Иконы богородицы в высоком разрешении. Богородица. Типы икон

  • 17.10.2019

Икона Божьей Матери — одна из самых почитаемых иконописных образов среди Православного мира. Именно образ Пресвятой Богородицы всегда был, есть и будет символом заступницы и хранительницы русского народа. Достаточно лишь вспомнить тот факт, как икона Казанской Божьей матери, по историческим сведениям, помогала русскому народу победить в Великой Отечественной войне. На войну войска вступали с высокоподнятой иконой Пресвятой Богородицы, а именно Казанской Божьей матери. Тоже было и при отечественной войне 1812 года. С тех пор и повелось, что образ Богоматери стал являться защитницей и покровительницей земли Русской, а ее икона — символом веры и упования на спасение всех православных людей.


Но, не смотря на указанное общее значение, существует несколько разновидностей икон Девы Марии и вариаций их иконописи, и у каждого вида имеется свое особенное значение для православного верующего. Ниже мы приведем иконографические типы изображений Пресвятой Богородицы и их догматическое значение.

Существует пять видов изображения Божьей матери, визуализируемых в иконографии:

1. Одигитрия (Путеводительница);

2. Елеуса (Умиление);

3. Оранта, Панагия и Знамение (Молящаяся);

4. Панахранта и Всецарица (Всемилостивая);

5. Агиосоритисса (Заступница).

Первый тип — Путеводительница

Одигтрия — самый распространенный вид иконописи Божьей матери, по некоторым сведениям, впервые написанный евангелистом Лукой. Данный тип обычно изображается следующим образом: Пресвятая Богородица показана по пояс или же в случае иконы Казанской Божьей матери - по плечи, реже — во весь рост. Характерным признаком ее расположения считается легкий наклон головы в сторону своего сына Иисуса Христа. Держит Богоматерь его на левой руке, а правой рукой указывает на него. Иисус Христос же в левой руке держит свиток, реже — книгу, что символизирует образ Христа Вседержителя.

Значение данного типа икон — взаимные отношения матери и сына. Но смысловая нагрузка в данном случае не выражение безграничной любви, как в других иконах святых, а указание на Иисуса Христа, как царя Вседержителя. С догматической точки зрения — это значение явления в мир Небесного Царя и Судьи и указание на него Девой Марией как на истинный Путь для каждого верующего. Потому данный тип иконографии и называется Путеводительница.

Второй тип — Умиление

Елеуса всегда изображается так: Дева Мария прижимает к своей щеке Иисуса Христа, тем самым проявляя к нему свою любовь, нежность и сострадание. В данном типе изображения между сыном и матерью нет расстояния, что символизирует безграничную любовь и единение. И поскольку образ Божьей Матери является символом и идеалом рода человеческого (Церкви земной), а Иисус символом Церкви Небесной, данный тип иконописи Пресвятой Богородицы имеет значение единения небесного и земного, божественного и человеческого. Также, одно из основных значений - выражение безграничной любви Бога к людям, так как любовь и сострадание Девы Марии, изображаемое на иконе напоминает нам о его великой жертве ради спасения всего человечества.

Третий тип — Молящаяся

Есть три подвида данного типа изображения Богоматери в иконописи - Оранта, Панагия и Знамение. Наиболее популярное — Знамение. Дева Мария изображается по пояс или во весь рост с поднятыми вверх руками, а Иисус Христос изображается по середине на уровне груди своей матери и его голова находится в святом ореоле (медальоне). Значение этого подтипа икон — Благовещение Девы Марии о рождении Иисуса Христа, предзнаменование Рождества Христова и последующих событий, происходящих после него. Данный тип иконографии Богородицы Девы отличает ее от других икон монументальностью и симметричностью в изображении.

Четвертый тип — Всемилостивая

В данном типе изображения Богоматерь восседает на троне или престоле, который символизирует ее царственное величие, а на коленях она держит сына Иисуса Христа. Значение этой иконы — величие Девы Марии, как всемилостивой царицы и заступницы земной.

Пятый тип — Заступница

В пятом типе Агиосоритиссы Богоматерь изображается без своего сына Иисуса Христа. Образ ее выполняется в полный рост и повернут вправо, а руки воздаются к Богу, в одной из которых может находиться свиток с молитвой. Значение иконы — моление о заступничестве человечества Пресвятой Богородицей перед Иисусом Христом.

