Как в горшке из бумаги сделать траву. Как сделать траву, хвойные и лиственные деревья на диораме. Из чего травянчик? Из опилок и травы, вестимо

  • 29.08.2019

Занимаясь моделизмом, многие со временем приходят к мысли, что именно от мелочей зависит общее качество работы. Полностью с ними соглашусь. Более того - наберусь смелости утверждать, что только от тщательной проработки всей мелочёвки, находящейся на подставке с вашей работой, зависит, как её будут воспринимать зрители - как кусочек реальной жизни, или как яркую (пусть даже и очень качественно покрашенную) игрушку.

Ни для кого не секрет, что ВИМ изначально начала существование как создание объёмных иллюстраций к справочникам по военной истории. И именно поэтому многие из тех, кто серьёзно занимается этим хобби, придают в своих работах такое значение точнейшему соответствию историческим реалиям.
Но здесь, на мой взгляд, есть некий подводный камень, на который многие попадают. Любая миниатюра, сделанная даже максимально достоверно, но стоящая на простой гладкой подставке, в зрительном восприятии теряет очень многое.
Речь идёт вот о чём:
Если, к примеру, фигурка собрана и покрашена только с одной целью - служить неким техническим пособием, которое можно рассмотреть буквально со всех сторон, а главная цель - максимальное историческое соответствие прототипу, то такую работу действительно, вполне можно оставить на совсем примитивной «условной» подставке.
Но, если кроме перечисленного с миниатюрой проведена большая работа по её «оживлению» (тонирование, загрязнение, запыление и т.д.), если автор пытается до нас донести некие эмоции, то здесь уже отсутствие такой же тщательно проработанной и логически оправданной подставки, выглядит, на мой взгляд, как недостаток чего-то очень важного.

И наоборот - если окружающий антураж тщательно продуман и скрупулёзно выполнен, то и сама миниатюра в нём будет смотреться совсем по-другому.

Теперь давайте перейдём к более практическому разговору, который, надеюсь, будет интересен не только новичкам, но и тем, кто уже давно сделал свои первые шаги в моделизме.

Самих способов изготовления миниатюрной флоры существует несколько. Для этого годятся:
- готовые наборы различных фирм,

Засушенные фрагменты настоящих цветов и растений,
- изготовленные своими руками из подручных средств (бумага, фольга, пакля, ворс и т.д.).

Но, по своему опыту скажу - наиболее реалистичный и качественный вид имеет подставка, на которой применялось сочетание этих трёх способов.

Ещё один очень важный момент - здесь как нигде актуален принцип: «Бывает или быстро, или хорошо». Поэтому не спешите засыпать землю толстым слоем монотонно-одинаковой «железнодорожной» травы, жутковатым резаным поролоном или засаживать её густыми пучками одинаково стриженной щетины. Поверьте, такая растительность похожа на настоящую природу только в вашем собственном воображении.

«Сажая» свои заросли, лучше это делать не торопясь и очень вдумчиво, буквально по травинке. При этом нужно постоянно оценивать всю композицию «в целом», как в плане её цветового решения, так и в плане разнообразия фактуры и размера ваших «саженцев».
«Посадка» травы должна происходить в определённом порядке, как бы ярусами - от самых высокой, к самым низкой. А очерёдность работы - от центра подставки, к её краям (если другой вариант не задан сюжетом).
Порядок «от центра - к краям» можно ещё нарушить, если на подставке присутствуют какие-то строения или сооружения. В этом случае самые высокие и крупные растения лучше располагать рядом с этими предметами.

И ещё одно обязательное правило - необходимы «акценты».
Многие из вас наверняка замечали, что, к примеру, та же трава на улице только при беглом взгляде выглядит однообразной (по высоте и по цвету). Но стоит повнимательнее глянуть, как становится хорошо видно, что в общей массе обязательно выделяются более высокие, и более крупные отдельные особи. Да и цвет зелёной растительности тоже не так уж однообразен, как нам кажется.
Всё это обязательно нужно делать и на своих работах. Только тогда это будет выглядеть не как крашенная стриженая щетина, а как кусочек реальной природы.
И в качестве таких «акцентов» могут быть:
- отдельные высокие травинки,
- чётко «читаемые» в общей массе листья отдельных растений,
- отдельно растущие цветы,
- фрагменты ландшафта, отличающиеся по цвету (более пожухлые, более «сочные» и т.д.)

