Какую роль в жизни лишайника играет гриб. Группа «Лишайники. Анатомическое строение таллома

  • 01.07.2020
  1. Гриб- поглощает минеральные вещества, выделяет углекислоту и воду (для водоросли), вырабатывает ряд веществ стимклирующих развитие водоросли.
  2. Водоросль- вырабатывает улеводы, которые потребляет гриб.

    В результате имеем "взаимовыгодное сотрудничество"- симбиоз

  3. просвятительские
  4. Симбиотические. Больше у меня нет слов:)

Существует несколько теорий, объясняющих взаимоотношения и водоросли в лишайниках, хотя еще не - biofine.ru

Практическое значение лишайников состоит в том, что они используются для медицинских препаратов, красителей, в парфюмерной промышленности как обладающие ароматическими свойствами. Они служат индикаторами загрязнения воздуха, имеют определенное кормовое значение, особенно для северных оленей. Съедобны также некоторые лишайники, произрастающие в степной и пустынной зонах, например Aspicilia esculenta, содержащий до 55-65 % оксалата кальция. У лишайника Romalina duriaci, произрастающего на нижних мертвых ветвях деревьев Acacia tortilis, белка составляет 7,4 %, а углеводы составляют более половины - 55,4 % массы лишайника, в том числе усвояемых - 28,7 %.

В литературе описана также ассоциация лишайника Usnea strigosa с насекомыми Lanelognatha theraiis, которая, видимо, строится на биологической роли лишайниковых кислот.

Взаимоотношения гриба и водоросли в теле лишайника

Отдел лишайники

Отдел лишайники занимают особое место в растительном мире. Их строение очень своеобразно. Тело, называемое слоевищем, состоит из двух организмов — гриба и водоросли, живущих как один организм, В составе некоторых видов лишайников обнаружены бактерии. Такие лишайники представляют собой тройной симбиоз.

Слоевище образовано переплетением гиф гриба с клетками водорослей (зеленых и сине-зеленых).

срез тела листоватого лишайника" width="489" height="192" title="Поперечный срез тела листоватого лишайника" />

Живут лишайники на скалах, деревьях, почве, как на Севере, так и в тропических странах. Разные виды лишайников имеют различную окраску - от серой, желтоватой, зеленоватой до бурой и черной. В настоящее время известно более 20 000 видов лишайников. Изучает лишайники наука, которая называется лихенологией (от греч. «лейхен» - лишайник и «логос» - наука).

По морфологическим признакам (внешнему виду) лишайники делятся на три группы.

  1. Накипные, или корковые, прикрепляющиеся к субстрату очень плотно, образуя корку. Эта группа составляет около 80% всех лишайников.
  2. Листоватые, представляющие собой пластинку, похожую на пластинку листа, слабо прикрепленную к субстрату.
  3. Кустистые, представляющие собой свободные маленькие кустики.

Лишайники - очень неприхотливые растения. Они в самых бесплодных местах. Их можно встретить на голых скалах, высоко в горах, где не живут другие растения. Растут лишайники очень медленно. Например, «олений мох» (ягель) за год вырастает всего на 1 - 3 мм. Живут лишайники до 50 лет, а некоторые до 100 лет.

Размножаются лишайники вегетативно, кусочками слоевища, а также особыми группами клеток, появляющихся внутри их тела. Эти группы клеток образуются во множестве. Тело лишайника разрывается под давлением их разросшейся массы, и группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

Лишайники в природе и в хозяйственной деятельности играют важную роль. Лишайники являются первыми растениями, которые поселяются на скалах и им подобных бесплодных местах, где другие растения жить не могут. Лишайники разрушают поверхностный слой скалы и, отмирая, образуют слой гумуса, на котором уже могут поселяться другие растения.

Значение для жизнедеятельности лишайников

Чаще всего в качестве неверного ответа указывают, что грибы, входящие в лишайника, обеспечивают половое размножение водоросли.

Обмен веществ у лишайников также особенный, не сходный ни с водорослями, ни с грибами. Лишайники образуют особые вещества, больше нигде в природе не встречающиеся. Это лишайниковые кислоты . Некоторые из них обладают стимулирующим, или антибиотическим, действием, например, усниновая кислота. Вероятно, поэ­тому ряд лишайников издавна применялся в народной медицине как противовоспалительное, вяжущее или тони­зирующее средство - отвары «исландского мха», напри­мер.

Благодаря сочетанию в одном организме гриба и во­доросли лишайники обладают рядом уникальных свойств.

Во-первых , это их способность расти там, где никакое другое растение не может поселиться и выжить: на камнях и скалах в самых суровых условиях Арктики или высоко­горий, на беднейших почвах тундр, торфяных болотах, на песках, на таких малопригодных для жизни предметах, как стекло, железо, кирпичи, черепица, кости. Лишайники находили на смоле, фаянсе, фарфоре, коже, картоне, ли­нолеуме, древесном угле, войлоке, полотняных и шелковых тканях и даже на старинных пушках! Именно лишайники первыми осваивают непригодную для других организмов среду обитания, например вулканические лавы, разлагая их. За это лишайники получили название «пионеров рас­тительности» Они прокладывают дорогу другим растени­ям. Вслед за лишайниками поселяются мхи и зеленые травянистые растения Лишайники легко переносят пяти­десятиградусные морозы в тундре, а в пустынях Азии и Африки - шестидесятиградусную жару. Легко переносят они и сильное высыхание.