Итак, мы рассмотрели 5 видов иконописи Богоматери в православной традиции и их догматическое значение. Но в народе также существует свои значения, приписываемые каждой из них. Мы уже писали о силе и действии чудотворных икон , и иконы Божьей Матери здесь не исключение, а скорее наоборот — показатель. У каждой из представленных типов икон свои чудотворные свойства.

Одной из немногих, кто способен намолить иконы, является Марфа Ивановна . Ее способность наделять иконы велими возможностями уже давно не стоит под сомнением. Таким огромным количством спасенных судеб не может похвастаться, пожалуй, никто. Именно она первая поняла, что к каждому человеку нужен индивидуальный подход, а значит и намоление иконы необходимо делать индивидуально для каждого человека. Намоленные Марфой Ивановной иконы будут служить зищитой на протяжении очень долгих лет.

Рассмотрим молитвы иконе Божьей Матери, а также наиболее популярные иконы и приметы связанные с ними.


Церковь немыслима без икон. Она пуста. И не только визуально, но и духовно. Ведь иконы – это не просто изображения […]

Церковь немыслима без икон. Она пуста. И не только визуально, но и духовно. Ведь иконы – это не просто изображения ликов святых или библейских событий. Иконы – это образы чистоты, благочестия, высокой духовности. Всего того, к чему нам всем надо стремиться ежедневно и ежечасно.

Молясь перед ними, мы уповаем на благодать Божию. Из истории известно огромное количество случаев исцеления больных, побед в воинских битвах, защиты от катастроф, произошедших по молитвам перед иконами.

Каждый из нас, даже самый далекий от веры человек, наверняка знает хотя бы несколько икон. Всем известен список Троицы, иконы Николая Чудотворца и Матроны Московской. Многие хорошо знают добрый и проникновенный взгляд батюшки Серафима и скромные одежды, в которых изображается на холстах матушка Ксения Петербургская.

И все мы знаем, что существует очень много икон с названием «Божия Матерь»: Владимирская, Казанская, Тихвинская и много других. Их несколько сотен. Некоторые подсчеты доводят это число до полутысячи. Но Матерь Божия ведь была Одна. Так почему же столько ее образов в православной иконописи?

Давайте попробуем немного углубиться в историю и ответить на этот вопрос. Или хотя бы попытаемся приблизиться к верному пониманию такого огромного количества образов Богородицы.

Пресвятая Богородица – Вместилище Невместимого. Так говорит о Ней Церковь. Она вместила, выносила и дала жизнь Невместимому – Богу, Спасителю, Который пришел в этот мир для проповедания Евангелия и спасения всех нас. Представить и понять это непросто, даже если человек по природе своей обладает превосходным воображением. Она – Вместилище Вселенной.

Матерь Божия стала Матерью каждому из нас. Её Покров, добрый, по-матерински нежный и надежный, окутывает и укрывает от бед каждого из верующих. Ее забота и молитвы у престола Божия не остаются неуслышанными и неисполненными. Она – главный ходатай за каждого из нас у Престола Своего Святого Сына.

Вспомните евангельскую историю, когда, будучи пригвожденным ко Кресту, Иисус обращается к Богородице и святому Иоанну Богослову: «Жено! Се сын Твой. Потом говорит ученику: се Матерь твоя!» Вот как раз в этот момент Пресвятая Богородица в лице евангелиста Иоанна усыновила все человечество, исполняя волю Своего Божественного Сына.

Чуть позже апостолы разошлись в разные страны этого огромного мира для проповедования Слова Божия, для исполнения завета Христа.

Божья Матерь обратилась к святому евангелисту Луке, который был не только толковый и грамотный врач, но и очень одаренный художник, с просьбой написать Ее портрет. Естественно, всем известна скромность и кротость Девы Марии. И без наития Святого Духа такой просьбы от Нее бы не последовало. Но именно Святой Дух вложил в уста Богоматери эту просьбу.

