Армянский монастырь сурб-хач в старом крыму. Армянский монастырь Сурб Хач: описание, история и интересные факты

  • 23.09.2019

Нас трое из группы саровских туристов, совершивших по Восточному Крыму пеший спортивный поход (рук. – А.А. Демидов) и закончивших его спортивную часть 2 июня 2013г. в поселке Коктебель.

Сегодня, 5 июня 2013 года, мы знакомимся с заповедными местами Юго-Восточного Крыма, где сохранились и живут культурные традиции разных народов Таврики. Это – город Старый Крым, армянский монастырь Сурб-Хач, литературные музеи А. Грина и К. Паустовского.

Здесь я расскажу о Сурб-Хаче, а мои спутницы, Валентина и Ольга, об удивительных судьбах русских писателей А. Грина и К. Паустовского расскажут в отдельном очерке.

Историческая справка

Армяне относятся к индоевропейской языковой семье народов мира. Древнейшее государство на территории Армении в Закавказье – Урарту существовало в IX- VI вв. до н.э. В Армении христианство стало государственной религией с 301 г. Армянский алфавит создан в 405-406 гг.

По преданию, первыми проповедниками христианства в Армении были апостолы Святые Варфоломей и Фадей. Армянская Апостольская церковь основана епископом Григором в 301 г. Её вероисповедание определяется Библией и решениями первых трех Вселенских соборов: Никейского 325г., Константинопольского 381 г. и Эфесского 431г. Армянская Апостольская церковь не признала решения Халкедонского собора 451 г. и выделилась в самостоятельную конфессию – монофизитство. К монофизитству также относится коптская церковь Египта.

После захвата арабами и турками-сельджуками территории Армении в Закавказье армяне постоянно переселяются в Малую Азию и затем основывают колонии с XI в. на южном побережье Крыма. Армяне живут в Крыму отдельными общинами, не образовывая самостоятельных княжеств. Поэтому церковь духовно и культурно сплачивала армянский народ, обеспечивая сохранение на чужбине (в изгнании) родного языка, письменности, веры и обычаев .

Монастырь Сурб Хач был основан в XIV в. и до конца XVIII в. являлся центром западно-крымской епархии Армянской Апостольской церкви. Он пережил генуэзскую колонизацию, турецкое нападение на Крым в 1475 г., гнет Крымского ханства и Советской власти, пожары и разрушения. В 1925 г. монастырь закрыли, и долгое время здесь были пионерский лагерь, санаторий, база отдыха. В 70-е годы проводились комплексные археологические раскопки ведущими крымскими учеными, по результатам которых началось постепенное восстановление монастырского храма и других зданий. В 1994 году в храме Сурб-Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением Совета министров Крыма монастырь возвращён Армянской Апостольской церкви. Первые богослужения стали проводиться с 1993 года. В 2008 году Сурб-Хач торжественно отпраздновал свое 650-летие, на этом празднике присутствовали Католикос всех армян Гарегин II, Президент Армении С. Саркисян, высокие чины духовенства Армянской Апостольской Церкви, представители Украины и России.

Сурб-Хач – ландшафтный и культовый памятник Юго-Восточного Крыма

Сурб-Хач является главной святыней крымских армян и единственным сохранившимся в Украине памятником армянской монастырской архитектуры XIV-XIX вв.

Монастырь расположен в верховьях балки Монастырская на склоне горы Грыця, которая имеет древнее название – Святой Крест (на армянском языке — Сурб-Хач). По одной версии название монастыря связано с священной реликвией — хачкаром («каменный крест» или «камень-крест» в переводе с армян. яз.), который в XIII в. был вывезен из древней столицы Армении города Ани и хранился в монастыре. На севере и северо-западе его окружают хребты Агармыш и Таз- Агармыш, на юге и юго-западе — хребет Карасан-Оба. Это – отроги Главной горной гряды Крыма, покрытые мощными лесами, в которых основными древесными породами явлляются крымская сосна, дуб скальный, бук, граб и ясень.

Туристическая карта окрестностей Старого Крыма и монастыря Сурб-Хач. Наше путешествие в Сурб-Хач началось от трассы в Старом Крыму и обозначено красной сплошной линией


Вид на Сурб-Хач с верховьев балки Монастырская. 1993 г.

Монастырь найти легко. На трассе «Симферополь-Феодосия-Керчь» в Старом Крыму есть указатель в Сурб-Хач. Хорошо асфальтированная дорога на протяжении 3 км полого поднимается в окружении густого и высокого леса. Даже в ясный жаркий день здесь всегда есть спасительная прохлада. Во время подъема к монастырю можно отдохнуть в стоящих на обочине дороги отдельных домиках и отведать блюда армянской кухни.

Перед входом на территорию обители на расчищенной от леса площадке можно оставить машину. Вход на территорию монастыря cвободный и бесплатный. Сначала мы увидели хачкары (камни-кресты). Это — каменные стелы или отдельные камни с резным изображением креста, обычно устанавливаемые у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов. Хачкары принято изготавливать из туфа, так как эта горная порода легко поддаётся обработке и обладает антикоррозийными свойствами. Благодаря таким свойствам туфа хачкарам удалось сохраниться ещё с очень древних времён. Каждый хачкар отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.

