Что у нас в солонке и сахарнице?Цель исследования: углубить знания о соли и сахаре
Задачи:
1. Изучить исторические сведения о соли и сахаре.
2. Узнать о значении соли и сахара в жизни людей.
3. Найти интересные факты о соли и сахаре.
4. Изучить свойства соли и сахара и узнать
технологию их производства.
5. Провести опыты с поваренной солью и сахаром,
проанализировать полученные результаты.
Объекты исследования:
СОЛЬИ
САХАР
Гипотезы:
1. Вода в море солёная, так как в ней раствореномного соли.
2. Солёная вода хуже замерзает, и, если
посыпать лёд солью, то он быстрее растает.
3. В морской воде легче плавать, так как она
солёная.
4. Если соль и сахар растворяются в воде, то,
испарив воду, я смогу опять получить соль и сахар.
Методы исследования
Для проверки своих гипотез я использовалследующие методы исследования:
1. Поговорил со взрослыми.
2. Изучил научно-популярную литературу.
3. Почитал статьи в интернете.
4. Провёл собственные опыты.
Вот что я узнал…
Эта удивительная соль
Поваренная соль(хлорид натрия)это минерал
В теле человека
около 300 г соли
7-8кг соли в год
Потребность 1015г в сутки (до
25г в жару)
500кг за всю
жизнь
Роль соли в жизни человека
1. Улучшает вкус пищи;2. Консервирование, квашение, соление;
3. Участвует в физиологических процессах (водносолевой обмен, передача нервных импульсов,
сокращение мышц. Входит в состав крови,
лимфы, желудочного сока;
4. Используется при производстве бумаги, стекла,
мыла, ткани.
Как добывают соль
1. Каменная соль добывается в шахтах2. Выварочная – из солевых рассолов
из минерала галита
3. Садочная – из морской воды в
специальных бассейнах
4. Самосадочная – из солёных озер
В нашей стране
3 крупнейших месторождения:Мозырское, Старобинское, Давыдавское.
Запас 22 млрд тонн.
В Мировом океане 120 биллионов тонн соли.
Если всю её выпарить, она покроет земной шар
слоем 45 метров.
Сладкий песок
Сахар (сахароза)-это углевод, в организмеон распадается на глюкозу и фруктозу
1.Источник энергии для организма;
2.Стимулирует выработку гормона радости.
100г в сутки
Вред:
Родина Индия
Портятся зубы
Сахарный диабет
37кг в год
Как получают сахар из сахарной свеклы
Как получают сахар из сахарного тростника
В нашей стране
В Беларуси сахар получают из сахарной свеклы;Работают 4 сахарных комбината;
В Гродненской области находится Скидельский
сахарный комбинат;
В год перерабатывается 600 тыс. тонн сахара.
Приступаю к опытам…
Выберите опыт
Опыт №4Опыт №1
Растворимость
Влияние соли на
плотность воды
Опыт №2
Влияние соли на
таяние льда
Опыт №5
Кристаллизация
Опыт №3
Влияние соли на
замерзание воды
Опыт 1 «Растворимость»
Почему вода в море солёная, а чай сладкий?Мне понадобится: 3 стакана тёплой воды, соль, сахар
1. В первый стакан я добавил чайную ложку соли, во второй –
чайную ложку сахара, третий оставил нетронутым, размешал.
Результат: через некоторое время все три стакана выглядели
одинаковою соль и сахар полностью растворились. В первом
стакане вода стала соленой на вкус, во втором – сладкой, в
третьем безвкусной.
Вывод 1: соль состоит из мелких прозрачных
кристалликов, хорошо растворяется в воде и делает
воду солёной.
Вывод 2:сахар также состоит из мелких прозрачных
кристалликов, хорошо растворяется в воде (лучше
горячей) и делает воду сладкой.
Опыт 2 «Влияние соли на таяние льда»
Зачем тротуары посыпают солью?Мне потребуется: 2 стакана воды, соль и 2 кубика льда
1. В один из стаканов добавил столовую ложку соли и
размешал
2. Поместил по кубику льда в каждый стакан
Результат: лёд в стакане с солёной водой растаял намного
быстрее, чем в пресной воде.
