Дерево которое считается символом плодородия. Дерево жизни – мифология, значение символа, фотографии, символ разных народов. Изображение на предметах и оберегах

  • 04.07.2020

Дерево – символ жизни

Дерево издавна было одним из главных символов плодородия и жизненной энергии. Лиственное дерево, ежегодно меняющее листву, символизировало обновление жизни. Вечнозеленое дерево – знак бессмертия. Деревья, посаженные на кладбищах, означают победу жизни над смертью. Различные виды деревьев использовались разными народами в качестве поэтического символа. Например, для России это береза, скандинавы почитают сосну, на флаге Канады изображен кленовый лист, для немцев дерево-символ – липа. Видимо, не случайно историю рода принято изображать в виде генеалогического древа. И недаром считается, что человеку в течение жизни нужно родить сына, построить дом и посадить дерево.

Во все времена люди стремились к гармонии. Деревья помогали им разобраться в самом себе, избавиться от неуверенности и душевного дискомфорта. Между прочим, до сих пор в таежных поселках бытует обычай посвящать новорожденного конкретному дереву, которое становится как бы его покровителем.

Согласно библейской традиции дерево жизни было посажено в центре земного рая. А символом грехопадения является другое произраставшее в раю дерево – древо познания добра и зла. Вкушая плоды знания, человек утратил дар бессмертия.

Еврейская Каббала содержит символику дерева Сефирот. Как и древо познания добра и зла, оно имеет двойственную природу. Идею двойственности выражают символы «ствола левой руки» и «ствола правой руки», между которыми возвышается «срединный ствол».

Современная медицина только начинает понимать силу взаимосвязи человека с природой. Вот уж поистине, новое – это хорошо забытое старое! Ведь наши предки прекрасно понимали эту взаимосвязь и успешно использовали ее для здорового образа жизни.

Даже в Библии указаны деревья, считающиеся заповедными: верба (ива), береза, дуб, сосна, кедр и ель. Но еще древнейшие народы считали эти деревья особенными, приписывая им универсальные лечебные свойства. Это подчеркнуто и в медицине древних галлов (друидов).

В китайской мифологии упоминалось дерево, ветви которого попарно сплетались концами, символизируя слияние противоположностей, или растворение двойственного в едином.

Трехствольное дерево, несущее на своих ветвях три солнца, у индуистов считалось символом божественной троицы: Брахмы, Вишну и Шивы. Предполагалось, что каждому человеку соответствует определенный вид дерева. Если правильно установить такое соответствие, можно предсказывать судьбу человека, эффективно проводить его исцеление.

В античной мифологии плодам Дерева жизни соответствовали золотые яблоки сада Гесперид. Золотое руно аргонавтов также висело на дереве, охраняемом змеем или драконом.

У большинства древних богов дерево являлось непременным атрибутом власти. Так, священным деревом Осириса являлся кедр, Аполлона – лавр, Диониса – плющ и сосна.

Огромное количество обычаев и поверий, связанных с лесом, живо и до сих пор. Марийцы оберегают священные рощи, куда ходят советоваться с деревьями и лечиться. Жители Камчатки обожествляют пихту, которую никто не смеет тронуть, можно лишь взять несколько веток для приготовления снадобья.

Североамериканские индейцы уверяют, что слышат вздохи дерева и, взяв немного коры для снадобий, обязательно смазывают оголенный ствол маслом.

Староверы в глухих районах Сибири, прежде чем срубить дерево, просят у него прощения, объясняя этот поступок крайней нуждой в постройке жилища, а на дрова берут только сухостой или больное дерево.

Учеными установлено, что в период полнолуния у живого существа наиболее высокий обмен веществ, повышенная нервно-психическая деятельность, оно в это время особенно подвержено стрессам и болезням. Основываясь на этих наблюдениях, они ищут новые методы борьбы с болезнями, используя влияние на человека живой природной силы. Ну, а пока официальная медицина находится в поиске, народная медицина уже кое-что нашла. Точнее, она активно применяет лечение с помощью деревьев-целителей. Этот метод получил название так называемой «древесной медицины».

Сегодня то, что считалось суеверием, нашло объективные доказательства. Известно, что растения чувствительны к биополям людей, легко различают ауру добра и зла, общаются с нами на уровне подсознания и содержат огромное количество целебных веществ.

Возможно, вы удивитесь, узнав, что деревья постоянно контактируют друг с другом, и между ними даже существуют дружба и неприязнь. Несовместимые по биополям деревья как бы «разбегаются», их стволы изогнуты. Имеются среди них и «вампиры»: одно дерево может засыхать в присутствии другого. Совместимые деревья, наоборот, радуют стройными стволами и зеленью. Они часто срастаются стволами, демонстрируя нам дружбу и любовь.

В книге американского ученого Э. Менинджера «Причудливые деревья» есть фотография двух гигантских вязов, как бы взявшихся ветвями за руки. Исследователь пишет, что если «два дерева проникаются любовью друг к другу, они решают объединиться и расти как одно. Кто-то может сказать, что место сращения деревьев уродливо. Это не так: разве может лицо друга не быть прекрасным?»

Вернемся, однако, к друидам. Для них дерево, чтимое родом, было символом разума и беспрерывности жизни. Родовое дерево наблюдало многие поколения, сменявшие друг друга, и хранило информацию предков.

У друидов было принято сажать дерево в день рождения ребенка (кстати, этот обычай бытует у многих народов и по сей день).

Это дерево становилось как бы близнецом родившегося, его духовным родственником и покровителем.

Ему передавались недомогания человека, а причиненное дереву зло влияло на самочувствие человека.

Индийский ученый Джагиш Чандра Бос открыл биоэлектрическую деятельность растений, выявил их чувства. Подключенные к растениям приборы записали их реакцию на раздражение и многое другое.

Вспомните: наверняка в лесу вы чувствуете себя лучше – там легко дышится, появляются легкость, бодрость, улучшается настроение, в душе поселяются мир и покой.

И спится после прогулки по лесу хорошо – как в детстве.

И дело тут не только в свежем воздухе. Деревья лечат и успокаивают не только тело, но и душу.

Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора В. Жаворонков

Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс автора Сатьянанда Сарасвати

Тема 1 Психический символ Самую большую проблему в медитативной практике представляют сон и утрата осознания. В писаниях йоги это состояние неосознанности именуется лайя. Это пропасть, которую необходимо преодолеть, чтобы совершить скачок от стадии обычного восприятия

Из книги Йога-терапия. Новый взгляд на традиционную йога-терапию автора Свами Шивананда

1. Набхи-мудра - символ нёба Техника исполнения. Набхи-мудра заключается в касании нёба кончиком языка. Этот прием используется для замыкания определенных контуров циркуляции праны в системе каналов тонкого тела и выполняется постоянно в течение всей практики всех

Из книги Препараты «Тяньши» и Цигун автора Вера Лебедева

10. Випарита-карани-мудра - символ перевернутого действия Випарита-карани-мудра - одна из ключевых мистических практик Йоги. При выполнении в полном варианте это упражнение изменяет направление вращения основного вихря на обратное, тем самым воздействуя на направление

Из книги Гомеопатия для врачей общей практики автора А. А. Крылов

17. Маха-бандха-мудра - символ великого замка Маха-бандха - весьма специфическое упражнение, предотвращающее утечку сексуальной энергии и позволяющее перераспределить ее, направляя на устранение «слабых мест» в тонком теле. Учитывая тот факт, что сексуальная энергия

Из книги Зеленая энциклопедия здоровья. Лучшие рецепты нетрадиционной медицины автора Александр Кородецкий

19. Маха-мудра - великий символ Маха-мудра, или Маха-мудрасана, - третья составная часть тройственной практики, состоящей еще и из Маха-бандхи и Маха-ведхи. Маха-мудра является квинтэссенцией тройственной практики - она заставляет прану устремляться вверх по

Из книги Пластичность мозга автора Норман Дойдж

23. Матсьясана, или Матсья-мудра, - поза или символ рыбы Если взглянуть сверху на йогина, практикующего это упражнение в классическом варианте - с ногами, сложенными в полный лотос, - то окажется, что поза его очертаниями напоминает рыбу. Отсюда - название

Из книги Боевой гимн матери-тигрицы автора Эми Чуа

31. Шакти-чалана-мудра - символ движения Силы В своей «Йога-терапии» Шри Свами Шивананда описывает не полный вариант Шакти-чалана-мудры, при котором манипуляции мышцами таза и нижней части живота в определенном порядке совмещаются с напряженным дыханием типа Бхастрика, а

Из книги Йога для всех. Руководство для начинающих автора Наталья Андреевна Панина

Врач-механик – символ медицины Запада На Западе философия науки основана на допущении, что человек существует отдельно от природы, что его, как машину, можно разобрать и свести к составным частям. Действительность помещается в ощутимой структуре материи, которую можно

Из книги 5 минут йоги не вставая с кровати. Для каждой женщины в любом возрасте автора Свами Брахмачари

Thuja Дерево жизни Конституциональный тип туя рельефен физически: «Жирное, блестящее лицо, как бы смазанное вазелином; морщины глубокие, особенно между бровей, края которых как бы изъедены, носогубные складки выражены. Губы багровые, фиолетового цвета, с белой поперечной

Из книги Вода – лекарство тела и души. Исцеляющая сила водных кристаллов автора Масару Эмото

Глава 12 КАЛАНХОЭ – ДЕРЕВО ЖИЗНИ Цветок Гёте Эту главу мне хотелось бы начать с одной поучительной истории.Как-то раз ко мне обратилась одна моя пациентка и попросила достать ей каланхоэ. Мотивировала она это просьбой матери подарить ей цветок на день рождения. Я, конечно,

Из книги автора

Символ, логика и причинно-следственные связи Однако она сталкивалась и с другими, не менее важными проблемами. Из-за того, что та часть мозга Барбары, которая позволяет уловить взаимоотношения между символами, функционировала неправильно, ей было сложно понимать

Из книги автора

Глава 32 Символ Она также символизирует историю. Китайцы никогда не достигнут высот западной академической музыки, китайского эквивалента 9-й симфонии Бетховена нет, но высоты традиционной музыки глубоко переплетены с китайской цивилизацией. Семиструнный цинь, который

Из книги автора

Йога-мудра (символ йоги) Исходная поза – Падмасана. Выполните глубокий вдох, а на выдохе наклоняйтесь вперед, пока не коснетесь лбом коврика. Ягодицы при этом не отрываются от коврика, а руки следует перекрестить за спиной и взяться за большие пальцы ног (рис. 31). Внимание

Из книги автора

Йога-мудра (символ йоги) Отохнув после полу стойки на голове, сядьте и приготовьтесь к упражнению под названием йога-мудра, или «символ йоги». Эта поза очень важна по своему духовному воздействию на высших ступенях занятий. Йоги проводят в такой позе час и более.Лечебный

Дерево является одним из самых универсальных символов духовной культуры человечества. Оно символизировало центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения; Вселенную и ее процессы вечного обновления; сокровенную Мудрость и таинственные законы бытия. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В мифах многих народов мира часто присутствуют два центральных дерева: Древо жизни и Древо познания Добра и Зла.

Корни Древа жизни, или Мирового дерева глубоко проникают в подземный мир. Его ствол, словно мост, протягивается от Земли к Небу. Его ветви поднимаются до самых высоких небесных сфер, достигают загадочного мира истоков всего сущего, где живут боги и звезды. Это центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь всего Космоса. Ствол этого Древа является осью пространства и времени, но его корни и ветви выходят далеко за пределы самой жизни и смерти. Соки Древа жизни — это небесная роса, животворный напиток, дающий возможность возрождения, а тот, кто вкушает плоды его, становится бессмертным. Часто Древо жизни изображается как Arbor Inversa — перевернутое дерево, корни которого находятся на небе, а ветви опускаются вниз. Перевернутое дерево — символ Макрокосма, его законов, бесконечного числа параллельных измерений, миров и процессов эволюции. Оно символизирует также вечные принципы сотворения и рождения жизни.