Современные стелы – хачкары у входа на верхнюю террасу монастыря

Древние хачкары – кресты, высеченные на камнях

Продольный разрез храма (1), гавита (2), атриума (3), трапезной (4) и поперечный — храма. Рис. В. Сидоренко из книги

«Сурб-Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных… И вид и положение твое дивны…» . Такими восклицаниями пересыпаны стихотворные обращения к монастырю, созданные армянскими поэтами средневековья .

Сурб-Хач являлся одним из центров духовного и светского образования для крымских армян. Также здесь обучали рукописному делу и искусству художественной миниатюры. В монастыре работали художники и мастера книжной миниатюры, переписчики и переводчики, создавались рукописные книги и библии.

Многие рукописи, созданные в Сурб-Хаче, хранятся в ереванском Матенадаране (институте древних рукописей) и в зарубежных коллекциях.

Воспоминания о первых путешествиях в Сурб-Хач

В конце октября 1993 г. мы завершили свой первый поход по пещерным городам Юго-Западного Крыма. Идея такого путешествия возникла у саровского краеведа Антона Маслова после открытия в Сарове пещерной церкви Антония, Феодосия и прочих Киево-печерских чудотворцев. В походе участвовали М. Кудрявцев (руководитель), А. Маслов, А. Шевченко, С. Шнепова, В. Лазарев. В последние дни нашего первого крымского путешествия решили также посетить что-нибудь в Восточном Крыму и выбрали Сурб-Хач.

Вечером в под мелким постоянным холодным дождиком наша группа прибыла в Старый Крым и двинулась по бетонной дороге на подъем к монастырю. В конце подъема увидели в сумерках ограду и деревянную дверь с железным кольцом вместо ручки. Громко постучали. К нам вышел высокий худой молодой человек с длинными спутанными волосами на голове в грязной рабочей робе. Его лицо выдавало в нем интеллигентного человека, тем не менее, привыкшего к тяжелому физическому труду. Попросили приюта, объяснив цель своего путешествия, и были помещены в северном зале монастырской трапезной, где находится большой камин. Принявший нас человек назвался Аркадием и объяснил, что трудился рабочим историко-археологической экспедиции по изучению и реставрации Сурб-Хача, а теперь является сторожем исторического комплекса зданий монастыря. Живет здесь постоянно один, но иногда приходят и гостят разного рода туристы и бродяги. Монастырь пока не действует, монахов нет, тишина и покой … О себе Аркадий сообщил следующее. Он – армянин по мужской линии, в его роду также были и русские, и поляки. Родители – архитекторы, живут в Ереване. Аркадий окончил один курс исторического факультета, бросил учебу и постоянно живет здесь. Много знает о культуре и религии армянского народа. Его родословные корни тянутся из Малой Азии, где в окрестностях Трапезунда (сейчас – город Трабзон на черноморском побережье Турции) находилось дворянское поместье его предков. Аркадий был первым человеком, который познакомил нас с Сурб-Хачем и его храмом Сурб-Ншан. Постоянно живя в монастыре в 90-е годы прошлого века, он доброжелательно принимал всех путешественников, посещавших Сурб-Хач, для чего составил любопытный документ: «Устав. Обстоятельства, правила и возможности Сурб-Хачинского общежития». У автора есть рукописная копия этого Устава.

Так выглядел Сурб-Хач в 1993-1995 гг., когда только начались серьезные работы по исследованию и реставрации монастыря.

Вид на Сурб-Хач из сада. 1993 г.

«Лес высокий и тенистый,

Всюду горы и пустырь.
Что такое? Стены зданья!
А! Так вот он, монастырь!…»

Ночлег в бывшей келье настоятеля Сурб-Хача. 1995 г.

На фото слева направо – Михаил Кудрявцев (г. Саров), Аркадий (монастырский сторож), Аркадий Иванов (г. Саров)

В 1995 г. активизировались работы по возрождению монастыря и в его зданиях было запрещено останавливаться на ночлег, а также временно проживать. Тогда Аркадий начал строить себе временное жилье, а саровские путешественники приняли в этом активное участие. На фото ниже М. Кудрявцев и А. Иванов выкладывают печку из кирпича для обогрева хижины. Октябрь 1995 г.

Современная жизнь Сурб-Хача

Потом мы еще приезжали сюда в 1994 и 1995 гг., пока Аркадий жил в монастыре. А через 20 лет после первого знакомства с заброшенной и пустующей обителью, когда единственным собеседником и гидом по монастырю был Аркадий, мы попали уже в действующий и отреставрированный монастырь.

Но, странное дело, как будто ничего не изменилось ни в общем облике храма и других зданий, ни в общей душевной атмосфере живущих в обители и посещающих ёе людей. Хотя сейчас нет здесь Аркадия, но так же доброжелательно и вежливо с вами беседуют монахи и члены местной армянской общины. Уже нет разрухи и запустения в монастырском комплексе, но и восстановленный храм не блистает яркостью и роскошью церковных икон и внутренней отделки. Здесь бережно сохранен общий строгий и сдержанный стиль архитектуры, внутреннего оформления и религиозной повседневной жизни, отсутствует общая суета и сутолока паломников и туристов, часто сопутствующая некоторым нашим процветающим православным монастырям.

