Формирование выразительности речи у старших дошкольников. выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи. разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок

  • 25.09.2019

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный

педагогический университет»

Курсовая работа

«Психолого-педагогические основы совершенствования

выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

в процессе ознакомления с детской литературой»

Исполнитель:

Рыкова Мария Анатольевна

студентка группы БШ-42zc,

Научный руководитель:

Шуритенкова Вера Алексеевна

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучение грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. выразительность речь дошкольный литература

Одним из направлений работы по развитию речи детей дошкольного возраста является воспитание любви и интереса к художественному слову знакомство детей с художественной литературой, формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).

Выдающийся педагог В. Сухомлинский писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» .

Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства - способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,- писал В. Г. Белинский.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Речевая зрелость ребёнка старшего дошкольного возраста должна достигнуть определённого уровня, при котором речь превращается в универсальное средство познания и общения, в орудие мышления. Ребёнок может излагать свои мысли связно и логично, эмоционально и выразительно. Важным показателем речевой зрелости является понимание литературного произведения, умение выразительно передать, изложить последовательность действий по тексту, передать её образность выразительность.

«Если c детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как - будто неизвестно откуда взявшееся плохое» В.А. Сухомлинский

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей раннего и дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии - попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте .

Поэтому в соответствии с Федеральными государственными требованиями, сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.

Современные исследователи детского чтения придают значение воздействию художественного произведения на нравственное, эстетическое, эмоциональное, речевое развитие детей, обращая при этом особое внимание на психолого-педагогические особенности ознакомления детьми дошкольного возраста с художественной литературой.

Все вышесказанное и обуславливает актуальность выбранной темы «Психолого-педагогические основы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской литературой».

Цель исследования: совершенствование выразительности речи в процессе ознакомления с детской литературой.

Для достижения поставленной цели сформулировали следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить средства выразительности.

3. Дать характеристику речи у детей старшего дошкольного возраста с точки зрения ее выразительности.

4. Возможности детской литературы при изучении выразительности речи.

5. Обосновать психолого-педагогические условия выразительности речи.

1. Выразительность как коммуникативное качество речи

1.1 Виды выразительности

Важным качеством детской речи является выразительность. «Выразительность речи -- умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», -- писал Н.С. Рождественский.

Выразительность речи -- это коммуникативное качество речи, особенность ее структуры, которая воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания человека; поддерживает внимание и интерес у слушателя и читателя (Б. Н. Головин).

Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Выразительность речи используется в процессе коммуникации для усиления влияния говорящего на чувства, слушающего путем воздействия на эмоциональную сферу собеседника.

В основе развития речи лежит активный творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому развитию.

Эффективность процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей, во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи.

В работе по развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста существует несколько направлений.

1.2 Формирование разговорной (диалогической) речи

Начиная с младшего дошкольного возраста необходимо учить детей внимательно слушать и понимать речь взрослых и сверстников, уметь правильно отвечать на вопросы, использовать вопросительную интонацию; воспитывать желание поддерживать разговор со взрослыми и сверстниками.

В старшем возрасте у детей формируется способность принимать участие в коллективной беседе, отвечать на вопросы коротко или более развернуто, в зависимости от характера вопроса.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Структура диалога представляет собой многообразие сочетаний инициативных и ответных высказываний, среди которых можно выделить такие функциональные диалогические пары: вопрос - ответ; побуждение (предложение, приказание, просьба) - выполнение (отказ от выполнения); сообщение (информирование, утверждение) - выражение отношения. Неправомерно ограничение содержания обучения диалогу развитием только умений отвечать на вопросы и задавать их. Необходимо включить в это содержание развития у старших дошкольников следующих умений:

Понимать разнообразие обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать в социально-принятых формах отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и на побуждения, выполнять или вежливо отказываться от выполнения;

Вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы; побуждать партнеров по общению к совместной деятельности, действию.

Как разновидность человеческого поведения диалог требует усвоения и выполнения определенных, сложившихся в социокультуре правил его ведения, поэтому важно определить круг правил, доступных для ребенка. Дети постепенно могут приучаться к тому, чтобы: соблюдать очередность в разговоре; выслушать собеседника, не перебивая; поддерживать общую тему разговора; проявлять уважение и внимание к собеседникам, слушая их, смотреть им в глаза или лицо; не говорить с полным ртом и т.п.

Педагог должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых.

В процессе общения следует воспитывать у ребенка навыки культуры речи: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать собеседника, во время разговора не отворачиваться, не опускать голову, спокойно слушать того, кто говорит, смотреть в глаза, не допускать грубого, пренебрежительного тона. Разговорная речь ребенка должна быть выразительной.

1.3 Формирование монологической речи

Устная монологическая речь - сложная речевая творческая деятельность, овладевать которой ребенок начинает в дошкольном возрасте по воздействием организованных систематических занятий, а также во время обогащения жизненного опыта.

