Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Развитие связной речи дошкольников младшего возраста в театрализованной деятельности»

  • 12.10.2019

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Улыбка» с. Павловск

План по самообразованию воспитателя

Муриковой Натальи Юрьевны

«Театрализованная деятельность как средство

всестороннего развития детей»

на 2017-2018 учебный год

с. Павловск

2017 г.

Пояснительная записка

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.

В этом огромную помощь поможет оказать театрализованная деятельность в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки.

Именно театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развитие словарного запаса, устной речи.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  2. Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)
  3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
  4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).
  5. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника

Творческое сотрудничество по теме самообразования:

С детьми:

  • По плану самообразования

С воспитателями ДОУ:

  • Доклад для воспитателей для воспитателей «Развитие творческой личности дошкольника посредствам театрализованной деятельности. Современные подходы»;
  • Показ инсценировок и драматизаций сказок.

С родителями:

  • Папка-передвижка «Домашний театр», «Что такое театр»;
  • Консультации «Театрализованная деятельность в ДОУ», «Построение среды для театрализованной деятельности», «Театрализованная деятельность дошкольников», «Развитие детей в театрализованной деятельности»;
  • Агитация родителей на совместное с детьми посещение театров.
  • Демонстрация творческих способностей детей на праздниках, утренниках, тематических вечерах.

Практический выход:

  • участие в праздниках и развлечениях
  • творческий отчет по театрализованной в форме презентации на педагогическом совете.

План по теме самообразования на 2017 – 2018 учебный год.

Сентябрь 2017 г.

Работа с детьми :

  1. Чтение русских народных сказок : «Репка» , «Колобок» , «Курочка Ряба» , стихотворений, потешек, загадок о героях сказок.
  2. Просмотр мультфильмов : «Колобок» , «Курочка Ряба» .
  3. Прослушивание аудиозаписи сказки «Репка» .
  4. Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.
  1. Показ кукольного театра «Колобок» .

Работа с родителями :

  1. Опрос родителей на тему : «Любите ли вы театр ?»
  2. Беседа с родителями о необходимости водить детей на театральные представления , кино, цирк; рассказать о том, как это влияет на развитие творческих способностей ребёнка.

Изучение литературы :

  1. Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.
  2. Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников .

Октябрь 2017 г.

Изучение литературы :

  1. Методическая разработка « Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте » Райло И. М.
  2. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.
  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.

Работа с родителями :

1. Консультация для родителей на тему : «Значение в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».

Работа с детьми :

  1. Театрализованные игры : «Лисичка и зайчики» , «Волк зубастый» , «Солнышко и дождик» , «Кошка и мышки» .
  2. Показ настольного театра «Репка» .
  3. Чтение русских народных сказок : «Волк и семеро козлят» , «Теремок» .
  4. Просмотр мультфильма «Теремок» .
  5. Посещение театральных общесадовских представлений.
  6. Разучивание стихотворений к празднику осени (учить детей выступать на публике, говорить громко и чётко) .
  7. Театр кукол «Теремок»
  1. Чтение и заучивание скороговорок.

Ноябрь 2017 г.

Изучение литературы :

  1. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001 .
  2. Побединская Л. А. Праздник для детей М-2000.

Работа с детьми :

  1. Театрализованная игра «Теремок» .
  2. Чтение сказки «Три поросёнка» .
  3. Просмотр мультфильма «Три поросёнка» .
  4. Спектакль «Три поросёнка» .
  5. Посещение общесадовских театральных представлений .
  6. Разучивание стихов «Огуречик» , «На улице три курицы» .
  7. Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику.

Работа с родителями :

  1. Беседа с родителями о пользе введения элементов театральной игры в сюжетно-ролевые игры ребёнка.
  2. Консультация для родителей «Чтение скороговорок- как средство развития речи ребёнка» .

Декабрь 2017 г.

Работа с детьми :

  1. Мимические этюды с жестами.

Эмоциональное состояние персонажа

Действия ребёнка

Нам грустно

Вытирает слёзы

Грустное лицо

Вздыхает, пожимает плечами

Нам весело

Улыбка

Смех

Хлопает в ладоши, прыгает

Мы сердимся

Нахмуренные брови

Кулачки сжаты, топаем ногами

Мы испугались

Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать

Мы устали

Сесть на стул, руки и ноги расслаблены

Не хотим, не надо

Ладошками как бы отодвигать от себя

Мы удивлены

Развести руки, посмотреть и удивлённо сказать «Ах»

Мы любим покушать

Покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями

  1. Чтение сказок : Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост» ; Л. Воронковой «Снег идёт» , «Маша растеряша» ; Е. Пермяк «Как Маша стала большой» .
  2. Пересказ сказки «Три поросёнка» .