Она села у источника воды, речки, вода в которой была чистейшей и очень прозрачной. Апостол Лука смотрел не на Нее, а на отражение в воде. И в результате написал несколько удивительных образов, некоторые из которых дошли и до наших дней. Среди них самая, пожалуй, известная в России икона – Владимирской Богоматери.

Увидев Свое изображение на иконах, Она сказала Свое пророческое слово: «Отныне ублажат Мя вси роди».

Божия Матерь являлась к разным людям, в разных концах земли. Помогая, исцеляя, предупреждая, успокаивая. И люди порой видели разные Ее образы, запечатлевали и поклонялись им.

Даже некоторые названия икон Богородицы несут в себе упоминания того обстоятельства, при котором Богоматерь явила Себя людям: «Утоли моя печали», «Всех скорбящих Радость». А другие названия икон Богородицы напоминают нам о месте, где Пресвятая явила себя миру: Тихвинская, Владимирская, Казанская. Третья группа икон Богородицы связана с именами людей, в жизни которых Её образ сыграл важную роль. Например, Феодоровской иконой была спасена Кострома, которую защитил доблестный Феодор Стратилат, явившийся с небес и напугавший татар. Донская икона была преподнесена казаками Димитрию Донскому перед началом Куликовской битвы, которую тот успешно выиграл.

Теперь давайте немного детальнее рассмотрим то, Какой перед нами на иконах предстает Богородица.

Традиционно Она изображается в определенных одеждах: мафории, тунике и плате. Мафорий – это верхняя одежда. В разложенном виде она имеет форму круга. В середине круглый прорез для головы. Мафорий надевался поверх туники, длинной нижней рубахи. Ее цвет на иконах Богородицы – голубой, как символ девственной чистоты. На некоторых иконах цвет варьируется до синего, небесного или цвета морской волны.

Женщина должна покрывать голову. И Богородица дает нам на каждой Своей иконе пример. Мы видим на Её голове плат или чепец, в который собраны волосы и который по верху накрыт покрывалом. Тона плата – красные. С одной стороны, это цвет царственного происхождения Богородицы, а с другой – цвет крови, которую, равно как и плоть, заимствовал у Нее Её Божественный Сын.

По краям плат окаймлён золотистой бахромой как знаком прославления Царицы Небесной и пребывания Ее в Божественном свете.

Начиная с VI века, надпись на иконе «Матерь Божия» дается по традиции в греческом сокращении.

Некоторые могут мне возразить, что не на всех иконах женские лики написаны с головным убором. Да, это так. Есть некоторые исключения. В этих случаях плат может быть заменен венцом, короной, диадемой.

Есть единственный случай, когда на иконе женщины не присутствует никакого головного убора. Так пишут Марию Египетскую, руководствуясь ее аскетично-покаянным образом жизни.

«И молельный образ, и спутница жизни, и святыня, и главное богатство»

Но вернемся к иконам Богородицы. Ее икона на Руси всегда была очень любима народом. Это был и молельный образ, и спутница жизни, и святыня, и главное богатство, которое трепетно передавалось из поколения в поколение. Ее образ покорил русскую душу: простую, народную, сострадательную и верующую.

Вспомним, с чего началось служение Христа, согласно Библии? С претворения воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. И это чудо совершается Христом по просьбе Матери. И Он, уступая Ей в ходатайстве за простой народ, не имеющий в достаточном количестве вина, претворяет бочки с простой водой в чудеснейший и вкуснейший напиток. Такой, что даже распорядитель пира восторгается!

Основными типами икон Богородицы являются Оранта, Одигитрия и Умиление. Именно уже описанный выше апостол Лука заложил это разделение на типы. Давайте поговорим о каждом из них.


Оранта

Оранта. Это слово переводится как «Молящаяся». Именно таким образом Богородицу изображали первые христиане: в фас, по пояс, с поднятыми, согнутыми в локтях руками.

Иконы этого типа называют еще Панагия, а на Руси этот образ именуется Знамением, в память о штурме осажденного Новгорода, когда из пронзенного стрелой образа Богородицы потекли слезы.

Также известная икона этого типа – Курская Коренная. Она была найдена в лесу, недалеко от соженного татарами Курска в день Рождества Пресвятой Богородицы. Именно эта икона исцелила будущего преподобного Серафима Саровского, когда тот был еще ребенком и из-за страшной болезни был уже готов попрощаться с жизнью. Сегодня эта икона находится в Нью Йорке, но около десяти лет назад привозилась в Россию для поклонения.

