Наука во время холодной войны. «Холодная война». Научно-технический прогресс. Западу из холодной войны

  • 04.07.2020

«ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В.Ф. ПАВЛОВ УРОКИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ В статье анализируются причины, течение и проявления холодной войны между США и СССР через 20 лет после её окончания. Холодная война...»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

В.Ф. ПАВЛОВ

УРОКИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

В статье анализируются причины, течение и проявления холодной войны между США и СССР через

20 лет после её окончания.

Холодная война – глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая

конфронтация между Советским Союзом и его союзниками с одной стороны, и США и их

союзниками – с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов XX века.

Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями мироустройства является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы – победительницы во Второй мировой войне – пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага».

Выражение «холодная война» впервые употребил 16 апреля 1947 г. Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина57.

Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в военной сфере. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.



США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками – НАТО и Варшавским договором.

Хотя США и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооруженных конфликтов по всему миру.

Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Противоборство с переменным успехом проходило и в сфере освоения космического пространства. Формальным началом холодной войны считается 5 марта 1946 года, когда Уинстон Черчилль, премьерминистр Великобритании, произнёс знаменитую речь в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англо-саксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. США и Великобритания были крайне озабочены усилением позиций и влияния СССР после окончания II Мировой войны, как в Европе, так и во всем мире. Они были напуганы появлением в европейских странах прокоммунистических правительств.

У. Черчилль заявил: « … Факты таковы: это, конечно, не та освобожденная Европа, за которую мы боролись. Это не то, что необходимо для постоянного мира»58. Неделей позже И.С. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне против СССР.

12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн выступил с доктриной, в которой содержание начинающегося соперничества США и СССР определил как конфликт демократии и тоталитаризма.

Если оставить без внимания привычную для Запада риторику, то причина начала и развертывания холодной войны в мировом масштабе состояла в том, что американская администрация осознала невозможность уничтожения России обычными военными методами. Тогда в недрах госаппарата США стали вырабатываться планы всеобщей психологической и пропагандисткой войны против СССР, на которую выделялись многие миллиарды долларов.

Bernard Baruch coins the term «Cold War» 16 April 1947 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.history.com.

У. Черчилль. Вторая мировая война / Сокр. перевод с англ. – Кн. 3, т. 5–6. – М., 1991, – С. 574.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Определяя характер этой войны, военно-теоретический журнал НАТО «Дженерал милитари ревью» откровенно писал: «Единственный способ выиграть третью мировую войну – это взорвать Советский Союз изнутри с помощью подрывных средств и разложения. Главный метод войны – противопоставление России всем остальным странам, русского народа – всему остальному миру, а внутри страны – стравливание одних групп населения с другими»59. Разрушение духовных ценностей русских, навязывание чуждых установок в жизни, экономическое изматывание СССР в гонке вооружений, массовая подготовка и внедрение агентов влияния – такая методика заокеанских спецов по развалу СССР была предложена странам Запада. Её предельно четко и цинично изложил ещё в последние месяцы Второй мировой войны будущий директор ЦРУ Аллен Даллес: «Окончится война, кое-как все утрясётся, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную помощь или ресурсы на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить.

Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театр, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху….

Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство, наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов – все это будем насаждать ловко и незаметно… Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением… Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них шпионов, космополитов. Вот так мы это и сделаем»60.

4 апреля 1949 г. США создает военно-политический блок НАТО. В ответ 14 мая 1955 г. СССР организовал Варшавский договор. Следует отметить, что СССР и его союзники были вынуждены в ходе холодной войны постоянно принимать ответные меры, чтобы обезопасить себя, добиться военного и экономического паритета, удержать равновесие сил и тем самым обеспечить в течение нескольких десятилетий мир на земле.

Главными проявлениями холодной войны стали:

Образование на долгие годы двуполярного мира;

Острое политическое и идеологическое противостояние между коммунистической и западной либеральной системами;

Создание каждой из сторон военных (НАТО, СЕАТО, СЕНТО, Варшавский договор и др.) и экономических (ЕЭС, АСЕАН, СЭВ и др.) союзов;

Организация по всему миру сети военных баз США и СССР на территории иностранных государств;

Форсирование гонки вооружений и военных приготовлений;

Постоянно возникающие международные кризисы (Берлинский, Карибский кризисы, войны в Корее, Вьетнаме, Афганистане);

Негласный раздел мира на «сферы влияния»;

Поддержка оппозиционных сил в странах идеологического противника. СССР материально поддерживал коммунистические и некоторые левые партии Запада и развивающихся стран, стимулировал деколонизацию зависимых государств;

В свою очередь спецслужбы США и Великобритании поддерживали антисоветские организации в СССР и в странах Восточной Европы (Народно-трудовой соСекреты секретных служб, США, – М., 1973. – С. 293.

