Менталитеты разных стран. Понятия национальный характер и менталитет. Как обстоят дела за границей

  • 10.09.2020

Менталитет – устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущая определенной этнической группе, нации, народности.

Менталитет играет одну из ключевых ролей в формировании мироощущения, миропонимания человека.

Менталитет - неосознанно и автоматически принятые установки, коллективные представления, содержащиеся в сознании ценности, мотивы и модели поведения, стереотипы реакций, общие в целом для эпохи и социальной группы и лежащие в основании рационально построенных и отрефлексированных форм общественного сознания.

Менталитет входит в структуру индивидуальной психики человека в процессе его приобщения к данной культуре и социальной среде. Процесс начинается в раннем детстве с овладения национальным языком, адаптации бытовых и социальных условий жизни.

Менталитет отражает своеобразный образ мыслей сложившийся у людей на протяжении истории как часть общественного феномена социокультурной реальности.

Ментальные установки обычно воспринимаются человеком как нечто не вызывающее сомнений и естественное, и он не отдает себе отчет, почему мыслит и действует так, а не иначе.

Другой, гораздо более фундаментальной константой, определяющей мышление, характер и мировосприятие человека, является его врожденный векторальный набор , не зависящий от принадлежности к той или иной этнокультурной среде.

Формирование менталитета

Менталитет формируется на протяжении поколений, и целесообразно рассматривать его устройство как состоящее из устойчивой структуры – «ядра» и более изменчивой «периферии».

Ядро формируется под воздействием геосреды, ландшафта и климата.

К более изменчивым структурам периферии следует отнести язык, традиции, религии, воспитание, быт.

На формирование ментальных предпосылок народа большое влияние могут оказывать также геополитические факторы.

В стремлении выжить и прийти в сбалансированное состояние с окружающей средой естественным образом происходит отбор определенных векторальных свойств и способностей, наиболее востребованных для выживания и адаптации людей в данных условиях окружающей среды.

Все особенности, способности и таланты человека закладываются и в мере развития проявляются в соответствии с его векторальным набором. Соответственно, и менталитеты складываются из ценностей тех векторов, которые в главной степени определяют выживания этой социальной группы на ландшафте.

Типы менталитетов

Всего существует четыре типа менталитетов, сформированных в определенных природных условиях. Их примерами могут служить кожный менталитет в странах западной Европы и США, анальный менталитет в арабских странах, мышечный менталитет в странах юго-восточной Азии и уникальный двойной уретрально-мышечный менталитет в России и странах, располагающихся на территории бывшего СССР. Особенности месторазвития и территориальное распределение менталитетов тесно связаны с природными факторами. Кожный менталитет формируется на территориях с благоприятными для выживания климато-географическими условиями. Анальный - в горах, мышечный - в лесах, уретральный - в степях.

Формирование менталитета следует рассматривать в исторической перспективе.

Ареол обитания этноса в настоящее время зачастую сильно отличается от территорий, на которых происходило формирование этого этноса и свойственных ему ментальных особенностей. Области обитания этноса исторически изменяются. Так, для русского этноса, населявшего территории западной и южной частей Восточно-Европейской равнины, характерно почти непрерывное расширение.

Кожный менталитет

Ярким примером кожного менталитета являются страны западной Европы. Климат этих территорий мягок и благоприятен для земледелия, что способствует высокой урожайности. Европейский ландшафт богат разнообразием форм поверхности, территории ограничены извилистыми береговыми линиями. Людям, населяющим эти территории, ландшафт настойчиво навязывает ощущение границы, предела, точной определенности, отчетливости и ежеминутного, повсеместного присутствия человека с внушительными признаками его упорного и продолжительного труда.

Благоприятный климат и высокая урожайность стимулируют изобретения новых технологий для сбора урожая. Излишки урожая формируют в человеке инстинкт частного собственника, а также нуждаются в защите от разграбления. Кожный менталитет тяготеет к урегулированию отношений с помощью общих законов, в основе которых лежит постулат «мое – это мое, твое – это твое». Равный для всех закон выступает в роли защитника и гаранта сохранности частной собственности, а его исполнение контролируют соответствующие органы по охране общественного порядка. В качестве оплаты за защиту взимается налог с прибыли.