Вторая особенность лишайников - их крайне медлен­ный рост. Ежегодно лишайник вырастает на один-пять миллиметров. Необходимо оберегать лишайниковый по­кров тундры, хвойных боров. Если его нарушить, он вос­станавливается очень долго. маленький срок - около десяти лет. Лишенный такого покрова, тонкий слой почвы в тундре или сосняках подвергается эрозии, а это ведет к гибели и другой растительности.

Средний возраст лишайников от тридцати до восьми­десяти лет, а отдельные экземпляры, как это удалось уста­новить по косвенным данным, доживают до шестисот лет. Имеются сведения, что некоторые лишайники насчитыва­ют даже около двух тысяч лет. Наряду с секвойей и ости­стой сосной лишайники можно считать самыми долгоживущими организмами.

Лишайники очень чувствительны к чистоте окружаю­щего воздуха . Если в воздухе содержится значительная концентрация углекислого и особенно сернистого газа, лишайники исчезают. Эту их особенность предлагается использовать для оценки чистоты воздуха в городах и промышленных районах.

Своеобразие формы тела, обмена веществ, особеннос­тей роста, мест обитания позволяет считать лишайники, несмотря на их двойственную природу, самостоятельными организмами.

Симбиоз гриба и водоросли

Итак, в лабораториях, в стерильных пробирках и колбах с питательной средой поселились изолированные симбионты лишайников.Имея в распоряжении чистые культуры лишайниковых партнеров, ученые решились на самый дерзкий шаг - синтез лишайника в лабораторных условиях.Первая удача на этом поприще принадлежит Е. Томасу, который в 1939 году в Швейцарии получил из мико- и фотобионтов лишайник кладония крыночковидная с хорошо различимыми плодовыми телами. В отличие от предыдущих исследователей, Томас выполнял синтез в стерильных условиях, что внушает доверие к полученному им результату. К сожалению, его попытки повторить синтез в 800 других опытах не удались.

Любимый объект исследования В. Ахмаджяна, принесший ему всемирную славу в области лишайникового синтеза, - кладония гребешковая. Этот лишайник широко распространен в Северной Америке и получил простонародное название "британские солдаты": его ярко-красные плодовые тела напоминают алые мундиры английских солдат времен войны североамериканских колоний за независимость.Небольшие комочки изолированного микобионта кладонии гребешковой смешивали с фотобионтом, извлеченным из того же лишайника. Смесь помещали на узкие слюдяные пластинки, пропитанные минеральным питательным раствором и закрепленные в закрытых колбах. Внутри колб поддерживали строго контролируемые условия влажности, температуры и освещенности. Важным условием эксперимента было минимальное количество питательных веществ в среде. Как же вели себя лишайниковые партнеры в непосредственной близости друг к другу? Клетки водоросли выделяли особое вещество, которое "приклеивало" к ним гифы гриба, и гифы сразу начинали активно оплетать зеленые клетки. Группы водорослевых клеток скреплялись ветвящимися гифами в первичные чешуйки. Следующим этапом было дальнейшее развитие утолщенных гиф поверх чешуек и выделение ими внеклеточного материала, а в результате - образование верхнего корового слоя. Еще позже дифференцировались водорослевый слой и сердцевина, совсем как в слоевище природного лишайника. Эти опыты были многократно воспроизведены в лаборатории Ахмаджяна и всякий раз приводили к появлению первичного лишайникового слоевища.

В 40-е годы XX века немецкий ученый Ф. Тоблер обнаружил, что для прорастания спор ксантории настенной требуются добавки стимулирующих веществ: экстрактов из древесной коры, водорослей, плодов сливы, некоторых витаминов или других соединений. Было сделано предположение, что в природе прорастание некоторых грибов стимулируется веществами, поступающими из водоросли.

Примечательно, что для возникновения симбиотических отношений оба партнера получать умеренное и даже скудное питание, ограниченные влажность и освещение. Оптимальные условия существования гриба и водоросли отнюдь не стимулируют их воссоединение. Более того, известны случаи, когда обильное питание (например, при искусственном удобрении) вило к быстрому росту водорослей в слоевище, нарушению связи между симбионтами и гибели лишайника.

Если рассматривать срезы лишайникового слоевища под микроскопом, видно, что чаще всего водоросль просто соседствует с грибными гифами. Иногда гифы тесно прижимаются к водорослевым клеткам. Наконец, грибные гифы либо их ответвления могут более или менее глубоко проникать внутрь водоросли. Эти выросты называются гаусториями.

Совместное существование накладывает отпечаток и на строение обоих лишайниковых симбионтов. Так, если свободноживущие синезеленые водоросли родов носток, сцитонема и других образуют длинные, иногда ветвящиеся нити, то у тех же водорослей в симбиозе нити либо скручены в плотные клубочки, либо укорочены до единичных клеток. Кроме того, у свободноживущих и лихенизированных синезеленых водорослей отмечают различия в размерах и расположении клеточных структур.Зеленые водоросли также изменяются в симбиотическом состоянии. Это, в первую очередь, касается их размножения. Многие из зеленых водорослей, живя "на свободе", размножаются подвижными тонкостенными клеточками - зооспорами. В слоевище зооспоры, обычно, не образуются. Вместо них появляются апланоспоры - относительно маленькие клетки с толстыми стенками, хорошо приспособленные к засушливым условиям. Из клеточных структур зеленых фотобионтов наибольшим изменениям подвергается оболочка. Она тоньше, чем у тех же водорослей "на воле", и имеет ряд биохимических различий. Очень часто внутри симбиотических клеток наблюдают жироподобные зернышки, которые после изъятия водоросли из слоевища исчезают. Говоря о причинах этих различий, можно предположить, что они связаны с каким-то химическим воздействием грибного соседа водоросли.Сам микобионт также испытывает воздействие водорослевого партнера. Плотные комочки изолированных микобионтов, состоящие из тесно переплетенных гиф, внешне совсем не похожи на лихенизированные грибы. Внутреннее строение гиф тоже различно. Клеточные стенки гиф в симбиотическом состоянии значительно тоньше.