Если Древо жизни охватывает и объединяет внутри себя все законы и формы существования Космоса, то Древо познания отражает лишь ту его часть, которая доступна пониманию человека. Если плоды Древа жизни дарят великую единую универсальную мудрость, осознание бессмертия и критериев Неба, то воздействие плодов Древа познания полностью зависит от того, как и ради чего ими пользуется сам человек. Поэтому плоды Древа познания могут принести и пользу, и вред, вести к осознанию как Добра, так и Зла. Если Древо жизни — это Учитель, то Древо познания Добра и Зла — это, скорее, искуситель, ставящий препятствия и испытания на пути к Истине и Мудрости, для того чтобы человек научился отличать фальшивое от подлинного и нести ответственность за свои мысли, намерения и вытекающие из них поступки.

В древнескандинавской космогонии рассказывается о знаменитом ясене Иггдрасиле, Древе Вселенной. Оно имеет три корня, которые опускаются до Хеля, таинственного подземного мира, и расходятся оттуда к Ётунхейму, царству великанов, и Мидгарду — земле, обители людей. Его крона простирается над всем миром, защищая все живущее в нем. Его верхние ветви достигают Неба, а самая высокая из них дает тень Вальгалле — высшей небесной сфере, где живут боги и павшие герои. Иггдрасиль вечно свеж и зелен, так как три сестры-пророчицы, владычицы судьбы, имена которых Прошлое, Настоящее и Будущее, ежедневно поливают его водами жизни из источника Урд. В ветвях священного Древа живет орел, золотая птица, владеющая сокровенной Мудростью. Боги собираются у подножия Иггдрасиля, чтобы решать судьбу миров. Во время великих космических потрясений, когда умирает старая Вселенная, Иггдрасиль выдерживает все испытания и не умирает вместе со всеми, чтобы сохранилось зерно для рождения новой, молодой Вселенной. Он продолжает служить убежищем для тех, кто выжил во всех потрясениях и благодаря кому на земле вновь возродится жизнь, а с ней и новые поколения людей.

Ашваттха, Космическое древо Индии , в одном из своих основных символических значений часто изображалось перевернутым, с корнями на небе. Это смоковница, священное дерево Индии, которое изначально почиталось как жилище невидимых гениев-хранителей природы, а позже — как Мировое древо, отражающее законы Космоса. С возникновением буддизма оно становится священным деревом Бодхи: именно под ним Гаутама Будда достиг высшей Мудрости и Нирваны.

Китайское Древо жизни Киен-Му растет в центре мира. Оно имеет семь корней, которые пронизывают семь источников, сокрытых в недрах земли, и семь ветвей, которые возвышаются до семи небес, населенных богами. Древо жизни в Древнем Китае — это одновременно и лестница, ведущая к бесконечным далям, по которой поднимаются и опускаются не только Солнце и Луна, но также владыки и мудрецы — те, на кого возложена миссия вестников, посредников между Небом и Землей.

Ассирийское Древо жизни Ашера — колонна с семью ветвями на каждой стороне, увенчанная шарообразным цветком с тремя исходящими лучами. «Милосердный, кто мертвых к жизни воскрешает» — эту молитву произносили перед Ашерой на берегах Евфрата.

В исламе корни Древа жизни и счастья достигают самой высокой небесной сферы, а его ветви простираются над землей и под ней.

Космическое древо в традициях Каббалы состоит из 10 сефирот, 10 «лучей», качеств, атрибутов или принципов Высшего, Сокровенного божества, никогда не умирающего и не рождающегося, не имеющего ни начала, ни конца, содержащего внутри себя все сотворенное. В каббалистических традициях его называли Эйн Соф Аур, или Беспредельный Свет. Сефироты — это не только качества и атрибуты божественного Эйн Софа, но также первый плод процесса сотворения. Они исходят из Беспредельного Света, сотворенные им, и, в свою очередь, порождают все остальные космические законы и принципы. Имена десяти сефиротов: Венец, Мудрость, Понимание, Милосердие, Сила, Красота, Победа, Слава, Основание, Царство. В Космическом древе они разделены еще и на три вертикальные колонны. Правая колонна, символизирующая активный, мужской принцип, называется колонной Милосердия, левая, символизирующая пассивный, женский принцип, — колонна Строгости. Центральная колонна, создающая равновесие, называется «Небесный путь».

Каждый народ имел свое священное дерево. Считалось, что дерево имеет душу и обладает особой, только ему свойственной, священной мистической силой. Люди древности верили, что деревья владеют великой мудростью и что человек, тонко чувствующий душу дерева, может многому у него научиться.

В древности верили, что человек и дерево подобны сообщающимся сосудам. Все, что происходит с одним, отражается на другом. Поэтому дерево могло стать другом, «братом-близнецом» человека: оно «впитывало» и отражало его душу, все хорошее и плохое, чего и сам человек о себе не знал. Наблюдая за деревом-«близнецом» в важнейшие моменты жизни человека, судили о том, верный ли шаг он сделал и как будет развиваться его судьба на новом этапе.

Дерево считалось зеркалом происходящего не только в человеке, но также в видимой и невидимой природе и в мире богов. Верили, что душа дерева отражает сокровенную жизнь природы и обладает частью силы невидимой Сущности, которая проявляется через нее. Таким образом, дерево играло роль «моста», посредника между богами и людьми, человеком и его предками.

В древности каждое божество имело священное дерево, посредством которого передавало часть своих таинств и силы. Так, лавр был священным деревом Аполлона, олива — Афины, сосна — Кибелы, Пана и Атиса, кипарис — Аида, а кедр и ореховое дерево — Артемиды. Сикомора, священное дерево Древнего Египта, посвящалось богиням Исиде, Хатхор и Нейт. Дуб был священным деревом верховных богов: Зевса у греков, Юпитера у римлян, Перуна у древних славян. Фиговое дерево посвящалось Гермесу, Дионису и индийскому богу Вишну.

Я знаю, наверно,—
я вечности древо
и кровью моею
накормлены звезды,

а птицы в листве-
мои сны и мечты.
И если паду я,
подрубленный смертью,—
обрушится небо.