Журналист «Радио Свобода» Валерий Балаян в 2010 г. опубликовал свою беседу с иеромонахом Сурб-Хача Хайриком и работающими там крымчанами, из которой мы узнаем удивительные для нас суждения об особенностях здешней монастырской жизни:

«…Особенность этого монастыря в том, что он открыт для всех – христиан, инославных и даже мусульман.

Этот храм принадлежит армянам, но открыты ворота для всех верующих, паломников, – объясняет отец Хайрик. – В Новый год татары приехали сюда, потому что в Старом Крыму очень много татар. Они приехали, зашли, помолились и ушли. Удивительно. Когда был в Эчмиадзине, иранцы тоже посещали церковь. И татары тоже приходят, особенно когда свадьбы у них бывают, как паломничество, приходят сюда, молятся и уходят.

Я спросил у русского крымчанина, каменщика Сергея, какой храм он посещает.

Я хожу, естественно, в эту церковь. Если у меня есть свободное время, я также могу зайти в православную церковь, но различий, собственно говоря, я для себя не делаю никаких. Потому что моя субъективная точка зрения заключается в том, что это есть христианство. Я не делаю никаких различий между, скажем, Русской православной и Армянской апостольской церковью, — ответил Сергей.

Я заметил, что Русская православная церковь никогда не допускала причащения армянских верующих, считая их еретиками — монофизитами и инославными. Отец Хайрик смотрит на это как на древнее историческое недоразумение Халкидонского собора:

– Иногда, когда мы даем причащение, мы говорим: ты христианин (если человек, скажем, не из нашей паствы), принимаешь Господа нашего Иисуса Христа, Отца и Сына, и Святого Духа? И если человек крещеный, мы принимаем. И нет такой проблемы.

Я поинтересовался у Сергея, что удерживает его в этом монастыре:

– Ну, во-первых, это моя родина. Во-вторых, место само по себе просто замечательное. Оглянитесь вокруг, посмотрите – красота, чистый воздух, покой, тишина. Здесь я, даже когда работаю физически, отдыхаю душой ». (www.svoboda.org/content/article/1927226.html).

Старший брат Сурб-Хача – монастырь Сурб-Степанос

После экскурсии по храму и другим объектам экскурсионного осмотра зайдите в монастырскую чайную (справа от монастырской гостиницы), где отведаете очень вкусные пироги и другую выпечку с чаем. А теперь по лесной дороге, поднимающейся от чайной вверх, прогуляйтесь к развалинам армянского монастыря Сурб-Степанос. Это старший брат Сурб-Хача, хотя основан в том же XIV в. В источниках не сообщается, почему монастырь получил такое имя. Известно только, что местным епископом в те годы был Тер-Степанос. О том, как мог выглядеть Сурб-Степанос, рассказали крымские ученые О. Домбровский и В.Сидоренко в книге «Солхат и Сурб-Хач»:

«К югу от монастыря Сурб-Хач поднимается в гору, огибая ее северо-восточный склон, старая забытая дорога. Круто минуя верховья оврагов, она разветвляется на узкой седловине. Левое ответвление, промаркированное туристами, идет на юг и приводит к роднику на затененной деревьями поляне. У родника, в каких-то тридцати-сорока шагах ниже по склону, обращенному на юго-восток, расположены развалины мало кому известного археологического памятника. … Под сплошным завалом камня лишь кое-где проглядывают или незначительно возвышаются разрушенные кладки. Остатки стен выдают и многолетние деревья, крепко впившиеся корнями в эти скрытые под россыпью камня конденсаторы влаги. Внушительные стволы буковых деревьев свидетельствуют о том, что памятник давно уже лежит в руинах. …

Одно из помещений, как оказалось, принадлежало крестовокупольному трехабсидному храму, внутренние размеры которого (8,4 х 8,6 м.) превосходят параметры сурбхачского. Центральная абсида с внешней ее стороны, выступающей за восточную стену ограды, — пятигранная, облицованная тесаными известняковыми блоками. С юго-запада к храму примыкал открытый внутренний дворик. Соединяющий их дверной проем (ширина его 1,5 м) заложен был камнем на растворе. В кладке всех стен использовался песчаник; исключение составляют облицованные известняком абсиды, известняковая кладка вперевязь на внешних углах здания и резные архитектурные детали. Любопытно, что детали эти найдены и в закладке дверного проема. Надо полагать, упразднен этот вход лишь после полного или частичного разрушения храма, причина которого пока еще неясна.

При расчистке каменного завала, загромоздившего дворик, на глубине 3 м от современной дневной поверхности обнаружены две узкие ступеньки, которые вели к небольшому прямоугольному колодцу. У внешней стороны постройки залегали фрагменты гончарных труб. Вероятно, от родника (он расположен выше по склону) шел сюда водопровод, питавший колодец. Подтверждением служат остатки таких же труб, найденные возле самого родника. …

Привлекательны многочисленные архитектурные детали, обнаруженные в каменном завале: куски изящных резных карнизов, затейливо профилированные наличники оконных арок, каменное подобие черепицы (калиптеры и солены). В числе находок — примитивный «крестовый камень» (хачкар), вывалившийся из стен храма. В сентябре 1976 г. археологи обнаружили целый штабель резных камней в западном углу храма, бережно уложенных кем-то орнаментированной стороной книзу.