Итак, жизнь в симбиозе побуждает водоросль и гриб менять свой внешний облик и внутреннее строение.

Что же получают сожители друг от друга, какую пользу извлекают из совместного существования? Водоросль снабжает гриб, своего соседа по лишайниковому симбиозу, углеводами, полученными в процессе фотосинтеза.Водоросль, синтезировав тот или иной углевод, быстро и почти целиком отдает его своему грибному "сожителю". Гриб получает от водоросли не только углеводы. Если синезеленый фотобионт фиксирует атмосферный азот, существует быстрый и устойчивый отток образовавшегося аммония к грибному соседу водоросли. Водоросль же, очевидно, просто получает возможность широко расселяться по Земле. По словам Д. Смита, "наиболее частая у лишайников водоросль, требуксия, очень редко живет вне лишайника. Внутри же лишайника она распространена, пожалуй, шире, чем любой род свободноживущих водорослей. за занятие этой ниши - снабжение гриба-хозяина углеводами".

Литература

Лишайники - википедия

Биохимические особенности[править]

Большинство внутриклеточных продуктов, как фото-(фико-), так и микобионтов не являются специфичными для лишайников. Уникальные вещества (внеклеточные), так называемые лишайниковые , формируются исключительно микобионтом и накапливаются в его гифах. Сегодня известно более 600 таких веществ, например, усниновая кислота, мевалоновая кислота. Нередко, именно эти вещества оказываются решающими в формировании окраски лишайника. Лишайниковые кислоты играют важную роль в выветривании, разрушая субстрат.

Водный обмен[править]

Лишайники не способны к регуляции водного баланса, поскольку у них нет настоящих корней для активного поглощения воды и защиты от испарения. Поверхность лишайника может удерживать воду на короткое время в форме жидкости или пара. В условиях вода быстро теряется на поддержание метаболизма и лишайник переходит в фотосинтетически неактивное состояние, при котором вода может составлять не более 10 % массы. В отличие от микобионта, фотобионт не может долго находиться без воды. Сахар трегалоза играет важную роль в защите жизненно важных макромолекул, таких как ферменты, мембранные элементы и ДНК. Но лишайники нашли способы предотвращения полной потери влаги. У многих видов наблюдается утолщение коры, чтобы обеспечить меньшую потерю воды. Способность поддерживать воду в жидком состоянии очень важна в холодных районах, поскольку замёрзшая вода не пригодна для использования организмом.

Время, которое лишайник может провести высушенным, зависит от вида, известны случаи «воскрешения» после 40 лет в сухом состоянии. Когда поступает пресная вода в форме дождя, росы или влажности, лишайники быстро переходят в активное состояние, возобновляя метаболизм. Оптимально для жизнедеятельности, когда вода составляет от 65 до 90 процентов от массы лишайника. Влажность в течение дня может изменяться в зависимости от темпов фотосинтеза, как правило, она наиболее высока с утра, когда лишайники смачиваются росой.

Рост и продолжительность жизни[править]

Описанный выше ритм жизни является одной из причин для очень медленного роста большинства лишайников. Иногда лишайники растут всего лишь на несколько десятых миллиметра в год, в основном менее чем на один сантиметр. Другой причиной медленного роста является то, что фотобионт, составляя нередко менее 10 % объёма лишайника, берёт на себя обеспечение микобионта питательными веществами. В хороших условиях, с оптимальными влажностью и температурой, например в туманных или дождливых тропических лесах, лишайники растут на несколько сантиметров в год.

Ростовая зона лишайников у накипных форм находится по краю лишайника, у листоватых и кустистых - на каждой верхушке.

Лишайники являются одними из самых долгоживущих организмов и могут достигать возраста нескольких сотен лет, а в некоторых случаях - более 4500 лет, как например Rhizocarpon geographicum , живущий в Гренландии.

Размножение[править]

Лишайники размножаются вегетативным, бесполым и половым путём.

Особи микобионта размножаются всеми способами и в то время, когда фотобионт не размножается или размножается вегетативно. Микобионт может, как и другие грибы, также размножаться половым и собственно бесполым путем. Половые споры в зависимости от того, относится микобионт к сумчатым или базидиальным грибам, называются аско- или базидиоспорами и образуются соответственно в асках (сумках) или базидиях .

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

А1. Изображённую на рисунке растительную клетку можно узнать по наличию в ней

А2 . Клетки организмов всех царств живой природы имеют

А3. Почему бактерии относят к организмам прокариотам?

А4 . Вирус СПИДа может функционировать в клетках

А5. Гриб в составе лишайника

1) создает органические вещества из неорганических

2) поглощает воду и минеральные соли

3) расщепляет органические вещества до минеральных

4) осуществляет связь лишайника с окружающей средой

А6 . Процесс дыхания у растений происходит

А7. Почему водоросли относят к царству растений?

А8 . Поглощают кислород и выделяют углекислый газ при дыхании

А9 . Какую роль играют растения семейства бобовых в природе?