Сегодня национальный характер европейца тяготеет к жизни по правилам и законам, обеспечивающим четкие правовые и личностные свободы. Ценность - жить в изобилии, достатке и комфорте. Кожный менталитет устремлен к построению общества потребления. Неоспоримая значимость уникальной человеческой жизни и высшая ценность интересов отдельного человека включены в структуру кожного менталитета.

Анальный менталитет

Горная среда специфична тем, что живущие в ней люди были фактически лишены возможности менять окружающий их ландшафт. В результате этого народы, населяющие данные территории, естественным образом находились на более низкой ступени технологического развития и были в большей зависимости от природного окружения. Часто горы являются серьезным препятствием для проникновения через них других народов и вместе с ними инноваций. Поэтому носителям горного менталитета присущ консерватизм в отношении любого рода социокультурных нововведений.

Местное население – это, как правило, немногочисленные, разрозненные группы народов. В горах крайне мало пригодных для жизни территорий, что вынуждало горделивых горцев быть в постоянной готовности дать отпор захватчикам. По этой же причине горцам свойственно чувство сильной привязанности к своей земле и «своим» людям. Условия обособленности и замкнутости, в которых формировались горные народы, являлись причиной их враждебности ко всему чужому и нетерпимости, как к нежелательным соседям, так и к их культуре.

Процесс самоидентификации у горцев происходит «по крови»: горцы придают исключительно большое значение родственным связям, с большим почтением относятся к родителям и старшим.

Консерватизм, приверженность традициям, ценность семьи, ощущение кровного родства – это ценности исключительно анального вектора .

Мышечный менталитет

Мышечный менталитет складывается преимущественно в лесах. Он включает в себя ценности мышечного вектора: физическую силу, выносливость, трудолюбие и способность переносить трудности, определяющие выживание в суровых условиях дикой природы леса.

Например, на Руси основой для выживания была освобожденная от леса земля. Подсечно-огневое земледелие лесных территорий требовало тяжелого труда и большого количества работников и было не под силу одной крестьянской семье. Излишков урожая практически не было, поэтому рыночные отношения складывались крайне медленно (торговать было нечем). Примитивное земледелие в лесах и суровые климатические условия сильно затрудняли ведение индивидуального хозяйства, вынуждая крестьян стягиваться в общины, и способствовали формированию коллективистских принципов.

Общинный принцип выживания – базовое объединение группы людей на основе основных потребностей тела – есть, пить, дышать, спать. Так, люди живут в нищете, впроголодь, однако в крайней сплоченности, необходимой для выживания.

Мышечный человек получает удовлетворение от длительного тяжелого физического труда и по природе не имеет амбиций и особых притязаний помимо обеспечения базовых желаний (есть, пить, дышать, спать). В мышечном векторе нет ощущения себя отдельной от всех единицей, т.е. нет ощущения отдельности своего «Я» в той мере, в которой оно есть в других векторах. Вместо «я» есть ощущение себя частью коллективного «мы».

Уретральный менталитет

Уретральный менталитет формируется у степных, кочевых народов. Особенно актуальна в данном контексте именно географическая зона Великой Евразийской степи, находящейся в климатическом поясе умеренных широт. Это единственная в мире сплошная полоса травянистых пустынь и степей, удобных для кочевников-скотоводов.

Примером народов с уретральной ментальной надстройкой могут служить татары, монголы, гунны, скифы, половцы.

Степь – особый ландшафт, бескрайние, широкие, раздольные земли. Степь для человека символизирует волю и не ограниченную никакими запретами свободу. Однако это также опасное пространство, полное кочевниками-головорезами и ворами. Про степь говорят: чтобы ощутить просторы степи, надо проехаться по ней верхом на резвом скакуне.