«Правда», 11.03.1994 г.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

юз), помогали Солидарности в Польше, афганским моджахедам и «Контрас» в Никарагуа;

Информационная война в СМИ и радиоэфире;

Джозеф Най, профессор Гарвардского университета (США), выступая на конференции «От Фултона до Мальты: как начиналась и как закончилась холодная война» (Горбачев-фонд, март 2005 года) указал на уроки, которые следует извлечь

Западу из холодной войны:

кровопролитие как средство урегулирования глобальных или региональных конфликтов не является неизбежным;

существенную сдерживающую роль сыграло наличие у противоборствующих сторон ядерного оружия и понимание того, каким может стать мир после ядерного конфликта;

ход развития конфликтов тесно связан с личными качествами конкретных лидеров (Иосиф Сталин и Гарри Трумэн, Михаил Горбачёв и Рональд Рейган);

военная мощь имеет существенное, но не решающее значение (США потерпели поражение во Вьетнаме, а СССР – в Афганистане); в эпоху национализма и третьей индустриальной (информационной) революции управлять враждебно настроенным населением оккупированной станы невозможно;

в этих условиях гораздо большую роль приобретает экономическая мощь государства и способность экономической системы приспосабливаться к требованиям современности, способность к постоянным инновациям;

Значительную роль играет использование мягких форм влияния, или soft power, то есть способности добиться от других желаемого, не принуждая (запугивая) их и не покупая их согласие, а привлекая на свою сторону. Сразу же после разгрома нацизма, СССР и коммунистические идеи обладали серьёзным потенциалом soft power, но большая часть его была утрачена после событий в Венгрии и Чехословакии, и этот процесс продолжался по мере использования Советским Союзом своей военной мощи.

А какие выводы должны сделать россияне? На последнем этапе холодной войны, когда на сторону противника перешло почти все высшее руководство СССР и влиятельная часть интеллектуальной элиты, им удалось парализовать сознание и волю большинства граждан, молниеносно провести капитуляцию и разоружение СССР, а затем разделить доставшиеся баснословные трофеи. Это уже факт истории, а нам, если хотим выжить, как народ, надо из этого факта извлечь урок.

По расчётам великого Д.И. Менделеева к концу XX века в России должно было жить 400 миллионов граждан. Многие в прошлом веке прочили России величайшее будущее. Однако всё сложилось иначе. Русские пережили две национальные катастрофы – 1917 и 1991 годов, а нынче подошли к третьей. Мы очень близки к точке невозврата. За один век на Россию выпало столько несчастий и испытаний, что хватило бы на десять народов.

Двадцать лет, прошедшие после окончания холодной войны, показали, что в однополярном мире место для России есть лишь на задворках, ей отводится роль сырьевой базы Запада, который последовательно готовится к расчленению Российской Федерации на карликовые, зависимые от него княжества.

В целом ряде основательных российских исследований показано, что далеко не все удалось воплотить из советского проекта. Наше общество не выдержало искусственно созданной гонки вооружений, измены высшего руководства СССР, организованных пятой колонной агентов влияния системных экономических кризисов. Все это усугубила многолетняя тяжелая и до сих пор плохо понятая нами холодная война с Западом. Советский проект был пресечен, а советский строй во многих своих проявлениях уничтожен61.

Думается, что мы поднимем Россию с колен, если выработаем новую идеологию, новую сферу ценностей, воодушевляющую национальную идею, если сможем внедрить в сознание наших сограждан становые инновации: духовное выше материального; общее выше личного; справедливость выше закона; будущее выше настоящего и прошлого.

С.Г. Кара-Мурза, Советская цивилизация. От начала до наших дней. – М.: Алгоритм, 2008.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Мы возродимся, если сделаем серьезные выводы из опыта холодной войны, если будем помнить слова В. Ключевского: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание своих уроков».

Стоит ещё в заключение сказать о том, что холодная война, как война цивилизационная, с поражением СССР вовсе не закончилась в принципе. Она перешла лишь в новую стадию и прикрывается новой фразеологией. Теперь уже нет пугала коммунизма, говорят «русский медведь», «русский фашизм», «русская мафия». И реальные подрывные акции Запада против России, пожалуй, ещё более жестоки, чем были во времена СССР.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bernard Baruch coins the term «Cold War» 16 April 1947 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.history.com.

2. У. Черчилль. Вторая мировая война / Сокр. перевод с англ. – Кн. 3, Т. 5–6. – М., 1991, – С. 574.

3. Секреты секретных служб США. – М., 1973, – С. 293.

4. «Правда», 11.03.1994 г.

5. С.Г. Кара-Мурза. Советская цивилизация. От начала до наших дней. – М.: Алгоритм, 2008.

М.К. ПАВЛОВА

ЗРЕЛОСТЬ КАК ИНТЕГРАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

И ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЮТ

В статье говорится о соотношении понятий «взрослость» и «зрелость», а также о содержательном наполнении понятия «зрелость» и основных условиях её формирования и развития.

Чтобы вывести страну из трясины кризиса, охватившего все стороны её бытия и движения её по пути наращивания материального и духовного потенциала, необходимо повышение уровня профессионализма людей, занятых во всех сферах материального и духовного производства, а также целенаправленная работа по нравственному, правовому и культурному воспитанию людей на всех уровнях.

Развитие нравственного, правового сознания и поведения, высокое мастерство педагога, врача, токаря, инженера, банкира, управленца и работника любой другой области труда – это важнейший источник улучшения дел в нашем государстве.

Проблема выхода человека на уровень достижения им зрелости имеет много аспектов. Психологическая наука призвана показать, что представляет собой человек, достигший расцвета в своем развитии, а также какой путь он должен одолеть, чтобы подняться на, возможно более высокую для него ступень развития своего потенциала.

Вместе с тем разобраться в том сложнейшем синтезе признаков, который обнаруживается у человека, достигшего зрелости, и доказать, что это действительно расцвет в развитии – это всегда необычайно трудная задача. Не менее трудное дело, дать исчерпывающий ответ на вопрос: какие надо создать объективные и субъективные условия, чтобы процесс формирования человека поднял бы его на высшую ступень зрелости.