Работа с родителями :

  1. Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома.
  2. Напомнить родителям дома повторять стихи и песни.

Изучение литературы :

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс, 2003г.

Январь-февраль 2018 г.

Работа с детьми :

1. Двигательные этюды.

Название этюда

Действия детей

Важный петушок

Руки на пояс, идти медленно, высоко поднимая колени

Котята «Руки-лапки»

Руки перед собой пальчиками вперёд

Котик царапается

круговые движения кистями

Котик умывается

Движения кистью руки по щеке

Собачки «Руки-лапки»

Также как у котят.

Собачки роют землю

Дети, присев, роют «лапками» .

Куклы

Руки полукругом перед собой внизу «пальчики к пальчикам»

Поднять руки вперёд-ввех, вперёд-вниз.

Качать головой вправо-влево, опустить вперёд голову, поднять.

Удары правым носком

Идти на носочках, руки за платье.

  1. Пение детской песенки «Два весёлых гуся» .
  2. Настольный театр «Колобок» , «Репка» .
  3. Конструирование домика для животных.
  4. Слушание музыкальных произведений : «Паровозик из Ромашкино» , «Антошка» , «Песня Бременских музыкантов» .
  5. Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик» .

Работа с родителями :

  1. Консультация на тему : « Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».
  2. Привлечение родителей к пошиву костюмов для театрализованной деятельности .

Изучение литературы :

  1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. - М: издательство «Гном и Д» , 2001- 96.
  2. Олифирова Л. А. Солнышко смеётся: сценарии праздников, театрализованных представлений для дошкольников. М.: издательский дом «Воспитание дошкольника» , 2003.

Март-апрель 2018 г.

Работа с детьми :

  1. Рисование деревьев.
  1. Прослушивание музыкальных произведений : «Песня крокодила Гены» , «Песенка мамонтёнка» , «Песня бабок Ёжек»
  2. Чтение и заучивание чистоговорок, например :

Ша-ша-ша, ша-ша-ша Наша каша хороша.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры Ох, и яркие шары.

  1. Чтение и перессказ

Латышской сказки «Лиса, петух и тетерев»

Болгарской сказки «Храбрец-молодец.»

Русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Русской народной сказки «Лиса и заяц»

  1. Кукольный театр «Лиса и заяц»
  1. Подготовка к празднику 8 марта, разучивание стихов, песен, танцев, игр.
  1. Подвижные игры с элементами театральной игры : «Лиса и зайцы» , « Самолёты » , «Воробушки» .
  2. Просмотр мультфильма «Лиса и заяц» .
  3. Настольный театр «Репка»

Работа с родителями :

  1. Консультация на тему : «Читаем детям (3-4 года) ;
  2. Консультация на тему : «Игры детей с игрушками-персонажами»

Май 2018 г.

Работа с детьми :

  1. Подготовка праздника для мам к 8 марта.
  1. Чтение и пересказ сказок: К. Чуковского «Путаница»

Латышская сказка «Лесной Мишка и проказница мышка»

Русская народная сказка «У страха глаза велики…»

Русская народная сказка «Трусливому зайке и пенёк волк»

  1. Посещение театральных представлений в детском саду.
  2. Заучивание стихотворения С. Черного «Приставалка» .
  3. Настольный театр «Колобок» , «Репка» , дети самостоятельно показывают представление.
  4. Игры с детьми : «Изобрази какое-нибудь животное» .
  1. Разгадывание загадок о сказках.

Работа с родителями :

  1. Консультация для родителей «Учите с детьми чистоговорки и потешки» .
  2. Консультация для родителей «Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей» .

Список литературы

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
  3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
  6. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
  7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
  9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
  10. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

План самообразования воспитателя Жихаревой Татьяны Николаевны. Тема: «Театрализованная деятельность, как метод всестороннего развития личности дошкольника»

2 слайд

Описание слайда:

Введение Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять взрослым, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать. Вся жизнь насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Дети любого возраста любят играть. Игра – часть их жизни. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию.