Ещё, о чём стоит упомянуть, это о том, что, с помощью одной только «травы» уйти от некоторой монотонности и однообразия на подставке очень сложно. Победить это нам поможет введение дополнительного «наполнения». Для этого на земле должны появиться палки, крупные камни и опавшие листья.
Здесь должны соблюдаться всё те же правила - при монтаже не торопиться и постоянно оценивать общий вид, гармоничность и логичность изображаемого ландшафта.
Так же не забываем и здесь о расстановке «акцентов». И если палки и крупные камни уже сами по себе являются такими акцентами, то с опавшей листвой нужно поработать. В её общей, достаточно бесформенной массе, должны хорошо выделяться отдельные листья привычной нам формы, с чётко очерченными краями.

В качестве примера хотел бы привести одну из своих давних работ (54 мм).

Поэтапно это выглядело следующим образом:
1. Установка на подставке предварительно окрашенной ограды (металлическая, из набора самой фигурки).
2. Имитация грунта (земля и песок различных фракций + ПВА).
3. Изготовление камня (лепка из миллипута + покраска).
4. Красим и тонируем землю согласно выбранного сюжета, ландшафта и времени года.
5. «Посадка» и покраска травы (смесь искусственных материалов и засушенного натурального «гербария»).
6. Приклеиваем опавшие листья (семена растений, нарезанная сухая трава, готовые бумажные листья фирмы Kamizukuri).

Как видите, здесь я постарался соблюсти все правила, перечисленные выше. В результате, как мне кажется, получилось достаточно реалистично. И уж в любом случае лучше, чем просто ровная земля, или однотонный ковёр из аккуратно подстриженной щетины.

И ещё пара слов о технологии…
Если фигурка или какой-то крупный предмет, мешают «высаживать» растительность, то можно сделать так (в данном случае 1:35):
Траву закрепляем на отдельных кусочках картона, там её обрабатываем, и красим, и уже после этого готовые фрагменты размещаем на общей подставке, в заранее приготовленных местах.
То же самое делается с крупными растениями.

........................................ ..........

И ещё один веский аргумент, говорящий о том, что микро-садоводство - дело нужное.
Если фигурка сделана очень хорошо, то тщательно проработанная растительность вокруг неё, прекрасно дополнит общую картину качественной работы.
А если с миниатюрой получилось не очень, то окружающий ландшафт мягко замаскирует эти недочёты, оттянув на себя часть зрительского внимания.

Это я всё к тому, что на мой взгляд в моделизме нет второстепенных мелочей!
Потому что никто из зрителей не рассматривает наши миниатюры издалека. После первого «охватывающего» взгляда, каждый норовит тут же приблизиться на «расстояние запаха». И вот тут уж сразу будет видно, что на самом деле стоит на подставке - красивая кукла на зелёной пакле, или маленький живой человек на настоящей траве.

(в тексте использованы фотографии с сайта

Использование травки из искусственных материалов безгранично. Это отличная почва для творческих подвигов как любителям создавать оригинальные поделки, так и начинающим дизайнерам помещения.

Искусственная трава в интерьере

Как правило, внутри помещения такой материал обычно используют для современных оригинальных подходов к дизайну. Потому искусственная декоративная трава чаще всего встречается в проектах, где выбраны стили вроде минимализма или скандинавского современного направления.

Что касается непосредственно места, где применяют данный материал, то это чаще всего небольшие оригинальные скульптуры или же замена традиционного текстиля. Только представьте, что на балконе вместо подстилки у вас мягкий зеленый газон. Так же украшают и детские комнаты, где нужно мягкое покрытие.

Есть и более оригинальные варианты использования искусственной травы для декора квартиры. Ничем себя не ограничивайте и заменяйте этим материалом привычные текстиль и пластик. К примеру, оригинальные подушки из травы, некоторые даже изголовье кровати так украшают. Причем подушки могут быть небольшими на диване или же огромными в качестве зоны отдыха. Важно, чтобы выбранный клей для искусственной травы был пригодным для использования в помещении. Как правило, производители рекомендуют так называемые полиуретановые типы клея для искусственной травы. Они надежно фиксируют и не опасны для здоровья человека.

Искусственная трава для поделок

Если дизайнерские большие предметы интерьера и декора могут стоить внушительно, то украшения комнаты среднего размера вполне под силу смастерить собственноручно. К примеру, высокая искусственная трава для декора в интересных вазонах уже сама по себе отличное украшение для полок повыше в темных углах. А если использовать ее для создания топиариев или же просто оригинальных композиций, получится отлично.