Ментальные уретральные ценности также нашли свое отражение в комплементарном им образе идеального всадника-воина, бесстрашного, легкого и быстрого, отважного, отчаянно-храброго в битве. У кочевых народов был распространен культ всадника, который в свою очередь был связан с культами коня, солнца, огня и неба. Военная история конно-кочевых народов примечательна величайшими политико-милитарными результатами. Это люди величайшей военной доблести, завоеватели.

В Новом Свете кочевая культура в точном смысле слова не могла создаться по причине отсутствия там лошадей до появления европейцев. В Америку лошадей завезли в XVI веке, в Австралию – в XVIII веке.

Уретральный вождь - это сгусток энергии, обладатель горячей крови и четырехмерного либидо. Уретральник - проявление животного альтруизма в природе. Он - тактик, обеспечивающий расширение жизненного пространства за счет освоения новых земель и горизонтов. Он - страсть и огонь.

Менталитет национальный

(от франц. mentalite - духовность) - это: а) свойственный данной этнической общности стиль жизни, культуры; б) присущая данной нации система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения.

М.э. характеризуется устойчивыми неизменностью, постоянством, консерватизмом. Он слабо подвержен воздействию извне, попыткам идеологического, административного, правового или управленческого давления. На индивидуальном уровне этнический менталитет формируется в процессе обучения и воспитания, самореализации личности, выбора своей роли, усвоения ею национальной культуры, идентификации себя с ближайшим социальным, этническим окружением.

Как элемент духовной жизни М.э. тесно связан с формированием национального самосознания и на обыденном уровне нередко носит мистический эмоциональный или религиозный характер. С учетом индивидуальных психологических особенностей, темперамента и черт характера личностное восприятие и усвоение духовной культуры своего этноса и соответственно М.э. может иметь двойственное значение: полное принятие элементов культуры и духовных ценностей на веру или, наоборот, слишком рациональное, критическое к ним отношение и усвоение. В зависимости от личной позиции, особенностей восприятия и усвоения культурных ценностей и склада мышления может сформироваться различный уровень идентификации представителя той или иной народности или группы со своим национальным и социальным окружением.

Исследование М.э. в рамках предмета этнопсихологии имеет важное значение для определения степени сплоченности, интеграции, этнической общности, группы, а также осознание места и роли личного "Я" в системе категорий "мы" - "они", "свои" - "чужие".


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "менталитет национальный" в других словарях:

    МЕНТАЛИТЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ - (от франц. mentalite духовность) это: а) свойственный данной этнической общности стиль жизни, культуры; б) присущая данной нации система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения. М.э. характеризуется устойчивыми… …

    Национальный характер - Национальный характер сложное социальное явление и понятие в философии, культурологии, социальной психологии, этнологии и этнополитологии, описывающее устойчивые особенности, характерных для членов того или иного национального (этнического) … Википедия

    Менталитет - Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Менталитет (фр. Mentalité направление мыслей) образ мышления, мировосприя … Википедия

    Менталитет - (фр. mentalite) 1. склад ума; 2. мироощущение, мировосприятие; 3. психология, качество сознания, характеризующее конкретного индивида; 4. умственная активность; 4 личностные качества какой либо нации. * * * [от лат. mens, mentis ум и alis другие] … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    менталитет - а, только ед., м. 1) Образ, способ мышления, особенности мировосприятия, мироощущения личности, социальной группы или целого народа. Национальный менталитет. Менталитет интеллигенции. Менталитет верующих. 2) Внутренний, интеллектуальный мир… … Популярный словарь русского языка

    МЕНТАЛИТЕТ - МЕНТАЛЬНОСТЬ, МЕНТАЛИТЕТ [ Словарь иностранных слов русского языка

    Менталитет - (этнический, национальный, культурный) Свойственный данному народу склад мышления, характеризующийся постоянством, неизменностью. Данный склад мышления, присущий культуре или группе культур, обычно принимается в этой культуре как… … Словарь социолингвистических терминов

