характерные движения человека и животного (лошадь скачет, девочка танцует);
2. Развивать у детей чувство композиции лепить структурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции, динамику, соотношение предметов по величине;
3. Учить лепить посуду разными способами (ленточный, круговой налёп, выбирание глины);
4. Продолжать учить детей выполнять декоративную лепку разными способами;
5. Учить лепить предметы по представлению и с натуры.
I квартал. Перед воспитателем стоит задача научить детей лепить предметы характерной формы. В начале года им предлагают лепить два однородных предмета, но разной формы (2 яблока: одно вытянутое, другое округлой формы; 2 помидора и т.д.). Учить детей лепить предметы в движении (2 петушка: один поющий, другой клюющий зёрнышки). Дети лепят фигурки человека. Предлагается лепить соблюдая пропорции. Кроме этого дети лепят различных животных.
II квартал. Основное внимание направленно лепке сюжетных композиций. Учат лепке посуды двумя новыми способами: лепка из колец, выбирание глины – лепится внешняя форма, а затем степлером из нутри затирается, делаются внутреннее углубление. Перед украшением изделие выравнивается, делается ровная поверхность.
Работа декоративная – по мотивам глиняных образцов.
III квартал. Большое внимание уделяется коллективной работе (птицеферма, зоопарк, футбольное поле). Даются мерки, чтобы знать каждый размер фигурки. Предлагаются картины, предметные ситуации, дети выбирают, что им нравится и лепят.


Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову Ращупкина Светлана Юрьевна

Способы лепки

Способы лепки

Итак, существует несколько способов лепки:

конструктивный способ подразумевает изготовление предмета из нескольких деталей, начиная с самой крупной части. Например, при выполнении человека в первую очередь следует вылепить туловище, затем ноги, руки, голову и т. д.

Все детали сравнивают по величине и пропорциональности, парные лучше всего лепить из заранее заготовленных одинаковых кусочков глины. Все части присоединяют к изделию постепенно. В последнюю очередь изготавливают самые мелкие детали. Так, например, лепят дымковские игрушки;

При пластическом способе лепки все детали вытягивают из одного куска глины, поэтому он подходит только для изготовления простых по силуэту фигурок, например уточки, петушка, птички-невелички и других животных филимоновской и каргопольской игрушки. По этой же причине фигурки, вылепленные пластическим способом, передают образы условно;

комбинированный способ объединяет первые два. Например, дымковский индюк изготовлен из цельного куска глины, но голову и хвост лепят отдельно и присоединяют к туловищу птицы в последнюю очередь. Обычно этот способ применяют для создания композиционных работ;

рельефная лепка – это нанесение рисунка на раскатанный пласт глины, толщина которого не менее 0,8 см, а поверхность гладкая и ровная.

Сырую глину перед работой требуется немного подсушить.

Рисунки наносят несколькими способами. Первый способ можно выполнить стекой, зубочисткой, кончиком ножа.

Рельефная лепка (первый способ)

Второй способ рельефной лепки состоит из наложения на пласт глины шариков, жгутиков, полос и т. д.

Рельефная лепка (второй способ)

Третий способ рельефной лепки – это выбирание глины. Для этого берут пласт глины толщиной не менее 3 см и стекой наносят рисунок. Затем с поверхности пласта со всех сторон рисунка снимают одинаковый слой глины. Таким образом, рисунок получается выпуклым.

Посуду изготавливают при использовании других способов лепки. Итак, это техника отщипывания, кругового налепа, спиральная техника и ленточный способ.

Отщипывание выполняют разными способами. Так, при лепке из шара в середину заготовки вдавливают большой палец, чтобы углубить и расширить стенки чашки, толщина которых должна быть одинаковой. Форму стенкам придают указательными пальцами, перемещая их навстречу друг другу с внутренней и внешней стороны.

Крупные сосуды можно выполнить путем кругового налепа, подготовив основание изделия, на котором следует сделать насечки для обозначения места присоединения первой полоски. Все полоски должны быть одинакового размера и увлажнены. Выкладывают их последовательно, заглаживая внутренние швы деревянной стекой, используя шликер и постепенно поворачивая форму.

Каждый кусочек глины прикладывают к основанию, прижимают указательным и большим пальцами и вытягивают стенки вверх. После выполнения нескольких кругов изделие надо немного подсушить, после чего продолжить наращивание стенок.

Этот способ можно применять и при лепке с помощью формы, дно которой с внутренней стороны надо выложить хлопчатобумажной тканью. Затем можно поднимать стенки по спирали, выравнивая их с внутренней стороны.

Спиральная техника представляет собой изготовление изделия из отдельных жгутов. Начинать работу нужно с создания эскиза, потом глину разделяют на одинаковые шарики и изготавливают из них одинаковые по длине и толщине жгуты. Основание сосуда можно сделать из пласта глины или жгута, свернув его по спирали и разгладив его стекой с внутренней стороны. Край основания надо смочить водой.