Искусственная декоративная трава отлично подойдет для рождественских или пасхальных композиций с кроликом, станет основой для настенных панно, а можно и для ее использовать. Даже обычная стена из травы будет выглядеть ну очень оригинально. Искусственная трава для декора лучше всего впишется в комнаты, где использовались светлые оттенки натуральных цветов, белый, много стеклянных предметов. Комната получится легкой и просторной, полной воздуха.

Подобное изделие можно приобрести, но можно и изготовить самостоятельно. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Занятие для «садовых скульпторов» проводится на примере фигуры симпатичного зайки. Посетителям настоятельно предлагают погладить готового зверя и даже посидеть на нем верхом - так становится понятно, что вещь эта весьма крепкая и приятная в обращении. Мастер-класс длится два часа. За это время сотворить зайца с нуля и под ключ невозможно, зато ведущий Евгений Случич успел показать все самые существенные моменты процесса изготовления, включая наработанные практикой тонкости. Под его руководством я сама попробовала выполнить нужные операции, и это было очень увлекательно. Для тех, кого заинтересовала идея сделать подобную скульптуру, я расскажу про технологию ее изготовления.

Что понадобится?

Сварочный аппарат со всеми необходимыми аксессуарами.

Перчатки с резиновым напылением

Металлическая проволока (так называемая катанка) сечением 5-6 мм. Можно приобрести ее в магазине, но в пунктах металлоприемки это получится дешевле. Иногда такую проволоку строители даже выбрасывают (она используется для упаковки). Не смущайтесь кривизной проволоки - она легко устраняется.

Молоток

Штукатурная сеть с ячейкой 2×2 толщиной 1 мм, для отдельных частей - более тонкие.

Искусственный газон, желательно с «подшерстком» и прокрашенной в цвет газона подложкой. Тогда острые перегибы (например, на ушках у животных) будут пушистыми и без залысин. Цена за покрытие такого качества начинается от 750 руб. за м. Цвет и длина ворса - на ваш вкус.

Проволока толщиной около 1 мм.

Кусачки или ножницы по металлу.

Тонкогубцы

Ножницы портновские

Иглы мебельные, изогнутые дугой, лучше покрепче, длиной 8-15 см.

Леска, 0,4-0,5 мм. Более тонкая при натяжке шва она может лопаться и затруднять работу.

Обрезки металлической трубы квадратного сечения для подставки.

Очень важно делать все поэтапно и в строгой последовательности, не пропуская необходимых шагов.

Шаг 1. Создать макет

Для начала нужно придумать будущую скульптуру (желательно, чтобы она была относительно простой по форме). Затем нарисовать ее силуэт в профиль в натуральную величину на бумаге соответствующего размера. Выделить в рисунке основной контур головы с туловищем (не включая в него конечности, уши и нос).

Шаг 2. Сделать основной каркас

Согнуть нарисованный контур из проволоки, прикладывая его к рисунку. Не обязательно заранее точно вымерять длину проволоки. Недостающие куски приваривают. Готовый контур при помощи сварочного аппарата нужно установить на рабочую подставку (для удобства всей дальнейшей работы).

После этого нужно добавить силуэту объем при помощи колец разного диаметра. Широкие кольца сгибают руками, а для тонких используют в качестве болванки трубу подходящего размера и орудуют молотком. Кольца нужно приварить к силуэту во всех точках пересечения.Из этой же проволоки установить поперечные ребра жесткости, приварить все перехлесты. Пока проволока горячая от сварки, она легко гнется: нужно воспользоваться этим для придания ребрам желаемой формы. Общее количество элементов каркаса зависит от размеров фигуры: нам нужны такие ячейки, которые не дадут штукатурной сетке продавливаться даже под весом взрослого человека. Но важно и не переборщить, иначе фигура получится слишком тяжелой.

Шаг 3. Добавить к каркасу детали

Затем по соответствующим контурам следует изготовить все остальные части скульптуры (лапки, ушки и т.д.) и прикрепить их к туловищу. Затем добавить к ним дополнительные ребра жесткости и тоже приварить в точках пересечения. Сформировать при помощи этих ребер грудную клетку. Конфигурацию фигуры по ходу дела можно поправлять, если подогреть и подогнуть проволоку в нужных местах. Отдельные ошибки тоже не страшны: если что-то пошло не так, можно отрезать неправильную часть и сделать ее заново.

