Интерьеры классицизма цвет в интерьере. Классицизм в интерьере: от истоков к современности. Использование дополнительных аксессуаров

  • 04.03.2020

Классика была, есть и будет популярна всегда и везде. Не составляет исключение и стиль классицизм в интерьере, которому присуща утонченность и монументальность, сдержанность и роскошные материалы. Его можно узнать по симметричным предметам и линиям, простым и лаконичным формам, использованию дорогих материалов и декоративных деталей. Недаром короли цари в свое время отдавали предпочтению именно этому стилю при отделке своих дворцов и покоев.

Истоки стиля классицизм в интерьере

В переводе с французского языка стиль «классицизм» звучит как «образцовый стиль». Зародился стиль в 17-м веке в Европе, точнее, во Франции. Считается, что появился он во времена правления Наполеона I Бонапарта. Как полководец, он любил все практичное и незамысловатое. Как император, Наполеон понимал, что интерьер его резиденции должен соответствовать королевской особе, быть роскошным и престижным. Вот благодаря сочетанию таких разных требований и появился стиль классицизм в интерьере.

Классицизм начал зарождаться еще во времена позднего Возрождения. Его появление было связано с именами итальянских архитекторов А. Палладио, С. Серлио, Виньолы и других. В их работах и сочинениях начал проявляться интерес к искусству Древней Греции и Древнего Рима, к строгой каноничности и логичности творчества. Классицизм же попытался систематизировать достижения Возрождения и Античности,а также возродить нормы античной эстетики. В искусстве классицизм опирался на философию Рационализма, основателем которой был Р. Декарт. Рационалисты провозглашали торжество человеческого разума, стремления к знаниям.

Возрождение совершило переворот, возобновив интерес к искусству античности. Классицизм же, не отказываясь от традиций античности, привнес в них свою строгость и рационализм. Тем не менее его нельзя назвать слишком скромным. Это стиль, в котором оформлялись королевские дворцы, стиль роскоши и богатства. Для оформления использовались скульптуры, колонны, лепнина. Оформить свой дом в таком стиле могли себе позволить лишь немногие.

При всей своей каноничности классицизм приобретал разный вид в разных странах. Если в Англии для него была характерна строгость и умеренность, то во Франции он был более пышным и роскошным. В России классицизм обрел популярность в 18 веке. Он отобразился на архитектуре и интерьере дворцов Петербурга, которые тогда служили эталоном вкуса.

Просуществовал классицизм до 19 века, после чего был вытеснен другими стилями.Однако сейчас этот стиль вновь стали использовать для оформления интерьеров, как стиль, демонстрирующий хороший вкус и высокий статус.

Этот стиль не столько роскошный, сколько рациональный . Самый ранний классицизм отличался аскетическим оформлением помещений. Можно было встретить гобелены на стенах, шкуры животных на полах и темную, практичную мебель.

Строгий классицизм характеризовался строгими геометрическими формами и линиями. В декоративной отделке напрочь отсутствовали признаки стиля барокко, популярного ранее. В помещениях были колонны, пилястры, лепнина.

Хотите оригинально оформить потолок в спальне? У нас вы найдете самый разнообразный

Если же вам необходимо создать неповторимый дизайн стен, советуем обратить внимание на оформление спальни фотообоями. Как лучше всего их выбрать — узнайте

Лоджия — это не только место для хранения ненужных вещей. Смотрите, насколько полезным и креативным может быть

Самым роскошным стилем считается ампир – третье направления стиля классицизм. Высокие потолки с огромной хрустальной люстрой, большие окна с многослойными шторами, кровати под балдахинами, колонны и статуи – все это выглядело торжественно и роскошно.

Даже мебель стала мягче: круглые подлокотники, удобные спинки. Стулья и танкетки «встали» на изогнутые ножки», такие же изогнутые линии появились на лепнине, в отделке мебели.

Однако помещение было функциональным и рациональным – все было на своих местах и ничего лишнего.

Характеристика стиля

Стиль классицизм в интерьере можно узнать по двум признакам: качество и стоимость. В оформлении комнат используются дорогие и качественные материалы: золото, натуральные богатые ткани, камень, натуральное дерево.

Полы были выложены паркетом из ценных пород дерева: дуб, карельская береза, розовое дерево, орех, вишня. Паркет был однотонным или имел простой узор.

Небольшая квартира — это не приговор. Даже здесь можно создать приятный и функциональный

Такое же дерево использовалось и при изготовлении мебели. Для придания блеска фасады сверху покрывали светлым лаком, в который добавляли позолоту.

Стены были ровными и гладкими. Часто одну из стен затягивали тканью из натурального шелка. Рисунок выбирали неброский, цвет ткани – светлый.


Такими же текстильными обоями обтягивали двери. Текстиля в интерьере было много. Это и роскошные шторы на высоких окнах, и многочисленные подушки, и ткань на стенах и дверях. И это не считая всевозможной мягкой мебели: банкеток и диванов, кресел и стульев, сиденье и спинки которых обтягивались бархатными и шелковыми тканью с золотой вышивкой.


Размеры мебели были невелики, тем не менее, она элегантна и роскошна: изогнутые линии, круглые подголовники и подлокотники.
В помещение присутствуют колонны и статуи, лепнина и рельефные композиции, барельефы и розетки, фестоны, лепные гирлянды по периметру комнаты.


Особенности стиля классицизм предполагают, что интерьер украшают разнообразные зеркала, хрустальные светильники, бра, высокие книжные шкафы, фарфоровая посуда и статуэтки, картины, камин, предметы антиквариата.

Цвета интерьера приглушенные, даже пастельные: охра, бежевый, светло-желтый, кремовый, светлые оттенки розового, зеленого и голубого цветов.

Характеристика стиля в современном интерьере

Современный интерьер трудно оформить в настоящем классическом стиле, но максимально точно воплотить в нем черты классицизма вполне по силам. Классицизм великолепно смотрится как в просторных комнатах, так и в среднестатистических квартирах . Главное, правильно расставить акценты и выбрать цвета.

Если вы хотите создать стиль классицизм в небольшой комнате, желательно, чтоб потолки были высокими. Тогда и смотреться стиль будет органично. На высоких потолках можно установить гипсовую лепнину, повесить хрустальную люстру с подвесками.

Учитывая характерные черты классицизма, для современных квартир выбирайте светлые, нежные оттенки: голубой, светло-зеленый, кремовый, золотой, светло-коричневый, охра, оливковый, песочный.

Для стиля классицизм характерны ровные, гладкие стены. Одну из стен или только ее часть можно затянуть тканью и поставить под нее, например, диван. Если стены должны быть однотонными, то напольное покрытие, мягкая обивка может иметь незатейливый растительный орнамент. К слову, мебель в стиле классицизм обивается тафтой, гобеленовыми тканями, бархатом.

В классическом интерьере приветствуется зонирование помещения. Так, с помощью текстильной отделки стен, разнопланового освещения можно в комнате выделить зону отдыха. Стоит поставить туда журнальный или кофейный столик, мягкие и уютные кресла и диваны, установить рассеянный свет.

Часть комнаты отведите под библиотеку. Высокий книжный шкаф, кресло в углу, бюро для работы, торшер на длинной ножке под золотистым или светло-зеленым текстильным абажуром подарит умиротворение и оградит от суетного мира.

Для интерьера в стиле классицизм выбирайте мебель из натурального дерева: вишни, дуба, ореха, розового дерева. Золотая поталь или инкрустация, нанесенная на выступающие части мебели, сделает ее более торжественной и дорогой.

