Чем лучше покрыть дерево лаком или олифой. Олифа для дерева – натуральная защита древесины. Использование полунатуральных, комбинированных и синтетических

  • 15.06.2019

Для чего нужна олифа для дерева, если сегодня существует большое количество других средств для покрытия деревянных поверхностей? Олифа является традиционным лакокрасочным материалом, который повсеместно используется в строительных и малярных работах. Еще с советских времен практически всю древесину обрабатывали только данным маслянистым средством благодаря ее высоким качествам и невысокой цене.

Олифы могут применяться как самостоятельная защита деревянных изделий, как декоративное темное покрытие, в качестве обычного грунта перед финишной покраской или шпатлеванием необработанных деревянных поверхностей, в виде добавки для приготовления различных лакокрасочных составов.

Современные составы делятся на несколько групп:


Использование натуральной олифы для дерева

Натуральные вещества из льняного масла обычно используются как грунтовка для дерева. Кроме того, их применяют для приготовления различных видов замазок, шпатлевок, штукатурок, густых паст и для разбавления красок светлых тонов различного вида. Льняная олифа прекрасно защищает древесину от воды. Пропитанная олифой древесина высыхает полностью примерно через 24 часа при минимальной температуре +20°С.

Конопляная разновидность средства имеет темный цвет. Используется в основном для разбавления густых красок преимущественно темных тонов. Для полного высыхания пропитанный конопляной олифой материал оставляют минимум на 2 суток. Имеет высокую степень эластичности.

Натуральные и другие олифы нельзя использовать для финишной обработки различных напольных деревянных поверхностей, так как пленка, которую они создают, не обладает высокой степенью прочности и не защитит от износа.

Использование полунатуральных, комбинированных и синтетических

Полунатуральные средства, которые имеют коричневый светлый цвет, отличаются достаточно высокой степенью твердости, прочности, водостойкости и имеют хороший блеск. Используются как пропитывающее средство или при грунтовании различных деревянных поверхностей (кроме напольных покрытий). Полунатуральные составы применяются совместно с другими лакокрасочными средствами.

Комбинированные средства выпускаются с внедрением различных модификаторов, улучшающих их пропитывающие свойства, которые необходимы для изготовления и разведения различных густотелых красок. Используются для грунтования различных деревянных изделий перед их последующей окраской или оштукатуриванием.

Так как пропитанные олифой натуральные деревянные поверхности сохнут не менее 24 часов, то наносить краску или штукатурку не следует до полного их высыхания.

Олифы синтетического типа используются в современном строительстве для разведения густотертых красок и нанесения их на деревянные поверхности. Также их применяют в промышленности для изготовления различных видов древесных замазок и паст.

Процесс покрытия деревянных поверхностей

Зачем производится олифовка деревянных изделий? Обрабатывая дерево олифой на основе высококачественных натуральных масел, можно не только защитить его от внешних факторов, но и существенно продлить срок службы. Обычно такое средство используется для покрытия различных столярных инструментов, которые регулярно нуждаются в чистке и шлифовке. Кроме того, оно прекрасно зарекомендовало себя в проведении различных внутренних работ. Изделия, которые обработаны натуральной олифой, отлично смотрятся в интерьере любого помещения, продолжают дышать и источать приятный запах. Для наружных работ обычно используют более стойкие к температурным перепадам, атмосферным осадкам и вредителям вещества.

Требуется рассмотреть, как пропитать древесину и изделия из нее олифой, чтобы они прослужили долгие годы. Для этого необходимо выполнить ряд следующих работ:

  1. Сухую деревянную поверхность тщательно обработать, очистить, и обезжирить.
  2. Нанести средство любым удобным инструментом (кистью, валиком, краскопультом или салфеткой из хлопчатобумажной ткани). На обрабатываемую деревянную поверхность должно попасть как можно больше вещества. Затем оставить дерево для того, чтобы олифа хорошо впиталась, затем нанести еще один слой. Обработку дерева олифой можно повторять до тех пор, пока поверхность обладает впитывающей способностью.
  3. Для того чтобы быстро пропитать небольшое деревянное изделие, можно воспользоваться обычным кульком. В целый пакет необходимо влить немного олифы и поместить туда изделие. Хорошо потрясти, чтобы она полностью покрыла дерево, завернуть края пакета и заклеить скотчем. Оставить для полной пропитки на 2-3 часа.
  4. Пропитанную средством поверхность или изделие необходимо поместить в сухое и теплое место, где нет сквозняков. Сохнет тщательно пропитанное дерево около 24 часов. Дополнительные действия производить нет необходимости.