3 слайд

Описание слайда:

Пояснительная записка Эта тема выбрана мною не случайно, так как театрализация дает возможность подходить к работе творчески. Занятия всегда проходят на положительном эмоциональном настрое и запоминаются детям надолго. А для педагога открывается масса возможностей для совершенствования навыков в данной области. Цель моей работы: 1. приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. 2.Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. 3. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе. Основная трудность в работе с детьми младшего дошкольного возраста, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Меня заинтересовала проблема развития речи у детей и пути её реализации. Мне показалась очень интересной организация театральной деятельности детей, то, как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Театральная деятельность, неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок: познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В этом огромную помощь я считаю, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Мною используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек. Например: пальчиковые куклы можно одеть на пальчик, они маленькие, мягкие, яркие, не сломаются, не разобьются. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Это современно и интересно детям. Кроме того, с этими куклами можно просто играть сидя снижает утомляемость и повышает работоспособность детей.

4 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи, срок реализации плана по самообразованию Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: побуждать интерес к предлагаемой деятельности; привлекать детей к совместной театрализованной деятельности; формировать представление о различных видах театра; развивать речь, воображение и мышление; помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру. развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении. Срок реализации: 1 год(2015-2016 учебный год)

5 слайд

Описание слайда:

Этапы реализации Теоретический этап № п/п Содержание работы Программное содержание Работа с родителями Результат 1 Сентябрь Подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок; Знакомить детей с русскими народными сказками Развивать интерес к слушанию произведений Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста» Совместная работа с родителями по оснащению картотеки аудиозаписей русских народных сказок

6 слайд

Описание слайда:

2 Октябрь Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Развивать фантазию, инициативу. Учить детей находить средства выражения образа в мимике, в жестах. Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров Пополнение театрализова-нного уголка видами пальчиковых теаров Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», Театрализованная игра «Зверята»Показ детям сказки «Колобок»Пальчиковая игра «У нашего Гришеньки, под окошком вишенки»

7 слайд

Описание слайда:

Основной этап № п/п Содержание работы Программное содержание Работа с родителями Результат 3 Ноябрь Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам; Показ кукольного театра: «Теремок», «Репка» Пальчиковая игра «Жил-был зайчик-длинные ушки» Вызвать желание участвовать в театрализованной игре. Опрос родителей «Какое значение имеет сказка в жизни вашего ребенка?» Консультация «Развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам театрализованной деятельности» Анализ опроса родителей. Подбор консультаций по данной теме.

8 слайд

Описание слайда:

4 Декабрь Русская народная сказка «Заюшкина избушка» Театрализованная игра «Что ты видишь, покажи». Пальчиковая игра «Этот пальчик» Вызвать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать умение общаться без конфликтов. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный) Подготовка к новогоднему утреннику Изготовление атрибутов к празднику

9 слайд

Описание слайда:

5 Январь Мини-сценка «Таня и мячик» В.И. Мирясовой Изучение потешек «Идет коза рогатая…», «Лиса по лесу ходила…», «Кисонька-Мурысонька…», «Водичка,водичка, умой мое личико…» Пальчиковая игра «Ладушки», «Сорока-белобока» Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Развивать воображение и творческую инициативу. Развивать интерес к театрализованной деятельности Оформление информационного стенда по теме «Игра-драматизация, ее значение в народных Подготовка к Рождественскому празднику

10 слайд

Описание слайда:

6 Февраль Поста-новка сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» Пальчиковая игра «Коленька хороший, Коленька пригожий…» Игры с настольными театрами «три поросенка», «Кот в сапогах», и др. Закрепить умение детей самостоятельно играть настольным театром Краткосрочный проект «Нарисуем детям сказку» Формирование карто-теки иллюстраций к сказкам

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА : « ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

ВОСПИТАТЕЛЬ СРЕДНЕ-СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«УМКИ» Смолко Е.В.

Обоснование:

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования.

Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Появилось новое модное определение - креативность.

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении людей творчеством. Талантливые люди появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающегося человеческого общества.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее.

И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

Актуальность моих исследований в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребёнок талантлив изначально, театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться.

Задачи:

    Изучение теоретического и практического опыта по данной теме.

    Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности ( организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды).

    Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства

    Работа над культурой и техникой речи детей.

    Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей.

    Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

    Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).

    Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Формирование потребности в самообразовании, самооценка

подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка

целей и задач.