Освещение должно быть различным. Это и многорожковые люстры с хрустальными подвесками, и подходящие по стилю настенные бра и настольные лампы, напольные торшеры. Лампочки выбирайте похожие на свечи. Если позволяет высота комнаты, люстра может свисать на цепочке. Если же нет – она крепится розеткой прямо к потолку.

Окна в комнате должны быть большими и высокими. Тогда шторы из богатых, но тяжелых тканей со сложной ступенчатой драпировкой будут смотреться уместно. Уравновесьте тяжелые портьеры легкими занавесками, подвязками с кистями. Для портьер используется парча, тафта, бархат, жаккард, шелк. Для легких занавесок – вуаль, кристаллон, органза, шифон.

Классицизм – это симметрия. Поэтому стоит оформить противоположные стены или двери и окна, расположенные друг напротив друга, одинаково или хотя бы в одном тоне, чтобы создать гармонию.

Камин, если он присутствует в комнате, будет к месту. Он может быть как искусственным, так и натуральным. Добавьте над ним полку, поставьте на нее резную шкатулку или массивные часы.

Классицизм – это сочетание дерева, камня и натуральных тканей. Полы выстелите паркетом с каким-либо орнаментом. Камин можно задекорировать камнем или керамической плиткой. Нижнюю часть стены отделать деревянными или текстильными панелями. Помните, что материалы хотя бы внешне должны выглядеть дорого – интерьер в стиле классицизм обязан быть роскошным.

Не перегружайте интерьер мелкими декоративными элементами. Вместо маленькой вазочки выберите большую напольную, вместо маленьких картин – картину внушительного размера, вместо изящных статуэток высокую подставку для цветов. Чтобы не нарушить классику, технические новинки спрячьте в шкафы или ниши.

Однако на кухне классицизм мирно уживется с современной техникой и даже добавит в интерьер изюминку.

Основные идеи классицизма:

  • Стремление к характерной для античности гармонии. Симметрия, четкая пропорциональность,правильность форм. Все должно быть продумано.
  • Рациональность. В классицизме все практично и нет излишней вычурности.
  • Статусность. Классицизм в интерьере выбирают люди, заботящиеся о своей репутации.
  • Приверженность традициям. Классика − значит нечто, всегда остающееся стильным.
  • Важность эстетики.В интерьере приветствуется наличие предметов искусства: картин, скульптур.

Несмотря на то, что классицизм эффектнее смотрится в больших помещениях, реализовать его можно где угодно. Классика актуальна всегда, поэтому главное − выполнение канонов этого стиля.

Итог

Создать стиль классицизм в интерьере не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Теплые оттенки, удобная мебель, ровные линия, геометрия и симметрия – вот признаки этого стиля.

Кому подойдет этот стиль? Тем людям, которые ценят уют и комфорт, тем, кто уважительно относится к искусству и семейным традициям.

Мода на современные стили меняется из года в год. Стиль классицизм никогда не выйдет из моды, не станет старомодным, а будет популярным всегда.

Во второй половине XVIII в. стиль рококо уже исчерпал свои возможности и идёт на спад. Под влиянием идей просвещения усилился всеобщий интерес к античности. На смену рококо пришёл классицизм с его идеалом простых и строгих, логично организованных предметных форм.

Классицизм занимает во многих вопросах искусства противоположную позицию по отношению к рококо. В основе эстетики классицизма лежат принципы рационализма, которые соответствовали философским идеалам нарождающейся эпохи просвещения. Эти принципы определяли взгляд на художественное произведение как на сознательно сотворенное, логически и разумно построенное, ясное и стройное искусственное целое. На формирование этого стиля большое влияние оказали раскопки, начавшиеся в XVIII в., городов Геркуланума и Помпей, а также планомерное изучение античного искусства. Например, толчком к началу перемен послужили такие публикации как собрание рисунков римских терм Палладио, изданное ещё в 1730 г. Излишнюю вычурность декоративных элементов стиля рококо сменяет строгая симметрия и упорядоченность классических форм. Эти формы, появившись сначала в архитектуре, проникают и в декоративно-прикладное искусство и производство мебели.

Объёмно-пространственная структура возводимых зданий в эту эпоху подчиняется строгим правилам своей организации. Здесь всегда композиционно подчёркивается ось симметрии, горизонталь господствует над вертикалью, соблюдаются принципы архитектоничности, которым следовали зодчие итальянского Возрождения А. Палладио, С. Серлио, Дж.Б. да Виньола, т.е. ясной читаемости общей структуры, пропорциональности элементов и их согласованности. Центральная ось здания проходит через парадный зал дворца или частного особняка, от которого расходятся анфилады других помещений. Центральная ось здания как бы проявляется на фасаде треугольным фронтоном портика. Динамичные формы орнамента рококо делаются более простыми и статичными уже к середине 60-х гг. Линии выпрямляются, стыки становятся все более ясными, начинает ощущаться разделение объекта на его составные элементы. На стенах помещений в строгом ритмическом порядке появляется классический орнамент из меандров, акантовых листьев, гирлянд, перевязанных лентами, медальонов, розеток и других элементов. Архитектурные тяги и карнизы делаются более тонкими и плоскими. Плоскости стен расчленяются пилястрами на отдельные орнаментальные панно, заключенные в рамки. Стены выдерживаются в строгой колористической гамме и в некоторых случаях имеют в качестве акцента рельефный медальон, розетку или виньетку. Стукковый декор и роспись повторяют сюжеты, почерпнутые из росписей Геркуланума и Помпей. Например, бордюры украшались фигурками сфинксов, львов, лебедей, дельфинов, стилизованных растений и др. Стены помещений украшались также т.н. «героическими пейзажами» с изображениями идеальной природы, весьма популярными ещё с XVII в. В нишах и арочных проёмах выставлялась античная скульптура.

В интерьерах классицизма снова возрождаются принципы архитектонического решения стен и потолков. После слитности рококо, когда переход одного конструктивного элемента к другому был почти незаметен, формы отдельных предметов теперь имеют ясные гармоничные пропорции, а конструктивный принцип сложения их элементов вновь подчёркивается. Этой цели служит и декор, который повторяет очертания поверхности предмета и располагается в границах тех или иных конструктивных членений. В объектах мебели, например, стыки конструктивных элементов акцентируются. Особенно это заметно в мебели для сидения. Если для предыдущего периода характерным является пластичный переход рамы сиденья, корпуса комода или шкафа в изогнутые ножки, когда мебельный объект производит впечатление единого объёма, отлитого из какого-то пластичного материала, то в мебели классицизма их опорные части, имеющие в начальный период классицизма легкий изгиб, выпрямляются и делаются в форме небольших, суживающихся книзу колонн, круглых или квадратных в сечении и имеющих каннелюры. Стык ножки и рамы сиденья акцентируется и выполняется в виде кубика, украшенного розетками. Нечто подобное существует в классической архитектуре, где на стыке балки архитрава и колонны ставилась капитель. Спинка почти всегда теперь отделяется от сиденья и получает свою самостоятельную форму. Локотники также отделяются от сиденья и выпрямляются. Створки дверок шкафов и письменных столов, ящики столов и комодов чётко выделяются, их очертания теперь не теряются в декоративном убранстве, как это было во времена рококо.

Посуда в эпоху классицизма начинает приобретать строгие очертания. В её форме ясно просматриваются основные структурные элементы. Например, декоративные вазы опять получили традиционные классические формы с ясно очерченным основанием, туловом, шейкой и ручками. Потеря слитности основных формообразующих элементов в каком-либо предмете, тем не менее, не разрушала единства и целостности внешней формы, только эта целостность строилась теперь на иных принципах - не на слитности, а на сопоставлении элементов. По сравнению с рококо у классицизма теперь другое отношение не только к композиционному формообразованию, но и к материалу.