Хуан Рамон Хименес

Древо познания добра и зла стояло посреди Эдемского сада. Символическое Мировое древо встречается у многих народов. Его корни уходят в подземный мир, а ветви тянутся к небесам. В некоторых случаях его ветви поддерживают небо, как, например, у Иггдрасиля (исполинского ясеня из скандинавской мифологии) или — Мирового древа майя.

Ассирийское древо было декоративным и стилизованным, символизировало связь между , землей и небесами. Древо майя говорит о сотворении и устройстве мира, исламское — об изобилии и достатке: на его ветвях висят драгоценные камни, из корней текут молоко и мед. Вся эта символика означает, что люди могут подняться от низшей природы и достичь духовного знания и связи с небесами.

В гранате столько зерен, что их невозможно пересчитать.

Прекрасное дерево на мечети Вазирхана в Лахоре (Пакистан).

Мировое древо может быть перевернутым, так что корни уходят в небо, а ветви тянутся к земле, распространяя духовное развитие. Такое можно встретить, например, в каббале в качестве символа Бога на небесах как источника всей жизни, стекающего вниз.

Иггдрасиль, Мировое древо из скандинавской мифологии.

Обложка Пасхальной агады с Древом жизни.

Лиственные деревья символизируют возрождение — зимой они выглядят мертвыми, но весной снова оживают.

Вечнозеленые деревья издавна использовались для выстилания полов. Украшать дерево к Новому году или Рождеству — немецкий обычай; считалось, что дерево отгоняет зло. Фрукты с деревьев — символ плодородия и возрождения.

Для буддистов деревья имеют особое значение. Во время родов мать Будды опиралась на ствол дерева; Будда обрел просветление под деревом (которому поклоняются в Азии) и умер в роще.

Дерево смерти — инжир. Иссохший, лишенный листвы, он символизирует противоположность жизни. Как ни странно, при этом инжир -символ изобилия, религиозной мудрости и бессмертия. Считается, что Адам и Ева прикрывались его листьями (другое название инжира — фига).

Дерево бодхи в храме Махабодхи (Боджгая, Бихар, Индия).

Рябина — кельтское дерево жизни. Ее часто сажали возле домов и сараев для защиты обитателей.

Боярышник (майское дерево) связан с браком и любовью. Однако вносить цветы в помещение — к несчастью.

Под омелой целуются на Рождество.

Остролист символизирует смерть и возрождение, защищает от зла; существует поверье, что он делает мужчину неотразимым. Дуб, могучий, верный, долгоживущий, — символ жизненной силы. Его листья приносят удачу. Венками из дубовых листьях увенчивали римских полководцев, победивших в бою.

Орешник — символ плодородия, защитник от зла. Бузина означает печаль. В «Бесплодных усилиях любви» Шекспир говорит, что на ней повесился Иуда. Это дерево связано со смертью и крестом. Однако существует версия, что крест был сделан из остролиста, а в Бретани «дерево креста» — омела.

С самой далекой древности дерево является одним из самых любимых, самых таинственных и самых универсальных символов духовной культуры человечества. Символика дерева глубока, богата и многогранна; одна только библиография на эту тему составила бы весьма внушительную по объему книгу. Практически невозможно найти традицию, народ или эпоху, которые не строили бы свои основные учения на символике Древа жизни и Древа познания. Дерево как символ заключало в себе глубокие и самые разнообразные знания и истины. Оно символизировало центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения; Вселенную и ее процессы вечного обновления; сокровенную Мудрость и таинственные законы бытия. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. Каждый народ имел свое священное дерево. Считалось, что дерево имеет душу и обладает особой, только ему свойственной священной мистической силой. Этими животворными флюидами пропитано все вокруг дерева, их удивительное воздействие распространяется на всех, кто находится рядом с ним. Люди древности верили, что деревья владеют великой мудростью и что человек, тонко чувствующий душу дерева, может многому у него научиться.

Древо жизни - центр мира

Древо жизни, или Мировое древо, - это древний символ, который занимал центральное место в учениях, мифах и традициях всех времен и народов. Древо жизни - не из этого мира. Его корни проникают глубоко в подземный мир, мир таинств и сокровенных истин. Его ствол, словно мост, протягивается от Земли к Небу. Его ветви поднимаются до самых высоких небесных сфер, достигают загадочного мира истоков всего сущего, где живут звезды, боги, высокие Мечты и Идеалы, где царит вечная весна. Это центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь всего Космоса, не имеющая ни начала, ни конца. Ствол этого Древа является осью пространства и времени, но его корни и ветви выходят далеко за их пределы, за пределы самой жизни и самой смерти. Соки Древа жизни - это небесная роса, животворный напиток, дающий возможность возрождения, а тот, кто вкушает плоды его, становится бессмертным.

Мифы и легенды о Древе жизни в традициях всех народов мира прекрасны по своему содержанию и глубоки по своей символике. В древнескандинавской космогонии рассказывается о знаменитом Иггдрасиле, ясене, Древе Вселенной, времени и жизни. Оно имеет три корня, которые опускаются до Хела, таинственного подземного мира, и расходятся оттуда к Етунхейму, царству великанов, и Мидгарду - земле, обители людей. Иггдрасиль - самое красивое и самое большое дерево на свете. Его крона простирается над всем миром, защищая все живущее в нем. Его верхние ветви достигают Неба, а самая высокая из них дает тень Валгалле - высшей небесной сфере, где живут боги и павшие герои. Иггдрасиль вечно свеж и зелен, так как Норны, три сестры-пророчицы, Владычицы Судьбы, имена которых Прошлое, Настоящее и Будущее, ежедневно поливают его водами жизни из источника Урд, находящегося на нашей земле. В ветвях священного Древа живет орел, золотая птица, владеющая сокровенной Мудростью и всеведением.

Боги собираются у подножия Иггдрасиля, чтобы решать судьбу миров. Во время великих космических потрясений, когда умирает старая Вселенная, Иггдрасиль выдерживает все испытания и не умирает вместе со всеми, чтобы сохранилось зерно для рождения новой, молодой Вселенной. Он остается неподвижным, прямым и непобедимым. Ни огонь, ни лед, ни Тьма не могут его уничтожить. Он продолжает служить убежищем для тех, кто выжил во всех потрясениях и благодаря кому на земле вновь возродится жизнь, а с ней и новые поколения людей. Легенды говорят, что Иггдрасиль засохнет и исчезнет только в тот день, когда окончится последняя битва между Добром и Злом, когда с победой Добра исчезнут границы пространства и времени, жизни и смерти и станет возможным существование за их пределами, познание Вечности и бессмертия.