Своевременное овладение связной речью является одним из условий формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Дети овладевают монологом постепенно. В зависимости от возрастных особенностей, сначала ребенок учится понимать рассказ, а позже - рассказывать самостоятельно: пересказывать небольшие сказки, описывать игрушку, предмет, картинку, составлять рассказ по сюжетной картинке, о событиях из собственной жизни.

Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию.

К старшим дошкольникам возрастают требования к рассказам, пересказам. Дети должны придерживаться четкой композиции, логики развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реальные темы, давать оценку жизненным явлениям, фактам. Для поддержания интереса детей дошкольного возраста к пересказу необходимо подбирать произведение для инсценировки в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями детей данной группы. Сюжет сказки, рассказа, стихотворения должен быть насыщен действиями, богат диалогами.

Владение связной монологической речью вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической и фонетической.

Развитие словаря.

Человек начинает разговаривать тогда, когда усвоит определенное количество речевых единиц. Единица языка - слово. Необходимо постоянно увеличивать запас слов у ребенка, расширять, обогащать словарь во время ознакомления с окружающим миром (предметами, явлениями живой и неживой природы, общественной жизни). Происходить это должно так, чтобы дети усваивали связи между предметами, явлениями, свойствами и действиями.

Ребенок к старшему дошкольному возрасту уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов. Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи и является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

Развитие понятий идет параллельно с развитием процессов мышления и речи и стимулируется тогда, когда они начинают соединяться друг с другом. К 6 годам лексикон ребенка состоит примерно из 14 000 слов. Для того чтобы словарь ребенка отвечал всем правилам, он должен включать разные виды лексики: бытовую (название частей тела, игрушек, предметов посуды, мебели, одежды и т.д.); природоведческую (названия объектов неживой и живой природы); обществоведческую (названия профессий, праздников и др.); эмоционально-оценочную (качества, чувства, состояния и т.д.); временную и пространственную.

Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное. Ребенок должен, научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Для формирования умения правильного употребления слов необходимо развитие умений семантического отбора.

Развитие семантической стороны речи является одним из основных условий становления навыков связной речи и речевого общения дошкольника. Это объясняется тем, что степень сформированности лексико-семантической системы ребенка-дошкольника оказывает непосредственное влияние на его умение точно и адекватно отбирать слова в соответствии с ситуацией общения и контекстом высказывания. Такое развитие способствует совершенствованию связной речи, как в отношении ее качеств, так и в отношении ее образности, выразительности.

1.4 Формирование грамматически правильной речи

Грамматически правильно оформленная речь формируется в процессе речевой практики, общения ребенка со взрослыми. Родители должны следить, чтобы дети усваивали синтаксический и морфологический строй родного языка: правильно употребляли предложения разных грамматических категорий (простые, распространенные, сложные), правильно использовали союзы и соединительные слова в сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях, употребляли и согласовывали слова в роде, числе, падеже и времени, сборные и несклоняемые существительные, придерживались чередования звуков в основе при склонении существительных и глаголов.

Формирование грамматического строя речи также находится в тесной связи с развитием связной речи и особенно с лексической работой.

К 5-6 годам дети овладевают правилами грамматики родного языка без особых затруднений и без специального обучения. К 6 годам ребенок уже владеет словоизменением, образованием времен, правилами составления предложений. Речь ребенка 5-6 лет уже включает сложные предложения. Появляются первые развернутые формы диалогической речи. Беседуя друг с другом, дети адресуют друг другу свои высказывания.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтетически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять на ряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т. е. в развитии связной речи.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.

Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

1.5 Воспитание звуковой культуры речи

Звуковая культура речи включает правильное произношение всех звуков и слов родного языка, выразительность речи и формирование фонематического слуха (способности воспринимать звуки родного языка, различать их, определять наличие их в словах). Необходимо также работать над усовершенствованием дикции, учить правильно расставлять ударения, пользовать вопросительной и восклицательной интонацией, регулировать высоту, силу голоса, придерживаться равномерного темпа речи.

Составные компоненты звуковой культуры -- речевой слух и речевое дыхание -- являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитании всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.

С детьми организовываются два вида занятий, содержащих задачу по воспитанию звуковой культуры. Некоторые разделы звуковой культуры речи надо вводить в содержание занятий, решающих иные задачи речевого развития (например, обращать внимание на выразительность и громкость голоса при чтении потешек).

Воспитание звуковой культуры речи направлено на развитие фонетико-фонематического компонента речевой системы; полноценное его развитие обеспечивает благоприятное протекание уровня моторного программирования речевой деятельности.

1.6 Ознакомление с художественной литературой и воспитание любви к чтению

С раннего возраста родителям следует прививать детям любовь к разным жанрам детской художественной литературы и фольклора - сказкам, песням, потешкам, произведениям классиков и т. д. Развивать способность внимательно слушать, понимать художественные произведения, давать оценку поступкам героев, высказывать свое отношение к ним. Также дети должны научиться запоминать и выразительно, с интонацией рассказывать стихи. Литературный материал представляет собой яркий, наглядно-образный эталон речевой культуры народа.