Вывод: лёд в солёной воде тает гораздо быстрее,
поэтому если посыпать лёд солью, то он быстро
расплавит лёд
Опыт 3 «Влияние соли на замерзание воды»
Мне потребуется: 2 стакана воды, соль, пищевойкраситель жёлтого цвета, пластиковый контейнер из-под
яиц
1. В первый стакан я добавил столовую ложку соли,
пищевой краситель и перемешал до полного растворения
2. В первый ряд контейнера я вылил пресную воду, а во
второй – солёную воду с красителем. Поставил контейнер
в морозилку на ночь
Результат: пресная вода замёрзла, а солёная вода (с
красителем) осталась жидкой.
Вывод: соль в воде затрудняет процесс замерзания.
Чем больше соли в растворе, тем ниже температура
его замерзания.
Опыт 4 «Влияние соли на плотность воды»
Почему в море легче плавать, чем в реке или бассейне?Мне потребуется: 2 стакана с водой, 2 сырых яйца, соль.
1. Во второй стакан я добавил столовую ложку соли и
перемешал до полного растворения
2. В оба стакана положил яйца
Результат: в первом стакане яйцо опустилось на дно, а во
втором осталось плавать на поверхности
Вывод: при добавлении соли плотность воды
увеличивается, поэтому легче плавать в море, чем в
реке или бассейне
Опыт 5 «Кристаллизация»
Смогу ли я получить соль и сахар из раствора?Мне понадобится: 2 стакана с горячей водой, соль, сахар, 2 карандаша и 2
шерстяные нитки.
1. В первый стакан я постепенно насыпал соли и все время размешивал до
полного насыщения раствора.
2. Я привязал нитку к карандашу. Обмакнул её в соль (это затравка).
3. Опустил нитку с затравкой в соляной раствор и поставил на подоконник
4. То же самое проделал с сахаром. Раствор сахара получился густой.
Результат: на стенках первого стакана появился белый налёт из соли, а на
нитке образовалось целое ожерелье из мелких кристалликов соли
правильной кубической формы.
Во втором стакане часть сахара выпала на дно, а нитка оказалась вся
облеплена крупными кристаллами сахара.
Вывод: при испарении воды в солёном и сахарном
растворе происходит кристаллизация соли и сахара.
Выводы
1.Сахар получают из сахарного тростника и сахарной
свеклы.
2. Соль добывают из-под земли, где она залегает в виде
минерала галита, а также из морской воды.
3. Соль и сахар играют важную роль в жизни людей. Это
отразилось в народном фольклоре. С ними связано
много примет, суеверий, пословиц, загадок и сказок.
4. Соль и сахар обладают удивительными свойствами,
это интересный материал для опытов.
Проверь себя
1.Вопрос: каковы главные свойства поваренной соли и сахара?
Ответ: поваренная соль и сахар - кристаллические твердые вещества белого цвета, без запаха, растворимые в воде, обладающие вкусом: сахар – сладкий, соль - соленая; поваренная соль и сахар отличные консерванты, для того чтобы заготовить впрок овощи и плоды и предотвратить их порчу, мы их либо солим, либо варим из них варенье. Соль и сахар сложные по своему составу вещества. Составные части соли и сахара входят в состав крови. И недостаток и переизбыток составных частей соли и сахара в крови человека приводят к заболеваниям. (повышенный уровень сахара в крови приведет к сахарному диабету, а его недостаток к плохой умственной деятельности, недостаток натрия, составной части соли, приводит к гипотонии – пониженному артериальному давлению, а переизбыток к гипертонии, заболеваниям почек.) Для того чтобы человек постоянно восполнял необходимое количество сахара и соли в организме, мы пищу солим, и подслащиваем, делаем мы это еще и для улучшения вкуса употребляемой пищи.
2. Вопрос: как обнаружить крахмал в продуктах питания?
Ответ: для того чтобы обнаружить крахмал в продуктах питания, нужно ножом надрезать испытуемый продукт и на срез капнуть каплю йода, если через некоторое время на срезе проявится сине-фиолетовое пятно, значит в продукте содержится крахмал.