Следует подчеркнуть, что только взрослый человек может достичь зрелости. Однако, эти два понятия: взрослость и зрелость – не тождественны. Человек, по количеству прожитых им лет может считаться взрослым, но физически зрелым его можно считать только в том случае, если его конституция, состояние функционирования всех его органов и систем оказываются соответствующими статистически средним показателям, типичным для нормального человека рассматриваемого возраста, или превосходят их.

Соотношение между психологической взрослостью и психологической зрелостью человека тоже не простое. Если человек, достигший совершеннолетия, ведет себя в различных ситуациях в соответствии с общечеловеческими нормами, а основные общечеловеческие ценности стали его собственными ценностями, значит можно с уверенностью говорить о его психологической зрелости. В случаях, когда он одни нормы соблюдает, а другие грубо игнорирует, доказывая это своими поступками, можно утверждать, что в психологическом плане он оказывается зрелым только частично.

Похожие работы:

«КАТАЛОГ ОСУДАРСТВЕННЫЙ НИВЕРСИТЕТ ПРОДУКЦИИ СЕРИЙНО ВЫПУСКАЕМОЙ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЧЕ...»

«В.Р.Банк, С.К.Семенов ОРГАНИЗАЦИЯ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности Бухга...»

«Фомин Алексей Владимирович Динамическая модель равновесия фармацевтического рынка 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководитель д.т.н, к.э.н. Акопов Андраник Сумбатович Москва – 2013 Содержание Введение Г...»

Народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями,...»

«Список литературы 1. Р 50.1.028 2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования:. Госстандарт РФ, 2001. 48 с. Бельская Елена Валерьевна, доцент кафедры "Финансы и менеджмент", Россия, Тула, Тульский государственный университет FUNCTIONAL AND STRUCTURA...»

«1 16 ДЕКАБРЯ 2014 ВЕСТНИК БАНКА РОССИИ № 111 (1589) С ОД Е Р Ж А Н И Е информационные сообщения кредитные организации Обзор состояния внутреннего рынка наличной иностранной валюты в октябре 2014 года Приказ Банка России от 10.12.2014 № ОД-3455 Приказ Банка России от 10.12.2014 № ОД-3456 Приказ Банка России от 10.12.2014 № ОД-3457 Приказ Банка России от 10.12.2...»

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА" №2/2016 ISSN 2410-6070 крупные собственники – рост своего благосостояния, стабильность бизнеса как гарантия доходов, увеличение стоимости активов;миноритарные акционеры– сиюминутная отдача вложений, обеспечение их возвратности;сотрудник...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

«Холодная война» будучи по преимуществу явлением мировой политики, тем не менее серьезно повлияла и на внутреннюю жизнь. Черно-белое видение мира порождало чувство настороженности по отношению к внешнему миру и создавало тягу к искусственной внутренней сплоченности перед лицом внешнего врага. Инакомыслие стало рассматриваться как подрывная деятельности. В США это породило в итоге массовые нарушения гражданских прав и свобод, а в СССР - способствовало укреплению тоталитарных черт режима. Вместе с тем в странах Запада «холодная война» стала стимулом для завершения социальных реформ с целью создания «государства благоденствия» - оно рассматривалось как барьер для проникновения идей коммунизма.

«Холодная война» заставила направить колоссальные средства на вооружение, лучшие инженеры и рабочие трудились над все новыми системами оружия, каждая из которых обесценивала предыдущую. Но эта гонка породила и невиданные научные открытия. Она стимулировала развитие ядерной физики и космических исследований, создала условия для мощного роста электроники и создания уникальных материалов. Гонка вооружений в конечном счете обескровила советскую экономику и снизила конкурентоспособность американской экономики. Вместе с тем советско-американское соперничество благоприятно сказалось на восстановлении экономических и политических позиций Западной Германии и Японии, ставших передовой линией борьбы с коммунизмом для США. Соперничество СССР и США облегчило народам колониальных и зависимых стран борьбу за независимость, но и превратило этот зарождающийся «третий мир» в арену бесконечных региональных и локальных конфликтов за сферы влияния.

Иначе говоря, «холодная война» оказала глубокое и многогранное воздействие на послевоенную мировую историю. Это воздействие трудно переоценить. Но можно ли было избежать «холодной войны»?

Ее возникновение во многом связано с особенностями итогов Второй мировой войны. Она привела к тому, что в мире остались только две державы, мощь которых оказалась достаточной для начала и длительного ведения глобального соперничества. Остальные великие державы в силу разных причин оказались неспособны к этому. СССР и США в этом смысле стали не просто великими державами, а сверхдержавами. Эта биполярность, двухполюсность мира, таким образом, стала итогом войны, а она не могла не породить соперничества. Участие же в этом соперничестве не просто разных государств по их историческому опыту, географическому положению, экономическому, социальному и политическому строю, но и разных мировоззрений не могло не придать ему особо острые формы, формы идеологического конфликта, напоминающего религиозные войны в средние века.

Так что трудно себе представить ситуацию, когда можно было бы избежать «холодной войны».

Заключение

Рассмотрев причины «холодной войны», ход ее событий и итоги, я достигла поставленных мной целей и задач.

Анализируя события, послужившие прологом "холодной войны", для себя я выяснила причины биополярности и нарастание конфронтации между Советским Союзом и Соединёнными Штатами.