Литературные образы, сюжетные линии позволяют дошкольнику освоить социально-нравственные нормы и правила, формируют коммуникативную культуру ребенка. В ходе работы над литературным материалом идет интенсивное обогащение речи ребенка средствами выразительности речи. Речевая развивающая среда позволяет дошкольнику осваивать и творчески использовать нормы и правила родного языка, развивает умение гибко применять их в различных ситуациях.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. Пpи этом paзвивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своём творчестве. Bocпринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. Позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихи) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным.

Обучение детей элементам грамоты.

В старшем дошкольном возрасте следует ознакомить детей с понятиями букв, слогов, слов, предложений, начать формирование первых навыков чтения и письма.

Старший дошкольный возраст очень благоприятный период для обучения элементам грамоты, в том числе и для начального обучения чтению. Как правило, дети с удовольствием находят и называют отдельные буквы, начинают рисовать их. Так постепенно накапливается определенное количество хорошо знакомых букв. По мере знакомства с буквами, они вписываются в схему слова. Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения.

Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию.

Родителям следует помнить, что в дошкольном возрасте начинается и заканчивается становление речи. Именно на протяжении этого возрастного периода дети должны овладеть устной речью. А осуществляется это только практическим путем.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

В обучении детей развитию речи выделяются следующие направления: структурное (формирование звуковой, грамматической стороны речи); функциональное (формирование диалогической монологической речи, речевого общения); когнитивное или познавательное (развитие элементарного познания явлений языка, речи).

Рассмотренные в психолого-педагогической литературе направления развития коммуникативных способностей позволили составить программу развития коммуникативных навыков, которая предполагает работу со всеми участниками образовательного процесса дошкольников.

Эффективность процесса по развитию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей, во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи.

Культура речи - явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком. Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи. Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств. Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, отсюда - и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плановость) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений - былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы - частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен. Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в соответственных сочинениях.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание. Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Правильность речи -- основное ее качество, выводимое из соотношения «язык -- речь», поскольку рассмотренная выше категория нормы представляет собой не что иное, как комплекс элементов языковой системы, детерминирующих и регламентирующих построение и развертывание речевого континуума. В наиболее тесном взаимодействии с категорией правильности находится такая коммуникативная характеристика речи, как точность. Если правильность преимущественно обращена к формальному аспекту речи (хотя и не исчерпывается им), то точность как коммуникативное качество характеризует речь, прежде всего со стороны содержания. Степень точности речи находится в прямой зависимости от характера «соотношения семантики речи со смыслом текста» (Б.Н.Головин), т.е. от степени адекватности речевого сообщения той внеречевой информации, выражением которой он является. Можно различать два типа точности: предметную и понятийную. Предметная точность опирается на связь «речь -- действительность» и состоит в соответствии содержания речи тому кругу явлений действительности, которые речью отображаются. Предметная точность представляет собой чрезвычайно важную коммуникативную характеристику речи (поскольку от нее зависит эффективность акта передачи информации), являясь вместе с тем и характеристикой эстетической (для художественного текста). Понятийная точность задается связью «речь -- мышление» и выражается в соответствии семантики речевых единиц содержанию и объему выражаемых ими понятий (характерный пример нарушения понятийной точности -- неправильное использование терминологии в научной речи). Следует отметить, что точность как коммуникативная характеристика по- разному описывает различные сферы языковой. По основным параметрам точности речи близко другое коммуникативное качество -- логичность, характеризующее уже не соотношение речевой семантики с внеречевой и внеязыковой информацией, а структуру самой речевой семантики с точки зрения основных законов мышления. Так же, как и в отношении точности, выделяют предметную и понятийную логичность; первая состоит в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в действительности, вторая есть, отражение структуры логичной мысли посредством семантических связей элементов языка в речи. Логичность реализуется на разных уровнях речи, и в каждом случае она имеет специфические аспекты своего выражения. Так, на уровне высказывания логичность заключается в а) непротиворечивости сочетаний слов, б) правильном порядке слов сюда следует отнести чистоту, выразительность, богатство (разнообразие) и уместность речи. Так, чистота речи оценивается посредством соотношения речи с литературным (т.е. обработанной формой) языком и этическими установками (за рамки чистой речи выносятся все элементы, чуждые литературному языку -- диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы и др. -- и нравственным нормам -- вульгаризмы, арготизмы, лексика). Выразительность есть собственно эстетическая характеристика речи и может быть определена как внутри речевая направленность на поддержание внимания и интереса у адресата сообщения; выразительность речи обеспечивается специализированными языковыми средствами -- тропами и фигурами, однако можно говорить о том, что в ней задействуются практически все элементы языковой системы, начиная со звуков и кончая синтаксисом. Богатство речи в различных его аспектах (лексическое, семантическое, синтаксическое, интонационное богатство) позволяет описать индивидуальный активный запас языковых средств, которыми реально или потенциально оперирует тот или иной носитель речи. Наконец, уместность речи есть экстралингвистическая ее характеристика, оценивающая соответствие либо несоответствие речи и ее структуры условиям общения и коммуникативной задаче в целом. Итак, рассмотренные коммуникативные качества позволяют говорить о проблемах культуры речи с различных точек зрения, и вместе с тем они во взаимодействии представляют собой некоторую целостную систему, в которой и с позиций которой речь может быть описана максимально исчерпывающе.