3. Вопрос: какие кислоты встречаются в природе?
Ответ: лимонная, яблочная, щавелевая, молочная кислота имеют природное происхождение.
4. Вопрос: чем опасны кислотные дожди?
Ответ: любые осадки, которые содержат загрязняющие вещества – оксиды азота, серы и другие кислотные оксиды – называют кислотными дождями. Последствия такого метеорологического явления для окружающей среды плачевны: они губят растения, лишают животных пищи, загрязняют водоемы. Человек тоже страдает от кислотных дождей, организм реагирует на загрязнения появлением ряда заболеваний.
Задания для домашней работы:
Задание 2.
Дома возьми три блюдца, и насыпь в одно из них сахар, в другое поваренную соль, а в третье крахмал. Как различить эти вещества?
Ответ: для того чтобы различить сахар, крахмал и поваренную соль, необходимо каждое вещество разделить на две части, к одной части всех веществ прилить каплю йода, то вещество, в котором образуется сине-фиолетовое пятно, есть крахмал. Остальные вещества можно попробовать на вкус, какое сладкое – сахар, а какое соленое - соль. Вообще нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, но в данном опыте точно известно, что вещества безвредные и на вкус их можно различить. Но это исключение из общего правила!
На следующем уроке
Вопрос: вспомни, как можно доказать, что вокруг нас есть воздух. Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?
Ответ: ветер, особенно сильный, - это наглядное доказательство наличия вокруг нас воздуха. Ветер срывает легкие листья с деревьев и тяжелые крыши с домов. Ветер - это движение воздушных масс.
Наше дыхание - также способ обнаружить воздух. Набирая в легкие воздух мы можем задержать дыхание и потом с шумом выпустить воздух. Особенно хорошо это видно зимой на улице когда мороз.
Накачать велосипедные шины также можно воздухом, с помощью простого насоса.
И надуть воздушный шарик. А стенки воздушного шарика ведь казалось бы ничего не сдерживает, однако он упругий и сохраняет форму.
Воздух имеет для всего живого на Земле первостепенное значение – мы им дышим, поэтому и можем жить. Строго говоря, мы дышим не воздухом, а кислородом, который входит в состав воздуха.
Ольга Нарузова
«Знакомство со свойствами соли и сахара». Занятие из цикла «Что мы знаем о материалах и свойствах веществ?»
Цикл занятий по экспериментированию :
Что мы знаем о материалах и свойствах веществ .
Конспект занятия в средней группе
Знакомство с веществами (Соль, сахар ) .
Цель : Познакомить детей с веществами (соль, сахар ) и их свойствами . Опытно-экспериментальным путем выявить сходство и различие этих веществ . Учить детей пользоваться лупой (увеличительным стеклом) . Развивать познавательную активность, внимание, логическое мышление. Расширять кругозор. Освоение экспериментирования.
Предварительная работа :
1. Познавательная беседа о воде и ее свойстве растворять вещества .
2. Знакомство с лупой , освоение умения пользоваться ею.
Оборудование : Черный картон 10х10, лупы, по 2 стаканчика с водой, мерные ложечки – все по количеству детей. Соль, сахар . Для опыта воспитателю : сырое яйцо, соль сахар , 3 емкости с водой.
Ход занятия:
Восп.: Сегодня мы с вами, ребята, снова побываем в нашей научной лаборатории. Хотите? Я буду заведующей в лаборатории, а вы мои научные сотрудники. У нас все готово для научной работы. Проходите.
(Дети усаживаются за столы)
Восп.: Мы с вами знаем , что нас окружают различные вещества , с которыми мы сталкиваемся каждый день. Есть вещества , без которых невозможна жизнь. Что это за вещества ? (воздух, вода) .
Восп.: Есть в природе и другие вещества , которые не менее важны. Например : СОЛЬ, САХАР . Вот с ними мы сегодня и будем проводить исследования.
Опыт1. Воспитатель показывает два одинаковых стаканчика, в которые насыпаны соль и сахар . Предлагается визуально рассмотреть вещества . Сравнить внешний вид, цвет.