Одигитрия

Одигитрия. Это слово переводится как «Путеводительница». Этот тип икон представляет нам Богоматерь, держащую Богомладенца в левой руке и указывающую на Него правой. Их головы не соприкасаются.

На Руси к самым известным представителям этого типа икон относят Смоленскую, Иверскую, Тихвинскую иконы Богоматери, а также Троеручницу и Споручницу грешных.

Иверская икона хранилась в доме одной благочестивой вдовы, которая спасла ее от уничтожения, опустив в море. Два века спустя икона явилась монахам Иверского монастыря на горе Афон. Позже список чудотворной иконы доставили в Россию. Сегодня поклониться образу можно в Новодевичьем монастыре. Все, кто живет в Москве или будет там находиться с визитом, имеет эту уникальную возможность.

Кстати об Иверской иконе. Кровоточащая ранка на щеке Богородицы возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло всех видевших это в просто-таки неописуемый ужас. В память об этом ранка так и осталась в образе этой иконы.

Умиление. Слово говорит само за себя. Младенец-Христос припадает Своей левой щекой к правой щеке Богоматери. Это символ нежнейшего общения Матери и Сына. И этому нельзя не умиляться. Но в этом заложен еще один смысл. Христос – это Бог, а Пресвятая Богородица символизирует Церковь. Поэтому на иконе не только нежное и полное любви взаимоотношение Матери и Сына, но и отражена вся полнота любви между Богом и человеком в лоне Матери-Церкви.

Это соединение двух начал: божественного и человеческого, небесного и земного. Это единение в соприкосновении Ликов и нимбов.

Одна из самых известных икон на Руси этого типа – Владимирская икона Божией Матери. И наверное, неслучайно именно эта икона стала одной из величайших святынь России. Ее авторство приписывают апостолу Луке. Она неоднократно спасала Москву то от пожаров, то от набегов татар.

Очень часто на таинстве Венчания присутствует эта икона. Сейчас она находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

К другим известным иконам этого типа относятся Донская, Почаевская и Жировицкая иконы Богородицы.

Почаевская икона впервые упоминается в летописях XVI века. Дворянка Анна Гойская подарила образ инокам Успенской Почаевской лавры. Икона была признана чудотворной, когда ее покровительство избавило лавру от турецкой осады. Образ до сих пор хранится в Успенской Почаевской лавре на территории Украины.

Эти и многие другие иконы Пресвятая Богородица явила нам для молитв и помощи. Мы почитаем «Неопалимую Купину» и молимся ей, чтобы Бог сохранил наши дома от пожаров. «Всецарице» возносят свои молитвы люди, прося помощи в исцелении от раковых болезней. Иконе «Неупиваемая Чаша» молятся те, кто хочет перебороть в себе недуг алкоголизма.

Но очень важно знать и никогда не забывать, что какому бы образу мы ни молились, Богоматерь у нас ОДНА. И молясь Ей, обращаясь к Ней за помощью и заступничеством, мы должны постараться жить как можно более правильной христианской жизнью, дабы своим недостойным поведением не обидеть Пресвятую Мать и Ее Божественного Сына.

Этому с великой любовью учат нас все без исключения иконы Богородицы.

И последняя ремарка, которую я хочу сделать, говоря об иконографии Пресвятой Богородицы. К Ее иконографии относятся также иконы Богородичных праздников, дни годового богослужебного круга, установленные в честь Пресвятой Богородицы. К ним относятся такие праздники, как Покров Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Рождество Пресвятой Богородицы и Успение.

Да хранит вас всегда Пресвятая Богородица! Молите Ее о самом сокровенном и верьте в то, что Она не оставит вас без своего заступничества!

Мир вашим домам!

Вконтакте

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

К характерным особенностям Смоленской Одигитрии относятся фронтальное положение Младенца, очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына. Лишь рука Богородицы, четко читающаяся на фоне ее темных одежд, несет на себе основную смысловую нагрузку как своего рода указатель Пути ко спасению .