А10 . Доказательством родства всех видов растений служит

1) клеточное строение растительных организмов

2) наличие ископаемых остатков

3) вымирание одних видов и образование новых

4) взаимосвязь растений и окружающей среды

А11. Процесс фотосинтеза следует рассматривать как одно из важных звеньев круговорота углерода в биосфере, так как в ходе его

1) растения вовлекают углерод из неживой природы в живую

2) растения выделяют в атмосферу кислород

3) организмы выделяют углекислый газ в процессе дыхания

4) промышленные производства пополняют атмосферу углекислым газом

А12. Растения, грибы, животные – это эукариоты, так как их клетки

А13 . Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют

A14 . Чтобы обеспечить доступ кислорода воздуха к корням растений, почву надо

A15 . Укажите основную причину сокращения видового разнообразия растений.

1) небольшая продолжительность жизни растений

2) влияние деятельности человека

3) гибель растений от насекомых-вредителей

4) сезонные изменения в жизни растений

A16 . Кроме растений, к автотрофным организмам относятся

A17 . Вымирание большинства древних папоротников произошло в результате

1) изменения климата: похолодания и снижения влажности

2) чрезмерного использования папоротников человеком

3) их поедания животными

4) изменения климата: повышения температуры и влажности

A18 . Почему посев кукурузы после бобовых, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, ведет к повышению урожая?

A19 . К какому семейству относят картофель, томаты, у которых цветок пятичленного типа со сросшимся околоцветником и плод – ягода?

A20

Почему грибы, собранные возле автомобильной трассы, опасно употреблять в пищу?

1) В них мало питательных веществ.

2) Они очень медленно растут и невкусные.

3) В них накапливается много вредных, токсичных веществ.

4) В них накапливается много нитратов.

A22 . В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?

1) В процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических.

2) Не нуждаются в воде при оплодотворении.

3) Относятся к высшим споровым растениям.

4) Имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани.

A23 . Грибы в отличие от растений

A24 . Почвенное и воздушное питание характерно для организмов царства

1) грибов 2) бактерий 3) растений 4) животных

A25 . По каким признакам моховидные отличаются от других растений?

1) имеют клеточное строение

2) размножаются спорами

3) имеют листья, стебель и ризоиды

4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

A26 . Клетки животных в отличие от клеток растений не имеют

1) клеточной мембраны и цитоплазмы

2) митохондрий и рибосом

3) ядра и расположенных в цитоплазме органоидов

4) пластид, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки

A27 . Особенности обмена веществ у растений по сравнению с животными состоят в том, что в их клетках происходит

A28 . Как бактерии переносят неблагоприятные условия?

A29 . В процессе дыхания растения поглощают

A30 . Растения отдела покрытосеменных в отличие от голосеменных

1) имеют корень, стебель, листья

2) имеют цветок и плод

3) размножаются семенами

4) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза

A31 . Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?

A32 . К автотрофным организмам относят

A33 . Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?

1) использование солнечной энергии при фотосинтезе

2) неограниченный рост в течение всей жизни

3) синтез органических веществ из неорганических

4) выделение кислорода в атмосферу

A34 . К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани?

A35 . В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались

А36 . Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах?

А37 . Мхи – более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они

А38 . Клубень и луковица – это

А41 . Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют

A42. Укажите признак, характерный только для царства растений.

A43. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семейство розоцветных, так как у них

A45. У комнатного растения срезан стебель с листьями, оставлен только пенек высотой 5 см. На пенек надета резиновая трубочка, соединенная со стеклянной. Что иллюстрирует данный опыт?

1) наличие у растений процесса транспирации

2) передвижение по растению органических веществ

3) наличие у растений корневого давления

4) значение воды в жизни растений

А46 . Укажите правильный порядок классификации:

1) класс – тип – семейство – отряд – вид – род

2) тип – класс – отряд – семейство – род – вид

3) отряд – семейство – род – вид - отдел

4) вид – род – тип – класс – отряд – царство

А47 . Капуста и редька относятся к одному семейству на основании

А48 . В каком случае перечислены «царства» органического мира?

1) бактерии, грибы, растения, животные

2) позвоночные, беспозвоночные, хлорофилльные

3) деревья, хищники, простейшие, водоросли

4) споровые, семенные, рептилии, птицы

А49 . Не имеет оформленного ядра

А50 . В цитоплазме бактерий находятся

1) рибосомы, одна хромосома, включения

2) митохондрии, несколько хромосом

3) хлоропласты, аппарат Гольджи

4) ядро, митохондрии, лизосомы

А52 . Общим свойством для всех организмов является способность к

А54 . Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа

1) растут из почки

2) имеют одинаковые функциональные зоны

3) имеют почки

4) растут своей верхушкой

А55 . Корневой чехлик защищает зону

А56 . Шишка хвойных – это:

Часть 2

Выберите три правильных ответа из шести (В1-В10) .

B1 . В чем состоит значение фотосинтеза?

1) в обеспечении всего живого органическими веществами

2) в расщеплении биополимеров до мономеров

3) в окислении органических веществ до углекислого газа и воды

4) в обеспечении всего живого энергией

5) в обогащении атмосферы кислородом, необходимым для дыхания

6) в обогащении почвы солями азота

B2 . Появление каких изменений у растений в процессе эволюции не способствовало общему подъему их организации?

1) Появление корней у древних папоротников.

2) Появление хлорофилла у мхов.

3) Возникновение тканей у хвойных.

5) Появление цветка и плода у покрытосеменных.

6) Возникновение проводящих тканей у цветковых.

B3 . Какие признаки характерны для класса двудольных растений?