Материалу стали возвращать природные качества. Деревянные части мебели стали меньше красить или золотить, а естественная красота текстуры дерева оттеняется теперь бронзовыми и керамическими накладками. В это время изменения коснулись и одежды. Она становится несравненно скромнее. Нет париков, расшитых камзолов, фижм, обилия кружев и богатых застёжек - простота кроя одежды, её больший демократизм подчёркивают её стилистическую связь с новым обликом интерьера и его элементами.

Влияние французской культуры на художественную жизнь Западной Европы было решающим вплоть до конца XVIII в. Но с этого времени на авансцену истории выдвинулась Англия, в которой раньше других стран произошла промышленная революция, весьма решительно повлиявшая на все изменения в общественной жизни страны. Именно в это время наметился отход от дворцовой уникальности, а ремесленная и промышленная продукция, основанная на использовании новых технологий, последних изобретений и научных открытий, стала ещё более массовой.

Французская мебель классицизма. Стиль Людовика XVI

Во Франции классицизмом называют стиль Людовика XVI , ставший последним в череде т.н. королевских стилей , которые активно влияли на все области искусства. Этот стиль окончательно устанавливается приблизительно к 1770 г. и достигает своей зрелости при Людовике XVI (1754-1793 гг.) в период 1774-1789 гг.

Кресло Бовэ (Beauvais). Мастерская де Мену (de Menou). Резное и позолочен-ное дерево; шерсть, шёлк. 1780-93 гг.

Кресло Н-К. Фолио (Nicolas-Quinibert Foliot). Мастерская де Мену (de Menou). Бук, позолота; гобелен. 1750-52 гг.

Кресло Жоржа Жакоба (Georges Jacob). Резной и позолоченный грецкий орех; лампасная ткань: золотая и синяя. 1765 г.

Кресло от салона в в Сен-Клу, Жорж Жакоб (Georges Jacob). Резной и позолочен-ный грецкий орех; парча: шёлк с золотыми нитями. 1765 г.

Диван Н-К. Фолио (Nicolas-Quinibert Foliot). Гобелен Бовэ (Beauvais); бук, позолота. 1754-56 гг.

Диван. Обивка гобеленом Бовэ; резное и позолоченное дерево; шерсть, шёлк. 1780-93 гг.

Стул. Обивка гобеленом Бовэ; красное дерево, гобелен. XIX век.

Зарождение нового стиля произошло ещё в годы правления Людовика XV, а активным проводником нового направления в искусстве была всесильная фаворитка короля мадам Помпадур. Идеи нового стиля - «а la grecque» (т.е. «в античном, греческом духе») - стали тогда быстро распространяться, а личные вкусы уже другого короля - Людовика XVI - оказали значительное влияние на формирование стиля и его развитие. Другим важным фактором, который содействовал победе более демократичного по духу классицизирующего стиля, было плохое экономическое положение страны, которое сложилось в конце правления Людовика XV. И хотя этот новый стиль продолжал оставаться формально придворно-аристократическим, но в нём уже было много буржуазных черт. Своеобразная замена античными формами пышных форм барокко и рококо стала одним из признаков надвигающейся буржуазной революции. Просвещённое общество того времени считало образцом государственного устройства древне-римскую республику, поэтому классицизм, искусство которого основывалось на художественных традициях и принципах античности, стал выразителем революционных настроений.

Уже к середине 60-х гг. XVIII в. (после окончания Семилетней войны, приблизительно в 1765 г.) убранство интерьеров, формы мебели и её украшения становятся более строгими и простыми. Но резкого поворота к новому стилю ещё нет. Во времена рококо архитекторы и декораторы добивались того, что даже большое помещение производило впечатление интимного будуара, а в новую эпоху те же специалисты стремятся достичь обратного эффекта. Например, в интерьерах покоев Людовика XVI в Версале создавалась иллюзия большого пространства не зависимо от истинных размеров помещения. Декорировка сводится к самому необходимому. Вместо сложной стукковой лепнины, которая делалась ещё совсем недавно, здесь появились строгие медальоны с античными профилями, выполненные из мрамора, полуколонны, пилястры и т.п. Предметов мебели здесь немного, их формы просты и зрительно устойчивы.

На последнем этапе развития стиля классицизма мебель принимает прямоугольные очертания и энергичные ясные членения своих форм. Самый характерный признак этого стиля, который достиг своего развития и зрелости в период 1774-1789 гг., - ясно выраженная конструкция. В мебели стиля Людовика XVI все места скрепления элементов и опорные части выявлены и подчеркнуты, их функции проявлены во внешней форме. Горизонтальные и вертикальные элементы чётко и ясно видны. Всё это делается в противовес стилю рококо, в котором места скреплений отдельных частей замаскированы резьбой, бронзовыми накладками, фанеровкой и другими приёмами декорировки.

Волнообразные поверхности мебельных объектов исчезают, ножки выпрямляются, в декор вводится известный набор античных орнаментальных мотивов (дубовых и лавровых гирлянд, меандров, акантов и др.), гирлянды из натуралистически трактованных цветов и ветвей, которые на одинаковых расстояниях как бы перевязаны бантами, обивочные гвозди с большими золочёными шляпками, античные букрании, букеты цветов на длинных лентах. Теперь главенствуют прямой угол и чётко выраженная плоскость.

Мебель для сидения стиля Людовика XVI, которая включает табуреты с крестообразными ножками, стулья, кресла и диваны, имеет простые ясные формы. Ножки стульев, кресел и диванов, ещё имеющие на раннем этапе классицизма лёгкий и грациозный изгиб, теперь выпрямляются и делаются в виде тонкой суживающейся к низу колонки, которая имеет круглое или четырёхгранное поперечное сечение. Ножки покрываются сверху донизу, а иногда только в нижней части, каннелюрами и украшаются бронзовыми тонкими гирляндами.

Верхняя часть ножек в месте их крепления к раме сиденья утолщается и делается в форме кубика, украшенного с двух сторон маленькими резными розетками, напоминающего капитель колонны. На концах локотников, а иногда и на поддерживающих их стойках, делаются волюты с акантовыми листьями.

Широкое распространение получают несколько типов стульев и кресел. Один тип имеет овальную спинку (т.н. «медальон»), которая вверху украшается гирляндой, спадающей на обе её стороны, или завитком. Другой тип имеет четырёхугольную спинку с возвышающейся средней частью и со срезанными по вогнутой дуге верхними углами, украшенными резными шишками, напоминающими античный мотив - шишки пинии (средиземноморской сосны). Все деревянные части стула или кресла покрыты резьбой низкого рельефа в виде рядов бус, акантовых листьев, иоников, меандров, лавровых или дубовых гирлянд и других декоративных элементов, которые берутся из арсенала античного искусства. Мебель для сидения, по-прежнему имея резной декор, все реже золотится, а если окрашивается, то лишь в светлые тона: белый, светло-голубой и светло-серый, фисташковый. Обивка делается из штучных тканей, выполненных на мануфактурах Гобеленов и Бовэ. Применяется вышивка в виде букетов полевых цветов, пасторалей и др., в моде китайские шёлковые ткани. Но преобладают светлые шелковые ткани с вертикальными полосами, перевитыми гирляндами и букетами мелких цветов.

Типы корпусной мебели в этом стиле весьма разнообразны. Широкое распространение получили различные шкафы, угловые шкафчики, этажерки, комоды, кабинеты, секретеры, в т.ч. дамские. Комоды утрачивают волнообразные линии и распухшие формы, ножки делаются низкими или высокими в зависимости от объёма корпуса и количества выдвижных ящиков. Ножки на раннем этапе классицизма имеют слегка изогнутую форму, затем форму резных вертикальных балясин. Корпус получает ровные прямолинейные карнизы и другие горизонтальные тяги. Иногда комоды надстраивались полками - получался мебельный комбинированный объект в виде этажерки (commode-etagere). В это время делается большое количество разнообразных типов столов: письменных, обеденных, в т.ч. столов для завтрака с двумя столешницами, расположенными одна над другой, дамских бюро, бюро-цилиндров, рабочих столиков, в т.ч. столов для рукоделия, карточных столов, туалетных столиков с поворотным зеркалом псише, столов-консолей, столов-жардиньерок, ширм в стиле шинуазери и др.