Дипломатическая история создания и использования атомного оружия, если брать её в контексте межсоюзнических отношений, являлась прелюдией к длительному противостоянию двух держав, оказавшихся во власти стран перед взаимным истреблением и обнаруживших средства борьбы с ним в накоплении сверх всяких разумных пределов запасов оружия массового поражения.

Биполярность, которая является главной характеристикой «холодной войны» возникла не только из-за того, что Европа была обескровлена войной, а СССР и США были наиболее мощными державами, но и из-за того ядерного оружия. То есть технология в первый раз радикально вмешивалась в ход истории. На мой взгляд, если бы не появилась атомная бомба, «холодной войны» могло и не быть.

Атомная бомба давала уверенность Соединённым Штатам. СССР же до 1949 года проводил в политике мероприятия, в которых наблюдались две линии:

    сосредоточивались усилия на создании советского атомного оружия, ликвидировать монополию США.

    другая линия партийно-государственного аппарата СССР в вопросе ядерного оружия носила пропагандистский характер. Не обладая ядерным оружием СССР начал вести пропаганду против применения этого смертельного оружия. Но после 1949 года ситуация изменилась, Сталин стал рассматривать атомную бомбу, как главное оружие в возможной третьей мировой войне.

Речь У. Черчилля в Фултоне, «доктрина Трумэна», а в последствие и «план Маршалла», свидетельствуют о том, что политика Запада была направлена на конфронтацию с СССР. Черчилль заявил о создании претендующего на мировое господство англо-американского военного союза.

«Доктрина Трумэна» была создана для реализации гегемонистских планов США. Внимание к Турции и Греции объяснялось их важным стратегическим положением у границ СССР. США стремились к созданию здесь своих военных баз. Одновременно Белый дом приобретал опыт в делах навязывания европейским государством антисоветской позиции в обмен на предоставление американской экономической помощи.

Основной целью «плана Маршалла» была стабилизация социально-политической ситуации в Западной Европе, вовлечение Западной Германии в западный блок и уменьшение советского влияния в Восточной Европе. Сам «план Маршалла» и резко отрицательная реакция на этот план со стороны СССР были важным шагом на пути к расколу Европы, на противостояние социально-политические коалиции, и затем этот раскол уже был оформлен и в военно-политические блока, таким образом, всё более отчётливо приобретала свои очертания биполярность.

Психологическая атмосфера, создавшаяся в результате берлинского кризиса, послужила созданию западного альянса направленного против СССР. В мае 1949 года была принята конституция сепаратного западногерманского государства – Федеративной Республики Германии. В ответ СССР в октябре 1949 года создал в своей зоне второе государство – Германскую Демократическую Республику. Два враждебных блока противостояли друг другу на одном континенте; каждой из этих двух сил принадлежала теперь одна из частей побеждённой Германии.

Берлинский кризис был в целом неудачной политикой СССР воспрепятствовать осуществлению сепаратных действий западных держав в германском вопросе. Конечно, те меры, которые летом 1948 года были приняты СССР, создала очень опасную ситуацию в центре Европы. Но тогдашнее руководство СССР рассматривало эти меры как оборонительные.

Восточная Европа была основным полем, на котором шла «холодная война», которая была результатом не какого-то решения, а результатом дилеммы, перед которой оказались стороны. Каждая сторона испытывала неодолимое желание проводить именно ту политику, которую другая никак не могла рассматривать иначе, как угрозу принципам установленного мира. Затем каждая сторона почувствовала потребность предпринять оборонительные меры. Так, русские не видели другого выбора, кроме укрепления своей безопасности в Восточной Европе. Американцы, считавшие, что это всего лишь предлог и первый шаг по направлению к Западной Европе, прореагировали заявлением о своих интересах в зоне, которую русские полагали очень важной для своей безопасности. Русские пришли к заключению, что Запад возобновляет свой прежние курс на создание кольца капиталистических государств вокруг России, на землях, являющихся, как показал многовековой опыт важнейших для выживания России. Каждая сторона страстно верила, что будущая международная стабильность зависит от успеха её собственной концепции мирового порядка. Каждая сторона, преследуя свои собственные, чётко обозначенные для неё принципы, лишь подогревала страх другой стороны.

Я, автор данной работы, поняла, что холодная война в тот период была неизбежна не только в силу геополитических и идеологических факторов, но и в связи с тем, что менталитет лидеров того времени в США и в СССР не был готов воспринять те реальности послевоенного мира, с которым столкнулись две державы. И именно эта неготовность принять реальности послевоенного периода и адаптироваться к ним обусловила ту форму острой и жёсткой военно-политической конфронтации, которую приняла «холодная война».

Итак, я выяснила, что причинами «холодной войны» являлось:

    существование двух сверхдержав;

    борьба за раздел мира между ними;

    наличие атомного оружия.

Существование двух центров силы инициировало одновременно два глобальных процесса: борьбу сверхдержав за раздел мира на сферы влияния и стремление всех прочих стран, за редким исключением, самим присоединиться к одной из сверхдержав, использовать её экономическое и политическое могущество для обеспечения собственных интересов.

Результатом этого явилось неизбежное формирование биполярной геополитической системы, в основе которой лежал непреодолимый антагонизм между сверхдержавами. Подобный антагонизм предполагает использование силы, в том числе военной. Но в случае советско-американского противостояния мощным сдерживающим фактором с самого начала стало атомное оружие.