Олифа является пожароопасным средством, поэтому инструменты по дереву, которые остались после нанесения олифы, следует хранить вдали от электрических приборов и других источников огня, так как они склонны даже к самовозгоранию.

Если кто-то покрывает лаком икону без предварительной пропитки олифой – ну это уже совсем странно, тут и говорить не о чем, по-моему. Насколько знаю, яичная темпера требует обязательной пропитки олифой, в противном случае со временем пигменты белеют, теряют цвет и красочный слой довольно быстро разрушается.

Рецепт олифы: жидкий сиккатив (кобальтовый или свинцовый) добавляется в слегка подогретое свежее льняное масло в соотношении 1 к 10 (по обьему). Время олифления примерно 4 часа.

Льняное масло может иметь всего лишь два основных вида (ну плюс нюансы) – это оксидированное и полимеризированное. Оксидированное льняное масло вне зависимости от того сырое ли оно, вареное, с сиккативами или без начинает просыхать с верхнего поверхностного слоя, полимеризированное льняное масло приготавливается при повышенном давлении, и оно начинает просыхать одновременно во всем слое, но более подвержено в последствии желтению и потемнению. Вот и все принципиальное отличие, так, что олифа сырая или вареная по суть одно и тоже, вот если при варке кроме сиккатива в нее добавить некоторые сломы (знать бы еще какие и сколько) получится хороший масляный лак.

В отношении времени олифления – это во многом определяет основа – доска и левкас, у меня например доски липовые сухие, многолетней выдержки, олифу тянут как губка, у меня как минимум 12 часов, да и то после этого олифа может насухо просесть, так что приходится доолифлевать.

Для нашего дела лучше все-таки оксидированное масло , поскольку очень важно, чтобы и красочный слой и левкас и доска как можно более основательно пропитались олифой, так как именно льняное масло, глубоко проникая в темперу, скрепляет и предохраняет икону от разрушения. Хотя, если она находится постоянно в сыром и холодном помещении – сама олифа начинает плесневеть и очень быстро темнеет.

Поскольку маслянные лаки в темных сырых помещениях темнеют, а спиртовые мутнеют, в качестве альтернативного варианта можно воспользоваться «жидким воском» всемирно известной итал.фирмы OIKOS, которая производит различные краски и материалы для строительно-отделочных работ. «Жидкий воск» применяется для покрытия штукатурки типа иск. камень, хорошо держится на стенах, подверженных конденсату, водостоек, по внешнему виду похож на молоко, после высыхания абсолютно прозрачен.

Появление пятен после олифленья обусловлено неравномерным содержанием связующего в красочном слое, поэтому и просвечивается левкас там где этого связующего мало, особенно это плохо выглядит на ликах. Чтобы уменьшить этот нежелательный эффект надо стараться писать по возможности одинаковой текстурой темперы. На личном письме жирные желтковые пятна недопустимы – надо их немедленно размывать и удалять. Если после нанесения слоя плави и просушки на просвет на поверхности выступают матовые проплешины – значит нужно добавить связующего и воды в темперу. Приближаясь к окончанию выплавки надо на просвет оценить наполнение темперы связующим и при его недостатке надо развести связующее с водой и аккуратно «напоить» им красочный слой за один или несколько приемов смотря по обстоятельствам.

Если писать плотным красочным слоем риск возникновения пятен при олифлении минимален. Если стоит задача написать что-либо тонким слоем с учетом просвета левкаса лучше сделать темперу с допустимым недостатком связующего и после окончания всей работы на участке дополнительно напоить красочный слой связующим.