Внимание!

Силуэты лапы животных при установке не ставят прямо, а отводят их в наружную сторону - так фигура будет смотреться естественно. Небольшие выпуклости (хвостик, носик) удобно делать из полуколец.

Шаг 4. Обтянуть каркас сеткой

Остов готов! Теперь его нужно закрыть металлической сеткой - создать опорную поверхность. Для этого придется прикрепить к каркасу «лоскутки» штукатурной сетки один за одним, соединяя их по ходу дела друг с другом. Начинать лучше с мордочки и спины. Каждый кусок сетки притягивается к скелету отрезками тонкой проволоки длиной около 15-20 см в нескольких местах (по контуру и там, где она отходит от каркаса). Хорошо, если при вырезании сетки вы будете оставлять перпендикулярные краю «усики» - они пригодятся для соединения кусков сетки между собой (отрезки проволоки зацепляются между собой как своеобразные замочки). «Лоскутки» можно надрезать там, где сетка опирается на каркас. Все торчащие концы проволоки обязательно направляются внутрь фигуры (в противном случае она получится не гладкой, а травмоопасной).

Оставьте в боку скульптуры открытое (без сетки) окошко, в которое удобно просовывать руку. Так у вас до конца работы будет доступ к поверхности изнутри и снаружи.

Шаг 5. Снабдить фигуру шубой

К готовой металлической фигуре нужно прикрепить лоскутки искусственного газона: тоже один за другим, обязательно следя за тем, чтобы совпадало направление ворса. Каждый кусочек нужно в нескольких местах прихватить проволокой (не очень туго, чтобы «мех» можно было при необходимости подвинуть в нужную сторону). Проволоку тоже всегда заправляют внутрь фигуры. Каждый следующий лоскут пришивается к предыдущему крупными стежками мебельной иглой с леской через край. В каждой точке прикрепления и над каждым стежком нужно аккуратно распушить подшерсток иглой - тогда стыки получаются незаметными.

Шаг 6. Установить скульптуру

У готового изделия нужно заменить рабочую подставку на постоянную. Она должна быть большой по площади (чтобы скульптура не опрокидывалась) и крепкой. Используйте прочные трубы квадратного сечения. Вырезать в газоне соответствующие полосы и установить скульптуру с заглублением в землю.

Однолетние травы - это то, что неискушённые в моделизме, называют пренебрежительно «бурьян», мы же с вами, дорогие коллеги, понимаем, что без травы не может обойтись ни одна, даже самая крохотная диорама, это неотъемлемый элемент общей целостной картины, помогающий создать иллюзию подлинности происходящего.

На любом отдельно взятом участке степной целины или обочине проселочной дороги произрастают сотни или даже тысячи видов трав (рис. 77. 78), копировать все мы конечно не будем. Нашей задачей будет лишь передать общее впечатление от разнотравья фактуру, цвет, объем (рис. 79. 80). И, надо сказать, средства выраження у нас здесь довольно ограничены. Посмотрим, чем же мы располагаем? Прежде всего, имеет смысл снарядить экспедицию в лес или на ближайший пустырь за природным материалом. Причем делать это надо в течение всего лета, вернее с ранней весны до осени, на протяжении всего процесса формирования растения. Не все растение пойдет в дело, а лишь какие-то его элементы. У одного это соцветия, у другого корешки. Например, метелка соцветия камыша, разобранная на элементы по три листика, передаёт впечатление от кустиков каких-то злаков (рис. 81).

В лесу ваше внимание привлекут аппетитно-симпатичные холмики мха. Вот, казалось бы, готовые лужайки, бери и помещай в диораму. По после детального анализ приходишь к выводу, что мох слишком узнаваем и не может быть использован без его радикальною преображения. Наскитавшись вдоволь по полям, уясняешь одно: мало что в природе похоже на что-то в нужном нам масштабе.

Сухие растения весьма непрочны и рассыпаются в прах от прикосновения. Поэтому собранный и высушенный природным материал надо соответствующим образом обработать, замочить на сутки в водном 15-20% растворе глицерина. В воду можно добавить анилиновую краску нужною оттенка (Анилиновые краски краски, подученные химическим путем, растворяются в воде без осадка. Предназначены для окрашивания тканей, в магазинах бытовой химии продаются фасованными в пакетики в виде порошка или таблеток. Окрашивают не за счет укрывистости, а проникновением в структуру материала. Не имеют спязующего, разводятся горячей водой и в стеклянной посуде и могут храниться неограниченное время). При этом цвет свежей сочной зелени лучше всего восстанавливается на растении, в процессе сушки полностью пожелтевшего (или таким заготовленного), а бывшее еще вчера зеленым, высушенное и замоченное к ярко-зеленом растворе становится грязно-бурым.