Особую ценность представляет камень от кровли восьмигранного барабана — основа для будущей реконструкции этой части здания, завершавшей храм. Не менее интересно резное украшение с так называемой «сельджукской» плетенкой и другие подобные камни. Армяномалоазийский стиль их резьбы позволяет говорить о времени не позднее XIII-XIV вв. …О том, что затерявшиеся в лесу развалины — по всей вероятности, укрепленный монастырь, можно догадываться по планировке его построек. Значительную часть площади занимало главное здание комплекса — роскошный и просторный храм с большим гавитом или парадным двором. С южной стороны к нему примыкали прямоугольная башня и второй — внешний — двор с мелкими хозяйственными постройками. В такой планировке есть нечто общее с Сурб-Хачем ».

«В 1997 году древний монастырь исследовала археолог из Армении Ф.С. Бабаян, которая полностью раскопала церковь с внутренней стороны, Наиболее ценная её находка - хачкар, датированный 1331 годом. Ею же обнаружены и две четырехгранные базы колонн, а также не имеющая аналогов в других армянских храмах часть колонны 1,8 метра, с двумя хачкарами» .

Рядом с развалинами Сурб-Степаноса находится туристическая стоянка «Лесная глушь» и родник. Сюда по лесным дорогам проложены пешие маршруты с туристических стоянок «Френк-Мезер» и «Водяная балка», из населенных пунктов Щебетовка и Краснокаменка, а также из Кизилташского мужского монастыря Святого Стефана Сурожского. А в старые времена здесь проходила дорога, соединявшая между собой золотоордынский Солхат (Старый Крым) и генуэзский Судак.

Здесь, среди высокого и дремучего леса, когда в октябре 1995 г. мы в последний раз посетили Сурб-Степанос, Аркадий в раздумье произнес:

«Что-то шумно стало в Сурб-Хаче. Пора перебираться сюда, в тишину и покой…».

Литература

  1. Большой энциклопедический словарь.
  2. А. Потиенко «Старый Крым: город музеев, город-музей». Историко-краеведческие очерки. Симферополь. 2009
  3. О. Домбровский и В.Сидоренко «Солхат и Сурб-Хач». Симферополь. 1978.

Памятники армянского храмового зодчества, к которым относится монастырь Сурб Хач отличает особая композиция и уникальный стиль. Сооружений древних периодов осталось не так много, тем ценнее и интереснее станет посещение этой обители. Она ведет свою историю с 14 века, и в ней отразились яркие черты традиционной армянской архитектуры.

История постройки

В 12-13 веке мощное древнее государство Армения приходит в упадок из-за постоянных нападений иноземцев, и это приводит к большой миграции населения и распространению армянской культуры на другие территории. Большая группа армян переселилась в Крым, где в то время правила которая одной из своих миссий считала распространение католицизма. Армянские христианские переселенцы в знак тихого сопротивления уходили вглубь Крыма, и вследствие этого происходит значительный рост новых православных монастырей. Мужской монастырь Сурб Хач в Крыму был заложен в 1358 году. Он служил прибежищем и духовным центром для армян, покинувших свою Родину. Обитель является самым крупным памятником армянской культуры в Крыму. В 15 веке, когда турецкие захватчики разоряли земли полуострова, монастырь уцелел, потому что даже у недругов не поднялась рука разрушать такое место силы. В 17-18 веках обитель несколько раз перестраивается и растет. Постепенно Сурб Хач становится крупным центром паломничества Черноморского побережья. В 1778 году происходит большое переселение армян из крымских земель на Нижний Дон по велению императрицы Екатерины Второй. И братство монастыря собирает свои пожитки и тоже перебирается со своим народом на Дон, где открывает обитель с таким же именем. В самом конце 18 века крымский монастырь возобновляет свою работу, и хотя он уже не был епархией, но сохранил свое духовное и практическое значение для армян, которые остались в Крыму. Перед революцией Сурб Хач владел 4 тысячами десятин земли. Но после переворота в 1925 году монастырь, как религиозное учреждение, был ликвидирован. В советское время здесь размещались разные учреждения: от пионерского лагеря до больницы для туберкулезников. В годы Второй мировой войны фашисты, которые разрушали все на своем пути, не решились уничтожить такое намоленное место. В конце 80-х годов Сурб Хач начинают реставрировать, в 1994 году здесь возобновляются богослужения. Сегодня монастырь открыт для посещений и молитвы, здесь продолжаются служения, но монастырское братство здесь больше не живет.

Архитектурный комплекс

Армянский монастырь Сурб Хач сегодня состоит из нескольких зданий: церковь, трапезная, дом для проживания братии, а также сад с фонтанами. Комплекс обители находится в очень красивом месте - крымском лесу на склоне горы Грыця. Старинные стены обладают удивительной энергетикой и силой. Здесь очень тихо, здания потрясают не красотой, а именно величественностью и духовной мощью. На стенах комплекса можно увидеть множество резьбы, росписей, изящных украшений. Гармоничность и легкость брутальным каменным стенам придают резные лестницы и воздушные переходы. Сегодня обитель пребывает в запустении, и это только добавляет постройкам шарма. Стены, поросшие мхом, опоры, увитые диким виноградом, горные источники - все это настраивает на умиротворенный лад. Комплекс производит неизгладимое впечатление своей гармоничностью и духом старины.