    менталитет (этнический, национальный, культурный) - Склад мышления, свойственный данному народу, характеризующийся постоянством, неизменностью, не поддающийся изменению под воздействием идеологического давления. Важнейшее значение в системе ценностей этнического менталитета имеет национальный… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Менталитет - (этнический, национальный, культурный). Склад мышления, свойственный данному народу, характеризующийся постоянством, неизменностью, не поддающийся изменению под воздействием идеологического давления. Важнейшее значение в системе ценностей… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    Менталитет - [лат. mens, mentis ум и alis другие) характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической жизни людей, детерминированная, в первую очередь, экономическими и политическими обстоятельствами и имеющая надсознательный характер. М.… … Психологический лексикон

Книги

  • Англосаксонский менталитет сквозь призму английского языка. Учебное пособие , Джиоева Алеся Александровна , Книга дает описание англосаксонского менталитета через его преломление в английском языке. Представляющая собой серьезное научное исследование ключевых концептов английского языка,… Категория: Лингвострановедение. Разговорники Серия: Издатель: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ) , Купить за 1133 руб
  • Истоки государственного лицемерия , Кричевский Никита Александрович , История показала, что за словом «реформа» никогда не стояли интересы народа. Сегодня в России это становится очевидным для многих. Так сложилось, что наше государство лукавит в отношениях с… Категория:

Изучение иностранного языка неразрывно связано с познанием культуры его носителей. В свою очередь исследование культуры непременно касается национальных черт народа. Описывая определенные особенности нации, специфику образа жизни, манеры поведения, говорят о национальном характере.

Под национальным характером понимается то, что приобретается, получается в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Это традиционные формы реакции народа на окружающий мир, установившиеся нормы поведения и деятельности.

Имеется несколько мощных факторов, способных заметно влиять на национальный характер. Среди них - тип общества, в котором живут люди, доминирующая религия, психофизиологическая природа нации, а также среда обитания человека.


Первоначально описательное понятие национальный характер использовалось в литературе о путешествиях с целью показать образ жизни народов. Затем, говоря о национальном характере, одни авторы подразумевали, прежде всего, темперамент, другие обращали внимание на личностные черты, третьи на ценностные ориентации, отношение к власти, труду и т.п. Под национальным характером понимают те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого.

С. М. Арутюнян определяет национальный характер как «своеобразный национальный колорит чувств и эмоций, образа мыслей и действий, устойчивые и национальные черты привычек и традиций, формирующихся под влиянием условий материальной жизни, особенностей исторического развития данной нации и проявляющихся в специфике ее национальной культуры» .

Довольно распространенным является мнение о национальном характере, согласно которому это не совокупность специфических, своеобразных, присущих только данному народу черт, но своеобразный набор универсальных общечеловеческих черт. На уровне бытового сознания существование у каждого народа национального характера не вызывает сомнений, является как бы аксиомой. Особенно часто эта мысль возникает во время пребывания, даже самого краткого, в чужой этнической среде. Оно укрепляет убеждение в том, что люди этой общности во многих отношениях сильно отличаются от нашей: об этом свидетельствуют черты их жизни и быта, порой даже внешний облик людей, их поведение и пр. Национальный характер оказывается как бы ключом к объяснению жизни народа, и даже его истории.

Характер этноса - это не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов. Психолог И. С. Кон писал: «Чтобы понять характер народа, нужно изучать, прежде всего, его историю, общественный строй и культуру; индивидуально-психологические методы здесь недостаточны» . Уникальны не черты и не их сумма, а структура, специфика их проявления. Например, трудолюбие является важной чертой и немецкого, и японского национальных характеров. Но немцы трудятся размеренно, экономно, у них все рассчитано и предусмотрено. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением, стремясь выразить чувство прекрасного и в процессе труда. Русское трудолюбие носит азартный, даже авральный вариант мобилизации всех сил для выполнения какой-то трудовой задачи, а затем спад трудовой активности, т.е. размеренность и организованность труда скорее исключение, чем правило. А труд африканцев на протяжении веков был подневольным, рабским, и поэтому не способствовал развитию трудолюбия, труд выступает как неизбежная и тяжкая обязанность.