Культура речи -- это совокупность и система ее коммуникативных качеств, а совершенство каждого из них будет находиться в зависимости от разных условий, в число которых войдут культура языка, не затруднённость речевой деятельности, смысловые задания и т. д. Ученые по-разному определяют понятие «культура речи»: как владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи ; как совокупность и систему коммуникативных качеств речи ; овладение литературными нормами на всех языковых уровнях в устной и письменной формах речи, умение пользоваться стилистическими средствами и приемами с учетом целей и условий коммуникации; упорядоченная совокупность нормативных речевых средств, выработанных практикой речевого общения, оптимально отражающих содержание речи и удовлетворяющих условия и цель общения .

2. Средства выразительности

Средства, обеспечивающие выразительность речи, делятся на две большие группы:

1) языковые -- лексические, морфологические, фонемно - акцентологические, интонационные и др.;

2)неязыковые -- мимика, пантомимика (жесты, поза, походка).

По словам М. Р. Львова, выразительность в устном варианте речи -- это богатейшие, поистине неисчерпаемые возможности интонаций, ударений, пауз, тона, тембра, темпа. Основным средством выразительности речи выступает интонация, «ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски» .

Интонация -- это «...важнейшая примета звучащей устной речи, средство оформления любого сочетания слов в предложении, уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков» .

Интонация, по мнению Н. В. Черемисиной, выступает своеобразным звуковым «дополнением» к основному фонемному составу слов и выполняет следующие основные функции: коммуникативную, смыслоразличительную (фонологическую), кульминативную (выделительную), синтезирующую (объединительную), делимитативную (разграничительную), эмоционально-экспрессивную.

Все функции взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Коммуникативная функция интонации состоит в том, что оформляет предложение как минимальную, относительно самостоятельную единицу общения. При этом она служит установлению, поддерживанию контакта между говорящими, выделяет информативный центр высказывания. С ней связаны, как частное с общим, остальные функции.

Эмоционально-экспрессивная функция интонации представляет собой интонационное выражение отношения говорящего к сообщаемому и (или) адресату речи» .

Реализации этих функций служат структурные компоненты интонации (просодические средства или просодемы).

Это мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе;

ритм -- чередование ударных и безударных, долгих и коротких слогов; интенсивность -- сила и слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания;

темп -- скорость протекания речи во времени и пауза между речевыми отрезками;

тембр -- звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки (веселый, мрачный и др.);

фразовые и логические ударения, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе .

Ударение -- компонент интонации, основанный на интенсивности, силе звука. Различают словесное ударение -- «своеобразную силовую и тональную вершину слова, “критическую точку”, через которую осуществляется интонационное движение фразы», а также ударение смысловое -- синтагматическое, фразовое и логическое. Наибольшей эмоциональной значимостью обладает синтагматическое и фразовое ударение, так как ударное слово является главной «точкой» выражения подтекста, следовательно, сосредоточением эмоций . Логическое ударение характеризуется сильным акцентированием, четким интонационным выделением «психологического сказуемого» в предложении. В потоке речи логическое ударение совпадает с синтагматическим и фразовым, «поглощая» их. Л. В. Щерба выделяет особый вид ударения -- эмфатическое. Эмфаза служит для усиления эмоциональной насыщенности речи. Этот вид ударения выдвигает и усиливает эмоциональную сторону слова или выражает аффективное состояние говорящего в связи с тем или иным словом. Логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое -- делает его эмоционально насыщенным: «…в первом случае проявляется намерение говорящего, а во втором -- выражается непосредственное чувство» .

Темп -- скорость речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и более объемных фрагментов), «зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания» . Ярким эмоциональным средством является варьирование темпа. Быстрый темп создает впечатление динамичности, замедление его связано с темпоподражанием, иногда используется для передачи торжественности.