Кончик жгута срезают по диагонали, чтобы второй слой лег ровно, без излома. Кроме того, соединения жгутов не должны располагаться друг над другом. Каждый жгут необходимо промазать шликером и положить на внешний край предыдущего жгута, после чего стекой осторожно, не повреждая формы изделия, места соединения жгута и основания немного сдавливают. Форму изделию придают, меняя диаметр следующего круга жгутов.

Изготовление предмета происходит в несколько этапов. Через каждые несколько жгутов изделие необходимо подсушивать, чтобы следующие слои не придавили предыдущие. Готовое изделие высушивают вверх дном. Таким образом, можно изготовить сосуд любой формы.

Если жгуты пересекают хаотично, то стенки сосуда надо выполнять на ровной поверхности и затем соединить их на цилиндре, предварительно покрыв его бумагой.

Сосуд, выполненный в спиральной технике

Ленточным способом изготавливают бочонки, шкатулки, горшки и т. д. Для этого глиняное тесто делят на одинаковые куски, которые раскатывают в жгуты. Затем на стол, покрытый хлопчатобумажной тканью, укладывают деревянные рейки для обозначения границ глиняного пласта. Между ними выкладывают жгуты, раскатывают их в пласт, а затем разрезают на полоски шириной не более 3 см, причем длина каждой должна соответствовать длине окружности основания данного изделия.

Первую полоску укладывают на основание с насечкой так, чтобы ее верхняя сторона смотрела на внешнюю сторону изделия. Вторую полоску присоединяют к концам первой встык. В местах их соединения изнутри делают насечки, после чего на них укладывают жгут и замазывают шов, выравнивая поверхность.

Все следующие полоски выкладывают точно так же, заглаживая места соединения, чтобы их не было видно.

Места соединения жгутов не должны совпадать. Конструкции их полос могут быть разнообразны.

Самыми практичными горшками для цветов считаются те, что изготовлены из красной и темно-желтой глины, так как они более прочные и лучше сохраняют тепло при понижении температуры.

Изготовление панно с помощью ручного оттиска форм. В данном случае гипсовую форму заполняют глиной путем отщипывания и вдавливания кусочков, после чего верхний слой выравнивают.

После высыхания изделие вынимают из формы и досушивают, как обычно.

Из книги Любительское рыболовство [с иллюстрациями] автора Куркин Борис Михайлович

СПОСОБЫ УЖЕНИЯ РЫБ УЖЕНИЕ МИРНЫХ РЫБ_Амур белый_ разводится лишь в прудовых хозяйствах. Однако, хотя и в небольшом количестве, проник во многие естественные водоемы, вблизи которых расположены эти хозяйства. Так, его появлению в р.Роси, а затем и в Кременчугском

Из книги Входные ворота ушу автора Яоцзя Чэнь

Из книги Спортивная ловля рыбы автора Сабунаев Виктор Борисович

Из книги Особенности ловли рыб семейства окуневых автора Филипьечев Алексей Олегович

Из книги Ягодники. Руководство по разведению крыжовника и смородины автора Рытов Михаил В.

4. СПОСОБЫ ЛОВЛИ Существует много способов ловли на поплавочную и донную удочки, отличающихся друг от друга выбором места, снастью и техникой ловли. Прежде всего следует различать ловлю без течения в озерах, речных заводях и ловлю на течении в реках. Ловля на течении также

Из книги Как из хобби сделать бизнес. Монетизация творчества автора Тюхменёва Анна

Способы ловли Ловля с поплавком-грузомСпособ ловли, обычно применяемый на мелководье, заросшем водной растительностью, а также на основной струе течения с весны до осени. Насадку берут в основном животного происхождения, можно использовать стрекозу, хруща, овода,

Из книги Изделия из керамики автора Дорошенко Татьяна Николаевна

Из книги Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову автора Ращупкина Светлана Юрьевна

Из книги Ловля карпа, леща, толстолобика, белого амура. Секреты и хитрости успешной рыбалки автора Сторожев Константин

Из книги Домашняя грибная ферма. Вешенка, шампиньон, шиитаке автора Богданова Нина Евгеньевна

Из книги Косметика и мыло ручной работы автора Згурская Мария Павловна

Другие материалы, использующиеся для лепки В настоящее время магазины для творчества предлагают много разных материалов для лепки, поэтому имеет смысл разобраться, чем же они отличаются от глины, которая является самым древним из них и всегда популярна у детей, несмотря

Из книги Большая энциклопедия дачника автора Вечерина Елена Юрьевна

Приготовление глины для лепки. Основные этапы работы с глиной Глину для лепки можно купить в художественных салонах, где она продается в готовом виде в брикетах разного объема (от 0,5 до 3 кг). Держать ее надо в запечатанном виде, чтобы сохранить влагу. Однако магазинная

Из книги автора

Способы ловли В литературе, посвященной приемам и методам ловли, еще совсем недавно ловлю на толстолобика и белого амура относили в раздел спортивной. Объясняется это тем, что его воспроизводство в естественных условиях в наших широтах невозможно, тем более в водоемах,