Собранные природные материалы дополним некоторыми подручными. Например, опилки просеянные через мелкое сито и окрашенные анилинкой в темно-зеленый цвет, будут изображать у нас стелящуюся по земле низко-растущую траву - спорыш.

Веревку из природного длинноволокнистого материала - сизали, нарежем м на небольшие отрезки и окрасим анилинкой в цвета: пожухлой высохшей травы, молодой сочной зелени и темно-травяной. Высушим и мелко настрижем ножницами (1-1.5 мм). Полученную "палитру" будем смешивать и разных пропорциях, получая участки с высохшей травой и более сочной (рис. 82).

Казалось бы, что также из сизали можно было бы сделать и стебли высокой травы, нарезав отрезки подлиннее, но волокна относительно толсты и кончики, срезанные под прямым углом в 35 масштабе будут бросаться в глаза. Поэтому советую применить здесь свиную щетину, например от малярного флейца (рис. 83). Преимущество ее в том, что каждая щетинка к концу утончается, более того, раздваивается и растроивается, что еще более делает ее похожей на стебель травы. Щетине, при помощи анилинки (уже без глицерина) также можно придать различные растительные опенки. Еще раз напоминаем, что используется лишь верхняя часть щетины.

Приступим к "посадке" на отфактуренную почву кисточкой наносим капельки клея (не используйте «Момент», он темнеет со временем). Наносите капли бессистемно одиночными «пятачками», группками, сливающимися в лужайку и посыпайте мелко настриженным сизалем или опилками. Не приклеившиеся сметайте и используйте вновь (рис. 84-86).

Теперь создадим как бы второй ярус растительности более высокорослой. Отрезаем кончики пучков щетины длиной 5-10 мм, окупаем корневой конец в клей, приклеиваем, а верхушку распушаем в разные стороны (рис. 87, 88). Такие кустики могут быть у вас зелеными и «пожелтевшими», а если совсем поизощряться, то зелеными у корней и желтыми кверху. В атт же ярус можно поместить собранные вами кустики, корешочки, веточки.

Растения одною вида часто не располагаются по лужайке с одинаковым интервалом, а группируются своеобразным ареалом ближайшие родственники в одном районе. Тому есть свои ботанические объяснения, это надо учитывать, и это в свою очередь, отвечает человеческим представлениям об эстетике.

Теперь ярус высоко растущей травы. Длинные щетинки можно клеить поштучно, ориентируя их изгиб в одном направлении и создавая тем самым иллюзию ветерка. Видовое разнообразие растений можно несколько расширить, смазав некоторые щетинки клеем и посыпав опилками для имитации соцветий.

Растения с пластинчатыми листьями лопух, медвежье ухо, будяк и т.д. изготавливаются аналогично способу, описанному в главе о лиственных деревьях.

И окончательный достоверный вид вашему разнотравью придадут несколько штучно изготовленных растений с «портретным» сходством. Например, среди общего золотисто-зеленого фона массы трав, контрастными штрихами выделяются красно-коричневые метелки конского щавеля. Попробуем сделать его мини-портрет. Кончики щетинок окунаем вклей и посыпаем мелкими опилками соответствующего цвета. Отрезаем и приклеиваем на «стебель» метелкой. Дополняем несколькими узкими продолговатыми листочками (рис. 89).

Лиственные деревья

Каждая порода дерева имеет свои внешние отличительные особенности, силуэт. До начала работы, определитесь какое именно дерево вы выберете, чтоб это не было каким-то абстрактным деревом вообще» а чем-то конкретным тополь, клен, каштан и т.д. Выбрав, внимательно присмотритесь к оригиналу, зарисуйте, сфотографируйте. В данном случае будем описывать метод на примере изготовления «модели» дуба.

Исходя из своих эскизов подберите подходящую веточку для ствола. Желательно, чтоб она как-то напоминала ваш прототип, но не обязательно имела развитую систему ветвей недостающие мы приклеим, и сформируем крону основных скелетных ветвей (рис. 90, а).