Вывод : Оба вещества белые , сыпучие, твердые. Внешне почти не отличаются.
Опыт2. Взять черный картон и поместить на него несколько частиц соли и сахара в разные углы . Рассмотреть через лупу. Одни частицы похожи на шарики, а другие- на кирпичики. Какова их величина? Шарики меньше, чем кирпичики. Попробовать кристаллы на вкус. Одни – сладкие, другие – соленые. Понюхать. Запах не одинаковый.
Кирпичики – сахар . Шарики – соль. У соли цвет прозрачно-белый, у сахара – желтовато-белый .
Восп.: Ребята, как нам удалось увидеть все эти различия?
Дети : С помощью лупы. Увеличительное стекло делает маленькие предметы больше, т. е. увеличивает.
Опыт3. Поместить кристаллы соли в один стаканчик с водой, а сахар – в другой . Понаблюдать, что происходит. Вещества исчезли . Они растворились. Изменился ли при этом цвет воды? Вкус?
Вывод : Вода растворяет кристаллы соли и сахара . При этом цвет воды не меняется, но меняется вкус.
Физминутка.
Восп.: Ребята, мы уже изучали с вами свойства воды . Вы знаете и то , что в природе существует соленая и пресная вода. Вспомните, где можно встретить пресную воду?
Дети : Река, озеро, ручей.
Восп.:А где встречается соленая вода?
Дети : Море, океан, озеро.
Восп.: Ребята, как вы думаете, а существует в природе сладкая вода? (нет) . Давайте вспомним, что мы знаем о соленой воде .
Дети : Соленая вода встречается в морях и океанах, пить ее нельзя. Соленая вода очень плотная (сильная) .
Восп.: Чем больше содержание соли в воде , тем она плотнее (сильнее) . Существует море, в котором самая сильная вода в мире. Как оно называется? (Мертвое море) . Почему оно так называется?
Восп.: Ребята, а пресная вода тоже сильная? (нет) .
Давайте проверим, так это или не так, а заодно и сладкую воду.
Опыт4. (Показывает воспитатель)
В 2х стаканчиках растворяется соль и сахар , третий стаканчик с пресной водой. Сырое яйцо поочередно опускается в стаканчики.
Вывод : В пресной воде яйцо тонет. В соленой воде яйцо плавает. В сладкой воде яйцо тонет.
Сахар не придает воде плотности, как соль.
Итог :
Вот и закончилась наша научная работа. О каких веществах мы сегодня говорили ? Что общего между ними? Чем они отличаются?
Спасибо за работу.
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Познание»
"Сходства и отличия песка, сахара и соли"
Цель : познакомить детей со сходствами и отличиями песка, сахара, соли через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Задачи:
1. «Познание»
Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное исследование: умение проводить опыты.
2. «Коммуникация»
Развивать коммуникативные навыки, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
3. «Социализация»
Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
4. «Физическая культура»
Упражнять в правильном выполнении упражнений: поворотов туловища, приседаний, ходьбы.
5. «Безопасность/ здоровье»
Соблюдать правила безопасности при работе.
Вид занятия: Исследование.
Материал: волшебные мешочки (сахар, соль, песок), баночки с песком, баночки с водой, ключи, карандаши, лупы, пластины, конус, картон темный, мультимедиапроектор, перчатки, фартуки.
Ход занятия :
Сюрпризный момент: воспитатель вносит «Волшебные мешочки».
Предлагаю засунуть руку в мешочки и наощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: сахар, песок, соль.
Воспитатель: вы должны создать мотивацию для дальнейшего ознакомления с песком, сахаром и солью.
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель : моя мотивация такова «Что у этих предметов общего и чем они отличаются?»
Воспитатель: сегодня мы будем исследовать песок, сахар и соль, познакомимся с их свойствами. А как вы думаете, где проводят исследования?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: приглашаю вас в нашу мини лабораторию. Теперь, ребята, давайте вспомним технику безопасности при работе. (Дети перечисляют: не разбрасывать, в лицо не бросать, нельзя брать в рот грязные руки, не тереть глаза.)