Отличительной особенностью извода Богоматери Тихвинской является легкий разворот матери, младенец также изображается вполоборота с необычно согнутой ногой и пяткой, развернутой наружу.


Отличительная особенность Феодоровской иконы - обнаженная левая ножка Младенца Христа, сидящего на правой руке Богоматери.


Отличительной особенностью иконы "Утоли моя печали" является изображение Божией Матери с младенцем на руках, с рукой, подпирающей щеку.


«Скоропослушница» представляет из себя традиционный образ Богородицы с младенцем Иисусом на руках, однако для этой иконы характерна особенность: правая пяточка младенца обращена к молящимся.
"Почаевская икона" Отличительная черта этой иконы — платок в левой руке Богородицы. А так же "стопочка" на камне (но не всегда) .

Отличительными особенностями Казанской иконографии являются фронтальное положение благословляющего Младенца и изображение Божией Матери так, что Её указывающей на Младенца руки не видно.

Отличительной особенностью Донской иконы являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.


Отличительная особенность иконы "Достойно есть" - крупные затененные глаза, прямой нос, полуулыбка на лике.


Киккская икона. Ее главная отличительная особенность - сложная поза сидящего на руках Богоматери Младенца Христа, ноги которого повернуты в одну сторону, а корпус и голова - в другую, Младенец болтает обнаженными до колен ножками, сидя на руках Богоматери. Христос облачен в короткий хитон, перехваченный пояском, иногда из-под хитона видны рукава белой или полупрозрачной рубашечки.Кроме того, на Киккской иконе Христос изображён уже не младенцем, а повзрослевшим отроком.

Нет возможности написать все отличия икон, их очень много. Все иконы Богородицы деляться на пять групп. Умиление (Елеус) (Богородицу обнимающий младенец), Одигидрия (Богомладенец рукой указывает путь, направление. Потому эти иконы ещё называют Путеводительницами) , Оранта (что значит молящаяся) . Панахранта (Богородица восседающая на троне) , и Агиосорити́сса .

Из икон типа «Умиление» (или Елеус) наиболее распространены :

Владимирская икона Божией Матери,

Донская икона Божией Матери,

икона «Взыграние младенца»,

икона «Взыскание погибших»,

икона «Достойно есть»,

Игоревская икона Божиеи Матери,

Касперовская икона Божиеи Матери,

Корсунская икона Божиеи Матери,

Почаевская икона Божиеи Матери,

Толгская икона Божиеи Матери,

Феодоровская икона Божиеи Матери,

Ярославская икона Божиеи Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница».

Путь истинный - путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа.

Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

Влахернская икона Божиеи Матери,

Грузинская икона Божиеи Матери,

Иверская икона Божиеи Матери,

икона «Троеручица»,

икона «Скоропослушница»,

Казанская икона Божиеи Матери,

Козелыцанская икона Божиеи Матери,

Смоленская икона Божиеи Матери,

Тихвинская икона Божиеи Матери,

Ченстоховская икона Божиеи Матери.

"Оранта" - это особый вид икон, на которых Богомладенец изображён не на руках Богородицы, а в центре у груди. Богородица и младенец Христос открыты для нас и протягивают свои руки в млитве за нас. Оранта перводится "Молящаяся".

Самые известные образы, это:

"Знамение"
"Неупиваемая чаша"


Иконы "Панахранта" . Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.


  • Кипрская ;

  • Киево-Печерская;

  • Ярославская (Печерская) ;

  • Псково-Покровская ;

  • «Державная»;

  • «Всецарица».

Ну и наконец Агиосорити́сса . один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук.

Новообращенные в веру православные теряются среди многообразия образов Богоматери. К какому образу нужно молиться и о чем просить? В этой статье я обо всем расскажу и покажу иконы Божьей Матери, фото и описание к ним.

Ознакомившись с различными иконами Богородицы, вы уже не будете растерянно стоять возле иконостаса и гадать, к какому образу обратиться. Именно в таком положении оказалась моя новообращенная подруга, поставившая свечку перед первой увиденной иконой в церкви. Она так разволновалась, что чуть не расплакалась от отчаяния. Это неловкое положение можно предотвратить знаниями.