А) вставочный рост

Б) семена с двумя семядолями

В) листья с сетчатым жилкованием

Г) из зародышевого корешка развивается главный корень

Д) в стебле не происходит вторичного утолщения

Е) стержневая корневая система

B4 . Папоротники относят к царству растений, так как

А) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

Б) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

В) их клетки содержат хлоропласты

Г) их клетки содержат цитоплазму

Д) выполняют роль консументов в экосистеме

Е) выполняют роль продуцентов в экосистеме

B5 . Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют

1) оформленное ядро

2) цитоплазму

3) митохондрии

4) плазматическую мембрану

5) гликокаликс

6) рибосомы

B6. Растения семейства лилейных можно узнать по

1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов – ягода или коробочка

6) образованию плодов – орех или стручок

В7 . Выберите три названия семейств растений

1) двудольные

2) моховидные

5) Мотыльковые

6) Розоцветные

В8 . Клетки бациллы отличаются от клетки амебы

1) отсутствием митохондрий

2) наличием цитоплазмы

3) наличием рибосом

4) отсутствием ядра

5) наличием нуклеотида

6) наличием клеточной мембраны

В9 . По каким признакам грибы можно отнести к отдельному царству?

1) ограниченный рост

2) прикрепленный образ жизни

3) отсутствие хлорофилла

4) запасное вещество – крахмал

5) запасное вещество – гликоген

6) хитинизированная клеточная оболочка

В10. Выберите признаки мохообразных растений:

1) тело представлено талломом

2) есть листья и стебель

3) размножаются семенами

4) гаметофит представлен заростком

5) спорофит – коробочка на ножке

6) из споры вырастает зеленая нить

В11 . Определите последовательность развития растения папоротника, начиная со споры

А) заросток

Б) зародыш спорофита

Г) зигота

Д) спорангии

B12 . Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны.

1 2 3 4 5 6

В13 . Установите последовательность соподчинения систематических групп растений, начиная с наибольшей

А) отдел Покрытосеменные

Б) семейство Злаки

В) вид Пшеница безостая

Г) род Пшеница

Д) класс Однодольные

В14 . Соотнесите процессы развития с организмами, у которого эти процессы происходят

Часть 3

На задания С1-С5 дайте краткий ответ из нескольких слов или одного-двух предложений, а на задания С6-С10 – полный развернутый ответ, С11-С12 - найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны.

С1

С2

С3.

С4

С5

С6 . Почему систематики выделяют грибы в особое царство органического мира?

С7

С8

C9

C10

С11. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

С12

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по биологии

Часть 1

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ
А1 3 А14 2 А27 3 А40 2
А2 4 А15 2 А28 2 А41 2
А3 3 А16 2 А29 3 А42 3
А4 4 А17 1 А30 2 А43 2
А5 2 А18 3 А31 4 А44 3
А6 2 А19 1 А32 4 А45 3
А7 2 А20 4 А33 2 А46 2
А8 1 А21 3 А34 3 А47 4
А9 2 А22 4 А35 1 А48 1
А10 1 А23 3 А36 2 А49 4
А11 1 А24 3 А37 1 А50 1
А12 4 А25 3 А38 2 А51 2
А13 3 А26 4 А39 1 А52 3
А54 – 4; А55 – 2; А56 - 2

Часть 2

№ задания Ответ
В1 145
В2 236
В3 БВЕ
В4 БВЕ
В5 246
В6 135
В7 356
В8 145
В9 356
В10 256
В11 ВАГБД
В12 АБАБАБ
В13 АДБГВ
В14 112221

Часть 3

С1 . В каких реакциях обмена исходным веществом для синтеза углеводов является вода?

Реакция пластического обмена - фотосинтез

С2 . Какой процесс в жизни дерева нарушается при удалении его коры?

Проведение воды и растворенных в ней минеральных веществ

С3. С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

Для увеличения числа боковых корней, что приведет к увеличению площади питания растений.

С4 . С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?

Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей

С5 . К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

К загрязнению окружающей среды

С6. Почему систематики выделяют грибы в особое царство органического мира?

С7 . Какие признаки характерны для царства растений?

С8 . Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

C9 . Какие признаки характерны для моховидных растений?

1) большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды;

2) размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит);

3) взрослое растение мха – половое поколение (гаметофит), а коробочка со спорами – бесполое (спорофит);

4) оплодотворение происходит при наличии воды.

C10 . Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

1) на рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек;

2) побеги служат органами вегетативного размножения;

3) клубень – видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал).

С11 . Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.

2. Они дышат, питаются, растут и размножаются.

3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

4. Они растут только в первые годы жизни.

5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.

С12 . Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.

2. Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.

4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.

5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

Заполните заявку на подготовку к ЕГЭ по биологии или химии

Краткая форма обратной связи

Грибы насчитывают около 100 тыс. видов, широко распространенных на нашей планете. Они встречаются даже в морях и океанах, пустынях, на скалах, высоко в горах и пещерах.

По ряду существенных признаков грибы отличаются и от растений, и от животных :

лишены хлорофилла, крахмал в клетках не образуется, поэтому по типу питания они гетеротрофны

запасными питательными веществами у них служат жиры, волютин, гликоген

в обмене веществ грибов присутствует мочевина, что сближает их с животными

по способу питания - путем всасывания, а не заглатывания, по неограниченному росту они приближаются к растениям.

клетка большинства грибов имеет клеточную стенку, состоящую в основном из полисахарида целлюлозы (общность с растениями). Кроме того, в ее состав входят хитин, полифосфаты, пигменты и другие вещества.

протопласт клеток гриба содержит одно или несколько (до 20- 30) ядер, митохондрии, эндоплазматический ретикулум и другие органеллы. Комплекс Гольджи и центриоли обнаружены у небольшого числа грибов.

Строение грибов разнообразно - от одноклеточных форм до сложно устроенных шляпочных грибов.