Пауза -- своеобразное, «часто “незвуковое” интонационное средство» . Н. В. Черемисина рассматривает действительную и мнимую (нулевую) паузу. Действительная пауза -- это остановка, перерыв в звучании. Мнимая пауза характеризуется отсутствием перерыва в звучании, но наличием изменения тонального контура. Эмоционально насыщенной разговорной речи присуще отсутствие нормативных пауз; наблюдается так называемый 23 «сбой» речи -- появление неожиданных пауз, пауз колебания, что указывает на неподготовленность, спонтанность речи. Изучению неязыковых средств выразительности в лингвистике посвящен ряд специальных исследований (А. А. Акишина, Т.Е.Акишина,Е. В. Красильникова,Т.М. Николаева, Б.А. Успенский и др.). Ученые считают, что использование в речи средств выразительности имеет национальную, социальную, индивидуальную окраску. К неязыковым средствам выразительности относятся мелодические модуляции голоса, называемые «звуковыми жестами», а также мимика (движение лицевых мускулов и головы), жесты рук, положение тела и общие движения . Мимика, воплощенная в движении мышц лица, рассматривается как «продукт нервной деятельности, как ответ на автоматические, неосознанные и осознанные сигналы из соответствующих отделов центральной нервной системы» ; как «перемены в лице, зависящие от работы многочисленных мышц, придающих лицу необычную подвижность и изменчивость» ; «выразительные движения лица -- объективный показатель переживаний личности, знак ее состояний» . К средствам невербального речевого общения относят и позу -- положение человеческого тела, «типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека» . Человеческое тело может принять около тысячи различных поз; одни из них обществом отвергаются и запрещаются, другие приветствуются и закрепляются. Например, поза готовности к общению: улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед. В зависимости от позы можно определить отношения собеседников. Под жестами понимают движения рук или кистей рук. Основываясь на жестах, можно сделать выводы об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Жестом можно выразить интенции и состояние индивида. Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, в ходе общения усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Человек может жестикулировать как произвольно, так и непроизвольно; жесты могут быть и типичными для человека, и совсем не характерными для него, выражая его случайное состояние. Т. М. Николаева делит все жесты на две большие группы: условные и неусловные. Условные жесты не всегда понятны непосвященному участнику коммуникации, так как имеют национальный, узкоспециальный, редко -- интернациональный характер. Русская система условных жестов характеризуется небольшим числом общепринятых жестов, связанных с речевым этикетом. Между условными и неусловными жестами отсутствует строгое внешнее различие. Неусловные жесты, при соответствующей договоренности между участниками коммуникации, могут перейти в условные. Неусловные жесты понятны без предварительного объяснения. Они разделяются на четыре группы: 1) указывающие; 2) показывающие (передающиеся), которые имеют две разновидности: изображающие и эмоциональные; 3) подчеркивающие; 4) ритмические . Указывающие жесты направлены на предмет или объект речи. К показывающим (передающим жестам) относятся изображающие, передающие форму и внешний вид объектов речи, а также эмоциональные, выражающие внутреннее со- стояние говорящего. Подчеркивающие жесты самостоятельного значения не имеют. Их функция состоит в том, чтобы помочь слушателю понять и уяснить мысль говорящего. Они начинают, заканчивают речь, отделяя главное от второстепенного. Ритмические жесты в речи смыкаются с ритмом звука, слова, подчеркивают его. К первой группе примыкают жесты колебания, неуверенности (движение плечами, разведение рук и др.). Так, группировка неязыковых средств выразительности универсальна и может быть применена к голосовым (интонационным), мимическим, пантомимическим проявлениям. Н. И. Смирнова все выразительные движения делит на три группы. К первой группе относятся коммуникативные жесты, мимика, телодвижения, поза, т. е. выразительные движения, замещающие в речи элементы языка. Это приветствие и прощание; жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения; дразнящие, встречающиеся в общении детей; утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение, а также жесты, встречающиеся в других ситуациях межличностного общения. Ко второй группе относятся описательно-изобразительные, подчеркивающие жесты, они сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл. Третью группу составляют модальные жесты. Их с полным основанием можно отнести к выразительным движениям, поскольку они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К модальным относятся жесты 25 одобрения, неудовлетворения, иронии, недоверия; жесты, пере- дающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность, растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отрицание, радость, восторг, удивление. Ученые (А. А. Акишина, Т.Е. Акишина, Т. М. Николаева и др.) отмечают национальные особенности, характерные для употребления языковых средств выразительности в звучащей русской речи. Так, выразительным мелодическим характеристикам с большими модуляциями голоса (вплоть до октавы) соответствует «скупая гамма жестовых и мимических сопровождений» . Для русских характерна определенная сдержанность в использовании жестов: не принято сильно вытягивать руки вперед, жестикулировать, прижимая их к туловищу. Движения рук часто заменяются движением головы, плеч. Во время беседы не используют синхронные движения рук: жесты осуществляются одной рукой, вторая рука не участвует вовсе или не повторяет движения первой. Существует определенная стилистика мимики, жестикуляции, поз собеседников, которая определяется ситуацией, отношениями говорящих, их социальной принадлежностью. Невербальные средства выразительности, на которые обращают внимание в справочниках по этикету, -- составляющая общей культуры поведения человека. Приводим описание взгляда и поклона в ситуации «Приветствие» . Взгляд. Относится к мимике и является очень тонкой и трудно передаваемой формой человеческого общения, но одновременно с этим очень важной. Попробуйте поздороваться с кем-то, не глядя собеседнику в глаза. Эффект будет малоприятным: вас заподозрят в неискренности. Можно поздороваться только взглядом, слегка прикрыв глаза или улыбнувшись. Улыбка, кстати, согревает любое приветствие. Необходимо помнить, что приветствовать собеседника можно, только приняв правильную осанку и глядя прямо в глаза.