Китайское Древо жизни Киен-Му растет в центре ми­ра. Оно не создает тени; вокруг него царит полная тишина. Оно имеет семь корней, которые пронизывают семь источников, сокрытых в недрах земли, и семь ветвей, которые возвышаются до семи небес, населенных богами. Древо жизни в Древнем Китае - это одновременно и лестница, ведущая к бесконечным далям, по которой поднимаются и опускаются не только Солнце и Луна, но также короли, владыки, мудрецы - герои и Учителя людей, те, на кого возложена миссия вестников, посредников между Небом и Землей.

Ассирийское Древо жизни Ашера - колонна с семью ветвями на каждой стороне, увенчанная шарообразным цветком с тремя исходящими лучами. «Милосердный, кто мертвых к жизни воскрешает» - эту молитву произносили перед Ашерой на берегах Евфрата.
Ашваттха, фиговое дерево, священное дерево Индии, которое изначально почиталось как жилище невидимых гениев-хранителей природы, а позже - как Мировое древо, отражающее законы Космоса, с возникновением буддизма становится священным деревом Бо, именно под ним Гаутама Будда достиг высшей Мудрости и Нирваны.

В ветвях Древа жизни, согласно многим традициям, обитают 12 небесных птиц; оно дает 12 плодов - символ 12 высших состояний сознания и мудрости. «Плод и сок Древа жизни даруют бессмертие». Достаточно вспомнить золотые яблоки сада Гесперид или божественный напиток, созданный из «сока Древа жизни», - сому у брахманов, хаому у парсов. Вкушающий плоды Древа жизни и утоляющий жажду его животворящим соком участвует в жизни богов и сам становится божественным.

Часто Древо жизни изображается как Arbor Inversa - перевернутое дерево, корни которого находятся на небе, а ветви опускаются вниз, простираясь над землей. Перевернутое дерево - символ Макрокосма, руководящих в нем законов, бесконечного числа параллельных измерений, миров и процессов эволюции, содержащихся в нем. Оно символизирует также вечные принципы сотворения и рождения жизни. Любое сотворение начинается на Небе, с сокровенных Законов существования, с архетипальных Идей, «опускающихся вниз» и воплощающихся, принимающих форму в мире материи. Поэтому корни Космического древа находятся на Небе; его ветви, обращенные к Земле, символизируют проявленный Космос со всем бесконечным разнообразием форм жизни.
В одном из своих основных символических значений так часто изображалось Ашваттха, Космическое древо Индии. В исламе корни Древа жизни и счастья достигают самой высокой небесной сферы, а его ветви простираются над землей и под нею. Самое известное перевернутое дерево - Оц-хим, Космическое древо в традициях Каббалы. Оно состоит из 10 сефирот, 10 «лучей», качеств, атрибутов или принципов Высшего, Сокровенного божества, никогда не умирающего и не рождающегося, не имеющего ни начала, ни конца, альфы и омеги бытия, содержащего внутри себя все сотворенное. В каббалистических традициях его называли Эйн Соф Аур, или Беспредельный Свет. Сефироты - это не только качества и атрибуты божественного Эйн Софа, но также и первый плод процесса сотворения. Они исходят из Беспредельного Света, сотворенные им, и, в свою очередь, порождают все остальные космические законы и принципы. Имена десяти сефиротов: Венец, Мудрость, Понимание, Милосердие, Сила, Красота, Победа, Слава, Основание, Царство. В Космическом древе они разделены еще и на три вертикальные колонны. Правая колонна, символизирующая активный, мужской принцип, называется колонной Милосердия, левая, символизирующая пассивный, женский принцип, - колонной Строгости. Центральная колонна, создающая равновесие, называется «Небесный путь». Взаимоотношения между сефиротами и их именами комплексные и многогранные. Они связаны с символикой чисел и отражают глубокие и возвышенные учения о таинствах человека, природы и Вселенной.

Древо познания добра и зла

Древо жизни часто отождествляется с Древом познания Добра и Зла, однако специалисты по символизму более склонны предполагать, что это два разных понятия; точнее, Древо познания - лишь один из аспектов Космического древа, или Древа жизни. Если Древо жизни охватывает и объединяет внутри себя все законы и формы существования Космоса, то Древо познания отражает лишь ту его часть, которая доступна пониманию человека и, соответственно, подвержена искажениям и злоупотреблениям. Если плоды Древа жизни дарят великую единую универсальную мудрость, осознание бессмертия и критериев Неба, то воздействие плодов Древа познания полностью зависит от того, как и ради чего ими пользуется сам человек. Поэтому плоды Древа познания могут принести и пользу, и вред, вести к осознанию как Добра, так и Зла. Как и все, что зависит от критериев и поступков человека, плоды Древа познания могут ввести в заблуждение, создать иллюзию, которая будет восприниматься как истина. Злоупотребление ими никогда не проходит бесследно. Страдание и боль - самые естественные последствия такого злоупотребления, а если вовремя не остановиться и не извлечь нужных уроков, то оно может привести к духовному и моральному падению. Если Древо жизни - это Учитель, то Древо познания Добра и Зла - это, скорее всего, искуситель, ставящий препятствия и испытания на пути к Истине и Мудрости, для того чтобы человек научился отличать фальшивое от подлинного и нести ответственность за свои мысли, намерения и вытекающие из них поступки. В мифах многих народов мира о райском саде, в котором нет разрушения и смерти, в котором останавливается время и царит вечная весна, часто присутствуют два центральных дерева: Древо жизни и Древо познания Добра и Зла, дополняющие друг друга. Но вокруг ствола Древа познания всегда сворачивается Змей-искуситель. Е. П. Блаватская писала, что разница между Древом познания и Древом жизни такова же, как между самим познанием и Мудростью. Древо познания и Древо жизни она сравнивала с двумя зеркалами в каббалистической традиции. «Нелучистое зеркало» дает лишь смутное отражение образов и, соответственно, лишь смутные представления о том, что существует на самом деле, - это плоды Древа познания. «Лучистое зеркало», пишет Е. П. Блаватская, обозначает способности предвидения, ясновидения, прорицания, прозорливость, проникновение в глубину, в сокровенную суть вещей, - это плоды Древа жизни.