Чем больше я размышляю о «Холодной войне», тем более бессмысленными кажутся мне попытки оценить степень виновности сторон. Вторая мировая война привела международное сообщество в страшный хаос. В условиях, когда страны были разгромлены, европейские союзники истощены, колониальные империи пребывали в волнении и процессе распада, в мировой властной структуре появились зияющие дыры. Война оставила только два государства – Америку и Советскую Россию – в состоянии политического, идеологического и военного динамизма, сделав их способными заполнить этот вакуум. Более того, оба эти государства были основаны на противоположных, антагонистических идеях. Ни одно из них в точности не знало, что намерено предпринять другое. Именно по этому Трумэн не собирался делиться секретами создания атомной бомбы, а наоборот хотел использовать атомную монополию в целях влияния на СССР. Советский Союз во главе со Сталиным, выйдя из войны победителем, не хотел мириться с ролью второстепенной державы, Сталин хотел заставить США считаться с кем, с этой целью был затеян берлинский кризис. И все последующие события, послужившие прологом «холодной войны», и с той, и с другой стороны возникали как реакция самозащиты. В сложившейся ситуации никому из нас не следует удивляться полученным результатам. По настоящему удивительному для меня было бы то, если бы никакой «холодной войны» не возникло.

Первые послевоенные годы стали временем возрождения мирной жизни. В пострадавших от войны странах вновь отстраивались города, промышленные предприятия, памятники культуры. Известны примеры, когда жители восстанавливали свои города буквально из руин и пепла. Среди таких воскресших из небытия городов были Сталинград, Варшава и другие. В большинстве стран жизнь людей после недавно закончившейся войны проходила в напряжённом труде, тяготах и лишениях. В городах существовала карточная система распределения продуктов. Не хватало одежды, других товаров широкого потребления. Но с возобновлением работы транспорта, деятельности школ, больниц и бытовых учреждений у людей росла надежда на лучшее будущее.

От войны к миру

Утверждение мирной жизни не означало возврата к старому. После войны произошли значительные перемены в разных областях общественных отношений. Одновременно с устранением остатков фашистских, реакционных режимов расширялись демократические устои общества. Закреплялись новые права и свободы граждан, избирательные процедуры, принципы деятельности органов власти, политических и общественных организаций. Во многих европейских странах возросли общественные функции государства, усилилась его ответственность за решение социальных задач. В ряде случаев государство взяло на себя управление отдельными отраслями хозяйства, предприятиями (в том числе предприятиями, отнятыми у военных преступников и коллаборационистов). Всё это нашло отражение в новых конституциях, которые были приняты во многих странах во второй половине 1940-х годов и закрепили демократические завоевания народов.

На международном уровне идеалы послевоенного мира декларировались в документах созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций. Её учредительная конференция состоялась в Сан-Франциско с 25 апреля по 26 июня 1945 г. Официальной датой образования ООН считается 24 октября 1945 г., когда был ратифицирован её Устав.

В преамбуле (вводной части) Устава ООН сказано:

«Мы, народы Объединённых Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принёсшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооружённые силы применялись не иначе как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, решили объединить наши усилия для достижения этих целей».

С ноября 1945 г. по октябрь 1946 г. в городе Нюрнберге заседал Международный военный трибунал над немецкими военными преступниками. Перед ним предстали главные подсудимые, в их числе Г. Геринг, И. Риббентроп, В. Кейтель и другие. Обвинители от СССР, США, Великобритании и Франции и сотни свидетелей раскрыли страшные факты преступлений нацистов против мира и человечества. По приговору Международного трибунала 12 обвиняемых были приговорены к смертной казни, 7 - к разным срокам заключения, 3 - оправданы. В 1946-1948 гг. в Токио состоялся суд Международного трибунала над японскими военными преступниками. Так именем народов были осуждены те, кто развязал войну и руководил уничтожением миллионов людей.

Память о гибели миллионов людей в годы войны вызвала стремление установить и защитить как особую ценность права и свободы человека. В декабре 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Она открывалась положением о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Далее определялись гражданские, политические, экономические и культурные права человека. Первые документы ООН имели особое значение потому, что в них учитывались уроки прошлого, предлагалось усовершенствовать будущую жизнь людей, предотвратить угрозу существованию человека и общества. Однако воплощение намеченных целей оказалось делом непростым. Реальные события последующих десятилетий далеко не всегда развивались в соответствии с предначертанными идеалами.

Изменения на политической карте. Начало «холодной войны»

Развернувшаяся в годы войны освободительная борьба народов Европы и Азии против оккупантов и их пособников не ограничивалась задачей восстановления довоенных порядков. В странах Восточной Европы и ряде стран Азии в ходе освобождения к власти пришли правительства Национального (Народного) фронта. В то время они чаще всего представляли коалиции антифашистских, антимилитаристских партий и организаций. Активную роль в них уже тогда играли коммунисты и социал-демократы.

К концу 1940-х годов в большинстве названных стран коммунисты сумели сосредоточить в своих руках всю полноту власти. В одних случаях, например в Югославии, Румынии, устанавливались однопартийные системы, в других - в Польше, Чехословакии и других странах - допускалось существование других партий. Албания, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Польша, Румыния, Чехословакия во главе с Советским Союзом составили особый блок. К ним примкнуло несколько государств Азии: Монголия, Северный Вьетнам, Северная Корея, Китай, а в 1960-е годы - Куба. Это сообщество называлось сначала «социалистический лагерь», затем - «социалистическая система» и, наконец, «социалистическое содружество». Послевоенный мир оказался разделённым на «западный» и «восточный» блоки, или, как их тогда называли в советской общественно-политической литературе, «капиталистическую» и «социалистическую» системы. Это был биполярный (имевший два полюса, олицетворяемые США и СССР) мир. Как же складывались отношения между государствами Запада и Востока?