Положите ствол на стол, примерьте, как расположится ветка в пространстве, подгоните её по месту, обрежьте под углом кончик, окуните его в клей ПВА и приставьте на место, ветку зафиксируйте в пространстве, приставив подпорку. После высыхания клея, место склейки дополнительно пару раз проливаете ПВА. Процесс этот не трудоемкий, но продолжительный по времени. Следующую ветку прикрепляете посло полного высыхания предыдущей.

Как бы ваша веточка ни была похожа на реальный ствол, очищаем ее от коры, которая на взрослом дереве должна быть покрыта сетью трещин. Будем имитировать это, воспользовавш самым маленьким номером штихеля (резец для гргавирвоания по линолеуму) или изготовьте такой инструмент специально. Прорезаем бороздки, руководствуясь фотографией или зарисовками (рис. 90. b).

Трещины не должны располагался геометрически правильно, как рисунок сеточки на женских чулках, допускайте некоторый цемент художественного без порядка, случайности (Рис. 90. с).

Наросты, наплывы коры можно имитировать при помощи шпаклевки (рис. 90. d). Места, где от ствола отходят основные крупные ветки можно также подшпаклевать и потом нанести кольцеобразные бороздки.

Ствол и основные крупные ветки окрашиваем до наклеивания мелких веток и листвы. Тщательно прокрашиваем бороздки темно-коричневой, почти черной краской, можно составленной на основе туши. По высыхании, темперой, темно-серого цвета, светлее предыдущего, полусухой кистью красятся "чешуйки" корм, стараясь при этом не попадать в трещины (рис. 90, е, 97).

К основным скелетным веткам приклеиваем более-мелкие, которые придадут силуэту дерева ажур (рис. 90. f). Для них можно использовать стебли однолетних травянистых растений, подбирая подходящие похожие, т.е. имеющие множество ответвлений. Это могут быть различие соцветия, поэтому заготавливать их лучше весной, когда растения формируются, сушить и подвергать консервации опускать примерно на сутки в водный 5-10%ный раствор глицерина. Приклеивать их следует, как описано выше. Если они будут отличаться по цвету, то ужо готовую крону можно будет задуть из азрографа темперой.

Листья до сего момента считались самым сложным этапом. Деревья, вместо листвы, предлагалось одевать в поролоновую крошку или бумагу, настриженную ножницами. Но диорама рассчитана на рассмотрение с близкого расстояния, и всякая фальшь, и явная бутафория сразу бросаются в глаза. А между тем, все гениальное просто и решение проблемы всю дорогу висело у нас над головой - листья-то уже есть и всегда были. Надо лишь уменьшить их до нужного размера. Для этого не потребуются какие-то сложные приспособлении и всю необходимую оснастку можно изготовить за 10-15 минут.

Для чистоты эксперимента возьмем самый сложный по конфигурации из всех дубовый лист. Подберите тонкостенную латунную трубку, по диаметру несколько большую линейных размеров листа (длина окружности трубки должна соответствовать периметру листа, с учетом всех его изгибов). Затачиваем кромку и изгибаем волной внутрь-наружу; наподобие крышечки от бутылки (рис. 91). Следите, чтоб высечка получилась симметричной относительно оси и чуть вытянутой.

Проверяем, не повредили ли мы режущую кромку, при необходимости подправляем ее - инструмент готов! Засекали время? А уж о таких «пустяках» как березовые, тополиные, липовые листья и говорить не стоит. Подобрал трубочку по диаметру, заточил, сжал «лодочкой», «сердечком» - готово! И деревья, и кустарники, и травянистые однолетние растения лопухи, будяки, медвежье ухо и мать-и мачеха отныне ничто не будет сдерживать полета вашей фантазии (рис. 92).

Заготавливаем листву в массовом количестве. Берем, естественно, "свежие" тонкие, не опушенные листья, лучше с деревьев (например, вишневые). Пол листок обязательно подкладываем кусок резины (коврик, автопокрышка или специальный коврик для резки), вырубаем нашим инструментом. Для облегчения работы и по избежание опасности поранить руки, на нерабочий конец трубки можно одеть крышечку от шампуня или косметики. Если бы вы вырубали листья из бумаги, то вам пришлось бы стучать но трубке молотком и режущая кромка постоянно тупилась, здесь же прилагаемые усилия незначительны, достаточно легкого нажатия руки.