Дерево - человек - боги

Древние народы верили, что существует таинственная связь между деревом и человеком, деревом и богами, деревом и невидимыми мистическими силами природы. Они считали, что душа дерева впитывает и, словно зеркало, отражает все, что происходит на Небе и на Земле, на видимых и невидимых планах природы, в мире людей и мире богов. Согласно традициям и легендам, душа дерева - это очень древняя и очень мудрая сущность. В древности полагали, что она может рассказать историю всех существ, видимых и невидимых, которые когда-либо прикасались к дереву, что она обладает прекрасными целительными свойствами и может излечить любую болезнь. Люди верили, что душа дерева, общающаяся с ветрами, звездами, лучами солнца, может подсказать множество символических примет, составляющих язык природы.

Во многих мифах, сказках, легендах говорится о том, что дерево не только может стать мудрым учителем, но также способно преподать человеку прекраснейший урок любви, преданности и дружбы. Оно ничего не просит и не требует, но открывается только в ответ на чистоту души, доброту, бескорыстие и любовь того, кто находится рядом с ним.

В древности верили, что человек и дерево подобны сообщающимся сосудам. Все, что происходит с одним, отражается на другом. Поэтому дерево могло стать другом, «братом-близнецом» человека: оно «впитывало» и отражало его душу, все хорошее и плохое, чего и сам человек о себе не знал, все его сокровенные мечты и способности, всю его дальнейшую судьбу. Недаром во многих традициях, когда рождался ребенок, сажали дерево. Где бы ни находился потом этот человек, о том, что с ним происходит, судили по тому, как росло дерево. Если дерево-«близнец» засыхало, это было знаком того, что с человеком происходит что-то неладное. Наблюдая за деревом-«близнецом» в важнейшие моменты жизни человека, судили, сделал ли он верный шаг и как будет развиваться его судьба на новом этапе.

В Южной Индии до сих пор существует красивый об­ряд «венчания деревом». Перед свадьбой молодая пара (или часто муж и жена, у которых нет детей) сажала на берегу священного озера два дерева - одно «мужского» пола, другое «женского», - представлявшие жениха и невесту. В процессе обряда венчания ветвь дерева-«жениха» переплеталась с ветвью дерева-«невесты». Деревья-«супруги» становились гениями-хранителями, «близ­не­цами» супружеской пары людей, отражая и охраняя их дальнейшую судьбу. Когда обряд проводился для супругов, которые не могли иметь детей, через десять лет жена возвращалась туда, где росла пара деревьев-«близнецов», и клала под ними в качестве подарка камень, долго и тщательно омывавшийся в водах священной реки или священного озера, на котором была высечена пара сплетенных змей. Считалось, что в этот момент происходит второе, мистическое объединение душ священных деревьев и что благодаря ему женщина станет матерью. В некоторых племенах перед обрядом венчания жениха и невесту сначала, каждого по отдельности, «женили» или «выдавали замуж» за священное дерево. Считалось, что таким образом им передается новая сила обновления и возрождения самой природы, необходимая, чтобы благополучно начать этот новый важный этап жизни.

Дерево считалось зеркалом происходящего не только в человеке, но также и в видимой и невидимой природе и в мире богов. Верили, что душа дерева отражает сокровенную жизнь природы и обладает частью силы, заряда и магнетизма невидимой Сущности, которая проявляется через нее. Таким образом, дерево играло роль «моста», посредника между богами и людьми, человеком и его предками. Именно поэтому в древности каждое божество имело священное дерево, через которое передавало часть своих таинств и силы. Так, лавр был священным деревом Аполлона, олива - Афины, сосна - Кибелы, Пана и Атиса, кипарис - Аида, а кедр и ореховое дерево - Артемиды. Сикомора, священное дерево Древнего Египта, посвящалось богиням Исиде Хатхор и Нейт. Дуб был священным деревом верховных богов: Зевса у греков, Юпитера у римлян, Перуна у древних славян. Фиговое дерево посвящалось Гермесу, Дионису и индийскому богу Вишну.

У каждого народа было свое священное дерево, которое имело особые достоинства, флюиды, свойства, отражающие различные аспекты сокровенной жизни природы. В качестве примера приведем символику лишь некоторых из них.

Дуб. Во многих традициях дуб был особо священным деревом. Одно из его достоинств заключалось в том, что он привлекает на себя удар молнии - его всегда считали проводником силы верховных божеств. Знамениты были священный дуб Зевса в Додоне, дуб Юпитера Капитолина в Риме, дуб Перуна у славян. Во все времена дуб был символом стабильности, величия и силы, как внутренней, так и внешней, как духовной, моральной, так и физической. Особо почитался дуб у древних кельтов. Если верить Плинию Старшему, название друидов, знаменитых кельтских жрецов, можно перевести как «рожденные из дуба» (от греческого «друис» - «дуб»). Дуб символизировал сочетание мудрости и силы, в чем, как считают многие, и заключалось основное достоинство кельтских жрецов. В священных рощах друиды вешали на ветви дуба арфы, чтобы ветер играл на их струнах. Считалось, что таинственные звуки, которые издавали арфы, отражали музыку небесных сфер и волю богов.

Олива. Символика этого дерева очень красива, глубока и многогранна. Во многих традициях оно является символом мира, плодородия, очищения, силы, победы и благословения. В Греции оно было священным деревом Афины, богини мудрости. По легенде, первая олива появилась из земли от удара копья великой богини во время ее состязания с Посейдоном за право покровительства над вновь основанным городом - городом, который впоследствии получил имя Афины и стал центром древнегреческого мира.
Согласно древнекитайским традициям, функция оли­вы - хранительство и покровительство; ее кора нейтрализует некоторые яды. В Японии олива была символом победы, преодоления трудностей - на войне, в начинаниях мирских и духовных. В еврейских и христианских традициях оливковая ветвь была знаком мира и благой вести.