Распространяется мебель небольших размеров, декор которой согласуется с деревянной обшивкой стен. Такая мебель украшается плоской резьбой, которая иногда золотится или покрывается белой краской под лак. Встречается мебель, покрытая чёрным лаком и бронзовыми накладками. В основном все бронзовые украшения, выполненные в низком рельефе, повторяют формы античных орнаментации: ветви аканта, лавровые листья, меандры, гирлянды, петли, венки, сплетённые из мелких полевых цветов, и др.

Центральные филёнки шкафов или комодов украшаются медальонами из золоченой бронзы с барельефами, как бы подвешенными на широких лентах. В начальных период классицизма в бронзовых украшениях встречаются декоративные элементы стиля рококо. Например, рядом с витыми шнурками, переплетениями (торсадами) и другими прямолинейными обрамлениями плоскостей, выполненных в новом стиле, встречаются изогнутые листья осоки, женские фигурки и т.п.

Для фанерования мебельных объектов применяется красное дерево, а также атласное, розовое, лимонное, тюльпанное и др. породы. Между отдельными элементами узора, который выполняется в технике маркетри, делается более тёмное контурное обрамление. Для этого используются тёмные породы дерева: чёрное (эбеновое), палисандр, туя. В декорировке мебели для женских комнат часто делаются, вместо бронзовых накладок, накладки из расписного севрского фарфора или белого бисквита, украшенные скульптурными рельефами на мифологические темы на голубом фоне.

Кровати в это время постепенно лишаются колонн, балдахинов и пологов. Спинки делаются прямоугольными. Большое распространение получают кровати с одинаковыми головными и ножными спинками.

Комод, 1780 г. Париж.

Комод в стиле Луи XVI. Техника маркетри. Ж. Г. Бенеман

Комод с мраморной столешницей. Дерево, резьба, маркетри, золочение. Ж. Ризенер, копия, XIX в.

Комод-реплика Жан Франсуа Лелё (Jean Francois Leleu, 1729-1807 гг.) для Марии-Антуанетты, Шато де Версаль

Замечательным мастером-мебельщиком, одним из создателей стиля классицизм в мебели, был Ж. Ризенер (Jean-Henri Riesener , 1725-1806 гг.), который прославился ещё в 1769 г., когда создал знаменитое бюро-цилиндр для Людовика XV. Бюро такого типа становится в эту эпоху одной из излюбленных мебельных форм. Считается, что Ризенер первым во Франции ввел в моду красное дерево. Красивую текстуру красного дерева, которым фанеровался какой-либо мебельный объект, мастер оттенял изящными бронзовыми накладками в виде гирлянд, сплетённых из гвоздик и роз. В более позднее время он делает весьма изысканные по форме и декору секретеры в виде узкого шкафчика с откидной передней столешницей.

Другим известным мебельщиком этой эпохи, который с 1784 г. стал придворным поставщиком, был Ж. Бенеман. Он также использует красное дерево с позолоченной бронзой, из которой выполняются барельефы, пилястры, фризы с трофеями и античными сценами. Некоторые свои мебельные объекты он украшает фарфоровыми или керамическими плакетками с белыми фигурами на голубом фоне.

Ж. Жакоб (1739-1814 гг.), который получил звание мастера в 1765 г., прославился своими резными и золочёными креслами и стульями. Именно он ввёл в употребление почти обязательный мотив украшения места крепления ножки к обвязи сиденья в виде кубика с резными розетками. Работы Ж. Жакоба наибольшее распространение получили в более позднее время, т.е. в период консульства, директории и, особенно, ампира. Замечательные образцы мебельного искусства в стиле классицизма создает Д. Рентген, который прославился именно в эту эпоху. Особенно хороша его корпусная мебель, столы-бюро и др.

Наиболее известными бронзовщиками эпохи классицизма во Франции были скульптор Клод Мишель (Клодион) (1738-1814 гг.) и Ж. Каффиери (1715-1792 гг.).

Французское влияние коснулось и Италии, где классицизм в мебели имел некоторые свои отличительные признаки, связанные с традициями итальянского Возрождения. Корпусная мебель, в первую очередь шкафы и комоды, обильно украшались маркетри, в технике которого выполнялась различная орнаментация в виде гирлянд, розеток, пальметт, завитков аканта, гротесков и, особенно, канделябров. Для комодов, изготовленных в Милане, например, весьма характерным является изображение круглых медальонов с профильным изображением головы. Обработка поверхности некоторых элементов корпуса мебельного объекта мастикой также является отличительным признаком отделки итальянских комодов. Плоские деревянные столешницы комодов украшаются маркетри. В некоторых комодах столешницы делаются мраморными, иногда имеющими рисунок в виде набора из разноцветных кусочков мрамора. Итальянские столы достаточно строги по формам, но имеют хорошо профилированные резные ножки, сужающиеся книзу, часто обработанные каннелюрами, резное подстолье, украшенное розетками, античным орнаментом и рельефными масками, которые золотятся, а также деревянные или мраморные наборные столешницы.

Русская мебель классицизма. Екатерининский классицизм

Эпоха классицизма в России приходится на время правления Екатерины II (1762-1796 гг.). Екатерининский классицизм был ранним русским классицизмом (его ещё называют «переходным стилем»), в котором сохранились некоторые черты «расстреллиевского барокко», «елизаветинского рококо», французского стиля Людовика XVI и античных мотивов Ч. Камерона. Этот русский классицизм характерен своей камерностью, изяществом, лёгкостью и некоторой «неразвитостью» форм, которая всегда свойственна ранним этапам развития тех или иных художественных стилей. Например, для первых лет правления Екатерины II в убранстве интерьеров характерны стилевые мотивы пышных форм барокко (школа Растрелли). Такова спальня с большим альковом в Царскосельском дворце, которая имеет скульптурные группы амуров, вазы и картуши в верхней части стен и сильно выступающие парные колонны, перевитые гирляндами цветов. А уже в конце XVIII в. зал арабесок декорируется в строгом соответствии с классическими формами, которые используют повсеместно Дж. Кваренги и Ч. Камерон, который был вызван Екатериной в Россию из Италии, где он изучал римские термы.

Интерьер первой гостиной с кафельной печью во дворце в Кусково

Интерьер парадной спальни во дворце Кусково, вторая половина XVIII в.

Интерьер голубой гостиной в Екатерининском дворце в Царском селе. Ч.Камерон

Для графа Орлова в 1768-1785 гг. А. Ринальди строит мраморный дворец - выдающийся образец русского классицизма. Ю. Фельтен создает ещё один шедевр екатерининского классицизма - решетку Летнего сада и гранитные набережные Невы. Ч. Камерон сооружает знаменитую «Камеронову галерею» в Царском селе, а Э.-И. Фальконе проектирует памятник Петру I «Медный всадник».