Основа вегетативного тела гриба - грибница, или мицелий, - система тонких бесцветных ветвящихся нитей (гиф). Поверхность грибницы обычно очень велика и служит для поглощения питательных веществ. Мицелий имеет разную продолжительность жизни : от нескольких дней (у плесени) до многих лет (шляпочные грибы). Параллельно растущие гифы образуют тяжи, достигающие иногда нескольких метров в длину. Гифы могут плотно переплетаться, образуя ложную ткань - плектенхиму (у многих шляпочных грибов).

Мицелий:

субстратный мицелий , непосредственно контактирующий со средой, из которой извлекаются питательные вещества (например, почвой),

воздушный мицелий, располагающийся на поверхности. На воздушном мицелии образуются органы размножения. Выступающие над поверхностью земли плодовые тела шляпочных грибов - это плотное сплетение гиф воздушного мицелия, на поверхности или внутри которых образуются споры.

Внутреннее строение мицелия служит основанием для условного деления грибов на низшие и высшие:

у низших грибов мицелий представляет собой как бы одну гигантскую клетку со множеством ядер, поскольку гифы не имеют клеточных перегородок. К низшим грибам относятся мукор, развивающийся на овощах, ягодах, плодах в виде белого пушка, и фитофтора, вызывающая гниль клубней картофеля.

у высших грибов гифы многоклеточные, клетки содержат одно или несколько ядер.

Размножение:

вегетативное размножение происходит частями мицелия или распадением его на отдельные клетки, покрытые толстой буроватой оболочкой, которые дают начало новому мицелию.

собственно бесполое размножение осуществляется посредством эндогенных или экзогенных спор. Эндогенные споры образуются внутри спорангиев, а экзогенные споры (конидии) возникают открыто на концах особых выростов мицелия – конидиеносцев

половое размножение грибов представлено разными формами и заключается в формировании мужских и женских гамет и последующем их слиянии . У некоторых групп грибов происходит слияние содержимого половых структур - гаметангиев, не дифференцированных на гаметы. Для грибов характерно также слияние содержимого двух вегетативных клеток мицелия , которое часто происходит путем образования между ними выростов, или анастомозов.

В жизненном цикле грибов выделяют гаплоидную и диплоидную фазы :

Есть грибы, у которых клетки вегетативного тела гаплоидны (гаплобионты), а диплоидна только зигота. При ее прорастании происходит редукционное деление и в дальнейшем мицелий растет за счет размножения гаплоидных клеток.

Другие грибы на протяжении всей жизни диплоидны и только при образовании гамет происходит редукционное деление.

Существует и промежуточная группа, у которой гаплоидная и диплоидная фазы равны по продолжительности. Перед образованием спор бесполого размножения диплоидные ядра редукционно делятся и образующиеся споры, таким образом, гаплоидны.

Наконец, у несовершенных грибов (называемых так из-за отсутствия полового процесса в жизненном цикле) клетки мицелия всегда гаплоидны. К этой группе относятся такие распространенные плесневые грибы, как пеницилл и аспергилл.

По способу питания различают:

сапротрофы шляпочные грибы , которые живут на богатой перегноем лесной почве, полях и лугах, встречаются на гниющей древесине (опенок летний и зимний, вешенки). Их вегетативное тело состоит из гиф, образующих в субстрате разветвленную грибницу, с помощью которой гифы поглощают из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества. В процессе развития на грибнице формируются органы спороношения - плодовые тела, состоящие из ножки и шляпки, которые образованы плотными пучками гиф.

В шляпке – два слоя: плотный верхний, часто окрашенный, покрытый кожицей, и нижний. У одних грибов нижний слой шляпки состоит из радиально расположенных пластинок (сыроежки, грузди, шампиньоны, лисички, бледная поганка) - это пластинчатые грибы . У белого гриба, подберезовика, подосиновика, масленка он состоит из многочисленных трубочек - их называют трубчатыми . На пластинках, в трубочках, а у некоторых представителей на шипиках или иголочках образуются миллионы спор. После созревания они высыпаются, подхватываются и разносятся ветром, водой, насекомыми и другими животными, способствуя тем самым широкому распространению грибов.

Среди шляпочных грибов есть как съедобные , так и ядовитые. Известно более 150 видов съедобных шляпочных грибов. Некоторые из них (шампиньоны) культивируются. Наиболее ценные съедобные грибы - белый, рыжик, груздь настоящий, подберезовик, подосиновик, масленок, шампиньон и др. Ядовитые грибы , такие как бледная поганка, желчный гриб, мухоморы, ложные опята и др., попадая в пищу, могут вызвать серьезные, а иногда и смертельные отравления.

Сапротрофно развиваются плесневые грибы в почве, на увлажненных продуктах, плодах и овощах, вызывая их порчу (пеницилл встречается в виде плесени зеленого, сизого, голубого цвета на почве и продуктах растительного происхождения (на плодах, овощах, варенье, томатной пасте и др.) и делает их непригодными к употреблению. Некоторые виды пеницилла используются для приготовления пенициллина - одного из основных антибиотиков, открытого в 1929 г. А. Флемингом).

Грибы-симбионты связаны преимущественно с высшими растениями и протистами, реже - с животными (лишайники, микориза - взаимовыгодное сожительство с корнями высших растений, некоторые специализируются на разрушении лесной подстилки и древесины).

Таким образом, грибы широко распространены и приспособлены к различным условиям обитания. Многие виды заселили почву, наряду с бактериями играют важную роль в общем круговороте веществ в биосфере, участвуют в минерализации органического вещества и образовании плодородного слоя почвы - гумуса, выполняют большую санитарную работу по очищению среды.