Для более полного представления своеобразия конкретной нации важно учитывать не только основные черты ее национального характера, специфики образа жизни и манер поведения, но и особенности ее образа мышления - менталитета.

Понятие менталитет относительно новое, этот термин соответствует русским словам склад ума , умонастроение , душевность . В одно и то же понятие ментальности разные авторы вкладывают различное содержание. Принято считать, что менталитет принадлежит к числу тех понятий научного и обыденного языка, которые с трудом поддаются сколько-нибудь строгой дефиниции. Рассмотрим несколько определений понятия менталитет .

И. Г. Дубов в статье «Феномен менталитета: психологический анализ» приводит следующие дефиниции: менталитет - некая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего общества и обьяснить специфику их реагирования на него; в философской литературе менталитет - совокупность представлений, воззрений, чувствований людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы; с точки зрения психологов, менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающих вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других.

В словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой менталитет оценивается как понятие «книжное» и определяется как «осмысление мира, прежде всего с помощью образов, окрашенных эмоциональными и ценностными ориентациями, тесно связанными с традициями, настроением, чувством» .

Термин менталитет достаточно своеобразно определяется в англоязычных словарях. Так, например, словарь Webster определяет mentality как mental capacity, то есть как умственную способность, или как mental power, как умственную силу, мощность, как mental outlook, то есть умственный взгляд, умственную перспективу, что можно понимать и как мировоззрение. Приводится значение данного термина и как state of mind – состояние разума .

Схожее определение мы находим и у С. Г. Тер-Минасовой: «понятие менталитет включает в себя склад ума, мироощущение, мировосприятие, психологию. Иными словами, менталитет – это мыслительная и духовная настроенность как отдельного человека, так и общества в целом. Mentality – (degree of) intellectual power; mind, disposition, character (менталитет – уровень интеллектуальных возможностей, склад ума, настроение, характер)» .

В определенном смысле категория менталитет может быть отождествлена с категорией подсознательная духовность . Выступая в качестве ядра смысловой сферы индивида, менталитет одновременно есть «система заложенных в основание культуры взаимосвязанных универсалий, которые являются формами хранения и трансляции фундаментальных представлений о мире и социального опыта жизни в этом мире» .

Под менталитетом также понимается и «исторически сложившееся долговременное умопостигаемое единство наиболее устойчивых представлений, стереотипов и архетипов, проявляющихся на осознаваемом и неосознаваемом уровнях в виде особого образа мыслей, мироощущения и мировосприятия, и имеющего аксиологическое, эмоциональное и поведенческое воплощение» .

Элементы, составляющие менталитет, существуют не просто в своей разнородности, а сливаются в некий духовный сплав. «Менталитет воплощает в себе то общее, что лежит в основе сознательного и бессознательного, рационального и эмоционального, общественного и индивидуального, мышления и поведения, веры и образа жизни. Менталитет проявляется в позициях, ценностных ориентациях, мировоззренческих и поведенческих стереотипах, исторических традициях, образе и укладе жизни людей, в языке» .

С одной стороны, менталитет определяет наши предпочтения (поведенческие, ценностные, нормативные), с другой – выступает основой отталкивания человека от всего того, что ему чуждо, основой неприятия определённых стандартов поведения, идей.

Из специальных исследований, центрированных на менталитете, отметим работу В. В. Колесова «Язык и ментальность» (2004), который предлагает следующую трактовку понятия менталитет : «менталитет в своих признаках есть наивно целостная картина мира в её ценностных ориентирах, существующая длительное время, независимо от конкретных экономических и политических условий, основанная на этнических предрасположениях и исторических традициях; менталитет проявляется в чувстве, разуме и воле каждого отдельного члена общества на основе общности языка и воспитания и представляет собой часть народной духовной культуры, которая создаёт этноментальное пространство народа на данной территории его существования» .