Ещё до того как разделение оформилось окончательно, У. Черчилль, отличавшийся известной дальновидностью, сказал, выступая перед слушателями Вестминстерского колледжа в Фултоне (в США) в марте 1946 г.:

«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы...

Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более того, что новая война нависла... Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотреть здесь сегодня, - это система предотвращения угрозы войны, обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах...»

Случилось так, что слова британского политика о предотвращении угрозы войны оказались незамеченными, зато понятие «железный занавес» прочно и надолго вошло в историю международных отношений.

В 1947 г. президент США Г. Трумэн провозгласил, что политика его страны должна предусматривать помощь «свободным народам, которые не хотят подчиняться вооружённым меньшинствам или внешнему давлению» (под вооружёнными меньшинствами подразумевались коммунисты, а под силой, оказывавшей внешнее давление, - Советский Союз). В «доктрине Трумэна» определялось отношение к странам, избравшим разные «жизненные пути». С ней был связан план Дж. Маршалла (в годы войны известного военачальника, а в тот момент государственного секретаря США), предусматривавший оказание экономической помощи европейским государствам.

По замыслу авторов плана помощь должна была стабилизировать экономическое положение и тем самым предотвратить социальные выступления в европейских странах. Её предоставление оговаривалось тем, что в правительствах получающих помощь стран не должно быть коммунистов. Трумэн впоследствии писал в своих воспоминаниях: «...без плана Маршалла Западной Европе было бы трудно остаться свободной от коммунизма». План Маршалла подписали руководители 17 западноевропейских стран (включая образованную позже ФРГ). Государства Восточной Европы отказались принять помощь (в ряде случаев не без давления со стороны СССР).

Результатом возраставших противоречий между недавними союзниками стал произошедший в 1949 г. раскол Германии на два государства - Федеративную Республику Германии и Германскую Демократическую Республику.

Шагами на пути к расколу оказались следующие действия:

  • объединение сначала американской и британской (в январе 1947 г.), а затем и французской оккупационных зон в одну зону, создание в ней самостоятельных органов исполнительной и судебной власти;
  • принятие в западной зоне помощи по плану Маршалла, в то время как в советской зоне она была отвергнута;
  • проведение в западной зоне 20 июня 1948 г. сепаратной (отдельной) денежной реформы;
  • установление с 24 июня 1948 г. советскими войсками блокады Западного Берлина, все наземные дороги в который были закрыты для западных союзников. В течение нескольких месяцев существовал «воздушный мост»: американские самолёты доставляли в Западный Берлин продовольствие, уголь, оборудование для предприятий и т. д. (блокада была снята в мае 1949 г.);
  • принятие 8 мая 1949 г. западногерманской конституции, выборы в бундестаг (август), провозглашение Федеративной Республики Германии в сентябре 1949 г.;
  • провозглашение 7 октября 1949 г. Германской Демократической Республики.

Многие жители Германии стремились предотвратить раскол своей страны. В 1947 - начале 1949 г. движение борьбы за единство Германии и заключение мирного договора организовало три общенемецких конгресса. Но в обострявшейся внутриполитической и международной обстановке их голос не был услышан.


К концу 1940-х годов противоречия между западными державами и СССР переросли в политическое и экономическое противостояние и соперничество. 25 сентября 1949 г. советское телеграфное агентство (ТАСС) сообщило о том, что в СССР проведено испытание атомного оружия. В начале 1950 г. Г. Трумэн заявил о развёртывании работ по созданию в США водородной бомбы. «Холодная война» набрала полную силу.

Противостояние двух блоков было закреплено созданием их военнополитических и экономических организаций. 4 апреля 1949 г. США, Великобритания, Франция, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Португалия создали Организацию Североатлантического договора - НАТО. 9 мая 1955 г. в работе сессии НАТО впервые приняла участие делегация Федеративной Республики Германии (решение о вступлении ФРГ в НАТО принято осенью 1954 г.).

14 мая 1955 г. было объявлено о создании Организации Варшавского договора (ОВД), куда вошли СССР, Албания (в 1961 г. она вышла из состава ОВД), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

Органами экономического сотрудничества двух групп государств стали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), образованный СССР и восточноевропейскими странами в январе 1949 г., и Европейское экономическое сообществозападноевропейских государств (основано в марте 1957 г. шестью странами, затем состав его участников расширялся).

Разделение стран на государства и территории с различными политическими системами, подобное происшедшему в Германии, имело место и в Азии. Такая судьба постигла народы Вьетнама, Китая, Кореи. Внутренние противоречия при этом усиливались вмешательством внешних сил. Так, в Корейской войне (1950-1953) противоборствовавшим армиям Северной и Южной Кореи помогали, с одной стороны, Китай и СССР, а с другой - США и ещё несколько государств. Последние участвовали в событиях как силы ООН. Таким образом, в «холодной войне» возникали «горячие точки», очаги вооружённых конфликтов, а соперничество Запада и Востока, США и СССР в различных частях света становилось предметом жёстких политических споров и борьбы в рамках ООН.