Широкое разнообразие и повсеместное распространение грибов обусловливают их важную роль в природе и жизни человека (образование гумуса, гниение, увядание (вилт) или усыхание растений, выделение ядовитых веществ и отравление, возбудители болезней человека (стригущий лишай, парша и др.)). Грибы широко используются в народном хозяйстве для получения белка, лимонной кислоты, ферментов, витаминов, антибиотиков, ростовых веществ. Грибы находят применение в хлебопекарной промышленности (дрожжи), изготовлении сыров, виноделии и т. д.

Лишайники. Это организмы, сформировавшиеся в результате симбиоза гриба и водоросли:

гриб – это гетеротрофный компонент лишайника (обеспечивает водоросль водой и минеральными солями, защищает ее от высыхания),

зеленая или синезеленая водоросль – автотрофный компонент (поставляет грибу органические вещества).

Размножаются лишайники как бесполым, так и половым путями. Вегетативное размножение осуществляется участками слоевища. Встречаются во всех географических зонах, особенно в умеренных и холодных областях.

Насчитывают около 200 видов: кладония (олений мох), ксантория настенная (стенная золотянка), пармелия и цетрария.

Лишайники находят применение в народной медицине , а выделяемые из них лишайниковые кислоты используются в качестве компонента лекарственных средств от некоторых кожных и других заболеваний. Из лишайников изготовляют химические красители и индикаторы.

Тематические задания

А1. Общим признаком мыши и мухомора можно считать

1) запас гликогена в клетках

2) наличие клеточных стенок

3) анаэробное дыхание

4) неограниченный рост

А2. У растений есть, а у грибов нет

1) митохондрий

3) клеточных ядер

2) эндоплазматической сети

4) пластид

А3. Основным способом размножения грибов является размножение

1) половое

2) спорами

3) клеточным делением

4) гаметами

А4. Грибы-трутовики – это

1) симбионты

2) квартиранты

А5. К плесневым грибам относится

1) пеницилл

3) бледная поганка

4) фитофтора

А6. Примером симбиотических отношений грибов с другими организмами являются отношения

1) между грибом и водорослью

2) спорыньи со злаками

3) фитофторы с картофелем

4) пеницилла с бактериями

А7. Микориза – это

1) ножка белого гриба

2) переплетение грибницы с корнями растений

3) грибковое заболевание

4) плесень на продуктах

A8. Микоз – это

1) нарост на дереве

2) разрастание мицелия

3) заболевание человека и животных

4) повреждение корней

А9. Важная роль лишайников в природе заключается в том, что они

1) основные источники кислорода на Земле

2) биоиндикаторы окружающей среды

3) биологические фильтры в водоемах

4) источники лекарственных средств

А10. Организмы, питающиеся органическими веществами мертвых тел, относятся к

1) фотоавтотрофам

2) хемотрофам

4) симбионтам

В1. Из перечисленных признаков выберите те, которые в сочетании позволяют отнести грибы к отдельному царству:

1) ограниченный рост

2) прикрепленный образ жизни

3) отсутствие хлорофилла в клетках

4) хитинизированная клеточная стенка

5) запасное вещество клеток – крахмал

6) запасное вещество клеток – гликоген

В2. По каким признакам грибы можно отличить от большинства многоклеточных животных

1) гетеротрофное питание

2) клеточное строение

3) автотрофное питание

4) размножаются спорами

5) пищу поглощают всем телом

6) размножаются гифами

ГРУППА ЛИШАЙНИКИ

ВАРИАНТ 1

А1. Лишайник представляет собой

1) растение

2) колонию бактерий

3) плесневый гриб

4) симбиоз двух организмов

А2. Тело лишайника состоит из

1) слоевища

2) органов

3) одной клетки

4) видоизмененных побегов

АЗ. В составе лишайника водоросль играет роль

1) автотрофа

2) гетеротрофа

3) хищника

Б1.

А. В состав лишайника входит шляпочный гриб.

Б. Лишайник по способу питания является автогетеротрофным организмом.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Различают основные типы слоевища лишайников

1) накипные

2) травянистые

3) деревянистые

4) кустарничковые

5) листоватые

6) кустистые

БЗ. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности кустистого лишайника и компонентом его слоевища.

А. Осуществляют фотосинтез

Б. Поглощают готовые органические вещества

В. Образуют органические вещества на свету

Г. Всасывают воду и минеральные соли из почвы

КОМПОНЕНТ СЛОЕВИЩА

1) Клетки водоросли

2) Грифы гриба

В1.

Какие причины способствуют широкому распространению лишайников? Назовите не менее трех причин.

Лишайники способны переносить длительное высушивание. Лишайники размножаются в основном вегетативно, их тело очень хрупкое и легко ломается, из отломаных кусочков вырастают новые тела, причем маленькие частички легко переносятся ветром и птицами на дальние расстояния (также размножаются спорами). Лишайники способны переносить очень низкие температуры.

В2.

Лишайники представляют собой комплексный организм, включающий водоросль и... (А). Водоросли получают органические вещества в процессе, который называется... (Б). Грибы снабжают весь организм водой и... (В). Такой тип взаимоотношений называется... (Г).

Словарик: 1. Симбиоз. 2. Гриб. 3. Корневое питание. 4. Минеральные вещества.

Ответ: А-2, Б-3, В-4, Г-1.

ВАРИАНТ 2

В каждом задании выберите один верный ответ из четырех пред воженных.