Сегодня мы отправляемся в лабораторию, для того чтоб исследовать песок, ставить опыты. Для того чтоб проводить исследование необходимо специальное оборудование. Какое оборудование находится у вас на столах.
Дети: Дети перечисляют оборудование.
Опыт № 1. Детям предлагается пересыпать сахар, соль и песок из одной баночки в другую, опустить в банку с сахаром. Солью и песком карандаш, поводить карандаш в разные направления.
Вывод : песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.
Опыт № 2. Из чего же состоят эти предметы? Обследовать сухой песок, сахар и соль пальцами; насыпать их на пластину и рассмотреть в лупу, Вывод: песок, сахар и соль состоят из мелких частичек, которые имеют разную окраску, форму, размеры.
Опыт № 3. Взять горсть песка, сахара, соли и пустить их струей в одну точку, образуются конусы. Они растут в высоту, а у основания их площадь становится шире, если долго сыпать, то образуются сплывы. Можно подуть на эти предметы, имитируя ветер, частички песка, сахара и соли передвинутся.
Вывод : песок, сахар и соль могут двигаться. Правильно они могут двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.
Физминутка.
Это легкая забава-
Повороты влево – вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.
Опыт № 4. Насыпать на пластину песок, сахар и соль. Теперь возьмите ключ и положите на поверхность каждой кучи. Обратите внимание на глубину следа, оставшегося на песке, сахаре и соли, от предмета. На какой куче отпечатки заметнее, отчетливее? Почему?
Вывод: сахар и соль заметно крупнее и плотнее, поэтому следов нет.
Опыт № 5. В баночки с водой опустить горсть сахара, соли и песка, перемешать. Пронаблюдать, что произойдет. Песок осядет, сахар и соль растворятся.
Вывод: песок под воздействием воды не меняет своего состояния, а сахар и соль перешли в другое состояние.
Опыт № 6. Сделать влажные комочки песка. Рассмотрите их и запомните, как они выглядят. Обратите внимание: внутри комочков есть «пустые места» - там находится воздух. А если сжать в руке комочек земли? Что с ним произошло? Почему уменьшился?
А получится нам сделать комочки из сахара и соли? Почему?
Вывод: при сжатии «пустых мест» между частицами стало меньше, они прижались друг к другу, воздух ушел, из сахара и соли невозможно сделать комочки.
Рисование песком «Песчаные художники». Возьмите в руки картонный конус, заткните маленькое отверстие внизу и наполните конус песком. Теперь держим за веревочки и раскачивая над бумагой рисуем свой рисунок.
Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок, сахар и соль. А где можно его встретить, где его можно применить? (Варианты ответов детей).
Я предлагаю вам посмотреть на экран, который покажет где и как можно применить песок.
Презентация слайдов. На экране показаны кадры где применяется песок: в строительстве, для изготовления бетона, цементного раствора, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, для игр, песком можно рисовать. Сахар применяется в кулинарии, солью дорожники посыпают дороги в гололед, применяется также в медицине.
Подведение итога .
Воспитатель: Давайте сделаем выводы. Что вы сегодня исследовали? (Песок, сахар и соль.)
Что мы сегодня узнали о них? (Состоят из мелких частичек, которые имеют разную форму, окраску, размер.)
Какими свойствами они обладают? (Сыпучие, рыхлые, рассыпчатые, двигаются, сахар и соль изменяют свои свойства под воздействием воды)
Где применяется песок? (В строительстве, для изготовления бетона, цемента, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, для игр, песком можно рисовать). А где применяется сахар? (В кулинарии). Где применяется соль? (Соль применяется в кулинарии, им посыпают дороги при гололеде, используют также в медицине).
Необычная Масленица: Цветные блины и торт из блинов с зеленым чаем
После маммопластики — что нельзя когда увеличила грудь Больно ли удалять дренаж после маммопластики
Нафтизин: инструкция по применению Можно ли нафтизин ребенку
Краткий пересказ романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста Краткая информация приключения оливера твиста
Академия мубинт входит в число эффективных вузов россии