Планирование работы по самообразованию.

Теоретическое изучение проблемы.

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).

Разработать систему работы по формированию у детей художественно-

образных исполнительских умений.

Усовершенствовать предметно-развивающую среду для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности

Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами

деятельности в едином педагогическом процессе;

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых.

Подведение итогов самообразования.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 247»

План по самообразованию на тему:

«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Воспитатель: Молинова М.А.

Тема: Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников.

Актуальность темы:

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Цель: Создать условия для развития речи детей через творческую активность

в театрализованной деятельности.

Задачи:

Воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;

Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

План самообразования 2013-2014 год

Сроки

Практические выходы

Сентябрь - май

1.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г

2.Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г

3.Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.

4.Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.

5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985

6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

Анализ изученной литературы.

Сентябрь

Подготовить и обновить каталог пальчиковых игр.

Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми.

Ноябрь

Упражнения на активизацию словарного запаса.

Разговор по телефону «Как Машеньке выбраться из леса?», «Лес-тёмный», «Небо голубое», «Солнце жаркое», «Избушка-…»

Январь

Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».

Март

Развивать двигательную активность, совершенствовать координацию движений; мимики, пантомимики, жестов

Этюды на пластику: «Медведь рассердился», «Рыба плавает по дну», «Кошка просит молока», «Мышонок радуется».

Апрель

Подготовить анкеты для родителей.

Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»

Декабрь

Привлечение родителей к созданию театрального уголка, оборудовать ширмой, собрать бросовый материал для изготовления разных видов театров.

Создание и оборудование уголка «Театр».

Октябрь

Работа в творческой мастерской родителей и детей «Праздник старой перчатки».

Выставка работ «Праздник старой перчатки»

Февраль

Открытый показ образовательной деятельности. Показ спектакля по сказке «Три поросёнка»

День открытых дверей.

Май

Подготовка фотографий детей во время театрализованнной деятельности.

Фотовыставка «Юные актёры».

План самообразования 2014-2015 год

Срок выполнения

Результаты

1. Изучать теоретический материал по данной теме

сентябрь

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования

2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления уровня развития речи детей

сентябрь

Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики.

3. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для театрализованной деятельности детей

В теч. года

Оформление:

Театрального уголок с разнообразными видами театров.

Театральные игры:

* «Из какой сказки этот герой?»

* «Угадай настроение»

* «Для какой сказки подходят эти атрибуты?»

4. Наметить основные формы работы

октябрь

*Занятия

*Самостоятельная деятельность детей

*Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником

5. Составить перспективный план

октябрь

6. Разработать конспекты НОД с элементами театрализации

В теч. года

Конспекты ООД на темы: «Чья мама лучше», «Поиграем в театр», «Инсценировка сказки «Три поросёнка»,

«От игры до спектакля»…

7.Создать картотеку скороговорок и чистоговорок

В теч. года

Имеется.

8.Работа с воспитателями:

Просмотр инсценировки сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Итоговое занятие «Поиграем в театр»

В теч. года

Консультация для педагогов : « Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»

9.Работа с родителями:

Консультации:

-«Организация театрализованной деятельности в домашних условиях»

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

В теч. года

Папка-передвижка «Мир театра»

План самообразования 2015-2016 год

Срок

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Расскажи детям сказку»

Октябрь

Изучение места детской драматизации в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение театрализованной деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

Изучение условий организации театрализованной деятельности детей в группе, создание разных видов театров;

Консультация для родителей на тему:

«Домашний кукольный театр».

Январь

Приобретение навыков работы с театральными атрибутами.

Тематическое занятие «Поиграем в театр».

Февраль

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «От игры до театра»

Март

Создание «копилки сценариев и инсценировок»

Проведение драматизации на занятиях и в свободное время

Апрель

Поиск интересной информации о театрах

Папка-передвижка для родителей и детей

Апрель

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в театрализованной деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом

В течение года

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Май

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее


(Из опыта работы)

Личные данные

Гусева Татьяна Геннадьевна

Образование: высшее педагогическое.

Окончила Тверской Государственный университет в 1998 г.

Специальность:"Дошкольная педагогика и психология"

Квалификация:"Преподаватель дошкольной педагогики и психологии"

Общий стаж работы: 21 год. В должности воспитателя: 21 год.

Имею первую квалификационную категорию. В 2010 г. прошла курсы повышения квалификации.