В первой четверти XVIII в. меблировка русских жилищ была весьма скудной. Возникает потребность в закупке мебели и притоке иностранных мебельных мастеров. Вместе с закупками развивается и отечественное производство мебели. Вначале мебель ещё находится под сильным влиянием предшествующего стиля рококо. Во времена Екатерины II, которая стремилась восполнить недостаток в мебели, происходила смена стиля в направлении к классицизму. Образцами для русской мебели стали французские мебельные объекты. Однако создаваемые вновь изделия получались весьма массивными, с большим запасом материала. В мебели для сидения конца екатерининского времени ножки стульев и кресел и боковые стойки спинок приобретают характерную форму пучков стрел или античных колчанов, перевитых ленточками. Верх спинок и рамы сидений украшаются венками и гирляндами, также перевитыми ленточками. Стойки локотников по форме напоминают стойки кресел стиля Людовика XVI. Спинки стульев и кресел имеют характерный полукруглый изгиб. Обивка дворцовой мебели выполняется штучными тканями. Такой же характер украшений и обивку имеют диваны того времени. Мебель для сидения золотится или красится в светлые тона: белый, светло-зелёный, светло-голубой, светло-розовый. Текстуры дерева здесь почти не видно.

Русский двор не хотел уступать в роскоши и богатстве королевским дворам других европейских стран. Для того времени характерны крупные российские заказы западноевропейской мебели. Дорогую мебель со сложными механизмами поставлял в Россию Д. Рентген, который имел мастерскую в Нейвиде. Он делал мебель на заказ, а также привозил готовую продукцию своей мастерской. Его мебель во многом определила пути развития мебели русского классицизма. Выполненная им мебель была различной по форме и декору. Например, некоторые его мебельные объекты имели крупные масштабы и обилие архитектурных шаблонов (колонн, пилястр, балюстрад, карнизов и т.д.). Как правило, такие объекты снабжались весьма сложными техническими устройствами. Для других его мебельных объектов характерным является скромный декор, простота и ясность конструкции.

Кроме Д. Рентгена для дворцов русской аристократии мебель делали известные французские мастера Ж. Ризенер, Ж. Жакоб, Ж. Бенеман и др. Как пример можно привести прекрасно выполненное бюро-цилиндр Ризенера, которое хранится в Государственном Эрмитаже. К концу XVIII в. в России уже действуют собственные мебельные производства Г. Гамбса, А. Тура и И. Шарлеманя, которые выпускают роскошную продукцию. Самое большое количество мебели для двора и аристократии поставляет фирма «Отто и Гамбс», которая делает разнообразные комоды, столы, бюро, мебель для сидения и др. Генрих Гамбс, который был учеником прославленного мебельщика Д. Рентгена, приехал в Петербург в 90-х гг. XVIII в., а в 1795 г. совместно с австрийским купцом И. Отто основал мебельную фабрику и открыл на Невском проспекте мебельный салон.

Стол-бюро и стулья в классическом стиле (в стиле Жакоба). Красное дерево, латунные вставки. Конец XVIII в. Россия

Шкаф-бюро. Дерево (чёрное, чинара, красное дерево), фанеровка, отделка латунью, стекло «Эгломизе». 1790 г. Санкт-Петербург

Особой популярностью пользовалась мебель, декорированная в технике «эгломизе» (по имени её изобретателя - французского художника). На мебели Гамбса делались специальные вставки из стекла. Такое стекло, чаще всего цветное, предварительно расписывалось, а затем под него подводилась зеркальная амальгама. В этой технике на западе обычно украшались лишь мелкие предметы (коробочки, шкатулки, табакерки и т.п.), однако в России так стали украшать большие бюро, напольные часы, столы и другие предметы. Мебель Г. Гамбса, благодаря оригинальности своих форм и конструкции, прочности и красоте, имела большую популярность в России, ей стали даже подражать другие отечественные мебельщики. Такой мебелью обставляли не только дворцовые помещения, но и городские частные дома и дворянские усадьбы.

Оригинальную мебель проектировали многие известные архитекторы, создававшие в эту эпоху и дворцовые ансамбли, и интерьеры. По чертежам В. Растрелли, В. Бренна, Ч. Камерона, Дж. Кваренги и др. русские мастера выполняли прекрасные мебельные гарнитуры для обстановки спроектированных интерьеров. Великолепным образцом мебельного искусства и работы русских резчиков могут служить стулья и кресла из Китайского зала Царскосельского дворца работы И. Шарлеманя по рисунку Ч. Камерона. В этот период русские мастера весьма хорошо освоили технику маркетри. Мебельщик X. Мейер выполняет заказы на создание разнообразных шкафов, ломберных столов, угловых диванов и других объектов, украшенных изысканным мозаичным набором в виде геометрических или цветочных узоров из тонко подобранных по цвету и текстуре кусочков дерева различных пород.

Во второй половине XVIII в. наличие собственных мастеров-мебельщиков почти в каждом имении позволяет создавать мебель в соответствии с тем или иным функциональным процессом и личными вкусами хозяев, т.е. происходит дальнейшая дифференциация мебели по её назначению.

На протяжении всего периода мебель екатерининского классицизма сохраняет лёгкость и стройность форм, присущую рококо. В первую очередь это достигается за счёт хороших пропорций основных формообразующих элементов мебельного объекта, а также тонких, украшенных каннелюрами, сужающихся книзу ножек стульев, кресел, диванов и комодов.

В это время меняются приёмы нанесения резьбы - она делается менее пышной и располагается, в основном, в местах конструктивного соединения отдельных элементов.

Мебель екатерининского классицизма можно подразделить на несколько основных типов относительно приемов её декорировки. Например, мебель, которая имела резьбу, окрашивалась и золотилась. В некоторых случаях выступающие части и углубления резного декора окрашивались в разные цвета, которые имели гармоничную связь друг с другом и цветом окраски всего предмета, служащего как бы общим фоном. В пределах одного гарнитура разные мебельные объекты могли иметь разную, но гармонично согласованную окраску. Обивка мягкой мебели из одного гарнитура могла быть разной по рисунку на разных объектах, но цветовая гамма при этом сохранялась. С помощью росписи на мебели изображались вазы, гирлянды, букеты цветов, архитектурные шаблоны. Иногда появлялись изображения различных мифологических персонажей, выполненные золотой краской по синему фону. В последней трети XVIII в. в декоре русской мебели резьба занимает основное место. Резной орнамент, розетки, венки и т.п. всегда располагаются на мебельном объекте в точном соответствии с тектоническим строением его формы. В конце века на столах появляются столешницы, выполненные из мрамора или цветного камня. В качестве примера можно привести великолепную резную мебель Останкинского дворца-музея, которая была создана русскими мастерами И. Мочалиным, Я. Дунаевым, Г. Немцовым и Ф. Пряхиным.

Другой тип русской декорировки мебели - мозаичный набор. Маркетри, в основном, делалось несложным, из светлых и тёмных пород дерева «в шашку», «в ёлочку», «полосками», «ромбами» и т.п. Однако выполнялся и более сложный и изысканный набор, как, например, на мебельных объектах, созданных Н. Васильевым - крепостным мебельщиком П.Б. Шереметева.

В 90-х гг. XVIII в. мебельщики начинают использовать новый материал, открытый русскими мастерами и не известный на Западе - карельскую березу и кап. Считается, что этот материал ввел в обиход князь П.В. Мещерский, который имел в г. Курске свою столярную мастерскую. Но в последнее десятилетие XVIII в. во времена правления Павла I, как переходного стилевого этапа от екатерининского классицизма к александровскому ампиру, карельская береза использовалась в маркетри лишь в качестве фона. Фанеровка больших плоскостей карельской березой характерна для русской мебели уже XIX в.

Существовал ещё один способ достижения высокого декоративного эффекта создаваемой мебели, в большом количестве изготавливаемой в конце правления Екатерины П. Такую мебель отличали большая строгость классического стиля, сокращение орнаментации, почти полное отсутствие резьбы, позолоты и окраски. Мебель создавалась из красного дерева (из массива или фанеровалась). Декоративный эффект достигался полировкой поверхностей красного дерева и небольшим количеством бронзовых или латунных полированных накладок, которые подчёркивали конструктивное строение мебельного объекта. Подобную мебель делали также из более дешёвых пород дерева, например, берёзы, а потом придавали ей с помощью специальных окрасок и лака вид дорогой мебели красного дерева.