Четыре типа образов Богоматери

Если заглянуть в православный календарь, можно увидеть много дат почитания Богородичных икон. С течением тысячелетий православная церковь пополнялась новыми традициями и видела много чудес, творимых Святым Духом. Накопленного опыта оказалось так много, что сегодня верующим достаточно тяжело ориентироваться во всем многообразии традиций и праздников. Разберемся, какие образы Богородицы существуют.

Образы Богородицы:

  • одигитрия;
  • елеуса;
  • оранта;
  • акафистная.

Тип образов «одигитрия» отличается тем, что Богоматерь указывает на Богомладенца рукой. В переводе с греческого «одигитрия» обозначает «путеводительница». Широко распространенные образы одигитрии — Смоленская, Грузинская, Казанская.

На образах стиля Елеуса Богородица нежно обнимает Богомладенца, голубит его. Это очень проникновенные образы Богоматери, которые никого не оставляют равнодушными. Елеуса в переводе с греческого обозначает — милующая. Широко известные образы Елеуса — Донская и Владимирская.

Тип образов Оранта отличается воздетыми в молитвенном порыве руками Богородицы. Самый почитаемый образ этого стиля — Неупиваемая чаша. В переводе с греческого слово «оранта» обозначает «знамение». Божья Мать ходатайствует за род человеческий, вымаливает грехи людей перед Господом. Богомладенец еще не родился, он пока находится в чреве Матери. Также к данному стилю иконографии относится образ «Ярославская оранта».

Акафистный тип образов вдохновен евангельскими текстами. На этих иконах Богородица участвует в жизни своего Сына. Широко распространенные образы этого типа — Нечаянная радость, Неопалимая купина.

Описание икон

Иконы Богоматери оказывают сильное воздействие на верующих и даже атеистов. Образ женщины, отдавшей единственного сына на муки ради спасения человечества, никого не может оставить равнодушным. Богоматерь почитают заступницей всего рода человеческого, к ней обращаются в самые трудные и радостные моменты в жизни. Весть о чудесах, которые творят ее образы, уже давно достигла самых отдаленных уголков планеты.

Взирая на образ Богоматери, каждый верующий ощущает ее теплую любовь, милосердие и прощение грехов. Эта кроткая женщина удостоилась чести быть матерью самого Иисуса Христа. Значит, красота ее души и святость были отмечены Создателем вселенной.

Взыскание погибших

Перед этим образом молят об освобождении от тяжелых душевных/телесных недугов, об избавлении от пристрастия к вину и чревоугодию, об избавлении от азартных игр и различных зависимостей, об утверждении веры и отступниках от православия. Также можно просить Богородицу об укреплении брака, если он начинает распадаться.

Феодоровская

Образ относится к типу Елеуса, Богомладенец нежно прильнул к Матери, а она его нежно прижимает к своему телу. У Богородицы молят о помощи при рождении ребенка.

Тихвинская

По преданию этот Лик написал евангелист , еще до успения Богородицы. Узнать икону легко по свитку в руке Богомладенца. Икону молят о здоровье детей, восстановлении зрения и подвижности суставов. Также с помощью нее изгоняют бесов.

Владимирская

Эту икону можно сразу узнать по одной примете — виднеющаяся пяточка маленького Иисуса. Икона считается покровительницей Руси, главной отечественной святыней. Иконе Владимирской возносят мольбы о врагах, примирении недругов, защите от ереси.

Скоропослушница

Эта икона принадлежит стилю Одигитрия и чем-то напоминает Тихвинскую. Этот образ почитается чудотворным, а его особенностью считается быстрый ответ на просьбы страждущих. К иконе возносят мольбы об исцелении зрения, расслабленности и хромоты. Также образ помогает освободиться из плена, от любой зависимости. В прежние времена к иконе возносили мольбы о попавших в кораблекрушение людях.

Семистрельная

Этот образ сильно почитается среди православных верующих. В грудь Богородицы воткнуты 7 стрел, которые причиняют ей боль. Списков Семистрельной очень много, некоторые из них именуются «Умягчение злых сердец». К иконе возносят мольбы о примирении враждующих, избавлении от врагов и страшных недугов.