Церковь Святого Знамения

Сурб Хач строился вокруг Сурб-Ншан, церкви св. Знамения. Местная легенда рассказывает, что однажды люди увидели в небе над склоном горы святой крест, он указывал на место, в котором забил чистейший родник. В честь такого знамения и была построена первая церковь из дерева, позже на ее месте возник каменный храм. Стихотворная надпись, высеченная на камне вокруг купольного «барабана», рассказывает, что храм был построен в 1358 году. Архитектура собора является продолжение средневековых армянских традиций, она узнаваема по пирамидальному шатру из камня, установленному на высоком граненом «барабане». Храм сложен из крупных серых камней, крыша покрыта красной черепицей. Лаконичная и мощная постройка является органичной частью каменной ограды, которая когда-то выполняла оборонительные функции. На стенах собора сохранились средневековые росписи. На них можно увидеть изображение Святой Девы Марии с младенцем Иисусом на руках, со святыми вокруг. Также на одном из фрагментов сохранился церкви - ягненок с крестом.

К основному зданию примыкает прямоугольный притвор (гавит), в который вели прежде два входа. Стены притвора украшены резьбой в виде крестов. Тема данного христианского символа здесь прослеживается повсюду. Ведь и сам монастырь, и гора, на которой он стоит, названы в честь Святого Креста. Над притвором возвышается колокольня, в которую из гавита ведет каменная лестница, украшенная резьбой. Притвор и колокольная датируются началом 15 века.

Трапезная

С другой стороны монастырского двора, напротив церкви св. Знамения, находится монастырская трапезная. Когда-то монастырь Сурб Хач был пристанищем для сотен людей, и поэтому ему была нужна большая комната для кормления братии и паломников. Сейчас трапезная представляет собой двухэтажное здание с большим подвальным помещением. Но второй этаж был надстроен только в 19 веке, в нем размещались комнаты для странников и паломников. Само пространство трапезной состоит из двух залов. Северный зал оборудован большим камином с аркой, здесь же разместилась печь. В южном находится лестница в подвал, а также вход в привратницкую. Рядом с трапезной можно увидеть фонтан, северная стена здания соединена с каменной оградой монастыря.

Жилые корпуса

В былые времена монастырь Сурб Хач был очень посещаемым местом, и для размещения паломников и братии нужны были специальные помещения. К южной стене храма примыкают кельи монахов. Корпус был построен в конце 17 века и состоит из двух этажей. На первом находились 8 комнат разного назначения. Кельи второго этажа имели выход на общий открытый балкон. Интерьер братского корпуса весьма аскетичен, динамику помещения создают ряды арочных перекрытий. С юга к братскому корпусу примыкает одноэтажное здание монастырской гостиницы. Оно было разрушено в середине 20 века, а в 80-х годах восстановлено по сохранившимся чертежам.

Монастырский сад

Во времена своего рассвета монастырь Сурб Хач славился садами с многочисленными фонтанами. Сегодня от былого великолепия осталось немногое. Здесь можно увидеть остатки древних дорожек, почти незаметную планировку посадок и два фонтана из камня. Фонтаны - прямоугольные сооружения с каменным фасадом, украшенным резьбой. Для обеспечения сооружений водой в монастыре работал керамический водопровод, по которому подавалась вода из источников. От трапезной к фонтанам когда-то вела 5-маршевая лестница, сегодня из них сохранились фрагменты лестницы и четыре террасы из камня.

Древний монастырь Сурб Хач в Старом Крыму является уникальным и легендарным местом. Здесь находился старинный каменный крест - хачкар (камень-крест). Он является главной реликвией обители, но при переселении братия увезла этот нелегкий священный предмет с собой в новый монастырь на Дон. Поэтому в Крыму сегодня можно увидеть только его многочисленные изображения.

От обители можно добраться к месту с говорящим названием Лесная Глушь, где находятся развалины еще одного старинного монастыря - Сурб Стефанос 14 века.

Возле монастыря Сурб Хач протекает горный источник, который,согласно легендам, обладает чудодейственной силой. Вода в роднике кристально чистая, и ее спокойно можно пить.

Как добраться

Как найти монастырь Сурб Хач? Адрес обители условный: Старый Крым, Кировский район. Ехать нужно от городка Старый Крым по грунтовой дороге в юго-западном направлении. Несмотря на то что монастырь Сурб Хач, контакты которого найти невозможно, является памятником истории и архитектуры, музеем, здесь нет телефона и интернета. Поэтому остается надеяться на навигаторы и добрых людей, которые всегда укажут дорогу.

Армянский монастырь Сурб-Хач, основанный в середине XIV века, верный спутник золотордынской столицы Крыма Солхата (Эски Кырыма). Расположенный в 3,5 от Старого Крыма он и сейчас привлекает туристов. Туда мы и отправились вечером 7 июля 2013 года, после быстрого .
Монастырь Сурб-Хач (Святой крест) является единственным сохранившимся монастырским комплексом Армянской Апостольской Церкви XIV—XIX веков на территории Украины. Помимо своей архитектуры известен тем, что в нем располагался епархиальный престол Армянской Апостольской церкви, распространявший в средние века свое влияние до Молдавии и Балкан. Имея беспокойных соседей из Крымского ханства и генуэзских колоний, а позже турков, монастырь не прекращал своего существования до 1778 года, когда духовенство монастыря со своей паствой переселилось в Нахичевань-на-Дону положив начало армянской общине Ростова-на-Дону. Чуть позднее монастырь возродился и не закрывался до 1925 года. До войны в нем был пионерлагерь и санаторий. После - запустение в духе лермонтовского Мцыри - "и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот", но монастырь сохранил обаяние романтичных руин до наших дней пережив работы по консервации и реставрации. Сейчас службы в монастыре возобновлены. Он открыт для круглогодичного посещения туристами и паломниками.