В России создавалась уникальная в своем роде мебель из стали и бронзы. ещё в первой половине XVIII в. на Тульском оружейном заводе начали делать металлическую ажурную мебель с растительным орнаментом в стиле барокко. В конце века мастера Тульского завода создают, но уже в стиле русского классицизма, различные типы туалетных столов, стульев, кресел, скамеек, столов-подставок и др. Аналогов такой мебели в европейском мебелестроении не существовало. Например, туалетный стол и стул, хранящиеся в Павловском дворце-музее, выполнены из металла и украшены обработанными алмазной гранью нитями жемчужника. Спинка стула имеет овальную форму и поддерживается бронзовыми золочеными дельфинами. Такую же форму и такие же опоры имеет зеркало стола. Ножки стола и стула, украшенные золоченой бронзой, тонкие и суживающиеся книзу. Мебельные объекты кажутся легкими, стройными, но в то же время прочными и устойчивыми. Это впечатление ещё более усиливается от контрастного сочетания черной окраски (воронения) основных частей мебельных объектов, блестящей полированной стали жемчужника, золоченых бронзовых гирлянд, розеток, профилей, опорных частей ножек, золотых насечек и др., хорошо спропорционированных и согласованных по пластике и расположенных в строгом соответствии с конструктивными членениями общей формы.

История создания русской мебели начала и середины XVIII в. отражает, во-первых, процесс появления мебельных образцов, созданных иностранными мастерами или русскими мебельщиками на иностранный лад. Такой мебелью пользовались, в основном, царский двор и аристократия. И, во-вторых, создание основной массы традиционной мебели, используемой широкими слоями населения, которая повторяла стилевые черты прошлых эпох. Во времена екатерининского классицизма влияние западноевропейских мебельщиков на стилистику русской мебели становится весьма ощутимым.

Русская мебель классицизма продолжала изготавливаться и во времена царствования Павла I (1796-1801 гг.). Большинство т.н. «павловской мебели» было сделано русскими мастерами, которые обучались мебельному искусству у французских мебельщиков ещё при Екатерине II. Эта мебель, по сравнению с концом предшествующего периода, делается более массивной, тяжёловесной и часто загромождается украшениями с более крупной и грубой профилировкой отдельных форм. В этот период вместо ореха и красного дерева при изготовлении мебели используются карельская и волнистая берёза и другие светлые породы дерева, на фоне которых весьма изысканно смотрятся прокладки и вставки из чёрного морёного дуба. Так делается мебель из красного дерева весьма простых прямолинейных очертаний в «стиле Жакоб», украшенная узкими штабиками из полированной меди или латуни, которые подчёркивают основные вертикальные или горизонтальные членения общей формы мебельного объекта. Наряду с французскими образцами русские мебельщики продолжают копировать английскую классическую мебель стилей Хеппльуайта и Шератона, внося при этом значительные изменения в её конструкцию, форму и декор украшений.

Правление Павла I пришлось на период распространения в искусстве многих стран Европы романтических идей. Поэтому целое стилистическое течение в русском искусстве начала XIX в. принято называть «павловским романтизмом» (по названию г. Павловска - загородной усадьбы Павла I). Строящийся в Петербурге Михайловский замок по проекту В. Бренна в форме крепости мальтийского рыцаря, но в классическом стиле, представлял собой типичное романтическое произведение. Павловский дворец, спроектированный Ч. Камероном в лучших классических традициях итальянского «палладианского стиля», считается одним из самых гармоничных архитектурных ансамблей, включая и прилегающий ко дворцу парк, специально спланированный и обустроенный. Кстати сказать, своей загородной усадьбой Павловск считала императрица Мария Федоровна, жена Павла I, который своей усадьбой считал Гатчину. Швейцарец А.-Ф.-Г. Виолле спроектировал, начиная с 1780 г., для Павловского дворца мебель в стиле Людовика XVI, а немного позже, после пожара во дворце в 1803 г., интерьеры и мебель проектировались А. Воронихиным, но уже в стилистике раннего французского ампира.

Английская мебель классицизма. Стили Хеппльуайта и Шератона

Классицизм XVIII в. для Западной Европы и России был интернациональным стилем, хотя внутренние стимулы его развития и пути, которым он следовал, в разных странах были разными.

Промышленная революция, начавшаяся в Англии с 60-х гг. XVIII в., события общественно-политической и экономической жизни английского общества имели непосредственное влияние на английскую культуру и искусство этого времени. В отличие от стран континентальной Европы, где классицизм второй половины XVIII в. стал новой и очередной стадией развития искусства, английский классицизм не являлся сугубо новым явлением, т.к. античное искусство и культура здесь почитались весьма давно. Английский классицизм отличается от классицистических форм, принятых в других странах, большей строгостью и последовательностью в принятии античных образцов. И на этом пути английский классицизм находит свои собственные национальные черты в архитектуре братьев Адам, в мебели Джорджа Хеппльуайта и Томаса Шератона, в посуде, плакетках, вставках на мебели и др., в керамике и фаянсе Джозайля Веджвуда и др.

Характерные формы спинок стульев и кресел стиля Хеппльуайта

Начало резкого поворота английской мебели в сторону классицизма приходится на 1770 г., когда архитектор Р. Адам (1728-1792 гг.) по возвращении из Италии стал насаждать классику в английской архитектуре, в обустройстве интерьеров, производстве мебели и т.п. Стиль Чиппендейла, который господствовал здесь уже достаточно длительное время, начинает вытесняться. В проектах Адама, в противовес стилистике Чиппендейла, который, однако, одно время выполнял интерьеры и мебель в стилистике классицизма по проектам Адама, начинает главенствовать прямая линия. По проектам Адама выполняли мебель ставшие впоследствии знаменитыми мебельщики Д. Хеппльуайт и Т. Шератон, на которых также оказал влияние стиль Людовика XVI. Впоследствии эти мастера сложили свои собственные мебельные стили, причем стиль Хеппльуайта отходит от прямых строгих линий Адама и является своеобразным промежуточным звеном между ним и стилем Чиппендейла.

Этот стиль близко подходит к стилю Людовика XVI, в то время как стиль Шератона тяготеет к более рафинированному классицизму. Свои лучшие произведения Хеппльуайт создаёт в промежутке между 1775-1786 гг., а Шератон - в 1790-1804 гг.

Мебель для сидения, выполненная в стиле Хеппльуайта, имеет характерное решение прорезных ажурных спинок в виде пересекающихся друг с другом овалов, которые иногда образуют сердцевидную форму. Рамы таких овалов слабо профилируются и имеют в центре канавки, а их края обрабатываются бусами. Верх спинки украшается резьбой в виде трех расходящихся в разные стороны пальмовых листьев. Этот узор получил название тройного страусового пера. Спинки диванов делаются в виде ряда соединенных между собой спинок от нескольких стульев или кресел, имеющих подобное весьма характерное декоративное решение.

Ножки стульев, кресел и диванов выполняются прямыми, суживающимися книзу, круглыми или четырехгранными в сечении. Для раннего периода стиля Хеппльуайта в креслах локотники и их стойки делаются подобно французским креслам стиля Людовика XVI, а места крепления ножек к раме сиденья оформляются традиционным кубиком с резными розетками. В более поздний период этого стиля локотники и их стойки у кресел и диванов имеют сильный изгиб и, как и ножки, украшаются желобками по всей их длине. Места крепления ножек кубиков не имеют. В этом стиле делаются новые варианты крылатого кресла, а кровати украшаются балдахинами, которые держатся на тонких в сечении профилированных стойках, иногда имеющих слабую резьбу.