  • Острабрамская икона — оберегает брачные узы.
  • Неопалимая купина — оберегает имущество от огня.
  • Знамение Пресвятой Богородицы — охраняет от бед, оберегает детей и наделяет их счастьем.
  • Иконе Донской молятся о мире, защите от врагов, исцелении от ран и недугов.
  • К образу Успение Пресвятой Богородицы возносят мольбы для избавления от страха смерти, исцеления, для утверждения веры и обретения смирения.
  • Благовещение Пресвятой Богородицы молят об освобождении от темницы, о благополучном завершении дел, о получении благоприятного известия, о свободе от душевных/телесных недугов.
  • Образ Иверской Богоматери еще именуют «Вратарницей». Икону молят об освобождении от болезней, защите от недругов, защите от ереси, для укрепления веры, защите от стихийных катастроф и несчастных случаев.
  • Икона Умиление являлась любимым образом преп. Серафима Саровского. Икона относится к чудотворным, и даже списки с нее обладают невероятной духовной силой. Икону молят о родовспоможении, защите от недоброжелателей, о примирении ссорящихся, об упрочнении брака и многих других проблемах.
  • Икона Рождество Пресвятой Богородицы улаживает семейные проблемы, рождение младенцев, утверждает веру, дарует долготерпение и смирение.

Значение икон

Богородичные иконы символизируют единство божественной и человеческой природы. Земная женщина удостоилась чести родить Богомладенца, даровавшего спасение всем смертным. Образ Богородицы является интуитивно понятным каждому человеку, ведь она символизирует собой мать. Каждому человеку понятно, что только мать может принять и простить дитя. Как бы ребенок не нашалил, как бы не провинился — он всегда найдет утешение на материнской груди.

К образу Богоматери нужно подходить с искренним сокрушенным сердцем, не допуская равнодушия или неверия. Только искреннее сердце сможет услышать Пречистая Дева, и непременно утешит страждущих, успокоит мятущихся и скорбящих. Чудодейственный образ Богородицы учит смирению, богобоязненности, послушанию и добродетели. Важно в любых ситуациях оставаться человеком и придерживаться данной Христом заповеди: «Да любите друг друга».

Издревле на Руси очень почитали Пресвятую Богородицу . К Божьей Матери мы возносим каждодневные молитвы, прося Ее о помощи и спасении. Церковь ставит Царицу Небесную превыше всех святых и всех ангелов, ведь ближе всех к Богу - Его Мать.

С принятием православной веры от Византии русский народ принял и веру в Матерь Божию и Ее скорое заступничество. Святой образ Богоматери у русского народа всегда был и, конечно же, остается на особом месте. Богоматерь является защитницей и покровительницей земли Русской.


Ю. П. Понтюхин. "Дмитрий Донской и Сергий Радонежский"

На богослужениях читается большое количество молитв, обращенных к Царице Небесной, Ей посвящаются храмы, распространено почитание многочисленных Её икон.

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же их можно насчитать более 860 . Для большинства икон установлены дни празднования, им написаны молитвы, акафисты.

История первых икон Божьей Матери

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука . У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустом месте. Из Нового Завета мы знаем, что апостол Лука был врачом и весьма образованным человеком своего времени, но то, что он был художником в Писании не сказано. Однако именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Божьей Матери и именно апостол Лука создал и описал для нас образ Богородицы. Евангелие порой называли словесной иконой, и апостола-евангелиста Луку мы можем назвать первым иконописцем, хотя, вероятнее всего, «писал» он не красками на холсте, а словом.


В.Л.Боровиковский. "Евангелист Лука"

Существует еще одно предание о первом образе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде (недалеко от Иерусалима), там был сооружен для новообращенных храм. Апостолы просили Матерь Божию Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. Придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов храма нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Список с этого образа, называемый Лиддской иконой Божией Матери , почитается до сих пор.


Лиддская икона Божьей Матери

В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб. Это сцены Благовещения (катакомбы Присцилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.).


Катакомбы Присциллы в Риме

Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в прямом смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года , где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.


Третий Вселенский собор в Эфессе

Элементы иконографии Богородицы

Внешний вид Богородицы известен не только из древнейших изображений, но и по описаниям церковных историков (Никифора Каллиста, монаха Епифания).

Богородица традиционно изображается в мафории (традиционном для замужней иудейской женщины покрывале, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье). Мафорий обыкновенно пишется красным (символ царского происхождения, но также и страданий). Нижние одежды обыкновенно пишутся сине-голубыми (знак небесной чистоты).