База

Подготовительную группу посещает 21 ребенок, из них 10 мальчиков и 11 девочек.

57 % воспитывается в полных семьях, 43 % неполных с одним из родителей, 10% семей многодетных, воспитывающих 3-х и более детей.

Социальное положение благополучное.

В группе создана развивающая среда. При ее создании учитывались принципы:

  • Дистанции, позиции при взаимодействии;
  • Активности;
  • Стабильности-динамичности;
  • Комплексирования и гибкого зонирования;
  • Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • Эстетической организации среды;
  • Открытости-закрытости;
  • Половых и возрастных различий.

Противоречия

1. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет обогащать опыт сотрудничества.

2. Благодаря яркости, лёгкости и быстроте, присущей детскому воображению ребёнок может добиваться в своём творчестве оригинальных решений.

3. Декорации, костюмы открывают перед детьми возможность для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

4. Эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком и детей друг с другом создают благоприятные условия для развития у детей умения прислушиваться к своим переживаниям и переживаниям других людей.

1. Выдвижение на первый план активных детей. У неактивных детей возникает чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением.

2. Взрослые "навязывают" детям своё видение роли.

3. Воспитатели сами изготавливают атрибуты к спектаклям, тем самым лишая детей возможности проявлять творчество.

4. Дети исполняют роль, которую дал им воспитатель, не задумываясь о том, что рядом тоже ребенок и с ним нужно согласовать свои действия.

1. Самообразование;

2. Диагностика;

3. Задачи;

4. Совместная деятельность воспитателя

с детьми;

5. Развивающая среда;

6. Работа с родителями;

7. Результаты и перспективы.

Самообразование.

1. Повышение теоретического опыта по теме: Театрализованная деятельность в детском саду".

2. Продолжать поиск правильного подхода к подборке материала для использования в работе с детьми.

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

Первые театральные постановки для детей возникли в семье. В мемуарах писательницы М.Ф. Каменской (И.№9) указывается, что "спектакли давались всегда сюрпризов и непременно по случаю чьих-либо именин".

В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Этому посвящены работы отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Т. Шишовой и др.

Чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением иногда преследуют ребёнка достаточно долго и доставляют ему много неприятностей. Одним из направлений коррекции такого поведения является коллективная театрализованная деятельность.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.

Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка.

Исследование, проведённое Г.А. Волковой (И.№4) по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

Известный психолог А.Н. Леонтьев (И.№10) писал: "Развитая игра-драматизация – это уже своеобразная "предэстетическая" деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей".

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

По мнению детского психолога А.В. Запорожца, непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие героям в процессе театрализованной деятельности являются первой ступенью в развитии эстетического восприятия дошкольника.

Живописец, график, скульптор, литератор, музыкант, педагог Е.В. Честняков считал, что именно театр является основным средством приобщения маленького человека к искусству.

Для шести летнего ребенка театрализованная деятельность имеет особую социально-эмоциональную значимость. "Я – артист! Я – артистка!" От сознания этого трепет и волнение охватывают маленького человека, потому, что роль для него чрезвычайно привлекательна.

В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.

В роли артиста у ребенка появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений.

Очень важным для ребенка этого возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.

Действия ребенка – актёра на сцене происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. Кроме того средства выразительности (жесты, мимика, движения) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному сценическому образу.

Учёные считают, что, приобретая активный характер, воссоздающее воображение шестилетнего ребёнка в состоянии достаточно полно и точно воспроизводить окружающую его действительность. А благодаря яркости, лёгкости и быстроте, присущей детскому воображению – добиваться в своём творчестве оригинальных решений.

Особую актуальность, театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.). Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они ещё более организованы на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей).

Возникновение и развитие внеситуативно-личностной формы общения побуждает детей стремиться к доброжелательному вниманию со стороны взрослых, добиваться взаимопонимания, сотрудничества с ними.

Важное значение театрализованной деятельности имеют изменения, которые произошли в эмоциональном развитии ребёнка.

К шести годам дети могу т понять эмоциональное состояние других людей по выражению их лица, позе, жестам. По внешним признакам они могут распознать гнев, удивление, радость, спокойствие и устанавливать связь между разными эмоциями и соответствующими событиями, которые их вызывают. Кроме того, дети начинают осознавать, что одни и те же события, поступки, действия могут восприниматься людьми по-разному и вызывать разное настроение. Это позволяет в работе с детьми в театрализованной деятельности значительно расширить палитру средств выразительности для передачи того или иного образа. Эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребёнком и детей друг с другом создают благоприятные условия для развития у детей умения прислушиваться к своим переживаниям, понимать своё эмоциональное состояние и даже предвидеть его.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил установить, что театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, а самовыражение посредством искусства – существенный компонент творчества, способ эмоциональной разрядки.