После осмотра Солхата мои литовские друзья скептически отнеслись к предложению о посещении монастыря, по всей видимости представляя его как-то иначе. Однако, действительность превзошла ожидания.


Всем кто захочет подробнее ознакомиться с историей этого места советую книгу Солхат и Сурб-Хач. О. И. Домбровский, В. А. Сидоренко. Симферополь: Таврия, 1978 . Все схемы и картинки в данном посте использованы оттуда если не указано иное.
Монастырь находится на склоне горы и сфотографировать его целиком из-за леса затруднительно. Но художники могут помочь нам представить как он выглядел.

Итак, в монастырь мы попали на армянски Ивана-Купала - праздник Вардавар.
Поднимаясь по горной дороге мы обратили внимание на большое скопление народу и транспорта. Сначала мы приняли их за туристов или паломников, но оказалось, что это представители армянских общин Крыма и не только съехались на праздник. Когда мы дошли до монастыря концерт уже закончился и не занятые в многочисленных пикниках уже стали расходиться.
Против российского обыкновения монастырь не стремиться поразить размерами или роскошным убранством.
Именно так должна выглядеть духовная обитель.

Сцену уже потихонечку начинают разбирать. За сценой построенное на старом фундаменте исторической монастырской гостиницы единственное новодельное здание выполняющее те же функции

Редкий навес над братским корпусом свидетельствует о не законченной реставрации

Вход в монастырь. Мы очень неожиданно перенеслись из крымско-татарского Старого Крыма в Армению и поначалу чувствовали себя белыми воронами, но потом освоились

Слева современный (?) хачкар, справа вход в монастырь изнутри

План монастыря Сурб-Хач передает особенности внутренней планировки

Внутренний дворик (5) с остатками найденных при раскопках фундаментов хозпостроек, фрагментами архитектурных деталей и надгробий

В южной части трапезной (3) расположен музей, главным экспонатом которого является добротно и тщательно сделанный макет монастыря. Удивительно, но он не закрыт стеклом

В витринах документы по истории монастыря и артефакты. Мне особенно понравилась специальная лопатка с упором для ноги

Северная часть трапезной - зал приемов. Камин и печь поражают своими размерами и навевают мотивы рыцарских замков. Влияние итальянцев?

Вид из внутреннего дворика на братский корпус. Трапезная справа, слева вход в храм

Пересохший фонтан (фиал) под лестницей. Плита за цветами орнаментирована сельджукским орнаментом и датируется XII-XIII веками. Про нее я узнал постфактум из книдки. Использовалась в фонтане вторично. За нишей резервуар для воды.

Аутентичные хачкары

Остатки архитектурных деталей

Остатки фундаментов хозпостроек

Дворик братского корпуса (4)

Лестница на второй этаж

Вид с нее на дворик

Видны основания колонн, образующие галерею первого этажа

Одна из келий в южной части братского корпуса

Перекрытие кельи в западной части братского корпуса

Церковь Святого Креста (1), в ней фрагментами сохранились подлинные средневековые росписи, ну и барабан с куполом подлинные.
Тут нельзя фотографировать и я не фотографировал, но потом увидел, что один из посетителей дождавшись моего ухода начал снимать и я вернулся...
Надеюсь меня простят, я это сугубо для науки.
Гавит (притвор) (2)

Могильные плиты на захоронения уважаемых людей?

Вход в храм и лестница на колокольню

Барабан и купол

Скромная алтарная часть

Профиль монастыря

Выйдя из храма мы пошли в парк, который потихонечку начал пустеть. Верхний фонтан.

Резной хачкар был утрачен еще в 70-е годы

Вид от фонтана на монастырь

Вид терассированного склона парка, внизу слева - нижний фонтан

Нижний фонтан

Прорисовка деталей которых я не увидел

Еще одна достопримечательность расположена чуть далее по склону горы, южнее Сурб-Хача. Это более ранний, практически полностью разрушенный, Георгиевский монастырь XIII-XIV вв. с одноименной церковью, но мы туда уже не успевали.

Впечатления от посещения монастыря потрясающие.
В который раз пожалел, что не подготовился информационно и небыло времени без спешки обстоятельно фотографировать.
Несколько смазало настроение большое обилие мусора оставленное празднующими Вардавар. Особенности национального менталитета?

Как оказаться в старом Крыму? Ведь былого не вернуть без машины времени. Выход есть! В горной Тавриде оказываешься в Старом Крыму. Армянский монастырь укажет дорогу в симпатичный старинный городок. Религиозный комплекс – гордость армянских общин Судака и , он расположен между этими курортами, если ехать по Р-23. На многих фото заметна красота церкви.

Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?

Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить .

Монастырь на карте Крыма

История становления обители

В XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).

Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.

Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.

Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.

Чем интересен Армянский монастырь для туристов?

Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.

Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале).
У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.

Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа . При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.

На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.

Как добраться до Сурб-Хач?

Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».

Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.

На машине доехать до монастыря из Судака можно так:

Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:

Туристу на заметку

  • Адрес: г. Старый Крым, Кировский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
  • Телефон: +7-36555-5-13-50.

Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.

В нескольких километрах от южных окраин Старого Крыма находится гора Грыця (665 метров, ещё её называет Монастырская или Святая). На склонах этой горы и расположился армянский монастырь Сурб-Хач, наверное, самый известный религиозный объект армянской церкви, наряду с церковью Святой Рипсиме в Ялте, на Крымском полуострове. Название монастыря на русский язык можно перевести как «Святой Крест». Памятник архитектуры с 1963 года. Религиозный памятник армянского народа вот уже восемь веков.

Крымские армяне и монастырь Сурб-Хач

Появление армян во внутренней части Крымского полуострова связано с религиозной доктриной генуэзских властей , стремившихся подвести под один символ веры - в данном случае католический - всё разношерстное население своих крымских колоний. И действительно, под генуэзским флагом в портовых городах торговали евреи, греки, татары, итальянцы и армяне - всё предприимчивые национальности, знающие своё дело и умеющие торговать.

Наплыв армян в Крым в XII-XIII веках был связан с массовой эмиграцией этого народа с родины, которая подвергалась бесчисленным вторжениям кочевых орд, то сельджуков, то монголов, то Тохтамыша, то Тамерлана, соперничающих между собой персидских и османских военачальников. Армения в средние века была ареной борьбы крупных восточных деспотических образований, сменявших друг друга в мелькании десятилетий. Жить, не говоря уже о том, чтобы процветать, на родине армянам было нелегко.

В Крыму армяне основали свою крепкую общину, которая под давлением генуэзских властей медленно переместилась в XIV-XV веках ближе к просторам Внутренней гряды Крымских гор . Однако и в сложившихся условиях армяне сохраняли сильные позиции в цветущей Кафе (сегодня Феодосия) .

До сих пор в районе Тополевки можно увидеть две армянских церкви этого периода: Сурб-Саргиз и Сурб-Урбат. В районе села Богатое находятся развалины Сурб-Егия. В отличие от этих святых для армян мест Крыма, Сурб-Хач, несмотря на те разрушения, которые принесли войны и время, был восстановлен.

История монастыря Сурб-Хач

Основание монастыря Сурб-Хач можно отнести к XIV веку нашей эры, ко времени, когда крымская община армян ещё обладала значительным влиянием и средствами на воздвижение объектов подобного масштаба. Со временем Сурб-Хач становится центром епархии, религиозная власть которой распространялась на весь Крымский полуостров и северное Причерноморье. Переоценить важность этого религиозного центра для армян сложно. Но с приходом русских войск в Крым рушится привычный уклад жизни всех слоёв населения полуострова. Высшее духовенство переселяется в армянский анклав на Кавказе - Нахичевань. Престол епарха также покинул Сурб-Хач, но, несмотря на потерю центрального положения, Сурб-Хач остаётся важным центром культурной и духовной жизни армян. Кроме того, обитель владела большими земельными наделами.

По легенде, монах Ованес Себастаци увидел на месте будущего расположения монастыря, точнее, главного его соборного храма, огненный крест (отсюда и название Сурб-Хач - «Святой Крест»). Таким образом, Себастаци стал духовным основателем монастыря. Храм Сурб-Ншан при монастыре был построен в середине XIV века, в конце XVII - в XVIII веках достроены трапезная, келейная для братии, весь комплекс активно перестраивается. Видимо, армяне нашли общий язык с верховной властью Крымского ханства - Сурб-Хач процветает.

Пауза, связанная с переездом престола в Нахичевань не сказалась негативным образом на монастыре. Жаль, что такого нельзя сказать про революцию 1917 года. Благодаря тому, что Крым долго оставался в руках белой армии, монастырь по инерции продолжал существование.

После революции монастырь Сурб-Хач доживал последние свои годы в качестве действующей обители. За террором последовал голод, потом - многочисленные изъятия и, наконец, закрытие монастыря в 1925 году. Разорениями и разрушениями не обошлось, случались убийства членов братии. В окрестностях монастыря, там, где по рассказам нашли тело убитого новой властью монаха, украшают в память о невинной жертве дерево.

До Второй мировой войны в стенах Сурб-Хач находился пионерский лагерь и туберкулёзный санаторий. Война принесла новые разрушения, но и после боевых действий время продолжало методично уничтожать уникальный культурно-архитектурный ансамбль. Никто не занимался ни в малейшей степени сохранением монастыря, пусть не в религиозном рвении, но в целях сохранить редкой красоты архитектурный комплекс. Даже несмотря на то, что Сурб-Хач стал памятником архитектуры с 1963 года, а с 1979 - охраняемым государством объектом, внимание крымских властей не обращалось в сторону памятника культуры, который неумолимо разрушался временем и людьми.