Одним из наиболее значительных исторических процессов во второй половине XX столетия стало освобождение народов Азии и Африки от колониальной зависимости. Система колониальных империй, складывавшаяся в течение нескольких веков, рухнула за два-три десятилетия. На политической карте мира вместо обширных территорий, окрашенных в цвета держав-метрополий, появились названия и границы десятков новых независимых государств. Если в 1945 г. при создании ООН в неё вошло 51 государство, то в 1984 г. членами этой организации были уже 159 стран. Большую их часть составляли освободившиеся государства Азии и Африки.

Процесс становления новых государств оказался сложным, полным драматических событий. Определение государственных границ, установление монархической или республиканской форм власти, выбор путей развития - всё это часто происходило в острой борьбе. Молодым государствам предстояло определиться в своих отношениях не только к бывшим метрополиям, но и к существовавшим тогда «западному» и «восточному» блокам. Выбор ориентации стал для многих стран Азии и Африки существенной проблемой. А отношения со странами третьего мира, как тогда говорили, оказались полем соперничества великих держав, в первую очередь США и СССР.

Научно-технический прогресс: достижения и проблемы

Понятие «прогресс» в сочетании с эпитетами «научный», «социальный» неслучайно стало одним из наиболее употребляемых во второй половине XX столетия. Во многих сферах науки в это время были совершены крупнейшие открытия, появились новые отрасли знания. Ещё в начале века можно было заметить, что научные идеи значительно быстрее, чем прежде, находят воплощение в технических проектах, новых машинах и т.д. Во второй половине века этот процесс значительно ускорился. Теперь настало время научно-технической, научно-технологической революции, для которой характерны тесное взаимодействие науки и техники, быстрое внедрение научных достижений в различных сферах деятельности, использование новых материалов и технологий, автоматизация производства.

Обратимся к фактам. Начало XX в. ознаменовалось значительными открытиями в области атомной физики. В последовавшие десятилетия актуальной научной и практической задачей стало получение и использование атомной энергии. В 1942 г. в США группа учёных под руководством Э. Ферми создала первый ядерный реактор. Полученный в нём обогащённый уран был использован для создания атомного оружия (две из трёх произведённых тогда атомных бомб были сброшены на Хиросиму и Нагасаки). В 1946 г. атомный реактор построили в СССР (руководил работой И. В. Курчатов), в 1949 г. произошло первое испытание советского атомного оружия. После войны встал вопрос о мирном использовании энергии атома. В 1954 г. в СССР была построена первая в мире атомная электростанция, в 1957 г. спущен на воду первый атомный ледокол.

Во второй половине XX в. началось освоение человеком космоса. Первые шаги в этом сделали советские учёные и конструкторы во главе с С. П. Королёвым. В 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. состоялся полёт первого космонавта Ю. А. Гагарина. В 1969 г. американские космонавты Н. Армстронг и Б. Олдрин высадились на Луне. С 1970-х годов в космосе стали действовать советские орбитальные станции. К началу 1980-х годов СССР и США запустили более 2 тыс. искусственных спутников, собственные спутники вывели на орбиту также Индия, Китай, Япония. Эти устройства используются для передачи радио-и телесигналов, наблюдения за земной поверхностью, погодой и т.д. Для того чтобы оценить значение названных событий, необходимо представить, что за ними стоят достижения многих современных наук - аэронавтики, астрофизики, атомной физики, квантовой электроники, биологии, медицины и т. д. Они потребовали многолетних творческих поисков, неустанного труда и мужества тысяч людей.

Важной составной частью развития современной науки и техники стала компьютерная революция. Первые электронно-вычислительные машины (компьютеры) были созданы в начале 1940-х годов. Работу над ними вели параллельно немецкие, американские, английские специалисты, но наибольшие успехи были достигнуты в США. Первые ЭВМ занимали целую комнату, для их настройки требовалось значительное время. Применение транзисторов (с 1948 г.) позволило сделать вычислительные машины более компактными и быстродействующими. В начале 1970-х годов появились микропроцессоры, а вслед за ними - персональные компьютеры. Это была уже настоящая революция. Расширились и функции компьютеров. Сегодня они используются не только для хранения и обработки информации, но и для обмена ею, проектирования, обучения и т. д.

Если первая половина XX столетия была веком кино, то вторая стала веком телевидения. Его изобрели ещё до Второй мировой войны. Первые телепередачи состоялись в 1936 г. в Лондоне. Война приостановила развитие нового вида техники. Но уже с 1950-х годов телевидение стало входить в повседневный быт людей. В настоящее время в развитых странах телеприёмники имеются в 98 % домов. Сегодня телевидение является самым мощным, массовым каналом передачи разного рода информации - от политических новостей до развлекательных, зрелищных программ.

Указанные научные и технические достижения в совокупности привели к информационной революции. Она, в свою очередь, изменила основы современного общества, которое называют постиндустриальным или информационным. Обществоведы полагают, что, если в Средние века главным источником богатства и власти являлась земля, в XIX в. - капитал, то в конце XX столетия эта функция перешла к информации. Неслучайно средства массовой информации - газеты, радио, телевидение - рассматривают сегодня как «четвёртую власть».