Менталитет народа всегда несёт на себе печать национального, ассоциируясь с такими понятиями, как национальное сознание , национальный характер , народный дух и т.п. Он является выражением специфики национального своеобразия. Полноценное знакомство с любой культурой предполагает не только изучение материальных составляющих этой культуры, не только знание её исторической, географической и экономической детерминант, но и попытку проникновения в образ мышления нации, попытку взглянуть на мир глазами носителей языка этой культуры.

По словам Э. Гуссерля, «как бы ни были враждебно настроены по отношению друг к другу европейские нации, у них всё равно есть внутреннее родство духа, пропитывающее их и преодолевающее национальные различия» .

Общее сближает народы, позволяет увидеть и понять неповторимость культуры, традиций, предопределяет уважительное отношение к государству и его народу.

«Менталитет скрывается в поведении, оценках, манере мыслить и говорить. Выучить и подделать его нельзя, можно лишь «впитать» вместе с тем языком, который вмещает в себя мировоззрение и коды данной культуры» .

В целом, понятие менталитет включает в себя следующие содержательные компоненты:

o образ жизни как относительно самостоятельную систему основных форм жизнедеятельности человека, социальной группы, общества, связанную с национальным укладом, стилем, обрядностью, бытом и др.;

o духовные основы народной жизни, взятые в широких исторических рамках (истоки в форме исторической памяти, историческое наследие как духовно-нравственный потенциал, проявляющийся в исторической идентификации);

o национальную психологию (национальный характер).

Каждая национальная культура есть результат проявленной деятельности национального менталитета, так как национальная культура не существует вне национального менталитета. Все это находит свое отражение в лексике языка, и поэтому менталитет составляет часть народной культуры.

Таким образом, говоря о менталитете той или иной нации, народа, мы затрагиваем сложную, многослойную совокупность механизмов и способов действия, тесно связанных с многовековой культурой народа, ее обретенными и закрепленными способами реагирования на изменения внешнего мира, определяющими поведение нации.

Слово менталитет происходит от французкого Mentalité, что в переводе означает направление мыслей. Формирование тех или иных ментальных особенностей зависит от условий проживания социума, которые определяют как его общие приоритеты в мышлении, так и общие ценности.

Слово менталитет происходит от французкого Mentalité, что в переводе означает направление мыслей. Можно еще сказать - это коллективный образ мышления каких-то общностей людей (не обязательно народов) и производные от этого мышления групповые их особенности: культурные, социальные, мировоззренческие, бытовые и другие.

Существуют разные теории возникновения менталитетов, но все же общепринятым является представление об определяющем влиянии климата и других природных условий на их формирование. Что же на самом деле накладывает различия на менталитеты разных народов?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана, обладая возможностью точно дифференцировать разные свойства и проявления человеческой психики, вносит в эти теории свои поправки.

Действительно, формирование тех или иных ментальных особенностей зависит от условий проживания социума, которые определяют как его общие приоритеты в мышлении, так и общие ценности. Именно вокруг этих ценностей и происходит естественное объединение больших групп людей, которое потом уже обретает форму народа, государства.

Интересны в этом плане попытки некоторых правительств искусственно сформировать государство из людей разных ментальных ценностей. Как мы понимаем системно, такие попытки всегда обречены на провал. И понятно почему. Нельзя надолго объединить большие массы людей под флагом не свойственных им жизненных ориентиров. Такое образование не будет жизнестойким, потому что клей, который его держит, не проникает вглубь психики каждой отдельной единицы в этом объединении. Подобное склеивание поверхностно и разламывается при первом же ударе.