И только в восьмидесятые годы прошлого столетия заговорили о реставрации монастыря Сурб-Хач - и в этих местах пронесся ветер перемен; заговорили и о духовности. После приобретения независимости Армения заинтересовалась своим культурным достоянием на Крымском полуострове. Сюда были отправлены специалисты, которые должны были оценить масштабы реставрационных работ. На протяжении девяностых годов комплекс активно перестраивался и обновлялся. В 1994 году в главном храме монастыря Сурб-Ншан начались постоянные богослужения, эпизодически проводившиеся с предшествующего года. С 2002 года весь архитектурный комплекс монастыря Сурб-Хач перешел в лоно Армянской Апостольской Церкви.

Монастырь Сурб-Хач и его архитектура в наше время

Раньше монастырь вполне напоминал крепость. Высокие крепкие стены окружали Сурб-Хач, внутри кольца стен преобладали мощные каменные постройки, столь привычные для человека средневековья. После реконструкции дух времени ожил в стенах старейшего армянского монастыря. Монастырь выглядит сурово и располагает к духовным упражнениям.

В комплекс построек входит старейшее здание монастыря Сурб-Хач - главная церковь комплекса Сурб-Ншан (церковь Знамения). Это старейшее сооружение монастыря. По надписи, сделанной в 1358 году на куполе церкви можно утверждать, что как минимум серединой XIV века можно датировать постройку этой церкви, ведь надпись на барабане, держащем купол храма, датирована 1358 годом. На тот момент это было единственное здание монастыря.

К главному храму примыкает большой прямоугольный притвор (по-армянски «гавит»), который весьма отличается от притворов православных храмов - сложно с первого взгляда определить его предназначение. Гавит был пристроен к Сурб-Ншану несколько позже - в 1401 году. Он как будто поглотил первоначальный, украшенный резьбой портал с семью ступенями, служивший парадным входом в храм. В притвор ведут два входа, снабженных каменными лестницами - с южной и западной сторон. В стены гавита вмурованы хачкары, изображения крестов на камнях. Внутри притвора на втором ярусе была оборудована колокольня, к которой ведет каменная лестница. Форма колокольни непривычна для православной архитектуры - прямоугольная с крышей в один скат. Увенчана церковь пирамидальной формы куполом с крестом на вершине. Это самая высокая точка монастыря Сурб-Хач.

Церковь Сурб-Ншан обращена на восток центральной апсидой, которая скрыта в толще восточной стены. В другую сторону - на запад - обращена трапезная, построенная в XVII веке. На месте трапезной раньше, как полагают исследователи, существовали более ранние постройки. Красивые арочные потолки вполне соответствуют вкусам готической архитектуры. Трапезная имела второй этаж, не используемый как кухня или столовая, предназначавшийся, видимо, для гостей, и подвальный этаж. В северной части трапезной находится печь. Там же имеется надпись, сделанная поваром и датированная 1762 годом. К южной стене трапезной монастыря Сурб-Хач примыкает привратницкая. Между этим помещением и зданием келий расположен вход в монастырь с двумя дверными порталами. Над входом надпись, датированная 1684 годом.

В конце XVII века перпендикулярно трапезной была построена двухэтажная келейная часть монахов. Восточным своим крылом она упиралась в южный фасад гавита, западным - в трапезную. Таким образом, образовался внутренний дворик монастыря. Кельи второго этажа имели выход на открытую галерею, которая не сохранилась, но сохранились камни, служившие основанием деревянных подпорок галереи, которая выходила во внутренний дворик. По кельям первого этажа можно сложить представление о них - совсем маленькие комнатки, снабженные камином и дымоходом. К югу от келий расположена монастырская гостиница, построенная для приёма увеличившегося потока паломников в XIX веке. В войну она была полностью разрушена, но воссоздана в конце прошлого века во время реконструкции.

Фонтаны монастыря Сурб-Хач

В своё время монастырь Сурб-Хач полностью был окружен садами, где трудилась братия. Ныне, на юго-западе от монастырского комплекса тоже можно увидеть сад, главным украшением которого являются два красивых старых фонтана. Они, как и сад, расположены на понижающихся от трапезной террасах, по которым проходит лестница. Фонтаны представляют собой укрытые в камень прямоугольные каптажи, фасад которых украшен архитектурными деталями. Вода собирается в скрытых позади фонтанов цистернах, к которым в свою очередь ведут керамические трубы из источников, расположенных в горах.

Верхний фонтан был построен на рубеже XVIII и XIX веков в типичном армянском стиле. В семидесятых годах прошлого столетия с фонтана пропала навсегда мраморная плита, украшенная изображением ангелов, несущих ритуальный сосуд и крест. Второй фонтан находится ниже. Он также богато украшен и окаймлён сверху аркой. В центре композиции можно увидеть армянский крест.

Как добраться до монастыря Сурб-Хач

Добираться до монастыря Сурб-Хач естественнее всего из Старого Крыма, причём пешая прогулка по красивым местам не будет ни долгой, ни утомительной (около трёх с половиной километров с небольшим повышением местности). Но если вы всё же хотите приехать туда на своём транспорте, то, в случае движения от Симферополя, нужно, не доезжая до Старого Крыма, повернуть на указателе «Сурб-Хач 3 км». Асфальтированная дорога выведет вас через лес к монастырю, где можно найти автостоянку, после чего приступить к осмотру достопримечательностей этого красивого, непривычного глазу православных, монастыря. При движении из Феодосии, нужно насквозь проехать Старый Крым по шоссе Феодосия-Симферополь, и повернуть на описанном выше повороте налево.

olegman37