Располагайте инструмент вдоль прожилок листа так, чтобы она проходила точно по осевой (рис. 93). Тем самым мы убиваем еще одного зайца и приобретаем неожиданную выгоду, т.к. наши листочки всем похожи на натуральные - по оси симметрии у них проходит прожилка, переходящая в черенок, и все это за одну операцию!

Подряд можно вырубать 10-15 шт., а затем выталкивать их из трубки стержнем с противоположной стороны. Заготовленные листья сушите в течение суток. Мы получили пока полуфабрикат, использовать в таком виде их нельзя. Они хрупкие, деформировались и потеряли цвет. Вернуть им свежесть и эластичность можно, поместив на сутки в водный раствор глицерина (5-10%). При этом воду целесообразно сразу подкрасить зеленой анилиновой краской в цвет листвы. Находившаяся ранее в листьях вода замещается глицерином, они распрямятся, краска придаст им свежий, естественный вид. После замачивания процедите через марлю и, не отжимая, выложите на несколько слоев туалетной бумаги для сушки.

Анилиновая краска используется та, что предназначена для домашнею окрашивания хлопчатобумажных или шерстяных тканей (тип ткани, в данном случае, не имеет значения).

Если вам нужно будет сделать осенние листья, то подыщите уже желтые, т.к. зеленые вы не сможете перекрасить анилинкой. Осенние листья также надо подкрашивать краской при смачивании.

Лучше, если листья не будут все одинакового размера, а хотя бы двух - «основною» и «чуть мельче».

Приклеивать листья на дерево можно так: смазывать каждую ветку разведенным клеем ПВА и посыпать листьями. А можно и так: черенок каждого листика окупать в клей и приклеивать к веточке, располагая их естественным образом так, как они растут в природе, что, наверное, предпочтительнее (рис. 94). Все-таки вы уже проделали колоссальную работу, жаль испортить её приклеенными кое-как, вкривь и вкось, листьями, но разумнее совместить оба способа и внутри кроны клеить «посыпаниемм», а по периметру и, особенно, на переднем плане "по-листочно" (рис. 95. 96).Кроме того, часть мелких веток для удобства работы можно оснащать листьями до приклеивания к дереву.

Как известно, дуб сбрасывает листву последним из всех и желтеет он осенью не от того, что распадается хлорофилл, а по причине ее высыхания на дереве. Причем, ранней осенью листья вначале как бы подрумяниваются на макушке кроны (рис. 98. 99). Именно этот период осени я и попытайся передать, задув из аэрографа золотистой темперой верхушку дерева по касательной. Учитывайте, что после сушки листья несколько уменьшатся в размере.

Земля под деревом должна быть усыпана «опавшими» листьями (рис. 100).

Хвойные деревья

Это едва ли не единственный случай использования мха в моделизме, но зато в данном случае он подходит как нельзя лучше и «анатомически» строением «лапок», и фактурой очень напоминает хвою.

Итак, снова есть повод отправиться в лес. Заготавливайте мох пушистый, с длинными «разлапистыми» стебельками. Хорошенько его высушите, причем вопреки рекомендациям аптекарей по заготовлению лекарственных растении, прожарьте на солнце, разложив на подоконнике, пока мох не пожелтеет, тем лучше он потом восстановит свой естественный цвет при замачивании к водном растворе глицерина и анилинки.

Разбираем «шапку» на отдельные веточки (рис. 101) и помещаем в раствор. Так как мох очень хорошо впитывает влагу, достаточно будет 5-6 часов.

Выложите материал на несколько слоев туалетной бумаги и длите просохнуть, не менее суток.

Мы воспользовались старым "дедовским" способом изготовления искусственных новогодних елок, когда на стальную спицу нанизываются поочередно ярусы веток и цилиндрики отрезков стволам.

Рассортируем "лапки" по размеру, 5-6 самых длинных - нижний ярус, столько же покороче и т.д., по числу ярусов на будущей елке. Одинаковые по размеру веточки склеиваем между собой в виде "звездочки". Для чего окунаем каждый кончик в клей «Момент» и, чуть подсушив соединяем (рис. 102). Для того чтобы «ярусы» приобрели ориентацию преимущественно в горизонтальной плоскости, их можно на сутки поместить под небольшой пресс (положить сверху 1-2 журнала).