...

Подобные документы

    Анализ литературных источников по проблеме формирования выразительности речи у дошкольников. Экспериментальное исследование выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста. Методические рекомендации по развитию выразительности речи у детей.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2006

    Теоретические основы формирования выразительности речи у старших дошкольников. Экспериментальное исследование сформированности выразительной речи у детей дошкольного возраста. Условия в дошкольных учреждениях для организации театрализованных игр.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2010

    Теоретические основы, способы и методы формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа по освоению речевой культуры средствами театрализованных игр; роль коммуникации для самовыражения личности.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2010

    Психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста. Занятия в театральном кружке как средство развития речи детей. Анализ изменения уровня развития речи старших дошкольников - участников театрального кружка "Теремок".

    дипломная работа , добавлен 21.06.2013

    Психолого-педагогические основы обучения звуковой культуре речи дошкольников. Методы и приёмы работы по формированию фонематического слуха, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, темпа речи, орфоэпической правильности, выразительности речи.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2016

    Психолого-лингвистические основы и проблемы развития связной речи детей в теории и практике дошкольного образования. Содержание и методика экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием картин.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Влияние малых фольклорных форм на развитие речи ребенка в раннем возрасте. Пути развития речи дошкольников. Сборник игр для детей с фольклорными жанрами в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2014

    Психолого-педагогические условия изображения сюжетных композиций в рисунках средних дошкольников: образная выразительность и специфика средств художественной выразительности. Знания, умения и навыки при композиционном построении рисунка дошкольником.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2009

    Теоретические основы изучения речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Рассмотрение периодизации развития речи в контексте нормативов для детей дошкольного возраста. Организация исследования и описание диагностических методик.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2014

    Особенности речи у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика развития связной речи дошкольников. Методические рекомендации по использованию системы наглядного моделирования на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.

. . .

Развитие выразительной речи.

Выразительность является очень существенной стороной и важным качеством речи. Развитие её проходит длинный и своеобразный путь. Речь маленького ребёнка-дошкольника часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями - нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т. д., - словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность. У маленького ребёнка выразительные моменты, конечно, являются не стилистическими средствами или приёмами, которые сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определённое эмоциональное впечатление; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребёнка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет ещё твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы её выражение. Так, например, инверсия в речи ребёнка собственно вовсе не является инверсией в том смысле, в каком она является таковой в речи взрослого. У взрослого выработался уже определённый порядок слов, принятый нормами грамматики, и инверсия означает изменение этого уже установившегося порядка для того, чтобы выделить, подчеркнуть определённое слово: это стилистический приём, основанный на знании или хотя бы чувстве того эффекта, который получается в результате такой инверсии, такого изменения установленного порядка. У ребёнка-дошкольника собственно ещё нет твёрдо установленного, нормализированного порядка слов, который он сколько-нибудь сознательно изменил бы. Но простая эмоциональная значимость слов выдвигает одно слово, отодвигает другое, расставляет их по своему произволу, не ведая никаких канонов и потому, естественно, не считаясь с ними. Когда мы говорим об инверсии в речи ребёнка, мы имеем, строго говоря, в виду то, что по сравнению с установившейся в языке обычной конструкцией нам представляется инверсией, не будучи собственно таковой для ребёнка. То же в большей или меньшей мере применимо и ко всем другим выразительным моментам ранней детской речи, хотя, по-видимому, у некоторых детей чувствительность к эмоциональной выразительности речи начинает проявляться очень рано.

В дальнейшем, по мере того как импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, непроизвольная выразительность её естественно спадает. Основанное же на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность является уже искусством, обычно ещё не развитым у детей. В результате, когда первоначальная непроизвольная выразительность, часто встречающаяся в речи маленьких детей-дошкольников, особенно младших, спадает, речь детей может стать - если над развитием её выразительности специально не работать - очень маловыразительной. Выразительная речь становится сугубо индивидуальной особенностью эмоциональных натур, притом таких, которые обладают особенной чувствительностью к эмоциональной выразительности слова.

Яркостью непроизвольной выразительности речи, встречающейся у совсем маленьких детей, с одной стороны, и беспомощностью детей сделать свою речь выразительной при помощи сознательно избранных речевых средств, с другой, объясняются расхождения по вопросу о выразительности детской речи - указания на её выразительность у одних и утверждения других (начиная ещё с Ж.-Ж. Руссо), что речь детей сугубо невыразительна.

Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чём идёт речь, и оказать на другого надлежащее эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой и тонкой культуры. Над развитием такой выразительной речи, в которой эмоциональность не прорывается, а выражается в соответствии с сознательными намерениями говорящего или пишущего, нужна большая и тщательная работа. Это работа, нужная потому, что речь, как средство общения между людьми, должна быть не только связной и точной, но и выразительной, поскольку общающиеся между собой люди - не абстрактные интеллекты, сообщающие друг другу лишь отвлечённые мысли, а живые существа, у которых живая мысль тесно и трепетно связана с чувством, со всей их насыщенной переживаниями жизнью.

В наиболее высокой и обобщённой своей форме такая сознательная выразительность присуща художественной речи. Выразительные средства художественной речи складываются из различных элементов, среди которых особо важными являются: 1) выбор слов (лексика); 2) сочетание слов и предложений (фразеология и контекст); 3) структура речи и в первую очередь порядок слов. Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементы - в их сочетании - позволяют речи передать не только предметное содержание мысли, но выразить также отношение говорящего к предмету мысли и к собеседнику. В художественной речи особенное значение приобретает, таким образом, не только открытый текст, но и гораздо более сложный и тонкий "эмоциональный подтекст".

Не только самостоятельное сознательное использование выразительных средств речи, но и понимание их своеобразной и насыщенной семантики, определяющей эмоциональный подтекст речи (иногда не менее существенный, чем её текст, выраженный логическим значением слов), является продуктом развития, требующим большой и тщательной культуры.

Понимание и переживание эмоционального подтекста требует особого вдумчивого воспитания. Наибольшие трудности для понимания эмоциональный подтекст представляет в тех случаях, когда он отклоняется от открытого текста или даже противоречит ему. Именно так зачастую обстоит дело, например, с ироническими оборотами речи. Тонкая ирония Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, языковое мастерство М. Е. Салтыкова нередко недостаточно понимаются школьниками. Экспериментальная работа, выполненная нашим сотрудником В. Е. Сыркиной 141 , использовавшей в целях исследования метод "режиссёрских ремарок" и ряд других видов работы над текстом художественных произведений, показали наличие различных ступеней в развитии этого понимания. На первой ступени эмоциональный подтекст ускользает от школьника, слово берётся исключительно в его непосредственном прямом значении. На более высокой ступени ученик уже чувствует расхождение между открытым текстом и эмоциональным подтекстом, но ещё не умеет их согласовать, не улавливает правильного соотношения между ними. Наконец, при дальнейшем продвижении школьник постепенно начинает улавливать сущность эмоционального подтекста и именно благодаря этому приходит к более углублённому проникновению в основную мысль художественного произведения.

141 См. В. Е. Сыркина, Психология речи // Учёные записки Государственного педагогического института им. Герцена, под ред. проф. С. Л. Рубинштейна, кафедра психологии, т. XXXV, Л. 1941.

Весь ход развития понимания эмоционального подтекста - как он раскрылся в процессе работы с учащимися - с большой яркостью показал диалектическое единство между моментами переживания и понимания. Для того чтобы по-настоящему понять подтекст речи, надо его почувствовать, "сопережить". И вместе с тем, для того чтобы по-настоящему сопережить текст, надо его глубоко осмыслить. Так в плане конкретного экспериментального исследования вновь подтвердилось и по-новому раскрылось одно из основных наших положений о единстве переживания и сознания.

В речи человека обычно выявляется весь облик личности. Такая существенная сторона характера, как степень и характер общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Характерно и показательно обычно бывает уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчётливо выступает его темперамент, в её интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке - его эмоциональность, а в её содержании просвечивает его духовное содержание, его интересы, его направленность.

Клименко Оксана Алексеевна, воспитатель

В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий. Остановлюсь на понятии «выразительность речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения». Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации - унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная необходимость.

Работа над выразительностью речи - комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.

Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя или читателя. Выделяется несколько условий, от которых зависит выразительность речи. Это самостоятельность мышления автора речи, его не равнодушие, интерес к тому, о чём он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет; хорошее знание языка, свойств и особенностей языковых стилей; сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно.

Выразительность разных стилей достигается не одними и теми же средствами - она специфична для каждого стиля. Для научно - учебного стиля речи характерна подчёркнутая логичность изложения. В речи широко употребляются термины, обозначающие научные понятия, а также слова, обозначающие переход к следующей части предложения, слова типа «поэтому, потому», подчёркивающие причинно - следственные отношения. Для разговорного стиля характерно употребление эмоционально окрашенных языковых средств, оценочных слов и конструкций типа «Ой ли? Вот как!» Художественный стиль отличается образностью, эмоциональностью, неповторимостью и свежестью выражений, яркостью, зримостью описаний. Пример. «Как мама мне не поверила». Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя. Я как закричу: «Ой, медведь!» Ну, да, - удивилась мама. «Правда! Честное слово!» Тут медведь ещё раз показался из-за берёзы, и мама как крикнет: «Ой, правда, медведь!» Сравните. Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя и закричала: «Мама медведь!» Мама мне не поверила. Я стала её убеждать. Тут медведь ещё раз вышел, и мама увидела его. Комментарий. Оба текста - разговорного стиля. Девочка делится своими переживаниями, стремится живо передать то, что с нею произошло. Первый из рассказов более выразительный и живой. Обо всём девочка «рассказывает с чувством». Нам кажется, что этот случай только что произошёл.