Ну еще для тех, кто пока не знает – существует такой контрольный тест на степень достаточности связующего в красочном слое: по высохшей поверхности темперы проводят мокрой кисточкой, если след темнее коллера – значит связующего мало, надо добавлять, если наоборот след светлее – значит все нормально, ничего добавлять не нужно.

Можно ли наносить олифу на лак, как подобрать соответствующие материалы для обработки поверхности? Для создания защитного покрытия используются разные типы лаков и олифы. При их применении учитываются свойства и особенности материалов, возможность их сочетания.

Лаки и олифа относятся к группе пленкообразующих веществ, применяемых в виде растворов. Конечный вид обработанной поверхности зависит от их типа и состава. Покрытие лаком позволяет защитить или подчеркнуть структуру окрашиваемой поверхности.

После просушивания покрытия образуют прозрачную прочную пленку, лаки часто применяют для нанесения основного слоя.

Ассортимент лаковых составов представлен разнообразием типов, способов применения и свойств. Среди них различают:

  • битумные лаки, которые производятся из битумов специальных марок, при высыхании образуют черную пленку, обладают стойкостью к реагентам;
  • масляные составы представляют собой растворы растительных масел с синтетическими или природными смолами, при высыхании дают прозрачную желтую пленку;
  • спиртовые обладают большой скоростью высыхания, производятся путем растворения природных смол в спирте;
  • алкидные растворы — материалы на основе синтетических смол, отличаются водостойкостью;
  • алкидно-карбамидные лаки применяются с отвердителями, при высыхании образуют твердое покрытие;
  • нитратоцеллюлозные материалы используются для нанесения защитного покрытия на изделия из дерева;
  • полиэфирные;
  • полиуретановые материалы для покрытия;
  • эпоксидные и нефтеполимерные лаки.

Олифа для дерева бывает разной по составу, что обусловливает особенности ее применения для пропитки и грунтовки. Натуральная олифа производится из растительных компонентов льна, конопли, подсолнуха с применением специальных добавок.

Применение в качестве грунтовочного материала помогает подчеркнуть красоту текстуры, древесина проявляет свой рисунок. В ее состав средства добавляют растворители, увеличивающие вязкость, а для улучшения качества масла окисляют и прогревают при высокой температуре. В их составе находится только 5% специальной добавки-сиккатива, ускоряющей высыхание. Оксоль состоит из масляного компонента, растворителя и сиккатива. Благодаря такому соединению она сохнет быстрее, а ее стоимость низкая.

Композиционный синтетический материал производят из побочных продуктов нефтеперерабатывающей отрасли. Этот вид продукции не является универсальным из-за низкого качества. Его не рекомендуют для обработки внутренних помещений.

Самым высоким качеством обладают составы на основе алкидных смол. Их применяют для наружной и внутренней отделки.

Совместимость покрытий

Как отделочная смесь олифа может применяться в качестве компонента для изготовления шпаклевки, для покраски металлических поверхностей. Недостатки этой смеси:

  • низкая адгезия по отношению к другим средствам для покрытия поверхности;
  • резкий устойчивый запах;
  • особые условия для работы (наличие высокой температуры в помещении);
  • недолговечность;
  • длительное время высыхания.

В случае проведения ремонтных работ нужно учитывать, что если на свежий слой олифленной поверхности нанести лак, то по мере высыхания будут образовываться пузырьки.

Если обработать дерево олифой, то можно создать не только защитный слой, но и грунтовочный под основное покрытие тонировочным или прозрачным лаком.

Средство используют в качестве грунтовки и пропитки материала пред покраской.

Олифа является альтернативным средством по отношению к другим, применяемым для пропитки древесины. Стоит помнить, что не все виды могут применяться для работ в жилых помещениях. Гарантированная защита от воздействия внешних факторов достигается при ее сочетании с другими средствами.

С олифой не конфликтуют некоторые виды красок и нитроцеллюлозный лак марки НЦ-132. При попытке нанести на олифу покрытие из других материалов произойдет отталкивание.