Изготовим ствол. На отрезок тонкой медной проволоки накрутим несколько витков тонкой бумаги, зафиксировав последний виток клеем. Причем, чем тоньше бумага, тем легче ее плотно намотать, тем меньше будет заметен стык и тем тоньше можно сделать ствол у вершины (рис. 103). Таких трубочек надо изготовить трех разных диаметров: минимально тонкую верхушечную часть, потолще - средняя часть ствола и еще толще прикорневая часть.

Окрасим трубочки в серовато-коричневый цвет и по непросохшей краске чуть присыплем мелкикими древесными опилками для создания "колючей" фактуры. Теперь можно приступать к сборке дерева. Заготовки ствола нарежем на цилиндрики длиной 5-6мм (рис 104) и будем нанизывать на отрезок проволоки попеременно кусочки ствола, начиная с толстого и ярусы веток (рис. 105). Перед нанизыванием ветки в точке склейки надо наколоть шилом (рис. 106). Последний верхний цилиндрик нанизываем чуть длиннее, чем оставшийся кончик проволоки, а в образовавшиееся отверстие вклеиваем короткую веточку-вершину.

Конечно, это верно только в общем случае, а реально такие правильные пирамидальные елочки растут только у здания городской администрации (рис. 107). В лесу же они всякие, и молодые и старые, и некоторые ветки у них без хвои, особенно нижние. Переплетаясь, они создают своеобразную ажурность, которую можно имитировать высушенными между страниц книги листиками укропа (рис. 108).

Попробую рассказать и показать, как я делаю траву из сантехнического льна в 35-м масштабе. Инструменты и материалы, которые мне нужны:

Собственно сам сантехлён. При покупке в хозяйственном магазине стоит выбрать тот лён, который имеет однородную структуру без крупных составляющих.
Супергель. Именно супергель, а не суперклей.
Акриловая краска зеленого/травяного/, белого, коричневого цвета. Я использую АКАН.
Разбавитель для краски. Я применяю технический спирт. (Дурно пахнет, но быстро сохнет).
Аэрограф. Вот без него, к сожалению, никак.
Резиновые перчатки. Чтобы руки не покрасить при окрашивании льна.
Стоматологический зонд. Или большая швейная игла. Просто инструмент стоматолога очень удобен в обращении.
Ножницы и пинцет.

Ну, и само основание диорамы/виньетки. Тут, каждый делает по-своему. Важно, чтобы супергель надежно фиксировал лён на поверхности основания.
Лён необходимо тщательно “распушить”. Иначе при окраске всё слипнется (фото 1). Окрашиваем из аэрографа в три-четыре оттенка зеленого. Просто добавляем разные оттенки в базовую зеленую краску (фото 2).

Берём окрашенный лён и нарезаем его ножницами на различные отрезки длиной, примерно, 1,5-2,5 см. – по высоте будущей травы (фото 3). Нарезаем таким способом весь окрашенный лён… и неокрашенный тоже! (фото 4).

Перемешиваем каждую кучку нарезанного льна. Руками (фото 5). Затем “скрещиваем” их между собой, постепенно добавляя к основному цвету другие оттенки (фото 6). Попутно удаляем из “замеса” такие вот слипшиеся “травинки” (фото 7). После получения однородной массы добавляем в неё неокрашенный лён. Само собой, перемешивая (фото 8). Получаем вот такой стог сена (фото 9).

Вытаскиваем из общей кучи пучок зелени и ножницами выравниваем его с одной стороны (фото 10). Наносим немного супергеля на обрезанную часть пучка (фото 11). Теперь высаживаем нашу траву на грунт небольшими порциями (фото 12). Затем берем в руки большую швейную иглу или что-то вроде неё. Вводим её в одном-двух миллиметрах от основания в траву (фото 13). И начинаем прореживать слишком густую поросль движениями от основания (фото 14). Удаляем лишнее. Потом, кстати, его можно использовать повторно (фото 15).

Подстригаем то, что слишком торчит (фото 16). На фото видно, что наша трава весьма неоднородна по высоте (фото 17). Получается на дворе трава. На траве – “в дрова”, это для масштаба 🙂 (фото 18).

Траву лучше высаживать, когда задумка, для чего она именно здесь, вполне определена, так как трава из сантехльна получается жесткой. И что-то вдавить в неё жизненно не удастся. Но, в принципе, можно уже после высадки повыдергать её в соответствие с замыслом и расположением того, что должно быть в ней/на ней…

Буду рад, если моё видение воплощения травы из сантехльна в миниатюре будут вам интересны и пригодятся при постройке диорамы или виньетки.