Сосна. Во все времена вечнозеленая сосна была символом бессмертия. Особенно красива символика сосны в традициях Дальнего Востока. Последователи даосизма питались только семенами, иголками и смолой сосны. Они считали, что такая пища делает тело легким, а ду­шу - способной улететь к новым далям. Одна из даосских притч рассказывает, что если смола сосны, стекая по стволу, попадает на землю и ее впитывает плодородная почва, то через тысячу лет на этом месте вырастет гриб, который приносит бессмертие.
В Японии из сосны строили храмы и изготавливали обрядовые сосуды и инструменты. Сосна считалась символом удачи, а также обретенной внутренней силы, которую никто и никогда не сможет уничтожить, ибо она является результатом долгих сражений и преодоления самого себя. В период празднования Нового года японцы кладут по обе стороны входной двери своего дома две сосны. Считалось, что в ветвях этого дерева живут маленькие невидимые существа - гении-хранители, приносящие благословение и удачу в начале любого важного цикла жизни. В древнегреческих и древнеримских традициях сосна была посвящена Пану, Кибеле и Атису и играла важную роль в их Мистериях.

Лавр. Лавр - священное дерево Аполлона, символизирующее особый вид бессмертия, которое достигается через сражение и победу как на физическом плане, так и на плане духа. Поэтому венок из листьев лавра украшал головы героев, гениев и мудрецов. Считалось, что листья лавра помогают пробуждению ясновидения и пророческих способностей. Очень распространенной в древности была особая форма прорицания при помощи лавра. В Дельфийском оракуле перед началом прорицаний пифии и жрецы посвящали Аполлону листья лавра, которые потом сжигали или разжевывали. Тот, кто получал от пифий благоприятный ответ, уходил из оракула с лавровым венком на голове. Считалось, что лавр передает все сокровенные качества Аполлона: божественное вдохновение, гармонию и свет, - а также является носителем света для всех живущих в темноте.

Береза. Береза - священное дерево в славянских традициях. Считалось, что она передает силу обновления весны, помогает возродиться, почувствовать «второе дыхание», победить инерцию, уныние и болезнь, почувствовать молодость души и тела. Береза считалась хранителем и проводником всех импульсов и состояний, приходящих с Неба, и потому всегда была символом вдохновения и пробуждения тонких струн души.

Пугачёва И.И.

Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: [email protected]

В прикладном искусстве старые формы, мотивы, символы, эмблемы и отдельные композиции бесконечно долго сохраняют свою живучесть, переходя без особых внешних изменений из одной культурной эпохи в другую. «Изучение язычества – это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа» – Б.А. Рыбаков.

Практически всегда Древо жизни связывает три мира: наш, рай и ад, или является связующим звеном между верхним миром, миром смертных и нижним, подземным, то есть потусторонним миром. В кроне Древа обитают птицы, души и святые, у корней хтонические и демонические существа (змеи, бесы и т.д.). Также, оно может являться символом человеческой жизни, как процесса рождения, непосредственного существования, смерти и возрождения (новое рождение). В первую очередь, значение Древа жизни заключается в связи и гармонии между землей и небом, человеком и божественной сущностью. Древо Жизни – источник жизни, символ возрождения, счастья, благополучия. Троичная система космогенеза представляет мир из трех классов существ (птицы, животные, земноводные), включает временные понятия (прошлое, настоящее, будущее), три части тела (голова, туловище, ноги), три стихии (огонь, земля, вода).

В мифологических и религиозных системах особенно подчёркивается восходящая линия жизни – от рождения к максимальной стадии роста – цветению и плодоношению. Наиболее наглядный образ жизни был найден в растительном мире, точнее, среди деревьев, особенно таких, чей срок жизни значительно превышал сроки человеческой жизни (дуб, явор – клен белый, произрастает на Украине, ива, лиственница, кедр, сикомор – фикус семейства тутовых, родина Египет, на Ближнем Востоке дерево неприкосновенное, баньян – индийский фикус из семейства тутовых с самой большой кроной, тис – самое долгоживущее дерево, возраст самого древнего тиса оценивается в девять тысяч лет).

Изображение Древа жизни – это единая гармоничная композиция, где могут быть использованы ствол, стебель, росток, бутон, распустившийся цветок, плод, указывает на течение жизни. Часто Древо жизни бывает представлено как женский (материнский) персонаж или, по крайней мере, как его обиталище. В некоторых архаичных традициях Древо жизни изображаются как женское начало, с которым сочетаются животные, связанные со средней частью дерева (стволом) и являющиеся носителями оплодотворяющей силы. Идея изобилия, высшей степени плодородия, соотносимая с Древом жизни, объясняет частый образ двойных (или спаренных) деревьев и соответственно двойных плодов.

В христианстве – особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Приносит плоды 12 раз в год, которые давали человеку бессмертие, вечную молодость и исцеляли любые болезни. Древо жизни служило образцом блаженной и полной благодати жизни с Господом. В христианстве древо жизни также символизирует развитие духовных качеств каждого человека, его стремление познать Всевышнего и связь каждого человека с тем, к кому он обращается с молитвами.

Мифологический сюжет спасения с помощью дерева как обретения жизни ещё более расширяет сферу, в которой выступает Древо жизни. Примером послужит исключительно широко распространённый сказочный мотив, где герой – победив змея, спасается из подземного царства смерти, взобравшись на вершину чудесного дерева, откуда его уносит птица (орёл); характерно, что обычно герой освобождает царевну, будущую свою жену, и приносит с собой на землю живую воду.

Узоры с Древом жизни и сидящими на нем или около него птицами встречаются в прикладном искусстве Древней Руси в средневековой вышивке, распространены они были и в крестьянском искусстве России XIX века. Они присутствуют в резьбе по дереву, росписи по дереву, ткачестве, русском рисованном лубке. В языческой древности рай, называемый «ирей» или «вырий» находился на небе, где царство птиц. Поэтому дерево в окружении птиц на ветвях, с мотивом конских голов в основании дерева, служившие оберегами, символами домашнего очага и солярным знаком на вершине воспринималось как изображение райского древа, вечного символа Древа жизни (рис. 1). Указанием на Древо жизни может служить и треугольная горка (мировая гора), из которой произрастает дерево (рис. 2). Порой изображение Древа жизни становится совсем миниатюрным – листик с птичкой на его вершинке.