Мафорий украшают три звезды - на голове и плечах (символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве», а также символ Святой Троицы). Надписание на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΡ ΘΥ (Матерь Божия).

Богоматерь на русских иконах всегда несколько печальна, печаль эта бывает то скорбной, то светлой. Однако всегда образ Богородицы исполнен мудрости и духовной силы. Пресвятая Дева может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.

Типы православной иконографии Богоматери

Конечно, изначально никаких типов икон Божьей Матери не было, а уже потом, для классификации и подробного изучения их выделили, исходя из характера написания.

В православной иконографии принято выделять 5 типов изображения Пресвятой Богородицы:

1. «Оранта» (греч. «Молящаяся») и «Знамение»

2. «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»)

3. «Елеуса» (греч. «Умиление»)

4. «Панахранта» (греч. «Всенепорочная»)

5.«Агиосоритисса» (греч.: от названия часовни «Агиа-Сорос» в Константинополе).

«Оранта» («Молящаяся»), «Знамение»

Это один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её в фас, с поднятыми на уровень головы руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. В православных храмах изображения этого типа иногда помещают в верхней части алтаря.

Первые изображение Богородицы «Оранты» (греч. «Молящаяся») без Младенца встречаются уже в римских катакомбах (II – IV вв.).

Иногда на лоне Богородицы, на фоне круглой сферы, изображается Спас Эммануил (евр. «с нами Бог»). Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Некоторые иконы этого типа называют «Панагия» (греч. «Всесвятая»).


В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению - «Нерушимая Стена» . В иконописи самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко.


Икона "Нерушимая Стена"

Поясное изображение Богородицы-Оранты получило на Русской земле именование «Знамение» , и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года , во время штурма Великого Новгорода суздальцами, жители осажденного города вынесли на стену икону Божией Матери. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Воодушевленные этим ЗНАМЕНИЕМ новгородцы отразили суздальские полки...


Из икон этого типа самыми известными являются , .

«Одигитрия» («Путеводительница»)

На иконах этого типа мы видим Божию Матерь, Которая указывает на Богомладенца Христа, восседающего на Ее руке.

Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный - это путь ко Христу. На этих иконах Она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Здесь центром композиции является Христос, Который правой рукой благословляет, а в левой руке держит свернутый свиток - символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, - она наша ходатаица. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы.


Из икон этого типа наиболее известны: , .

«Елеуса» («Умиление»)

На иконах типа «Умиление» мы видим Младенца Христа, припавшего щекой к щеке Богоматери. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. Образы передают исполненное нежности общение Матери и Сына. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: это соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом.

Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.

Тип изображения Богоматери «Умиление» находил особый отклик в сердцах православных людей, идея жертвенного служения своему народу близка и понятна, и скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, созвучны чувствам всех православных христиан. Поэтому икон этого типа очень много.


Из икон этого типа в России наиболее известны Державная и .

«Агиосоритисса» (как в Агиа-сорос), «Заступница»

«Агиа Сорос» (что значит «Святая Рака») - это название часовни в Константинополе, где находится икона обращенной ко Христу в молитве Богородицы. Название часовни дало имя данному иконографическому типу.

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной к Спасителю, иногда со свитком в руке.


Подобные иконы входят в состав деисусного ряда иконостаса (то есть ряда икон, где в центре изображается Спаситель, а по правую и левую руку - иконы молящихся Богоматери и Иоанна Крестителя).


У нас в России этот тип икон получил еще название «Заступница» .

Почему так много икон Божьей Матери?

Как же могло возникнуть такое множество похожих, и все же очень разных икон? Ведь каждая, сохраняя все особенности своего типа, обладает индивидуальностью.

С первых икон делались списки, которые распространялись по всему миру и приобретали свои характерные особенности. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть следующие иконописцы, делая новые списки. Каждый создатель хотел сделать икону с привязкой к своей местности, а также рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы именно на их земле.

Вот почему так много различных икон Богоматери. Каждая из них нашла отклик в сердцах и душах молящихся, и по всему православному миру к ним возносятся молитвы.