Разрабатываемая корпусная мебель имеет простые и лаконичные формы, её номенклатура достаточно разнообразна. Существуют двух- и трёхъярусные платяные шкафы, разнообразные книжные шкафы с многоярусными выдвижными ящиками, расположенными в их нижней части. Иногда центральная часть низа таких шкафов имеет две распашные дверцы, а справа и слева от них располагаются выдвижные ящики. Застекленные дверки верхней части книжных шкафов делаются с фасонной декоративной свинцовой пайкой, как правило, геометрического рисунка в виде переплетающейся решетки. Большое распространение получили также шкафы-комоды, у которых практически отсутствует какой-либо декор. Шкафы, обычно, имеют выступающие профилированные карнизы, а иногда и фронтоны, украшаемые резными вазонами яйцевидной формы или фиалами. В этом стиле в большом количестве выполняются разнообразные по форме и назначению столы. Например, весьма оригинальные по конструкции столы с опускающимися полами столешниц и складными боковыми ножками, туалетные столы с выдвигающимися ящиками и откидными (поворотными) зеркалами, столы прямоугольной формы, у которых края столешниц и коробка подстолья делались с легким изгибом, письменные столы типа бюро, корпусы которых имели выпукло-вогнутые очертания и стояли на шести прямых суживающихся книзу тонких ножках, и др. объекты. В декорировке такой мебели нет сильно выступающих шаблонов, которые, в свою очередь, украшаются разнообразными порезками. Членения и профилировки получаются весьма мелкими, но чёткими и строгими.

Вся мебель делается, в основном, из красного дерева и других светлых пород. Используется также атласное дерево, идущее на маркетри. Филёнки шкафов иногда украшаются интарсией в виде орнамента из расходящихся веером полос, вписанных в овал.

В последней четверти XVIII в. большой популярностью пользуется разнообразная комбинированная мебель. Например, комод комбинируется со стоящим на нём книжным шкафом или комод имеет откидную или выдвижную столешницу и таким образом превращается в секретер, туалетный стол комбинируется с письменным столом и специальными ёмкостями, горка для посуды совмещается с комодом или бюро-кабинетом и т.д.

Популярности стиля Хеппльуайта в Англии и за рубежом способствовали не только лично изготовленные им прекрасные мебельные объекты, но и, в ещё большей степени, изданное им в 1788 г. «Руководство для столяра и драпировщика» («The Cabinet-Maker"s and Uphols terer"s Guide»).

Стиль Шератона характеризуется ясно выраженной структурой мебельного объекта и почти полным отсутствием кривых линий в его форме. Своей славе Шератон обязан, прежде всего, альбомам с эскизами почти идеальных (образцовых), отвечающих своему назначению - мебельных объектов, например, в изданной им в 1791 г. «Книге эскизов для столяра и драпировщика» («ТЪе Cabinet-Maker"s and Uphols terer"s Drawing Book»). Мебельные формы, складывающиеся в это время в его стиле, через несколько десятилетий лягут в основу мебельного искусства XIX в. благодаря своей целесообразности, простоте, практичности и изяществу. Мебель Шератона отличается изысканной проработкой всех деталей и хорошо подобранными породами дерева по их цвету и текстуре. Например, плоскости красного дерева чередуются у него с плоскостями, украшенными инкрустацией или маркетри из розового, атласного или палисандрового дерева, поэтому этот период в мебельном искусстве Англии ещё называют «периодом атласного дерева». В технике маркетри декорируются не только большие плоскости стенок и дверок шкафов, но и спинки, и ножки стульев, кресел и диванов. Мебель для богатых клиентов Шератон украшает живописными медальонами или керамическими плакетками фирмы Веджвуда. В своих проектах Шератон обходится небольшим набором накладных латунных красивой формы ручек дверок шкафов и ящиков, щитков (уключин) замочных скважин. Шератон предлагает большое количество типов комбинированной мебели и мебели с различными техническими устройствами, повышающими её потребительские качества. Например, туалетные столы с откидными и поворотными зеркалами, шкафчики с умывальниками, столики для бритья, комоды-туалетные столы, шкафы-бюро, рабочие и карточные столы и т.д. Мебель для сидения в стиле Шератон имеет простые формы, а сквозные спинки стульев и кресел с изящными пропорциями и рисунком собираются часто из точеных деталей и украшаются резьбой невысокого рельефа. Спинки диванов традиционно выполняются в форме соединенных между собой спинок нескольких стульев. Популярностью пользуются банкетки-подставки для ног. Изголовье кушеток имеет вид глубокого мягкого кресла. Над кроватями устанавливаются балдахины шатрообразной формы. В поздний период стиля Шератона опять появляются искривленные ножки, что свидетельствует о скорой перемене стилевых направлений в мебели.

Удобство, комфортабельность, рационализм конструкций, уравновешенность членений и согласованность пропорций основных формообразующих элементов, изящество отделки сделали английскую мебель популярной в европейских странах, США и в России и определили её влияние на формообразование мебели, создаваемой в этих странах.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели - Москва: Архитектура-С, 2007

Стилистическое течение классицизма возникло в Европе и сформировалось на протяжении XVII — XIX столетий. Это богатый и величественный стиль, предназначенный для оформления интерьеров дворцов и домов знати, в котором широко используются античные детали и произведения искусства — статуи, скульптура, рельефные изображения и картины.

Классический стиль в оформлении интерьера сочетает в себе строгость линий и гармонию, античную утонченность и роскошь обстановки. В атмосфере помещений царит респектабельность и величие, но без излишней вычурности.

Отделка стен, пола и потолка выполнена исключительно в благородных и сдержанных тонах, а вся композиция стилистически уравновешена и не перегружена декором. В то же время можно наблюдать симметричность форм, гармонично выдержанных на фоне достаточно обширного окружающего пространства.

В стиле классицизм, как правило, используются приемы четкого отделения различных функциональных частей помещения друг от друга — то есть, выделяются отдельные зоны, которые при этом не разбивают комнаты на части, а образуют единую гармоничную картину.

Классический стиль требует большого пространства, поэтому в маленьких комнатах воссоздать его практически не представляется возможным. Обилие света, воздуха и свободного пространства, а также высокие потолки (выше 3 — 3,5 метров) — вот что требуется для правильного воплощения классического дизайна.

Характерные черты стиля.

Для создания классического стиля в интерьере существуют некоторые важные правила и критерии. В частности, это касается особенностей отделки стен, пола и потолка, а также предметов обстановки и декоративных деталей:

  • В отделке используются только натуральные материалы — , камень, бронза, дорогой текстиль.
  • Широко используются лепные элементы и позолота.
  • Античные мотивы в отделке.
  • Гладкие стены пастельных оттенков с мягким цветочным орнаментом.
  • В качестве напольного покрытия дорогостоящий паркет.
  • Шелковые и тканевые обои.
  • Мебель из натуральной древесины, простая и строгая по очертаниям, но очень изящная по форме и щедро декорированная резьбой, позолотой и инкрустацией.

Отделка стен.

Для отделки стен чаще всего используют некоторые виды декоративной штукатурки или же для оклейки стен используют дорогостоящие текстильные или виниловые . Применение декоративных элементов тоже должно быть очень дозированным, но в то же время важно использовать элементы лепнины или настенную роспись.

В оформлении интерьера в стиле классицизм для отделки стен подойдут панели из натурального дерева, украшенные резьбой и позолотой. Подобные декоративные элементы будут весьма уместны для оформления рабочего кабинета.