  • с помощью инструментов очистить поверхность от загрязнений;
  • промыть мыльным раствором;
  • наждачной бумагой провести шлифовку;
  • заделать трещины и отшлифовать поверхность;
  • нанести грунтовку.

На олифу можно наносить слой лака только после окончательного просушивания. Чтобы покрытие было устойчивым, нужно применять глифталевые, пентафлевые, масляные лаки. Применяется кисть, распылитель или валик. Выбор материалов зависит от типа выполняемых работ. Чтобы поверхность покрыть защитным слоем, нужно правильно выбрать состав для нанесения.

Внимательное изучение совместимости средств поможет выбрать оптимальный вариант покраски. В случае применения нескольких видов материалов лучше выбирать их от одного производителя. Это позволит избежать конфликта при работе с ними.

Для пола хорошо подойдет паркетный лак, который имеет нужную текучесть по дереву, а при высыхании образует прозрачную пленку. Разбавлять его можно уайт-спиритом для равномерного распределения по поверхности. Олифа состоит из компонентов растительных и синтетических жиров. Нанесение ее на лакированную поверхность не даст результатов.

сейчас – одно из самых модных и популярных строительных и отделочных материалов благодаря двум своим главным характеристикам: экологичности и эстетичности.

Но при этом дерево не отличается высокой прочностью и долговечностью в сравнении с другими современными материалами. Натуральная древесина требует особой технологии обработки и дополнительной защиты, с этой целью используются разнообразные пропитки, мастики и т. д.

Олифа, почти забытая в последние годы из-за обилия новых средств от зарубежных производителей в данной категории, снова пользуется возрастающим спросом – эффект почти тот же, но цена намного доступнее.

Для чего нужна олифа и как правильно ее использовать при отделке или другой постройки (например, беседки или бани) из дерева?

Олифа – это традиционный лако-красочный материал, широко используемый в строительстве и малярных работах еще несколько десятилетий назад.

При Советском Союзе это было едва ли не единственное средство, которым обрабатывали изделия и постройки. Есть у него свои горячие почитатели и по сей день.

Использование олифы для стен из дерева

Олифа помогает сократить расход краски, потому нередко ее наносят на дерево не только как защитный слой, но и как грунтовочный под покраску. Как правильно это делать?

Все предельно просто. Встряхните пузырек со средством, или же перелейте в большую емкость и размешайте.

Дополнительная информация

Олифа может использоваться для грунтования не только деревянных стен, но и оштукатуренных. Также ее нередко используют как антикоррозийное покрытие для металлов.

Важно правильно выбрать вид средства. Современный производитель выпускает олифу трех разновидностей, различных по составу и свойствам:

Натуральная олифа. На 95% состоит из растительного масла, и лишь на 5% — из сиккатива, специальной добавки, ускоряющей высыхание обработанной поверхности.

Использовать ее для обработки наружных невыгодно ввиду высоких денежных затрат, в то время как стопроцентной защиты от грибка и насекомых это вид не дает.

Натуральной олифой разводят масляные краски и грунтуют деревянные поверхности перед окрашиванием или лакированием.

Оксоль. На 55% состоит из натурального масляного компонента, на 40 – из растворителя, уайт-спирита, на 5% из сиккатива. Область применения и свойства этой разновидности олифы те же, что и натуральной, только сохнет она быстрее и стоит дешевле.

Стопроцентной защиты также не дает. Подробнее для чего нужна олифа Оксоль и из чего она состоит на видео:

Композиционная олифа изготавливается полностью из искусственных химических компонентов, в частности, нефтеполимерных смол, отличается резким запахом.

Самыми лучшими считаются олифы на основе алкидных смол. Они не такие жирные и дорогостоящие, как натуральные олифы, и не такие токсичные, как композиционные. Но, тем не менее, лучше использовать их для отделки дачных наружных построек (крыльца, качелей, беседки, летней кухни) и для внутренних комнат дачного домика и квартиры.