Крестьянское искусство всегда подпитывалось фольклорными поэтическими образами, где Древо жизни один из любимых мотивов, цветущее и плодоносящее дерево, как символ красоты природы, радости, оптимизма.

Мотив Древа жизни можно видеть в различных композициях в народном искусстве. Часто птица Сирин изображается с веткой, что символизирует Древо жизни, а Алконост с цветком в руке (рис. 3).

Рис. 3. Русский лубок. Конец XVIII – начало XIX века

Процветший хвост льва – это тоже Древо. На парадном украшении «Суздальское оплечье» конца 12 – первой четверти 13 века древнерусские златокузнецы изобразили орнамент в виде процветшего креста (рис. 4). А на русских вышивках порой трудно точно определить мотив богини-женщины, рожаницы или Древа. Но по смысловому значению все эти символы близки и относятся к плодородию.

Рис. 4. Суздальское оплечье (парадное украшение). Конец XII – первая четверть XIII века. Владимирская губерния

В русском рисованном лубке встречается «Древо разума», на котором назидательные изречения заключались в орнаментированные круги или были написаны на широких изогнутых листьях дерева-куста, как древо мудрости с полезными советами и наставлениями

В сфере ритуала образ Древа жизни реализуется чаще всего в связи с положительным членом комплекса: рождение – плодородие – смерть (роль деревьев в ритуалах плодородия, свадьбы и т.п.). В славянской мифологии дерево – объект поклонения. К священным деревьям приходили для свершения различных обрядов, чтобы избавиться от болезней, сглаза, порчи, бесплодия. Приходившие приносили жертвы и дары, молились, прикасались к коре дерева, «исповедовались», каялись в грехах, просили у дерева прощения.

Дуб – в традиционной культуре славян одно из самых почитаемых деревьев, символизирующее силу, крепость и мужское начало, а также олицетворяющее объект и место совершения религиозных обрядов и жертвоприношений. У славян дуб соотносился с верхним миром. Ему приписывались положительные значения. В славянских языках и диалектах слово «дуб» часто выступает в значении «дерево», например, сербы говорили, что дуб – царь дерево. Мировое дерево в славянской мифологии похоже на дуб, только растут на нем не желуди, а семена всех растений земли. Отголоски этих представлений о дереве, растущем на земле, но достигшем небес, сохранились в многочисленных сказках.

Почитаемым «женским» деревом была у славян береза . Березе девушки жаловались на немилого жениха, неверного любимого, злодейку-разлуч-ницу. Березу наряжали лентами, бусами, платочками. Белый цвет считался у славян цветом смерти, поэтому береза являлась посредницей между миром живых и мертвых. Зелень листвы символизировала жизнь, то есть береза олицетворяла сразу и жизнь, и смерть.

Яблоня – не простое дерево для русского человека. Не случайно она упоминается во многих свадебных песнях и сказках. Народная мудрость рассудила правильно: на Древе жизни должны быть плоды, дарующие бессмертие или вечную молодость. Плод, приносящий бессмертие в сказке должен быть красивым, золотым, вкусным и сладким. Наш народ выбрал в качестве плода бессмертия яблоко. Но ведь яблоки не растут на дубах, так священный дуб, дерево Перуна-громовержца в сказках превратился в яблоньку.

В некоторых народных заговорах наряду с дубом, березой выступает как Мировое дерево верба , центр мироздания. Верба являлась олицетворением грозы, молнии, облаков, несущих дождь. Отсюда представление о том, что верба может защитить от бури, молнии, грозы, грома и имеет власть над погодой.

Ель и сосна – древнейшие деревья русских лесов. Сосна – вечнозелёное дерево, символ вечности, долголетия и бессмертия, стойкости и преодоления неблагоприятных обстоятельств. На Руси ель была священным деревом, отражающим сразу два мировоззренческих подхода: первое – добро в дом, защиту дома, защиту от болезней, исцеление и т.д.; второе – приём покойников, их поминовение, похоронная обрядовость. Происхождение слова «ель» – ель, острая, колючая. Для культурного применения и символики ели существенны её природные свойства как вечнозелёного, острого, колючего, пахнущего, «женского» дерева. Характеризуются пирамидальной, доходящей почти до земли, кроной. С елью Русы сопоставляли символизм вечной жизни.

Орешник или лещина – священное дерево, в народных поверьях связанное с загробным миром, использовалось в качестве оберега от нечистой силы.

Осина – в народной традиции «нечистое» дерево, проклятое Богом. Вместе с тем, осину использовали и как средство против нечистой силы.

Рябина – дерево-оберег, используемое в магии и народной медицине. Особую роль рябина играла в свадебных обрядах как защита от сглаза.

У западных и восточных славян липа тесно связана с христианскими легендами: дерево считалось древом Богородицы, говорили, что когда Богородица спускается с небес на землю, она отдыхает именно на липе. На липу вешали иконки и образки, существовали поверья, что именно на липе чаще всего являлись чудотворные иконы. Одна их христианских легенд гласит, что липа стала убежищем для Богородицы, когда она с маленьким сыном бежала в Египет.

Символическое значение Древа жизни не так однозначно, как представляется на первый взгляд. Хотя в мифологии разных культур символ Древа жизни имеет схожее значение и описание. Древо жизни – символ плодородия, вечного возрождения и обновления. Древо жизни, один из вариантов образа Древа мирового – мировой оси, центра мира и воплощения мироздания в целом. Образ Древа Мира устанавливается для разных традиций со времени бронзового века.

Литература

  1. Иткина Е.И. Русский рисованный лубок кон-ца 18 – начала 20 века. М., 1992.
  2. Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. М., 2006.
  3. Лаврова С.А. Славянская мифология. М., 2011
  4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.
  5. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. М., 2004.