В организации работы по руководству театрализованной деятельности изучался государственный стандарт и соответствие ему программы "Из детства в отрочество".

Изучался опыт дошкольных учреждений города через посещение методических объединений, курсов повышения квалификации воспитателей.

Были изучены статьи журналов "Дошкольное воспитание", "Ребенок в детском саду".

Основными направлениями в создании системы работы по организации театрализованной деятельности в дошкольном учреждении определили:

Изучение уровня развития детей в театрализованной деятельности.

Повышение возможностей детей в театрализованной деятельности

через целенаправленную работу, учитывая современные подходы.

Диагностика.

Цель:Выявить у детей уровень развития в театрализованной деятельности, умение творчески решать поставленную задачу.

Педагогическая технология.

Проводя диагностическое исследование, я наблюдала за детьми в свободной игровой деятельности, на занятиях, во время праздничных утренников. Использовала в своей работе словесно-дидактические игры (Приложение 1) на подбор рифм, придумывание движений, развитие голоса. Была составлена диагностическая таблица (Приложение 2), в которой оценивались умения детей исполнять монологи и диалоги, находить выразительные средства исполнения роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров.

Данные диагностического обследования показали, что половина детей группы (9 человек) не могут исполнять монологи и диалоги, не находят выразительных средств исполнения роли. Не все дети согласуют свои действия с действиями партнёров. Большие трудности испытывают дети при придумывании сказок. У детей не развито воображение. Многие дети скованы на праздничных утренниках.

Появилась мысль: а нельзя ли повысить уровень развития дошкольников, проводя целенаправленную, систематическую работу по театрализованной деятельности, учитывая современные методы и приёмы организации театрализованной деятельности в детском саду.

Поставила задачи:

1. Изучить уровень развития детей

в театрализованной деятельности.

2. Совершенствовать исполнительские

умения детей в создании

художественного образа.

3. Развивать память, мышление,

воображение, фантазию, внимание детей.

4. Воспитывать гуманные чувства.

Расширять культурный диапазон детей.

5. Сделать выводы и определить

перспективы.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Работа по театрализованной деятельности проводилась ежедневно во второй половине дня и осуществлялась по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление – занятия на развитие внимания, воображения, движений детей.

Второе направление – работа над ролью.

В ходе работы по первому направлению решались задачи: способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности; сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики и движений стремиться к созданию целостного художественного образа.

Детям предлагались задания

– на развитие фантазии (Приложение 3).

На развитие мимики, жестов, поз (Приложение 4).

С целью научить детей понимать взаимоотношения людей по поступкам, жестам, позам и мимике я предлагала детям игры на восприятие чувств по поведению (Приложение 5).

Второе направление по театрализованной деятельности – работа над ролью . Как она строится?

Знакомство с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные?

Знакомство с героями инсценировки:

Составление словесного портрета героя;

Фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями,

друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

Сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных

инсценировкой;

Анализ придуманных поступков;

Работа над сценической выразительностью: определение

целесообразных действий, движений, жестов персонажей, места на

сценической площадке; мимики, интонации;

Подготовка театрального костюма.

С целью сохранения непосредственности и живости детского восприятия мы использовали:

Инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли;

Спектакли на основе содержания, придуманного детьми;

Инсценировки с использованием кукол-марионеток и плоскостных фигурок.

В ходе подготовки к спектаклю "Сообразительные осьминожки" дети на занятиях по изодеятельности изготовили игрушки-осьминожки. Вместе с родителями придумали, как их украшать.

Я рассказала детям про "театр марионеток", предложила им "сыграть сказку" про осьминожек. Для декораций дети придумали положить на пол макет для сюжетно-ролевых игр "Морское дно".

В начале спектакля мы побеседовали с детьми об осьминогах. Затем познакомила зрителей с жилищем каждого осьминога.

В ходе спектакля я вела с детьми диалог и побуждала детей к действиям с осьминожкой.

"Театр марионеток" очень важен для развития детей. Учёными доказано, что стеснительные дети "психологически прячутся за куклу".