Выбирайте более современные, очищенные, надежные и безопасные составы.

Олифа – хорошая альтернатива современным дорогостоящим средствам для пропитки и грунтовки деревянных поверхностей.

Но помните, что некоторые ее виды могут быть токсичными и не подходят для использования в жилых помещениях.

Если вам нужна гарантированная защита от внешних факторов, одной олифой не обойтись.

В этой статье узнаете что такое Олифа натуральная льняная и для чего и как правильно её применять! Применение дерева в качестве строительного материала получило широкое распространение в различных сферах строительства.

Данный материал безопасный и экологически чистый. Но при использовании в строительстве он требует серьезной обработки.

При выборе дерева для отделки каркасного дома будет важным сохранение его экологической чистоты во . Сделать это можно с помощью специального защитного покрытия. На сегодняшний день на строительном рынке представлены разнообразные пленкообразующие материалы, но мы рекомендуем остановить свое внимание на олифе для дерева. Так как большинство смесей олиф состоит из натуральных масел, а не из вредных химических добавок.

В старину олифу называли вареное масло. На сегодняшний день технология производства натуральных олиф практически ни чем не отличается от древних способов производства. Существуют различные виды данного пленкообразователя, свойства и показатели которого сильно отличаются.

Масляные олифы


У всех производителей данного материала технология производства в целом одна и та же – растительное масло подвергают термической обработке и после определенной фильтрации смешивают его с сиккативами. Сиккативы – это особые соединения металлов, ускоряющие процесс полимеризации масляной пленки. Стронций, кобальт, литий, свинец, железо и марганец – названия этих металлов уже вызывают сомнения в безопасности произведенных составов.

Поэтому при выборе данного состава, обязательно ищите всю информацию на этикетке, какой именно сиккатив применялся – безопасным можно считать кобальтовый сиккатив. По техническим требованиям и нормам ГОСТ данного сиккатива должно быть от 3 до 5%. При увеличении данной цифры это может привести к ускоренной полимеризации олифы, причем и после покрытия и высыхания данный процесс не прекращается, и это может привести в будущем к потемнению и растрескиванию покрытия. Поэтому в настоящее время все специалисты используют масла и без добавок и примесей сиккативов.

При желании вы можете приобрести составы с минимальным содержанием сиккативов. И такой состав отлично защитит от , и сырости. Стандартные олифы с сиккативом затвердевают за сутки, а при жаркой и ветреной погоде процесс может сократиться и до 12 часов. Масляные составы, не имеющие добавок сиккативов, затвердевают в течение 5 суток. И если вы решите растворить масляную краску данным составом, срок ее высыхания также увеличится.


При таком длительном процессе полимеризации масляной компонент проникает глубоко в древесные волокна, и дерево в будущем лучше отталкивает влагу и противостоит различным грибкам и плесени.

При смесях с сиккативными добавками, масла проникают не так глубоко. Пленка, которая образовывается на дереве, может со временем растрескаться или отслоиться.

Скорость естественной полимеризации растительных масел будет зависеть не только от скорости производства, но и от количества содержания глицеридов полинасыщенных жирных кислот.

Самое высокое содержание глицерида в льняном и конопляном масле, порядка 80%. Подсолнечное масло, которое используют для дешевых олиф, содержит всего 30% глицеридов и даже при наличии сиккативов высыхает в несколько раз медленнее. Касторовое масло не загустевает с течением времени и не затвердевает, а оливковое масло практически не подвержено процессу затвердевания.

По соответствующему ГОСТу в составе олифы натуральной должно быть 97% растительного масла, и только 3% примесей.

Хотя, многие производители не редко нарушают это правило, стремясь увеличить скорость застывания. Определить процентное соотношение примесей при покупке олифы вы сможете легко, если раствор по утверждения производителя застывает в течение 24 часов, то в данном составе количество сиккативов превышает 3%. И с точки зрения безопасности и данный раствор будет более вредным, чем льняная олифа, застывающая за подобный срок.