А1. Взаимовыгодное сожительство гриба и водоросли образует

1) микоризу

2) лишайник

3) мицелий плесени

4) плодовое тело гриба

А2. В составе лишайника гриб играет роль

1) автотрофа

2) гетеротрофа

3) хищника

АЗ. Клетки водоросли в теле лишайника

1) производят органические вещества

3) поглощают готовые органические вещества

4) разрушают нити грибницы

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Лишайник - это целостный живой организм, компоненты которого взаимосвязаны.

Б. Лишайники произрастают во всех биогеографических зонах.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Лишайники размножаются

1) частями слоевища

2) спорами

3) семенами

4) побегами

5) половым путем

6) почкованием

БЗ. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности лишайника и способом его питания.

ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИШАЙНИКОВ

А. Клетки водоросли образуют углеводы

Б. В хлоропластах протекает процесс фотосинтеза

В. Поглощают готовые молекулы органических веществ

Г. Клетки всасывают минеральные вещества всей поверхностью

СПОСОБ ПИТАНИЯ

1) Автотрофный

2) Гетеротрофный

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

В1. Задание с развернутым свободным ответом (несколько элементов).

Укажите значение лишайников в природе. Назовите не менее трех значений. 

Подготавливают почву для других организмов, являются кормом для животных(ягель), являются индикатором чистоты воздуха.

В2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, которыми обозначены слова из словарика.

К группе шляпочных грибов относят шампиньон, подосиновик, ... (А). Многолетняя грибница на поверхности почвы образует... (Б) и состоит из... (В). Питание гриба происходит в результате... (Г).

Словарик: 1. Плодовое тело. 2. Всасывания питательных веществ. 3. Ножки и шляпки. 4. Мухомор.

Ответ: А-4, Б-1, В-3, Г-1 .

Тест по биологии Группа лишайники для учащихся 7 класса. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 3 частей (часть А, часть Б и часть В). В части А - 3 вопроса, в части Б - 3 вопроса, в части В — 2 вопроса.

Задания А — базового уровня сложности
Задания Б — повышенного уровня сложности
Задания В — высокого уровня сложности

1 вариант

А1. Лишайник представляет собой

1) растение
2) колонию бактерий
3) плесневый гриб
4) симбиоз двух организмов

А2. Тело лишайника состоит из

1) слоевища
2) органов
3) одной клетки
4) видоизмененных побегов

А3. В составе лишайника водоросль играет роль

1) автотрофа
2) гетеротрофа
3) хищника
4) жертвы

Б1.

А. В состав лишайника входит шляпочный гриб.
Б. Лишайник по способу питания является автогетеро­трофным организмом.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Различают основные типы слоевища лишайников

1) накипные
2) травянистые
3) деревянистые
4) кустарничковые
5) листоватые
6) кустистые

Б3. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности лишайника и компонентом его слоевища.

А. Осуществляют фотосинтез
Б. Поглощают готовые органиче­ские вещества
В. Образуют органические веще­ства на свету
Г. Всасывают воду и минераль­ные соли из почвы

Компонент слоевища

1. Клетки водоросли
2. Гифы гриба

В1.

Какие причины способствуют широкому распространению лишайников? Назовите не менее трех причин.

В2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, ко­торыми обозначены слова из словарика.

Лишайники представляют собой комплексный организм, включающий водоросль и … (А). Водоросли получают органиче­ские вещества в процессе, который называется … (Б). Грибы снабжают весь организм водой и … (В). Такой тип взаимоотно­шений называется … (Г).

Словарик:
1. Симбиоз.
2. Гриб.
3. Корневое питание.
4. Ми­неральные вещества.

2 вариант

А1. Взаимовыгодное сожительство гриба и водоросли образует

1) микоризу
2) лишайник
3) мицелий плесени
4) плодовое тело гриба

А2. В составе лишайника гриб играет роль

1) автотрофа
2) гетеротрофа
3) хищника
4) жертвы

А3. Клетки водоросли в теле лишайника

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Лишайник — это целостный живой организм, компо­ненты которого взаимосвязаны.
Б. Лишайники произрастают во всех биогеографических зонах.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Лишайники размножаются

1) частями слоевища
2) спорами
3) семенами
4) побегами
5) половым путем
6) почкованием

Б3. У становите соответствие между процессом жизнедеятельности лишайника и способом его питания.

Процессы жизнедеятельности лишайников

А. Клетки водоросли образуют уг­леводы
Б. В хлоропластах протекает про­цесс фотосинтеза
В. Поглощают готовые молекулы органических веществ
Г. Клетки всасывают минеральные вещества всей поверхностью

Способ питания

1. Автотрофный
2. Гетеротрофный

В1. Задание с развернутым свободным ответом (несколько эле­ментов).

Укажите значение лишайников в природе. Назовите не менее трех значений.

В2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, которыми обозначены слова из словарика.

К группе шляпочных грибов относят шампиньон, подосиновик, … (А). Многолетняя грибница на поверхности почвы образует … (В) и состоит из … (В). Питание гриба происходит в результате … (Г).

Словарик:
1. Плодовое тело.
2. Всасывания питательных веществ.
3. Ножки и шляпки.
4. Мухомор. ­

Ответы на тест по биологии Группа лишайники
1 вариант
А1. 4
А2. 1
А3. 1
Б1. 2
Б2. 156
Б3. 1212
В1. Легкость вегетативного размножения. 2. Способны переживать длительное высушивание. 3. Перенос ветром частей слоевища на большие расстояния.
В2. 2341
2 вариант
А1. 2
А2. 2
А3. 1
Б1. 3
Б2. 125
Б3. 1122
В1. 1. Водоросли в теле лишайника используют солнеч­ную энергию для образования органических веществ. 2. Нити грибницы разлагают органические вещества до минеральных со­лей. 3. Формируют почвенный слой.
В2. 4132