Отделка потолка.

Отделка потолка в классическом стиле с течением времени претерпела некоторые изменения. И на сегодняшний день вместо гладких и чистых поверхностей, щедро украшенных лепными элементами и позолотой используются современные многоуровневые потолки. Надо сказать, что они весьма органично вписываются в стилистику классицизма, и поэтому приобрели большую популярность среди дизайнеров.

Чтобы упростить себе задачу по созданию классического стиле в интерьере, потолок можно просто гладко оштукатурить и декорировать лепниной, которую впоследствии покрыть краской золотистого оттенка в технике . Это придаст дизайну интерьера дополнительный шарм, внесет атмосферу благородной старины и респектабельности.

Отделка пола.

В качестве напольного покрытия используют качественный паркет из дорогостоящих элитных сортов древесины. При этом лучше выбирать темных оттенков, с красивым естественным рисунком дерева.

Двери и окна.

Для изготовления окон и дверей тоже применяют только натуральное дерево, причем они должны быть сделаны из цельных, массивных досок. Это поможет обстановке приобрести необходимую респектабельность и подчеркнуть высокий социальный статус владельца дома.

Полностью исключаются детали из пластика и других видов современных материалов. Никаких стандартных пластиковых окон, дверей и перегородок не должно быть. Допустимо использовать стилизованные под старину материалы.

Мебель

В классическом стиле интерьера предпочтительнее всего использовать мебель из высококачественной натуральной древесины. Деревянные перила и спинки кресел и диванов зачастую украшаются инкрустацией, резьбой по дереву и позолотой.

Однако несмотря на обилие декоративных элементов, классическая мебель имеет строгие и четкие очертания, и именно поэтому она кажется простой и лаконичной, хотя и чрезвычайно красивой.

Для обивки мягкой мебели использовать натуральный шелк, атлас или бархат. Это не весьма практично, зато очень красиво и престижно. Кроме того, чрезвычайно выигрышно смотрится мебель, обтянутая натуральной кожей.

Цветовая гамма стиля.

Для создания классического интерьера используются многие мягкие и чистые цвета и их оттенки, среди которых можно назвать следующие:

  • чистый белый цвет
  • нежно розовый оттенок
  • золотой
  • цвет айвори
  • молочный оттенок белого цвета
  • персиковый
  • бледно — желтый
  • песочный оттенок

Кроме того, можно использовать и яркие темные цвета:

  • коричневый
  • черный
  • охристые оттенки

А вот в цвете текстиля также возможно применение ярких цветов:

  • красный
  • бордо
  • малиновый

фарфора .

  • Раритетные подлинники картин или качественные репродукции полотен известных художников.
  • Фестоны и розетки на портьерах.
  • в массивных роскошных рамах.
  • Колонны с бронзовыми капителями.
  • Перегородки украшены фризами и фронтонами в .
  • Однако все детали должны быть расположены в строгом пропорциональном соотношении с общей обстановкой, и никоим образом не перегружать интерьер, делая его просто складом безвкусно нагроможденных раритетных и элитных вещей и элементов.

    Оформление интерьера в стиле классицизма обойдется весьма недешево, учитывая дорогостоящие натуральные материалы и изысканные детали роскошной обстановки. Однако эти затраты того стоят, потому что классический стиль как нельзя лучше подчеркнут высокий статус владельца дома, а самой обстановке придаст атмосферу респектабельности и благородства.

    Стиль классицизм - это благородная роскошь комнат , интерьер дома , не перегруженный деталями, наполненный сдержанным достоинством, непревзойденным вкусом и респектабельностью.

    Современная классика предпочитает благородный спокойный монохром и тонкие тональные сочетания. Смешивайте тёплый беж с «песком» и «молоком», всю кондитерскую гамму: какао, кофе со сливками, нугу, шоколад. Более роскошный вариант с золотом и серебром (предпочтительней матовый, чем блестящий). Холодные оттенки серо-голубого, стальные, бледно-бирюзовые, платиновые сделают интерьер легким и воздушным.

    При ремонте в стиле классицизм уберите наслоения (подвесные потолки и пр.), верните в интерьер традиционные плинтусы и карнизы, фигурные бордюры. Особенно красивы высокие, до 25 см, плинтусы. Плинтусы и карнизы принадлежат не полу и потолку, а стене, оформляют ее, улучшают пропорции. Стена, окаймленная фигурными профилями, выглядит особенно интересно.

    Выбирайте высокие филёнчатые двери с широкими наличниками. Хорошо, когда из двухстворчатых распахнутых дверей открывается широкий проём с продуманным видом. Деревянные шкафы с филёнками выглядят архитектурно и фундаментально. Для отделки стен можно использовать декоративную штукатурку, в обивке мебели — классическую клетку.

    Мебель из натуральных материалов: натуральная древесина (орех, вишня, карельская береза), камень, металл, шёлк и многое другое. Ручная работа, резьба по дереву, позолота, инкрустация ценными породами деревьев, драгоценными металлами и камнями.

    Для освещения используются люстры из хрусталя, натурального прозрачного камня или дорогого стекла, бронзовые или позолоченные люстры с плафонами, имитирующими свечи. Современное точечное освещение органично вписывается в интерьер.

    Обращаемся к истокам современного классического стиля

    1. Общие черты

    Классицизм пришел на смену роскошным барокко и рококо . Это не означает полный отказ от пышности и величия, нет. Достоинство и богатство интерьера сохраняется, но приобретает более сдержанные и грациозные черты. Убранство уже не стремится впечатлить посетителей масштабами, а демонстрирует элегантность и благородную отделку. В цветовой гамме преобладают уютные оттенки: золотой, розовый, белый, голубой и зеленый.


    Баланс и строгость интерьеру придает симметрия.

    2. Простые формы


    Вдохновленные идеями просвещения, архитекторы и мебельщики стремились максимально рационализировать дизайн. Простые и четкие геометрические формы, тем не менее, не делают интерьер холодным, ведь отделка мебели дополнена золотым шитьем, орнаментом и античными мотивами.
    Изысканные кресла Жоржа Жакоба

    3. Потолок

    Не последнюю роль в интерьере играет потолок. Богато украшенный лепниной и орнаментом, высокий и светлый, он завершает общий стиль помещения.

    Потолок по эскизам Роберта Адама, английского неоклассика

    4. Освещение


    Декор для светильников и люстр изготавливался преимущественно из хрусталя и дорогого стекла, а также бронзы, железа, меди, серебра. Также использовались драгоценные породы дерева, кожа, шелк. Плафоны в виде свеч вытягивают общий силуэт люстры и избавляют от перегруженности.

    5. Античные мотивы

    Бертель Торвальдсен. «Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817)

    В процессе создания коммерческих изображений для известных и знатных людей прототипами зачастую становились образы античных богов. Для этих “портретов” была характерна простота и лаконичность линий, бесстрастность, гармония композиции и спокойствие.

    Антонио Канова. Амур и Психея (1787-1793, Париж, Лувр)

    6. Золото всюду

    Комод в стиле Луи XVI, Ж. Г. Бенеман

    В эпоху классицизма золотые элементы присутствовали почти в каждом предмете интерьера: комодах и бюро, стульях и пуфиках, лепнине и текстиле.Людовик XVI, третий в череде Людовиков, так же, как и его предшественники (Людовика XIV мы упоминали в статье о барокко), оказал важное влияние на культуру и искусство. В период его правления декорации с пышных и помпезных меняются на четкие, строгие и гаромничные. Художники обращаются к античности и черпают вдохновение в простых формах и четких линиях. Сегодня строгость и выверенность стиля классицизм мы можем увидеть в минимализме , что говорит о его востребованности красноречивее любых слов.