Сочинения. Все лучшее, что могло нарисовать воображение революционного поэта

  • 20.09.2019

В лирике Некрасова слились воедино два понятия: народ и родина. Они были для поэта неразделимы, и это вполне объяснимо, если вспомнить его биографию. Некрасов провел детство на берегу Волги, под Ярославлем, в имении своего отца. С ранних лет он видел жизнь крестьян, их радости и горести, их тяжелый труд и редкие праздники. Уже тогда поэт научился любить свой народ, свою родину. Но любовь к родине была у него не простой: он мог бы, вслед за Лермонтовым, сказать, что любит ее «страстною любовью». Для Некрасова существовало как бы две России: Россия помещиков-крепостников, чиновников, равнодушных к бедам народа, бездарных правителей и другая Россия – Россия народная, близкая и понятная поэту. Некрасов ненавидел первую Россию и всем сердцем любил вторую.
Поэт ненавидел крепостное право и крепостников, особенно таких жестоких и своенравных, как его отец. Поэт был невольным свидетелем нравственных и физических мучений крепостных, этих бесправных и безмолвных рабов. В стихотворении « Родина» Некрасов нарисовал имение отца, но в нем крестьяне выносили нестерпимые страдания, там «рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов». Такую же картину можно было наблюдать в любом уголке России; и именно тогда, в детстве, Некрасов научился «терпеть и ненавидеть»: терпеть боль при виде мучений русского народа и ненавидеть тех, кто причинял эти мучения.
Не случайно много позже в стихотворении «Элегия» поэт написал: «Я лиру посвятил народу своему…» Он определил главную тему своего творчества – «страдания народа». Пока народ находился в неволе, лира поэта должна служить народу.
Некрасову было горько видеть, как труд крестьян служит не их собственному благу, а процветанию помещика. В стихотворении «На родине» поэт пишет:
Ах, странно так я создан небесами,
Таков мой рок,
Что хлеб полей, возделанных рабами,
Нейдет мне впрок!
О собственном положении народа и о полном безразличии к его бедам властей Некрасов написал в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поводом для его написания послужила обычная для того времени уличная сцена: крестьян-ходоков, издалека пришедших в Петербург «за правдой, прогоняют от подъезда дома чиновника-вельможи. Поэт явно с сочувствием рисует этих крестьян, которых, видно, крайняя нужда заставила пуститься в долгий путь. Но их не пустили даже на порог этого дома, потому что его хозяин-министр «не любит оборванной черни», он в это время сладко спит в своих роскошных палатах и не желал ничего знать о народных нуждах. В стихотворении Некрасов нарисовал потрясающую по силе и правдивости картину народных страданий:
…Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Бедный русский крестьянин стонет «по полям, по дорогам…по тюрьмам, по острогам…» И даже знаменитая песня бурлаков, раздающаяся над Волгой, - это тоже стон:
Этот стон у нас песней зовется,
Т бурлаки идут бечевой!
В конце стихотворения Некрасов с надеждой спрашивал, обращаясь к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Поэт верил в силу русского народа, в его будущее. Не случайно в стихотворении «Железная дорога» Некрасов писал:
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь ни пошлет!
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе…
В этих строчках поэта заключалась его вера в родину и ясное понимание того, что Россия и русский народ – это великие и неразделимые понятия. Поэт верил, как и А. С. Пушкин, в то, что «Россия вспрянет ото сна» и над ней взойдет «звезда пленительного счастья» - звезда свободы. И ради этого Некрасов жил и творил.

Творчество великого русского поэта Некрасова - это целая эпоха в общественном развитии русского общества 60-70-х годов XIX века. Многогранно творчество поэта, который призывает «не робеть за отчизну любезную» и знает, что родной народ завоюет себе счастье. Некрасов пророчески предвидел «пору прекрасную». Его произведения вошли в сокровищницу русской классической литературы. Проблемы, волнующие не только Некрасова, но и российское общество, были раскрыты во многих произведениях поэта. Наследник Пушкина и Лермонтова, Некрасов сблизил поэзию с жизнью народа. Некрасов поднялся на поэтическую высоту в начале сороковых годов, в ту тяжелую пору, когда крепостное право стало невыносимым для русских людей. Николай Алексеевич был по- этом-реалистом. Стихи его, первые в русской поэзии, с резкой прямотой раскрыли перед читателями картины народной жизни. Поэт изображал убогую русскую деревню, ее боль и нищету. В произведениях нашли отклик страдания простого человека, потому в них чувствовалась ненависть к угнетателям.
Стихи Некрасова имели успех, потому что они выразили то, что до него не сделал никто. Он первый произнес всенародный приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины.
Поэт революционной крестьянской Демократии тосковал по революционной буре, которая разрушила бы мир бесправия.
Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века. В это трудное время поэт максимально приблизился к проблемам Родины и народа. Еще в ранний период творчества Некрасова обнаружилось, что темы «родина», «земля» для него - важнейшие темы. Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, в котором не было бы описания русской природы и русских людей. «Да, только здесь могу я быть поэтом!» - воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его. Поэт не сделал ни одной попытки, чтобы отречься на короткое время «от песни, навеянной метелями и вьюгами родимых деревень.»
Поэт благоговел перед Родиной. Он сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: «опять она, родная сторона, с ее зеленым благодатным летом...» Из той пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной природе выросла поэзия, которая составляет теперь наше богатство.
Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию в «могучую и всесильную» страну. Он высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье Родины. Некрасов угадывал великую роль России: «Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее У ней...» Поэт посылает проклятье угнетателям народа - «владельцам роскошных палат».
Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слышал, как стонал мужик, как стоном стелется его беспрестанная тоска над бесконечным простором лугов и полей. Скорбь по тяжелой жизни крестьян выливается у поэта в захватывающий лиризм, в сочувствие к порабощенному народу. Ряд отдельных эпизодов у Некрасова превращается в широкую картину крепостной действительности. «Забытая деревня» - это заглавие относится не столько к деревне, сколько ко всей стране.
Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много она впитала в себя человеческих слез и горя: в ней есть и слезы матери о сыне, и жалобы обиженных и оскорбленных, но есть и чисто русский размах натуры, который зовет на подвиг во имя освобождения народа от тирании.

Тема Родины и народа в творчестве Некрасова

«первые университеты» оказались Очень далеки оттого, что могла дать жизнь, молодому человеку из дворянской семьи. Ранние впечатления о жизни во многом определили тот факт, что, став великим русским поэтом, Н. А. Некрасов на всегда остался певцом родной земли и родного народа. Многое из того, что станет потом содержанием его стихов, прошло перед глазами молодого поэта. И это, прежде всего, людские страдания, муки, боль. Общее страдание народа и родных, в первую очередь, его любимой матери, воспринималось им как личное, рождая ненависть к источнику - крепостному праву и его представителям - крепостникам. Эта ненависть вызывала в душе будущего поэта страстное желание борьбы. Да, творчество Некрасова было огромно и многообразно - I он писал о природе, о любви, о жизни, о горе и радости, о силе человеческого духа. Но главной темой его лирики всегда оставалась тема родины и родного народа. Судьба русского крестьянина, будущее великой и многострадальной России занимали поэта каждый час, каждую минуту. И о чем бы он ни писал, в его стихотворениях всегда незримо присутствовал величавый образ Русской земли. Да и свои силы как поэта и как гражданина он черпает именно в ней, в родной стороне:

О родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать.

Но ты не погибнешь, я знаю.

народ, за его несчастную судьбу, полную лишений жизнь нашла отражение во всем творчестве поэта. Особенно ярко эти чувства выразились в стихотворениях «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэме «Кому на Руси жить хорошо» и многих других. Произведения великого поэта наполнены довольно противоречивыми чувствами, которые еще более ярко отражают искреннюю любовь Некрасова к своей стране, своему народу, постоянную тревогу за судьбу «матушки Руси», за ее будущее. В его поэтических строках часто звучит нескрываемое отчаяние:

Мать-отчизна дойду до могилы,

Не дождавшись свободы твоей!

Но эти настроения все же нередко сменяются взлетом гражданских чувств, лиризма, надежд на революционное преобразование жизни. Некрасов видел зарождающиеся силы в русском народе и свято верил в них. В конце 50-х годов XIX века в стране происходили значительные события, вызванные поражением в Крымской войне. Россия жила ожиданием перемен, надеждами на лучшее будущее. Хотя верить в лучшее становилось все труднее. Русский народ испытывал невероятные лишения, тяготы, страдания. И вместе со своим народом страдал Некрасов, остро, как свои собственные, ощущая беды и нужды простых русских людей, скорбя о печальной судьбе своей родной земли. Сердце Некрасова было пронизано болью за свой униженный и обездоленный народ. Но поэт чувствовал и невероятную гордость за мужественных, отважных, сильных духом сынов России, в самые тяжелые минуты жизни страны не раздумывая встающих на защиту родных просторов:

Когда над Русью безмятежной

Восстал немолчный скрип тележный,

Печальный, как народный стон!

Русь поднялась со всех сторон,

И на защиту высылала

Со всех проселочных путей

Некрасов верил в народные силы, в способность русского мужика быть героем национальной истории. Но когда народ проснется к сознательной борьбе за свои интересы - он не знал. Отмечая в своих произведениях великое трудолюбие русского народа, восхваляя ежедневный подвиг крестьян, их мужество, волю, терпение и стойкость, поэт в то же время пытался пробудить в них жажду борьбы за улучшение собственной жизни. «Вы еще не в могиле, вы живы», - обращался он к русским людям. «Суждены вам благие порывы», - утверждал он. Но с отчаянием и грустью сознавал: «Но свершить ничего не дано...» В его стихотворениях все чаще начинают звучать призывы к активной борьбе за счастье и свободу:

Душно без счастья и воли

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула, что ли?

В поле, в лесу засвищи,

Чашу народного горя

Всю расплещи!

И буря все-таки грянула. В 70-е годы в русской, общественной жизни вновь поднялась волна революционных настроений. Чуткий к малейшим переменам в стране, Некрасов сразу же уловил первые признаки пробуждения. Он увидел, что русский народ уже готов к решительным действиям. Ярким свидетельством этому стала поэма «Дедушка», в которой автор прославляет декабристов как зачинателей передового движения и в то же время подчеркивает преемственность революционных традиций для освободительного движения 60-70-х годов. Героическому подвигу декабристов посвящена песня дедушки, к которой внимательно и вдумчиво прислушивается внук:

Пел он о славном походе

И о великой борьбе

Пел о свободном народе

И о народе-рабе...

Глупых и злых ненавидит,

Бедным желает добра,

Помнит, что слышит и видит...

Дед примечает: пора!

Скоро уж, скоро узнает

Саша печальную быль...

«забытой деревни» или крестьянских детей, он неизменно призывает "к борьбе за счастье родины. Никто другой из русских поэтов не смог так глубоко прочувствовать и понять русский народ. Некрасов думает думами народа, говорит его языком, плачет его кровавыми слезами, живет его напряженной, полной страдания и боли жизнью. Главной целью для поэта всегда оставалась борьба за то, чтобы на Русской земле было «не слышно кипенья человеческой крови и слез». И потому искренне преклонялся перед теми борцами за счастье своей страны, которые не боялись отдать свою жизнь за родной народ

Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.

Щетинина Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы

ЦЕЛИ УРОКА:

    раскрыть перед учащимися особеннос-ти той эпохи, когда жил и работал Н.А. Некра-сова;

    охарактеризовать его произведения, напи-санные о народе и для народа;

    вызвать эмоцио-нальный отклик на его стихи;

ЗАДАЧИ:

ХОД УРОКА

Слово учителя .

Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, полной не-нависти к угнетателям и огромной любви и со-чувствия к простому народу.

Объявляю цель нашего урока.

Имя Н.А. Некрасова известно каждому человеку с детства. На се-годняшнем уроке мы узнаем те стихотворения поэта, кото-рые вошли в сокровищницу русской классической поэзии. Урок будет проведён в форме лекции - вы будете помогать мне и одновременно работать в рабочих тетрадях, составляя хронологическую таблицу жизни и творчества великого поэта, выразительно читать стихи, одно из них анализировать; рассказывать о той эпохе, которая формировала личность Н.А. Некрасова. На нашем сегодняшнем уроке присутствует историк (эту роль выполняет ученица), который будет давать исторические справки.

Оформляем страницу в рабочей тетради .

Николай Алексеевич Некрасов (28/ XI -1821 – 27/ XII -1877)

Запишем эпиграф:

Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору взяты слова из широко известного стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия», с которым мы знакомились на прошлом уроке. Поэт писал об этих стихах: «Это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы».

Учитель.

Записываем эпиграф:

О чем говорит эпиграф? (Некрасов - величайший поэт России, посвятил все свои силы, талант, энергию служению народу, его счастью.)

Некрасов приходит к выводу, что после реформы 1861 года положение народа не стало лучше. А недовольство усиливается от того, что, страдая, народ все же бездействует в силу свой покорности и отсталости. Но поэт должен по-прежнему во весь голос заявлять о нуждах и надеждах народа. Некрасов считает себя поэтом-борцом, он завещает не забывать о предназначении поэта - звать народ к пробуждению.

Историческая справка . (Говорит ученица, выполняющая роль историка на уроке ).

Итак, вторая половина XIX века. Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство, личностное самовыражение уходило на второй план. На первом плане оказались проблемы социальные. От художника слова требовалась социальная польза доступность, простота. Среди проблем, которыми в то время была богата Россия, острей-шей, давным-давно назревшей была необходимость освобож-дения народа от крепостной зависимости. Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты. Узел затягивался все туже и тормозил развитие исстрадавшейся страны. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и «новые люди» видели смысл своей жизни в том, чтобы этой реформы добиться. Целое поколение новых людей, демократов ощутили своё истори-ческое предназначение. Их молодость пришлась на мрачное николаевское время, и смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, верой в то, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады самой возможности сделать что-то для своего народа, трудиться на благо нации было для них счастьем.

Учитель.

Такой идеал избрал себе Некрасов.

Он был человеком одержимым, страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника - и это стало его «пожизненным амп-луа».

«Родина» - новаторское произведение. В нем впервые в русской поэзии раскрыт образ нового лирического героя: разночинца. В страстном лирическом монологе видны черты его социально-психологического облика, раскрыт деспотизм помещика, показана тяжелая доля крестьянина и трудная судьба женщины.

Чтение стихотворения «Родина» (1846) ученицей .

Дополнение учителя.

Была осень, скверная, холодная осень, пронизывающая до костей… На нем была дрянная шинелишка и саржевые панталоны. Горе так проняло его, что он закрыл лицо руками и плакал. Вдруг слышит шаги. Смотрит – нищий с мальчиком. «Подайте, Христа ради», - протянул мальчик, обращаясь к Некрасову. Он не собрался еще с мыслями, что сказать, как старик толкнул мальчика:

Что ты? Не видишь разве, он сам к утру окоченеет. Эх, голова! Чего ты здесь? – продолжал старик.

Ничего, - отвечал Некрасов.

Ничего, ишь гордый! Приюту нет, видно. Пойдем с нами.

Не пойду. Оставьте меня.

Ну, не ломайся. Окоченеешь, говорю. Пойдем с нами, не бойсь, не обидим.

Делать нечего. Некрасов пошел. Пришли они на 17-ю линию Васильевского острова. Теперь этого места не узна-ешь, всё застроено. А тогда был один деревянный домишко с забором, а кругом пустырь. Вошли они в большую комна-ту, полную нищими, бабами и детьми. В одном углу играли в три места. Старик подвёл его к играющим.

    Вот грамотный, - сказал он, - а приютиться некуда.

    Дайте ему водки, иззяб весь.

Некрасов выпил полрюмки. Одна старуха постлала ему постель, подложила под голову подушечку. Крепко и хорошо уснул он. Когда проснулся, в комнате никого не было, кроме старухи. Она обратилась к нему: «Напиши мне аттестат, а то без него плохо!» Он написал и получил 15 копеек.

С ними пошёл разживаться, - сказал Некрасов.

«Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было много: провал на экзаменах в университет, неудача первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки» (1840), полуголодное существование, наконец, «подённая» черновая работа в столичных журналах, работа ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно формировался стойкий и мужественный характер: «хождение по мукам» и закалило поэта, и открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, только не в деревенском, а в городском быту. В поисках заработка частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой люд: торговали своими изделиями мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сёл и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы и одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впе-чатлений шло накопление литературных сил, опирающихся на глубокое понимание обществен-ной несправедливости.

Ученица-«историк» даёт историческую справку.

Законопроект об освобождении крестьян был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. Обнародован он был 5 марта. Это была несправедливая, грабительская реформа, которая разорила миллионы крестьянских семей. Крестьяне получили личную свободу, перестали быть крепостными, получили гражданские права, однако правительство сдела-ло всё, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарован-ными правами», власть помещика тяготела над крестьяна-ми. Сохранились помещичьи землевладения, оброк и бар-щина, рекрутчина, политическое бесправие крестьян.

Ученица читает «В полном разгаре страда деревенская»

Навсегда главной целью некрасовской музы, богини поэтического искусства, станет судьба русской женщины. Причем разных социальных слоев. В частности – женщины-крестьянки.

Тему женской доли продолжает еще одно известное сти-хотворение Некрасова, ставшее, впоследствии одним из са-мых любимых революционной молодёжью романсов.

Ученица читает «Тройка».

Давайте проанализируем это стихотворение, написанное поэтом в 1846году.

1/-О чем же это стихотворение? Какова его тема?

Оно о тяжелой судьбе русской крестьянки.

2/Какой изображается молодая крестьянка? Найдите слова и выражения, которые помогают автору нарисовать яркий образ девушки.

а/Эпитеты: бьется игриво

из-под брови полукруглой

смотрит бойко

лукавый глазок

взгляд полный чар(полный обаяния, пленительности)

б/олицетворение: бьется лента

в/метафора: лицо вспыхнуло; зажигающих кровь

г/сравнение: черных как ночь

д/метонимия:лукавый глазок(вместо взгляд)

3/-На сколько частей можно разделить стихотворение? Как оно построено?

Можно разделить на две части. Вторая часть противопоставляется первой части. Стихотворение построено на антитезе.

4/-Какие слова и выражения помогают поэту создать безрадостную картину будущего крестьянки?

а/Эпитеты: перетянешь уродливо

выражение тупого терпения

бессмысленный, вечный испуг

сон непробудный (длительный, непрерывный)

муж привередник(слишком разборчивый, с капризами)

б/Метафора: отцветешь, не успев расцвести

5/Какие строфы второй части стихотворения перекликаются с первыми двумя строфами?

Первая строфа: Что ты жадно глядишь на дорогу…

Предпоследняя строфа:не гляди же с тоской на дорогу…

6 -Какую роль играет этот прием повтора?

Образует кольцевую композицию.

7 -Каким размером написано стихотворение?

(Рассматриваем на примере предпоследней строфы)

Не гляди же с тоской на дорогу --!/--!/--!/-

И за тройкой во след не спеши,--!/--!/--!/

И тоскливую в сердце тревогу --!/--!/--!/-

Поскорей навсегда заглуши! --!/--!/--!/

Четырехстопный анапест(--!/--!/--!/-)

6/Как они рифмованы?

Женская рифма чередуется с мужской.

…ши Перекрестная рифма

Вывод. -Какова тема стихотворения?

(Тема тяжелой судьбы русской крестьянки.)

В чем заключается его основная мысль?

Вызывает сочувствие к несчастью других.

В стихотворении чувствуется скрытый протест автора против несправедливостей общества.

Учитель: В 1858 году Некрасовым было написано стихотворение «Размышления у парадного подъезда», отрывок из которого вы учили в 7 классе.

Чтение стихотворения учителем.

Какие композиционные особенности стихотворения вы можете выделить?

(Композиция этого стихотворения, как любого произведения, представляет особый интерес.)

Какую особенность можно отметить в этом стихотворении?

(Даже при беглом чтении становится ясно, что основной особенностью стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны – «владелец роскошных палат», с другой – обездоленные бедняки)).

Как расположены противопоставленные темы?

(Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются и развивают его на 2 части две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой уповают сильные мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем – компонентов и, следовательно, не меняют общего композиционного плана. Переходы от одной темы к другой выполнены с помощью различных приемов, с разной степенью четкости).

Чтение стихотворения «Забытая деревня».

О чем это стихотворение?

(Оно затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Автор сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает).

- Можно ли назвать это стихотворение лирическим?

Между строк просматривается нечто грандиозное: забытая деревня – это вся Россия! За год до опубликования стихотворения (опубликовано оно было в 1856г.) умер Николай 1- старый барин, от которого народ не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине – Александре 2. Можно истолковать эти строки и так.)

Учитель: С 1865 года и до конца своих дней Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». По-прежнему пёстрой, горластой, разноголосой оставалась любимая им Русь, по которой шагают семь мужичков-правдоискателей. Но, в отличие от других произведений, здесь уверенно и бодро звучат оптимистические ноты:

Рать подымается

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Свободной, гордой и счастливой видел свою Родину лю-бящий её поэт.

Какой же вывод можно сделать из сегодняшнего урока?

Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую ясную грудью дорогу проложит себе». Но сначала народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что и предстояло сделать народным заступникам.

Как нельзя лучше об этом сказано Н.А. Некрасовым в его строках

Я лиру посвятил народу своему…

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Домашнее задание.

Сделать письменный анализ любого стихотворения на народную тему Н.А. Некрасова.

Индивидуально – Подготовить сообщение «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Опять она, родная сторона,
И вновь душа поэзией полна…
Н. А. Некрасов
Демократическое движение в России в середине XIX века породило и “третьего”, после Пушкина и Лермонтова, великого русского поэта Н. А. Некрасова, который существенно обновил содержание и форму русской лирики и поэмы.
Многим Некрасов был обязан своим соратникам Белинскому, а позднее Чернышевскому, общение с которыми воспитывало его демократизм. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, которые помогли ему лучше, чем кому-либо из писателей, узнать жизнь народа, городской бедноты, разночинцев. Личность Некрасова крайне сложна. Мемуаристы отмечают, что он был “кающимся дворянином”, то есть испытывавшим угрызения совести перед угнетенным народом. Он старался своей поэтической деятельностью как бы искупить грех своего привилегированного происхождения.
Некрасов писал, что самое главное – это любить народ и родину и “служить им сердцем и душой”. Русский народ, в неограниченные возможности которого Некрасов свято верил, и родная земля с ее удивительно суровой, но бесконечно прекрасной природой – неиссякаемый источник вдохновения поэта. Образ матери-родины проходит через все его творчество. “Родина-мать! Я душою смирился, любящим сыном к тебе возвратился”; “О матушка-Русь! ты приветствуешь сына”; “Мать-отчизна! дойду до могилы, не дождавшись свободы твоей”; “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!” – слова, с которыми обращался поэт к родине. На чужбине Некрасов тосковал, томился от бездействия, пребывал в творческом тупике. Но стоило ему вернуться, вдохнуть знакомые с детства запахи и увидеть родные пейзажи, он переживал творческий подъем:
Опять она, родная сторона,
С ее зеленым, благодатным летом,
И вновь душа поэзией полна…
Да, только здесь могу я быть поэтом!
Сравнивая полную своеобразной прелести красоту русского пейзажа с пейзажами Запада, Некрасов пишет о ее лечебной силе:
Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни людей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
Удивительные по проникновенности и красоте строки посвящал Некрасов родным лугам и полям, “гордым” русским рекам. Замечательное по выразительности описание русской весны мы читаем в стихотворении “Зеленый Шум”:
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух, и вода!
Любуясь красотой природы, поэт никогда не забывал о том, как тяжело жилось народу под небесами родины. Тема “родины” в поэзии Некрасова приобретала особо демократический, крестьянский характер. Нищета убогой русской деревни, непосильный труд крестьянина, тяжелая доля русской женщины, каторжный труд бурлака, бесправие народа, произвол “власть имущих” – все эти трагические стороны печальной русской действительности волновали поэта.
Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг,
С душевной болью восклицает поэт. Стихи его наполнялись ненавистью к обидчикам простых людей. Поэтому в творчестве Некрасова слова “любовь к родине” постоянно соединялись со словами “гнев” и “ненависть”.
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей.
Его стихи – “свидетели живые за мир пролитых слез”. В своей поэзии Некрасов полностью погружается в чисто русские заботы: “Несжатая полоса” (1854), “Забытая деревня” (1855), “На Волге” (1860), “В полном разгаре страда деревенская” (1864), “Размышления у парадного подъезда” (1858), “Железная дорога” (1864). Некрасову не нужно разъяснять свое понимание родины, искать пути к народу. Он везде встречается с народом: на охоте, на привале, на прогулке, в поле, в избе, в лесу. Он умеет почувствовать и понять настроения простого человека. Некрасов страстно верил в счастливое будущее своей матери-родины. Он писал о родной земле:
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Поэт призывал “не робеть за отчизну любезную”, так как верил, что народ завоюет себе счастье. “Я верую в народ”, – говорил поэт. Эта великая вера Некрасова имеет особое значение в наше сложное, полное тяжких испытаний время. Без Некрасова нельзя понять ни прошлого русской поэзии, ни ее настоящего.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Народ и родина в лирике Н. А. Некрасова