Технический прогресс в современном обществе имеет не только положительные стороны. Он порождает и значительные проблемы. Некоторые из них связаны с тем, что «машина заменяет человека». Хорошо, что она облегчает труд людей. Но что делать тем, кто лишился работы, поскольку их заменила машина? (Существуют, например, подсчёты, что один компьютер заменяет труд 35 человек.) Как отнестись к мнению, что машина может научить всему лучше учителя, что она с успехом восполняет человеческое общение? Зачем иметь друзей, если можно играть с компьютером? Зачем ходить в театр, если с большим удобством можно посмотреть спектакль по телевидению? Это вопросы, на которые сегодня приходится искать ответ каждому.

Ряд серьёзных, глобальных проблем связан с последствиями научно-технического прогресса для экологии, среды обитания человека. Уже в 1960-1970-е годы стало ясно, что природа, ресурсы нашей планеты не являются неисчерпаемой кладовой, а безоглядный технократизм (власть техники) приводит к необратимым экологическим потерям и катастрофам. Одним из трагических событий, показавших опасность технологических сбоев на современных предприятиях, явилась авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.), в результате которой в зоне радиоактивного заражения оказались миллионы людей. Проблемы сохранения лесов и плодородных земель, чистоты воды и воздуха сегодня актуальны на всех континентах Земли. На защиту окружающей среды, жизни самого человека встали экологические движения и организации («зелёные», «Гринпис» и др.). Так к концу XX в. научно-технический прогресс сделал глобальной проблему сохранения природной, культурной, духовной сфер существования человека и общества.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Наибольшую роль играли военно-технические факторы, которые непосредственно сказывались на политике СССР и США. Ни одной из великих держав не удавалось создать абсолютный перевес сил, который стал бы источником уверенности в военной победе в случае прямого конфликта. На начальном периоде «холодной войны» США обладали монополией на ядерное оружие, но не имели более надежных средств его доставки, чем тяжелые бомбардировщики, уязвимые для советских средств противовоздушной обороны. Кроме того, на потенциальных евразийских театрах военных действий СССР имел бы перевес в обычных вооружениях. С появлением у СССР ядерного и термоядерного оружия, а затем и баллистических ракет, хотя по их числу США, вплоть до конца 1960-х гг., имели перевес, территории обеих великих держав стали уязвимыми для ядерных ударов. С достижением количественного равенства (паритета) в стратегических вооружениях соперничество охватило иную сторону -- их качественного совершенствования. Формулы упорядоченного соперничества сложились не сразу. На начальном этапе «холодной войны», хронологические рамки которого определялись периодом 1947--1953 гг., обе стороны исходили из очень высокой степени вероятности военного столкновения друг с другом. И СССР и США стремились как можно быстрее включить в орбиту своего влияния все страны, судьба и выбор которых еще не определились, и как минимум -- помешать расширению сферы влияния оппонента.

Берлинский кризис 1948 г. - Германия и ее столица -- Берлин были поделена на зоны оккупации США, Великобритании, Франции, СССР. После проведения денежной реформы в западной части страны, СССР закрыла сообщение с восточной частью, надеясь решить возникшую проблему путем переговоров, надеясь, что в сложившейся ситуации страны Запада пойдут на уступки в германском вопросе. Однако США категорически исключили переговоры с позиции слабости.

Блокада была прорвана с установлением воздушного моста с Западным Берлином, по которому в город поставлялись продукты питания. Командование войск США в Германии не исключало возникновения прямого военного конфликта, если СССР попытается помешать этим поставкам. Война в Корее, 1950--1953 гг. Второй конфликт, поставивший СССР и США на грань прямого столкновения. Аналогичная тупиковая ситуация сложилась в Индокитае, где Франция, утратившая прямой контроль над Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей, стремилась сохранить у власти во Вьетнаме прозападный диктаторский режим.

Национально-освободительным силам, принявшим коммунистическую ориентацию, оказали помощь Китай и СССР. Французские войска понесли тяжелые поражения. К 1954 г. стало ясно, что ни одна из сторон не способна добиться военного успеха. Карибский кризис 1962 г. и его значение. Наиболее острым конфликтом «холодной войны» был Карибский кризис 1962 г. Победа в 1959 г. на Кубе революционного движения, возглавляемого Ф. Кастро, и выбор им курса на сотрудничество с СССР вызвали беспокойство в Вашингтоне. В Москве, напротив, появление первого союзника в Западном полушарии было встречено как знамение грядущих перемен в пользу СССР в Латинской Америке. Уверенность советских лидеров в том, что США так или иначе попытаются свергнуть режим Ф. Кастро, желание изменить соотношение сил в свою пользу подтолкнули их к размещению на Кубе ракет средней дальности с ядерными боеголовками, способных достичь большинства американских городов. Этот шаг, предпринятый втайне не только от мировой общественности, но и от собственных дипломатов, стал известен правительству США благодаря воздушной разведке. Он был расценен как создающий смертельную угрозу интересам Америки. Ответные меры (введение морской блокады Кубы и подготовка к упреждающим ударам по советским базам на острове) поставили мир на грань ядерной войны. Урегулирование конфликта стало возможным благодаря выдержке и здравомыслию, проявленным президентом США Дж. Кеннеди и советским лидером Н.С. Хрущевым. Загладин Н.В. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10--11 классов. Второе изда-ние. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово -- PC», 2000

Любой из вышеперечисленных конфликтов, в которые с одной стороны были вовлечены страны Западного блока, а с другой СССР и ее союзники, мог привести к крупным военным действиям. Это было особенно опасно из-за большого количества научных открытий и применения их в военной промышленности.