Когда я познакомила детей со стихотворением В. Лифщица "Поросята", то они захотели инсценировать его.

Вначале дети решили, как будет выглядеть герой-поросёнок. На занятиях по ручному труду они изготовили шапочки-маски с ушками и пятачками, самостоятельно раскрасили их. Особое внимание детей я обратила на выбор героя и в связи с этим осмысленное использование жестов, мимики, движений во время изображения действия по ходу стихотворения.

Вначале я выяснила у каждого ребёнка, каков характер героя (смелые, добрые, решительные). "Поделила" детей на группы. Затем детям каждой группы предложила продемонстрировать движения своих персонажей. Потом, в зависимости от образа и характера героя предлагала детям выбрать соответствующую интонацию. Заранее с детьми были "проиграны" сценки (ожидание пищи, сражение вокруг корытца, плач из-за пролитой пищи).

Во время спектакля дети-"поросята" продемонстрировали своё "плохое" воспитание, а после спектакля объяснили, что такое может быть только на сцене.

С целью развития у детей двигательного воображения наряду с традиционными постановками мы ставили с детьми спектакли, содержание для которых придумали сами дети.

Дети придумали сказку "Новые приключения Колобка" (Приложения 6,7), в свободной деятельности сделали рисунки к сказке. Я рассказала детям о театре би-ба-бо, и мы решили показать сказку детям средней и старшей группы.

Следующая сказка, которую придумали дети, называется "Гарри Поттер и принцесса". Мы решили инсценировать сказку. Я предложила детям изготовить театр ложек. В свободной деятельности дети разрисовали ложки, придумали лицо, одежду для кукол. Сказку мы показали родителям к празднику "День семьи" (Приложение 8).

Взаимоотношения с другими людьми, в том числе со сверстниками в группе детского сада – важная составляющая жизни и деятельности каждого ребёнка. От того, какими будут эти взаимоотношения – доброжелательными или враждебными, искренними и откровенными или формальными и показными – зависят эмоциональное состояние детей, их отношение к детскому саду, а возможно и характер дальнейших отношений к людям.

Для формирования у детей доброжелательных отношений мы использовали методику психолога Якобсон С.Г. (И.№15). В ходе театрализованной деятельности ставили пьески из данной методики.

- "Камешек в туфельке".

- "Растоптанный торт".

- "Чужой кубик".

- " Качели".

- "Чужой рисунок".

Начиная со старшей группы, я вела кружок по театрализованной деятельности (План-приложение 9).

Детям предлагались этюды (Приложение 10).

С детьми из театрального кружка мы подготовили инсценировки: "Волк и коза", "Грибы". Сказки мы показали к празднику, посвященному 30 –летию детского сада.

Была составлена диагностическая таблица деятельности детей театрального кружка (Приложение 11).

I. Этюдный тренаж (мастерство актёра).

1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).

2. Жесты (этюды на выразительность жестов).

3. Мимика (этюды на выражение эмоций).

4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

II. Игры-драматизации.

1. Желание участвовать в играх-драматизациях.

2. Умение общаться с партнёром.

3. Способность импровизировать при создании образа.

III. Этюды с куклами.

1. Желание играть с куклой.

2. Умение управлять ею.

3. Способность импровизировать с куклой.

IV. Кукольные спектакли.

1. Желание участвовать.

2. Умение общаться с партнёром, используя кукол.

3. Способность создавать образ с помощью кукол разных систем.

Развивающая среда.

1. Наполнить развивающую среду разными

видами театров.

Весь материал удобно разместить для детей в свободное для них использование.

2. Создать условия для дальнейшего

обогащения опыта детей.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При создании среды мы старались обеспечить условия для самостоятельного творчества каждого ребёнка.

В группе мы оборудовали театральную зону, а также "уголок" уединения, где ребёнок может побыть один или прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю.

Учёт индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников требует создания своеобразных зон приватности – специальных мест, где каждый ребёнок хранит своё личное имущество: игрушку, украшение, костюм, и др., которое он может использовать в театрализованной деятельности.

В целях реализации индивидуальных интересов детей в зону театрализованной деятельности мы поместили разные виды кукольного театра, детские рисунки. Материал периодически обновляется.

Для развития любознательности и исследовательского интереса детей в зоне театрализованной деятельности находится разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный зал, студия детского творчества), где проводятся театрализованные занятия, кружковая работа и разнообразные праздники.

Таким образом, при создании развивающей среды мы учитывали принципы:

Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

Организация "зон приватности";

Предоставления права и свободы выбора;

Создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

Полифункциональность использования помещений и оборудования.

Работа с родителями.

1. Донести до родителей важность темы "Развитие детей в театрализованной деятельности".

2. Познакомить с основными направлениями по данной теме.

3. Утвердить формы организации совместной деятельности детей, родителей и воспитателей с детьми.

Нами было проведено родительское собрание "Театр в жизни детей", в ходе которого мы определили основные направления в работе по театрализованной деятельности.

Проводились беседы и консультации на тему " Значение театрализованной деятельности для развития ребенка" (Приложение 12).

Родители принимали активное участие в организации театрализованной деятельности. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей позволила преодолеть традиционный подход, когда дети оказываются включенными в свою изолированную "ячейку" – возрастную группу и общаются с тремя взрослыми. Такая организация театрализованной деятельности не только создаёт условия для приобретения новых знаний, умений и навыков развития детского творчества, но и позволяет ребёнку вступать в контакты с другими взрослыми.

Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, т.к. взрослые и дети выступают как равноправные партнёры взаимодействия.

Общая результативность.

Данные диагностики, проведённой в конце года (Приложение 13), показали, что более половины детей группы (17 детей) умеют исполнять монологи и диалоги между персонажами; находят выразительные средства исполнения роли своего персонажа, разыгрывают с персонажем действия. Дети могут придумать сказку, рассказ. Все дети стали принимать активное участие в праздничных утренниках.

Моя работа по теме "Развитие творчества детей в театрализованной деятельности" дала следующие результаты:

1. Повысился уровень знаний детей в театрализованной деятельности.

2. Дети стали уверенно чувствовать себя во время выступлений.

3. Развивающая среда дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками.

4. Установлен тесный контакт с родителями. Родители выступают активными участниками, продолжают работу с детьми.

Вывод.

Таким образом, проводя целенаправленную, систематическую работу по развитию у детей устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности, совершенствуя исполнительские умения детей, стимулируя их желания искать средства для создания образа персонажа, пользуясь движением, мимикой, жестом, интонацией; продолжая обогащать словарь детей, уча пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов; совершенствуя умение связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочиняя свои сказки, рассказы, используя кукол; развивая память, мышление, воображение, речь, внимание детей; мы повышаем уровень развития детей в театрализованной деятельности, воспитываем в детях гуманные чувства, учим искусству общения, расширяем культурный диапазон детей.

Перспективы.

1. Учитывая полоролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности поместить оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

2. Организовать совместно с другими группами "Театральные вечера".

Литература:

1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М. АСТ, 1996 г.

2. Башаева Г.В. "Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук". Ярославль. "Академия развития" 1997 г.

3. Белоусова Л.Е. "Удивительные истории" Санкт-Петербург. "Детство-Пресс" 2001 г.

4. Волкова Г.А. "Логопедическая ритмика" М. "Просвещение" 1985 г.

5. Доронова Т.М., Доронова Е.Г. "Развитие детей в театрализованной деятельности" М. 1997 г.

6. Доронова Т.М. "Развитие детей 5-6 лет в театрализованной деятельности" М. 1998 г.

7. Доронова Т.М. "Развитие детей 6-7 лет в театрализованной деятельности" М. 1999 г.

8. Кабалевский Д.Б. "Воспитание ума и сердца" М. 1981 г.

9. Каменская М. "Воспоминания" М. Художественная литература, 1991 г.

10. Леонтьев А.М. "Проблемы развития психики". М. Издательство Московского университета.

11. Маханёва М.Д. "Театральные занятия в детском саду". М. 2004 г.

12. Поддъяков Н.Н. "Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста" Волгоград "Перемена", 1997 г.

13. Теплов Б.М. "Психология" М. 1951 г.

14. Эльконин "Психология игры"

15. Якобсон С.Г. "Моральное воспитание в детском саду"

16. Журналы "Дошкольное воспитание"

№ 8 – 1999 г.

№ 12 – 2002 г.

№ 8 – 2004 г.

"Ребёнок в детском саду".

№ 2 – 2001 г.

№ 3 – 2001 г.

№ 4 – 2001 г.

№ 5 – 2001 г.

№ 2 – 2002 г.