Системно-векторная психология показывает, что объединение людей на уровне этносов, народов, государств происходит на базе свойств, которые составляют основу человеческой психики и происходят от наших добавочных желаний. Добавочные желания образуют восемь групп, которые в системно-векторной психологии названы векторами. Базовые желания (есть, пить, дышать, спать), выполнение задачи выжить во что бы то ни стало и продолжить себя во времени и плюс к этому добавочные желания (у каждого вектора свои) - это и есть психика человека, его жизнь. Кроме этого, для нас по большому счёту ничего нет и, опираясь на это, мы взаимодействуем друг с другом на всех уровнях: в паре, группе, обществе. Исходя из этих же свойств психического формируются этносы, государства, менталитет разных национальностей.

  • Вектора делятся на верхние и нижние .
  • Верхние: зрение, звук, оральность, обоняние.
  • Нижние: уретра, анальность, мышечность, кожа.

В контексте менталитетов нас, прежде всего, интересуют нижние вектора. Четыре нижних вектора соответствуют четырем «выводящим» эрогенным зонам - это , и вектора. Это и есть либидо, жизнь, выживание, составляющие которого разделены на две квартели: квартель пространства - это сохранение массы и формы живого вещества , выживание в данный момент (охотники и добытчики в первобытной саванне, кожные и мышечные люди), и квартель времени - продолжение живого вещества в будущее (вождь стаи) и сохранение прошлого опыта (учитель) - уретральные и анальные люди.

Люди не рождаются без нижних векторов, ведь такой человек был бы не жизнеспособен. Любое свойство,желание в верхних векторах черпает силы для своего развития и реализации внизу. Большой социальный организм не способен на длительное сохранение своей целостности, если он не объединяется вокруг одной из этих «нижних» групп желаний, свойств (а значит, и ценностей, приоритетов), не формирует общие нейронные связи на ее базе. Таким образом, мы имеем дело с четырьмя видами менталитетов: уретральным, анальным, кожным и мышечным.

  • Мышечный менталитет обеспечивает наращивание «массы», большой прирост населения (Китай).
  • Анальный менталитет, ориентированный на сохранение традиционного уклада жизни (арабские страны).
  • Кожный менталитет, ориентированный на ускоренное инновационное развитие, построение общества потребления (страны Запада).
  • Уретральный менталитет, ориентированный на обеспечение будущего, рывок в неизведанное (Россия и частично постсоветское пространство).

В отдельно взятом менталитете могут развиваться и другие системы ценностей, которые являются лишь дополнением к основным. Например, в чаще проявляют себя системы ценностей комплементарного ему анального вектора (порядочность, уважение к традициям, истории). Кожные системы ценностей чужды нам, мы их презираем, ведь уретральный вектор контрарен кожному (лучший пример - наше отношение к жадности, которая на Западе именуется «разумной экономией»). В западном кожном менталитете до недавнего времени анальные системы ценностей слабо, но ещё присутствовали, но с молниеносным развитием общества потребления ушли в прошлое.

На базе разных менталитетов разное развитие и направление приобретают и социальные институты, создаваемые теми или иными верхними векторами. Так, например, на базе уретрального менталитета развивается элитарная зрительная культура и звуковая духовность. На базе кожного менталитета процветают обонятельные финансы и стандартизированная массовая культура.

Помимо этого в системно-векторной психологии существует понятие «ментальная надстройка» . Рождаясь в данной стране с данным менталитетом, человек, какого бы векторного набора он не был, впитывает ценности общества, в котором живет. Это и называется ментальной надстройкой.

Например, любой рожденный в России человек имеет уретральную ментальную надстройку. Знаменитая широта русской души, щедрость и упование на справедливый суд и батюшку царя - всё это в крови у русского человека.

От великого Чингис Х ана до загадочной русской души:

Есть еще много разных деталей, дополняющих эту картину, но в любом случае понимание тех или иных ментальных особенностей разных общественных образований базируется на первичном представлении о восьми векторах и понимании закономерностей их взаимодействия между собой на разных уровнях (человек, пара, группа, общество). На основе этого понимания выстраивается совершенно новое понимание геополитической картины мира и основных тенденций развития человечества.

Узнать больше о векторах, их сущности и влиянии на человека можно уже на бесплатных онлайн лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »