Профессия — Социальный работник, социолог. Кто такой социальный работник

  • 11.10.2019

В настоящее время профессия социального работника высоко востребована на рынке труда. Всё больше людей нуждаются в помощи, особенно сейчас во времена экономической нестабильности. Эта специальность является скорее призванием, а не профессией. Особенностью профессии социального работника является то, что только умеющие сострадать, гуманные люди, готовые помочь инвалидам, детям-сиротам, престарелым, многодетным матерям, могут ею заниматься. Эти самые слабозащищенные слои населения могут получить консультацию у социальных специалистов по вопросам различных преимуществ и льгот. Социальные работники не оставят без внимания людей страдающих такими заболеваниями, как наркомания и алкоголизм. Кроме того, работники этой сферы оформляют все необходимые документы.

Для выявления нуждающихся в материально-бытовой помощи социальные работники проводят исследования. В своей работе они всячески стараются задействовать общественные и государственные структуры, добиваются от них принятия необходимых решений. Помимо всего прочего социальный работник несет ответственность за программу по реализации реабилитационных мероприятий.

Тем людям, которым самостоятельно трудно справиться с проблемами любого характера, представители этой профессии оказывают морально-правовую и психологическую поддержку. Речь идёт о таких людях, которые пострадали в экологических катастрофах, военных действиях, пожарах, международных конфликтах, семейных ссорах и т.д.

Социальные работники закупят и доставят продукты, лекарства, отнесут вещи в химчистку или прачечную, наведут порядок в доме или квартире, и даже сделают ремонт в жилом помещении для тех, кто самостоятельно это сделать не может. Представители этой профессии измерят температуру, давление своим подопечным, поставят горчичники и т.д.

К сожалению, несмотря на большой фронт работы, у социальных работников довольно низкая зарплата. И неоценима роль таких сотрудников, что стремятся улучшить бытовые и материальные условия жизни незащищенных и слабозащищенных слоев населения. Это можно отнести к плюсам профессии социального работника. Минус - такой труд у современной молодежи не считается престижным.

Социальные работники празднуют свой профессиональный день 8 июня. Именно в этот день людей этой профессии благодарят за выполнение особой миссии.

Личные качества социального работника

Представителей этой профессии отличают такие качества, как доброта, отзывчивость, внимательность, способность к сопереживанию. Для эффективного выполнения своих обязанностей социальный работник должен быть коммуникабельным, эмоционально и стрессоустойчивым, аккуратным, организованным, сдержанным, честным, справедливым. Чтобы завоевать доверие своих подопечных социальный работник должен обладать такими качествами, как трудолюбие, целеустремлённость и ответственность.

Каким должно быть образование

Тот, кто выбирает профессию социального работника, должен быть осведомлен в нравственных, социальных и гуманитарных вопросах. Кроме того, необходимо знание таких предметов, как социология, медицина, экономика, психология, психотерапия, этика. Чтобы давать консультации правового характера, тоже следует обладать определенными знаниями.

От того, какое образование у социального работника, зависит род его деятельности. Чтобы работать с детьми, необходимо наличие педагогического образования. Лицам, занимающимся решением правовых вопросов, необходим диплом юриста. Образование психолога нужно тем, кто будет вести консультации по телефону. А тем, кто будет ухаживать за инвалидами, потребуется диплом медицинского работника.

Место работы и карьера

Мест работы представителей этой профессии достаточно много. Это

  • дома престарелых;
  • комитеты социальной защиты;
  • детские дома;
  • филиалы пенсионного фонда;
  • советы ветеранов;
  • центры социального обслуживания;
  • органы опеки и попечительства.

С повышением стажа и опыта социальному работнику присваивается разряд и повышается зарплата.

Социальный работник, должностные обязанности которого будут рассмотрены далее, принимается и увольняется руководителем ЦСО. Выход из штата осуществляется в соответствии с порядком, установленным в статьях 77-81 ТК.

Общие сведения

На должность социального служащего принимаются лица, которые имеют:

  • высшее;
  • начальное профессиональное;
  • среднее специальное образование.

К деятельности могут привлекаться лица, не имеющие подготовки по специальности. Люди, которые подлежат обслуживанию, называются подопечными. Такой статус лица приобретают при обращении в Совет ветеранов, ЦСО либо комитет соцзащиты, а также при выявлении социальным работником нуждающихся в заботе в ходе специального обхода. Подопечные лица, утратившие полностью возможность самообслуживания, отправляются в дом престарелых.

Социальный работник: обязанности, зарплата сотрудника

Служащий ЦСО может исполнять определенные поручения подопечных. Они могут не входить в перечень обязанностей социального работника, однако вытекают из общего смысла его деятельности. Суть ее заключается в оказании поддержки и помощи одиноким людям и инвалидам. К примеру, женщина в преклонном возрасте с трудом передвигается из-за серьезных проблем со здоровьем. Социальный работник может отвести ее в баню, после которой человеку станет легче и он сможет самостоятельно себя обслуживать. Начинается день сотрудника ЦСО с телефонного звонка подопечным. В обязанности социального работника входит выяснение поручений, которые следует исполнить, списка необходимых продуктов. Все сведения фиксируются в специальной тетради для каждого подопечного. В конце года, на основании оценки деятельности сотрудника, ему присваивается или не присваивается разряд. В первом случае, кроме прочего, он может рассчитывать на повышение зарплаты. Спустя еще три года надбавка составит 10, а через пять лет – 30%.

Разряды

Установлены следующие категории:

  • Пятый разряд. Он присваивается сотруднику, имеющему профессиональное (начальное) образование. При этом требований к его стажу не предъявляется. Также 5 разряд имеют служащие с полным средним (общим) образованием. В этом случае им необходимо осуществлять деятельность по профилю на протяжении не менее трех лет.
  • Шестой-седьмой разряды. Для получения данной категории сотрудник может иметь профессиональное высшее образование. В этом случае требований к его стажу не предъявляется. Также служащий может иметь среднее специальное образование. В этом случае он должен находиться в штате в течение не менее трех лет.
  • Восьмой разряд. Он присваивается сотрудникам, стаж работы которых не меньше пяти лет, и они имеют высшее образование по своей специальности.

Важные моменты

В функциональные обязанности социального работника входит обеспечение бытового обслуживания лиц, нуждающихся в помощи. Служащий ЦСО находится в подчинении непосредственно заведующего отделением, замдиректора, руководителя центра. Сотруднику необходимо знать постановления и законы федерального, местного и регионального уровня, прочие нормативные акты, связанные с регулированием его деятельности. Социальный работник, должностные обязанности которого содержатся в соответствующей инструкции, несет ответственность за свою деятельность перед законом. Ему надлежит соблюдать правила распорядка ЦСО, знать нормы и предписания по охране труда, производственной санитарии, техники безопасности, противопожарной защите. Непременным условием качественного исполнения задач считается соблюдение требований по организации бытового обслуживания лиц в пожилом возрасте и инвалидов. Сотруднику необходимо знать основы психологии подопечных, владеть приемами оказания первой помощи.

Основные предписания

В профессиональные обязанности социального работника входит:

  • Оказание услуг, которые входят в список гарантированных государством.
  • Соблюдение графика посещений.
  • Выявление граждан, нуждающихся в обслуживании и поддержке.
  • Проведение анкетирования на предприятии среди сотрудников.
  • Участие в оформлении документов служащих, нуждающихся в этом.
  • Информирование работников об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг.
  • Соблюдение конфиденциальности в отношениях с подопечными.
  • Исполнение распоряжений и поручений руководства ЦСО.
  • Согласование своей деятельности с начальством.
  • Своевременное предупреждение о наступлении нетрудоспособности.
  • Ходатайство о выделении материальной помощи сотрудникам, нуждающимся в этом.
  • Заполнение документации, согласно с рекомендациями по ведению дел, своевременное внесение дополнений и изменений.
  • Участие в общественной жизни ЦСО.

Права и обязанности социального работника регламентируются ТК РФ.

Ответственность

При нарушении трудовой дисциплины на сотрудника распространяется действие норм ст. 419 ТК. Своевременное исполнение должностных обязанностей социальным работником гарантирует эффективную помощь нуждающимся в ней людям. Такое отношение к своей деятельности благотворно сказывается на атмосфере внутри коллектива, трудоспособности и интересах сотрудников. Обязанности социального работника должны выполняться добросовестно и четко. Во многом от своевременности оказания помощи зависит зачастую не только общее состояние подопечного, но и его жизнь.

Определяющие критерии

Чтобы выполнять обязанности социального работника, недостаточно иметь те или иные навыки или знания. Сотруднику необходимо обладать и определенными личными качествами. Сформированные моральные и нравственные убеждения, объективность при оценке проблем подопечного, честность, тактичность, справедливость, внимательность, творческое мышление, коммуникабельность, адекватность самооценки, толерантность, гуманность, сила воли, доброта, терпение – это далеко не весь список качеств, которыми должен быть наделен социальный работник.

Используемые методы в деятельности

Обязанности работников социальной защиты состоят не только в обеспечении необходимой помощи подопечным. Для наиболее эффективного осуществления своей деятельности сотрудникам предписано в соответствии с Инструкцией разрабатывать и внедрять различные методы, позволяющие более глубоко и детально изучить проблемы, выбрать оптимальные средства их решения. Так, социальный работник в школе, обязанности которого связаны с оказанием помощи детям, должен выступать, кроме прочего, в качестве консультанта и, в некотором роде, учителя. Используя воспитательный подход в своей деятельности, сотрудник дает рекомендации, обучает демонстрации и моделированию правильного поведения, использует ролевые игры, устанавливает взаимодействие между учеником и педагогом. Особого внимания заслуживают обязанности социального работника в больнице.

В данном случае на его плечах лежит большая ответственность. Человек, находящийся в лечебном учреждении, требует к себе максимальной чуткости, заботы, помощи. В этом случае соцработник не только выполняет свои обязанности по обслуживанию подопечного. Он также исполняет роль сторонника или посредника в преодолении дезорганизации личности, апатии в тех случаях, когда больному человеку сделать это самостоятельно не представляется возможным. Фасилиативный подход направлен на объяснение ситуации, подбадривание и ориентирование на мобилизацию имеющихся внутренних ресурсов подопечного. В период восстановления или реабилитации это имеет фундаментальное значение. Существует также адвокативный подход к осуществлению деятельности соцработником. В этом случае сотрудник выступает в качестве представителя от подопечного или группы лиц, нуждающихся в этом. В данном случае в обязанности социального работника входит, кроме прочего, помощь в выдвижении аргументов, подборе обоснованных обвинений.

Возможности сотрудников

Права и обязанности социального работника – две категории, тесно связанные между собой. Используя свои полномочия, сотрудник может эффективно осуществлять свою деятельность, цель которой состоит в своевременной помощи нуждающимся. Права соцработника установлены в статьях 1, 379-380, 353-369, 209-231 ТК. Также его возможности определены в коллективном договоре и правилах распорядка ЦСО. В процессе исполнения своей деятельности социальный работник имеет право:

  • Привлекать близких и родственников к оказанию помощи, выходящей за рамки, установленные Инструкцией.
  • Получать информацию от подопечных о состоянии здоровья, отношениях с другими членами семьи.
  • Использовать личные данные клиента при заполнении необходимой документации.

Международная практика

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод что составляют основу деятельности, которую выполняет социальный работник, обязанности. Украина, Россия и многие другие страны принимают участие в гуманитарной масштабной программе по ликвидации нищеты, обеспечению начального образования, стабильной поддержке наиболее ущемленных слоев населения. Как показывает опыт зарубежных государств, необходимость в проведении многоплановой, комплексной социальной работы особенно высока в кризисные периоды. В эти моменты отмечается значительное ухудшение благосостояния большей части граждан. Украина, как и Россия, за всю свою историю пережила такие периоды не один раз. Однако правительство этих стран стремится всегда устранить возникающие проблемы. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит прежде всего службе социальной защиты.

Роль государства

В вопросе обеспечения граждан реальной помощью государство сегодня занимает побочную, вторичную позицию. При этом социальный работник, с одной стороны, служит людям. Он помогает преодолеть ту или иную конкретную проблему. С другой стороны – он находится и на службе у государства. Власть через служащих ЦСО снижает общественную напряженность. Прямо говоря, государство, используя соцработника, "успокаивает" нуждающееся население. В этом случае сотрудник находится в достаточно сложной ситуации. В силу долга – профессионального и человеческого – соцработник действует в первую очередь в соответствии с принципом гуманизма. Вместе с этим на нем лежит исполнение государственной задачи по сохранению в обществе равновесия.

В заключение

Для наиболее качественно исполнения своих обязанностей социальный работник должен владеть различными умениями, навыками, знаниями в таких направлениях, как психология, медицина, социология и прочих. Только в этом случае он может считаться достойным реализатором поставленных государственных целей. Умения и знания, которыми обладает социальный работник, в комплексе с его индивидуальными качествами должны оцениваться с использованием соответствующих методов. Анализ результатов, исправление недочетов, восполнение недостающих сведений будет, несомненно, способствовать более эффективному исполнению своего долга. Стремление к совершенствованию проявляется не только в желании приобрести более объемный практический опыт, теоретические знания. Немаловажное значение имеет улучшение личных качеств, преодоление недостатков, в особенности тех, которые отрицательным образом сказываются на его деятельности. Индивидуальные качества сотрудника выступают как основа успешного взаимодействия с подопечным и считаются неотъемлемым условием его профпригодности.

Разговор на эту тему назревал давно. То недостаточное освещение вопроса в СМИ, то неосведомленность граждан в социальной политике государства, или банальная путаница терминов, в которых мало ориентируемся, смешанная с информацией из иностранных фильмов, где социальные работники наделены гиперболизированными правами - и что-то все же привело к вопиющей неосведомленности, с которой мы с вами попробуем побороться. Так кто же он на самом деле, этот «социальный работник» ? Что люди всех возрастов, социального положения и профессий вкладывают в это понятие?

Профессия социального работника имеет очень мало общего с тем комплексом понятий, которые вкладывают рядовые граждане в словосочетание « социальный работник ». Для полного понимания терминов и понятий нам придется хотя бы кратко коснуться некоторых организаций, в которых социальные работники работают, то есть социальных служб.

Социальные службы - это...
... Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования, а также граждане, которые предоставляют социальные услуги лицам, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах (такой политкорректный термин) и нуждаются в посторонней помощи. Итак, ЗУ «О социальных услугах» можем понять, что социальные службы призваны именно предоставлять услуги населению для решения жизненных проблем различного характера. Другими словами - помогать. Какие организации это делают? Самыми известными среди всех есть центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, управления труда и социальной защиты населения, центры занятости населения и т.п. .

В состав управления труда и социальной защиты населения входит территориальный центр социального обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан. Социальный работник, согласно справочника квалификационных характеристик профессий работников, участвует в выполнении возложенных на отделение социальной помощи на дому задач. Оказывает одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, живущих в зоне обслуживания и нуждающихся в посторонней помощи. Согласно положению об отделении социальной помощи и договорами между отделением и одиноким нетрудоспособным гражданином не реже двух раз в неделю посещает одиноких, оказывает социально - бытовые услуги, оказывает дополнительные потребности, которые необходимо решить, и выполняет их самостоятельно или через предприятия торговли, быта, общественного питания, учреждения здравоохранения, общительны, благотворительные организации и т.д. . Это то, что касается именно социального работника как профессии.

Для преодоления или избежания сложных жизненных обстоятельств граждане могут обратиться в Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи (ЦСССДМ) , который предоставляет необходимые услуги (социально -бытовые, психологические, социально - педагогические, социально -медицинские, социально - экономические, юридические, услуги по трудоустройству, информационные и т.п.) или перенаправляет человека к организации, которая специализируется на решении той или иной проблемы. Работниками ЦСССДМ есть, кроме других, специалисты по социальной работе.
Специалист по социальной работе с семьями, детьми и молодежью осуществляет социальное инспектирование и оценку потребностей; планирует и определяет методы помощи; предоставляет социальные услуги; обеспечивает социальное сопровождение, способствует формированию знаний, умений, навыков; активизирует ресурсы общин; проводит мониторинг и оценку качества социальных услуг. Простыми словами, специалисты по социальной работе помогают лицам, семьям, детям преодолеть те жизненные трудности, с которыми самостоятельно последние справиться не могут. Проводится профилактическая работа по вопросам сохранения и укрепления здоровья, обучения с целью улучшения взаимоотношений с окружающей социальной средой, выявление и содействие развитию всесторонних интересов лиц, предоставление консультаций по вопросам действующего законодательства, предоставление информации различного характера для решения жизненных проблем.

Может социальный работник забрать ребенка?
Специалистами по социальной работе для знакомства с семьями, проживающих на закрепленной за специалистом территории, а также для раннего выявления и недопущения попадания в сложные жизненные обстоятельства проводилось « посещение всех семей с детьми». Это способствовало не только большей распространению информации о деятельности специалистов по социальной работе, но и неразберихе с названием «социальный работник ».

Однако специалисты по социальной работе действительно, после совместных инспекций с другими субъектами социальной работы и соответствующем решении заседания совещательного органа, могут весьма существенно влиять на развитие событий, а именно: при выявлении нарушений прав детей обращаться в органы и службы по делам детей, а те, в свою очередь, поднимать вопрос о целесообразности воспитания ребенка именно в этой семье. Как это работает? Скажем, ко мне домой пришел специалист по социальной работе. У меня есть дети, и он, выполняя свои обязанности, желает со мной познакомиться.
Вариант I: я специалиста в квартиру пустила, он со мной познакомился, предоставил информацию о своей организации, посмотрел, в каких условиях я воспитываю детей - и ушел. Просто. Только не совсем законно. Мне, конечно же, нечего скрывать, но по какой причине я обязана пускать постороннего человека в свое жилье?
Вариант II: я не хочу никого пускать в квартиру, никому не доверяю, просто не верю, не хочу и все. Могу. И согласно Семейного кодекса имею право. В таком случае специалист по социальной работе имеет право, согласно должностных инструкций, обратиться к моим соседям для сбора информации о моей семье (не забываем, что он все-таки действует в интересах ребенка).

Пообщался он с соседями и, если возникнет необходимость, может обратиться в школу, детский сад, в районный педиатра или других известных ему источников. Информацию должен проверять. Полученные данные должен обсудить с начальником своего отдела, сохраняя конфиденциальность и, в случае необходимости, может привлекать субъектов социальной работы для совместных инспекций. Тогда ко мне домой придет целая комиссия - и тогда я тоже имею право никого не пустить. Акт инспекции могут составить тоже со слов соседей. И только после этого на заседании совещательного органа будут решать, что со мной делать. Для дальнейших действий в отношении меня или моих детей должно быть аргументирована причина, например угроза для жизни и здоровья, невыполнение мной родительских обязанностей, т.е. нарушаю, например, 150 , 152 или 155 статьи Семейного кодекса Украины. Решением заседания совещательного органа мою семью должны признать такой, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах, и поставить меня на учет. Далее мне на помощь сначала может прийти специалист по социальной работе, который попытается вывести меня из сложных жизненных обстоятельств. Итак, специалиста по социальной работе бояться не надо, он должен помочь мне наладить воспитание детей, вести здоровый образ жизни, повысить уровень воспитательного потенциала моей семьи и т.д. . Если я откажусь от получения услуг или не выполню поставленные передо мной задачи, ко мне могут прийти специалисты службы по делам детей, которая является контролирующим за соблюдением прав детей органом. Если я после всех принятых ко мне меры, предупреждений и административных взысканий отношение к воспитанию детей не изменю, тогда служба по делам детей может инициировать лишение меня родительских прав. Повторюсь, для этого должны быть существенные причины, этому предшествует ряд мер, применяемых в различных ситуациях, и все это дело не одного дня.

Согласно законодательству, в обязанности родителей входит обеспечение своих несовершеннолетних детей всем необходимым.

Точно так же и дети, когда придет время, должны ухаживать за своими престарелыми родителями. Однако далеко не у каждого есть возможность делать это своевременно. Причины могут быть разные – от постоянных командировок до чрезмерной удаленности места проживания. Кроме того, многие граждане преклонного возраста не имеют родственников, которые могли бы подать им пресловутый «стакан воды». Во всех подобных случаях на помощь нуждающимся приходят социальные работники.

Как и где «получить» соцработника

Для того чтобы «получить» «своего» соцработника, человек преклонного возраста либо другой нуждающийся гражданин, который имеет на это право, должен обратиться по месту своего жительства в Центр социального обслуживания. На сегодняшний день в одной только Москве есть 122 подобных центра.

Центры социального обслуживания предоставляют разные услуги.

Одной из самых важных является доврачебная и социальная помощь инвалидам и одиноким пожилым людям, которые утратили способность обслуживать себя полностью или частично.

Социальный работник предоставляется на временной или на постоянной основе. К примеру, многим нужна помощь на время отъезда родственника или тяжелой болезни. Как «получить» социального работника? Напишите заявление в центр социального обслуживания или в районный комплексный центр. После соответствующего медицинского заключения Вас примут на «нестационарное социальное обслуживание».

Существуют определенные льготные группы граждан, которые имеют право на получение помощи соцработника на дому.

Это такие категории, как:

  • люди преклонного возраста – мужчины после 60 лет и женщины после 55;
  • граждане с инвалидностью;
  • семьи с детьми, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
  • многодетные семьи, а также семьи с детьми-инвалидами;
  • прочие люди, требующие посторонней помощи.

Вне очереди рассматриваются заявки от:

  • участников и инвалидов ВОВ;
  • одиноких граждан с инвалидностью, старше 70 лет;
  • одиноких людей преклонного возраста старше 80 лет;
  • инвалидов, пострадавших в результате боевых действий;
  • инвалидов, лиц преклонного возраста, одиноких или одиноко проживающих, при условии, что они лишены помощи и поддержки со стороны своих родственников;
  • ликвидаторы чернобыльской катастрофы;
  • супруги погибших участников ВОВ, при условии, что они не вступили в повторный брак.

Получить помощь социального работника имеют право и льготники, имеющие родственников, при условии наличия факторов, препятствующих оказанию помощи по объективным причинам.

Например, такими причинами могут быть отдаленность места проживания, продолжительная болезнь, достижение родственником пенсионного возраста.

Отказ в социальном обслуживании на дому

В ряде случаев социальный центр имеет право отказать в социальном обслуживании на дому:

  • если человек является хроническим алкоголиком;
  • при условии подтвержденного бактерио- или вирусоносительства (активная форма туберкулеза, венерические заболевания, например, сифилис и т. д.).

Что включается в обязанности социального работника

Социальный работник должен появляться у своего подопечного не менее 2 раз в неделю.

В обязанности социального работника включается:

  • покупка и доставка продуктов, приготовление пищи;
  • кормление подопечного (если есть такая необходимость);
  • доставка воды и топлива – если человек проживает в доме, где отсутствует централизованная подача этих ресурсов;
  • оплата коммунальных услуг;
  • доставка вещей в химчистку и из нее;
  • санитарно-гигиеническая и медицинская, в том числе и доврачебная помощь;
  • оформление документов с целью получения определенных льгот, предоставляемых государством;
  • психологическая поддержка;
  • оформление документов на предоставление ритуальных услуг.

По договору с организацией, занимающейся предоставлением социальных услуг, нуждающимся может оказываться и другая помощь за полную либо частичную оплату. Каждый социальный работник обязан вести специальный журнал. В этот журнал записываются все оказанные услуги и совершенные покупки для подопечного. Этот документ проверяют раз в месяц заведующие центров.

Разовые услуги от социального центра

Если человек не имеет права на постоянное обслуживание либо просто в нем не нуждается, тогда он может воспользоваться «Мобильной социальной службой».

Данный сектор социальных центров предоставляет разовые услуги нуждающимся, в том числе те услуги, которые не входят в приведенный выше «гарантированный перечень».

Кто может обратиться за разовыми услугами:

  • пенсионеры;
  • лица с ограниченными функциями жизнедеятельности и инвалиды;
  • семьи, содержащие детей-инвалидов;
  • матери, самостоятельно воспитывающие ребенка;
  • разведенные граждане;
  • многодетные семьи.

Примером разовых услуг являются: сопровождение ребенка-инвалида в образовательное учреждение, уход за детьми с инвалидностью, доставка технических средств реабилитации. Продолжительность разовых социальных услуг – не более 4 часов в день, периодичность не регламентируется. Перечень услуг устанавливает социальный центр после рассмотрения заявки обратившегося.

Социальная работа прошла длинный путь от монастырской благотворительности к академической специальности. Сегодня это возможность сочетать знания, профессиональные методики и личные качества – став тем, кто поддерживает, утешает, учит, возвращает веру в себя и помогает изменить жизнь, будь то жизнь одного человека или целой группы.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Эволюция помощи

Люди начали помогать друг другу с древних времен, ведь не каждый может охотиться на мамонтов! Способность испытывать сочувствие другому заложена в человеческой природе. Да и мировые религии учат помогать друг другу и поощряют взаимопомощь.

Помогать - значит поддерживать на эмоциональном, материальном и социальном уровне. Со временем выявились группы людей, которые нуждаются в помощи больше, чем другие. Человек может попасть в такую группу с рождения (врожденная инвалидность) или оказаться в ней неожиданно (выживший после катастрофы).

С развитием человечества и гуманизацией руководящих им идей взгляды на то, как, сколько и кому помогать, неоднократно пересматривались. Так, если когда-то в Англии бедность считалась преступлением и в наказание за нее можно было попасть в работный дом, то теперь это явление, с которым можно успешно бороться, и многие страны создают целые программы борьбы с бедностью (но не с бедными).

Социальная работа - традиционно и продолжает оставаться не слишком высокооплачиваемой. Однако это постепенно меняется, и сегодня и мужчины с удовольствием пополняют ряды профессиональных помощников.

Требования и противопоказания

Делать в юности непросто. Нарисуйте в своем воображении картинку «Я на работе». Как вы себя видите? Если во главе угла для вас высокий заработок, если вы считаете, что «каждый сам за себя», что «каждый имеет в жизни то, чего он заслуживает», если вам легче работать с компьютером, чем с людьми, то вам будет непросто адаптироваться к требованиям этой профессии.

Социальному работнику трудно без следующих качеств:

  • умения искренне сочувствовать другим людям;
  • веры в социальную справедливость;
  • желания влиять на жизнь своей страны;
  • умения работать в команде;
  • интереса к личностным и социальным процессам;
  • умения работать в кризисной ситуации;
  • умения эффективно пользоваться критикой;
  • веры в то, что словами можно изменить очень многое.

А вот абсолютно недопустимым в социальном работнике я считаю расизм, шовинизм или любые другие взгляды, допускающие нетерпимость или дискриминацию. Вы можете принадлежать к любой конфессии, но обязаны уметь уважать тех, кто принадлежит к другой, даже чуждой или непонятной вам. В то же время я не верю в то, что можно быть хорошим специалистом, не любя свою работу. Чайлдфри будет тяжело работать в школе, а противнику абортов - в центре планирования семьи для молодежи.

Поэтому очень хорошо, что социальная работа включает в себя очень широкий спектр деятельности. Социальные работники в России заняты в различных областях - это:

  • социальное обеспечение;
  • работа с детьми, подростками и их семьями;
  • работа с инвалидами, как взрослыми, так и детьми;
  • работа с зависимыми от алкоголя и наркотиков.

Такой широкий спектр возможностей в социальной работе - одно из главных преимуществ этой профессии. В ней каждый может отыскать себе дело по душе.

Поступление и учеба

Зачисление в вуз производится по результатам ЕГЭ. Требования для поступления на бюджетный поток, вечернее и заочное отделения могут различаться. Все зависит от конкретного учебного заведения.

Профессия социального работника в России еще молода: академическое обучение этой специальности стартовало в 1991 году. Учебный план стандартизирован относительно зарубежных методик, принятых в Европе, США, Израиле, - так что имеет смысл сразу начинать учиться там, где такое образование имеет более длительные традиции, особенно если в будущем вы не исключаете возможности продолжить учебу за границей. А если не удалось поступить на дневное отделение, поступайте на вечернее или заочное. Потом вы сможете перевестись - и не будете тратить целый год на ожидание.

Теоретическая часть обучения включает в себя обязательные предметы - математику, отечественную историю, иностранный язык - и профильные дисциплины. Будущий социальный работник изучает психологию, социологию, педагогику, ювенологию, основы консультативной работы с индивидуумом и группой - и т. п., в зависимости от выбранной специализации.

Каждый студент обязан пройти практику. Различают учебную, производственную и исследовательскую практики; количество часов, обязательных для отработки, определяет вуз. Место для прохождения практики студент находит сам, но в учебной части ему, скорее всего, предоставят список организаций, сотрудничающих с факультетом.

Для меня, например, практика была самой важной частью учебы. В конце концов, что такое лекции и семинары? Послушал, почитал, выучил и сдал. Кто-то среди преподавателей интересно ведет предмет, кто-то не очень, а в результате - колонка цифр в зачетке.

Другое дело практика. Там имеешь дело с живыми людьми, и не только ты учишься с ними работать, но и тебя оценивают и проверяют со всех сторон. Проверяют и руководство, и коллеги, и клиенты. Формальный зачет по практике еще не говорит о том, что она удалась. Ведь это реальный шанс проверить: нахожу ли я общий язык с данной категорией населения, справляюсь ли с работой, учусь ли на своих ошибках, могу ли мыслить творчески, как выхожу из кризисных ситуаций? А самый главный вопрос - вижу ли я себя работающим в подобной организации после получения диплома?

Помню, как я расстроилась, получив направление на практику в гериатрическое отделение. Мне совсем не хотелось работать с психически больными пожилыми людьми. Мне хотелось на баррикады - в центр помощи наркозависимым или жертвам насилия. Но, по окончании практики, когда мы прощались с нашими подопечными и слушали их пожелания успехов и слова благодарности, я не чувствовала ни скуки, ни раздражения. И теперь я отношусь к работе с пожилыми людьми совсем иначе. Надеюсь, когда-нибудь мне предоставится возможность участвовать в интересном проекте в этой сфере. Поэтому не забывайте, что практика учит тому, чему вы сами готовы научиться.

Трудоустройство и коллеги

Главная трудность, с которой сталкиваются все выпускники при устройстве на работу - отсутствие опыта. Но не спешите отчаиваться.

Важно помнить, что социальная работа - это та сфера деятельности, где ваши личные таланты имеют решающее значение. Главный инструмент в работе - это даже не ваши знания, а вы сами. Ваши коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, способность ответственно поступать по-своему, умение решать конфликты, творчески мыслить - вот ваш главный багаж. При составлении резюме учтите, что на вас работают такие факты, как участие в различных студенческих проектах и волонтерской деятельности - всё это повышает вашу ценность в глазах потенциального работодателя.

Один из наиболее простых способов устроиться на работу после окончания учебы - обратиться в место, где вы проходили практику (при условии, что вам там понравилось, конечно). Есть все шансы, что руководство предпочтет человека, уже знакомого со спецификой работы и коллективом, кому-либо со стороны.

Вообще в этой сфере необходимо уметь общаться с коллегами, сохранять связи, которые потом пригодятся. Вдруг вам предстоит профессиональная супервизия? Учтите, соседка по кабинету может дать ценный совет, а случайная знакомая на конференции - идею для целого проекта. В социальной работе коллеги - это не то же самое, что коллеги в офисе юридической компании или на заводе. Здесь нельзя работать вместе и не знать, что происходит с соседом по кабинету, - а узнав, нельзя на это не отреагировать.

А если вы вместе убежали от алкоголика в неблагополучном районе, вместе вызывали охрану, чтобы успокоить разбушевавшегося посетителя, и вместе молча сидели рядом после того, как ваш клиент покончил с собой, такое не забывается - и часто эти отношения сохраняются на всю жизнь.

Клиенты

Вы пытаетесь заставить человека делать что-то новое. Например, не бить своих детей. Естественно, он воспринимает это как грубое вмешательство в свою семейную жизнь и всячески выражает недовольство. В результате вас… могут вызвать в суд для дачи показаний или экспертизы.

Вас ограничивает закон. Вы не можете предпринимать какие-либо действия, если ваш клиент на это не согласен. Например, девочка лет 10, обычно активная и веселая, начинает приходить в школу в теплой не по сезону одежде, с грязными волосами, держится скованно, не участвует в играх. Такое поведение может быть симптомом сексуального насилия в семье. Но пока она не скажет, что кто-то с ней сделал что-то нехорошее, ничего расследовать нельзя. Даже если вы понимаете, как будет лучше и что надо сделать для той или иной семьи, - вы можете только предлагать. Предлагать женщине оставить мужа, который ее избивает. Предлагать алкоголику пойти на лечение. Предлагать перевести труднообучаемого ребенка в специализированный класс.

Среди ваших обязанностей может оказаться игра с умственно отсталыми детьми, посещение неблагополучных районов, общение с чиновниками из мэрии, полицейскими, психиатрами и учителями… Главное разочарование - это когда осознаешь, что те, кого вы так хотели спасать и поддерживать, вовсе вам не рады. Они относятся к вам с подозрением, а иногда и со злостью. В их глазах вы представитель государства, и к этому государству у них очень много претензий (иначе они бы не оказались среди нуждающихся в социальной защите). Сирота вполне может украсть вещь из вашей сумки, а ветеран-пенсионер - ругаться матом. Это не значит, что они не нуждаются в помощи, совсем наоборот… Но только попробуй заставь их ее принять!

Материальным аспектом помощи люди всегда будут недовольны - просто потому, что любая цифра, как бы велика она ни была, не самая большая. В этой сфере вы можете действовать в рамках определенного бюджета, который, скорее всего, утверждали не вы, и которого, конечно, недостаточно. Поэтому ваш главный капитал в работе - это то, что цифрами не измерить: уважение, сочувствие, поддержка, искренний интерес.

Как и любого человека, социального работника радует успех. Когда работаешь над чем-то долго, упорно, нудно, и вдруг - раз! - и бедолага, пострадавший в теракте и боявшийся ездить в автобусе, уже может проехать 3 остановки. Или мать-одиночка не покупает на пособие пятый золотой браслет, а оплачивает ребенку кружок в школе. Когда ты причастен к изменениям в жизни других людей, и изменения эти - к лучшему для них, это и есть успех. Когда чувствуешь, что помог кому-то, «разгрыз» трудный конфликт, поддержал, утешил - в общем, справился с работой, - это самый лучший эмоциональный «допинг».

***

А еще радуют друзья и знакомые, которые вначале не верили, что словами можно что-то изменить, а теперь точно это знают (от меня) и говорят другим. И уже никто из них не заявит, что социальный работник - ненужная профессия. Кстати, она быстро развивается. Даже коммерческий сектор начинает понимать всю важность таких специалистов и задействует их в сфере организационного консультирования. Во всем мире постепенно начинают понимать ценность социального капитала. Способствовать его росту в своей стране - непростая, но почетная, а главное - увлекательная задача.