Все растительные масла и краска на их основе в процессе производства проходят процесс томления при повышенных температурах, нагрев происходит около 300С, а выдержка около 12 часов.

Далее технология может различаться, олифа после термообработки без специальной продувки воздухом, называется стандартной. А олифа, прошедшая процесс продувки называется оксидированной или окисленной. Масляная олифа натуральная имеет сладкий аромат растительного масла, по цвету она обычно светло-коричневая, или темно-коричневая, и как правило, она долго сохнет.

Не натуральные составы

Наиболее приближенной к натуральной олифе принято считать комбинированные составы. В них содержится треть растворителя или уайт-спирита . Данные примеси в значительной степени удешевляют производство, и такой продукт высыхает с более высокой скоростью.

Использование олифы на растворителе – идеальное решение, быстро, надежно и запаха резкого нет.

При разбавлении растительного масла большим количеством примесей, получается оксоль. Олифа оксоль – это соотношение натурального масла (55%), и растворителей и сиккативов (45%).

Процесс высыхания происходит намного быстрее, из-за присутствия в составе большого количества растворителя.

Данная олифа идеально подойдет для наружных работ.

А вот для внутренних работ ее использовать не рекомендуется, т.к. из-за присутствия растворителя в составе олифы, у раствора резкий и неприятный запах, который долгое время сохраняется и после высыхания слоя.

Среди широких масс олифа оксоль достаточно распространена из-за своей низкой стоимости. В основном данный состав используют для разбавления масляных красок и эмалей, т.к. сам состав не сможет качественным образом защитить деревянную поверхность. При выборе оксоли обратите свое внимание на более дорогие составы на основе льняного масла, т.к. они будут создавать прочную эластичную пленку на поверхности древесины, и сохнуть данная олифа будет намного быстрее.


Существует также алкидная олифа – это пленкообразующий специальный состав, основным компонентом у которого идет алкидная смола, и различные модифицированные растворители и масла.

Данная олифа самая приемлемая по цене и качеству.

Все алкидные составы спокойно переносят перепады температур, воздействие внешних атмосферных осадков, и мало восприимчивы к ультрафиолетовому излучению.

Олифа сохнет почти сутки, после полнейшего затвердевания слоя необходимо дополнительно нанести на древесину два слоя лака либо краски.

Композиционная олифа занимает самое последнее место среди создаваемого покрытия, а также его свойств и характеристик. Вообще назвать данный продукт олифой достаточно трудно – это скорее продукт нефтепереработки, который обладает схожими функциями, например, для разведения эмали или краски. На производство данных составов нет даже ГОСТа. Композиционная олифа сохнет намного дольше, а также она практически не впитывается в поверхность дерева. Данный материал используют для покрытия временных конструкций либо для разбавления эмали.

Расход олифы зависит от метода раскройки древесины и составляет 1 литр на 5-6 м? пиленой и 8-9 м? отстроганной древесины.

Натуральная олифа имеет темно-коричневый цвет и специфический сладкий аромат растительного масла. Если у олифы запах резкий, то это уже не натуральный продукт, а комбинированный либо оксоль. У натуральной олифы не должно быть никаких осадочных образований, комков и различных пятен. При покупке вы можете попросить у продавца специальный сертификат соответствия.

С олифой комбинированной необходимо быть еще осторожнее. Данные составы токсичны, поэтому качественные олифы всегда сопровождаются сертификатом качества.

Разные оттенки в основном составе олифы могут указывать на присутствие остатка масел (фуза), а композиционных олиф вообще не должно быть цвета.

Наличие фуза указывает на длительность высыхания олифы. Если в данном составе присутствует также скоп (продукты нефтепереработки), то олифа вообще никогда не высохнет. Наличие таких примесей выдает резкий неприятный запах.

Необходимо всегда помнить, что все марки и составы олифы – пожароопасные. Их применение и хранение необходимо производить вдали от огня и тепла. В помещениях, где сохнет олифа, не рекомендуют пользоваться и курить. И не забудьте купить перед началом строительных работ огнетушитель и различные средства для своей безопасности.