Поговорим об интонационной окрашенности речи.

Интонация - это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация, участвуя в построении высказываний и «наслаиваясь» на синтаксис и лексику, создаёт великолепные возможности выражения разнообразнейших, тонких и сложных оттенков смысла - логического, эмоционального, волевого, художественного. Интонация усиливает выразительность речи. Каждый писатель и поэт, создавая текст, слышит интонацию своей речи. Для понимания речи, теста, которое приближало бы читателя к писателю, к его художественному замыслу, требуется, в числе других условий, хорошее знание интонаций родного языка читателем. Нельзя «передать» слушателям богатство художественного текста, если «передающий» плохо владеет национальным богатством языка. К сожалению, многие воспитанники не приобретают настоящего вкуса к художественному слову - и одной из причин этого служит интонационная однотонность и не гибкость речи воспитателя.

Выразительность рождается таким подбором слов, предложений, интонаций, таким их применением, которые помогают разбудить не только логическую, но также эмоциональную, волевую, эстетическую области нашего сознания. Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения.

Интонационная выразительность. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

  1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса) .
  2. Пауза (временная остановка голоса в речи) .
  3. Мелодия (движения голоса по высоте и силе) .
  4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени) .
  5. Изменения громкости голоса.
  6. Тембр.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Упражнения.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик) .

Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла её туда) .

Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу) .

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой) .

2. Прочтите фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке.

Мальчик прочитал интересную книгу.

На нашей улице открылся кинотеатр.

Мама купила сыну новый велосипед.

3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу своё время.

Мягко стелет, да жёстко спать.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Что написано пером, не вырубишь топором.

4. Прочтите вслух стихотворение или текст и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозы и зима настала. (И. Суриков) .

5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

За правое дело стой смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Старый друг лучше новых двух.

6. Прочитайте вслух текст, выделяя в нужных местах паузы. При чтении текста выделяйте голосом главные по смыслу слова; следите за дыханием, своевременно на паузах добирайте воздух.

Мишка достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам - и бух на пол. Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался. Мишка испугался: «Что теперь мама скажет?» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держаться. Даже не заметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет. (Н. Носов) .

7. Прочтите фразы, в зависимости, от текста повышая и понижая голос (с восходящей или с нисходящей мелодией) .

Книга издана в Москве?

Книга издана в Москве.

К концу года завод перевыполнил план.

Он почувствовал себя прекрасно!

Ты был в Севастополе?

Нет, я в Севастополе не был.

8. Прочтите скороговорки, меняя темп речи при их произнесении: медленно, умеренно, быстро.

Трое трубачей трубят в трубы.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Дали Клаше кашу с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.

9. Прочтите скороговорки, меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.

Без дела жить - только небо коптить.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся.

В качестве тренировочных упражнений используйте поэтические и прозаические тексты. При их чтении соблюдайте нормы литературного произношения, чёткость, ясность произнесения звуков и слов.


Выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длин-ный и своеобразный путь. Речь маленького ребенка часто обладает яркой выра-зительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторе-ниями), инверсиями - нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т. д., - словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.
У маленького ребенка выразительные моменты, конечно, являются не стили-стическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и ис-пользуются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатле-ние; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональ-ность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. Так, инверсия в речи ребенка собственно вовсе не является инверсией в том смысле, в каком она является таковой в речи взрослого. У взрослого выработался уже определенный порядок слов, принятый нормами грамматики, и инверсия означает изменение этого уже установившегося порядка для того, чтобы выделить, подчеркнуть определенное слово: это стилистический прием, основанный на знании или хотя бы чувстве того эффекта, который получается в результате такой инверсии, такого изменения установленного порядка. У дошкольника, собственно, еще нет твердо установленного, нормализированного порядка слов, который он сколько-нибудь сознательно изменил бы. Но простая эмоциональная значимость слов выдвигает одно слово, отодвигает другое, расставляет их по своему произволу, не ведая никаких канонов и потому, естественно, не считаясь с ними. Когда мы говорим об инвер-сии в речи ребенка, мы имеем, строго говоря, в виду то, что по сравнению с установившейся в языке обычной конструкцией нам представляется инверсией, не будучи собственно таковой для ребенка. То же в большей или меньшей мере применимо и ко всем другим выразительным моментам ранней детской речи, хотя, по-видимому, у некоторых детей чувствительность к эмоциональной выра-зительности речи начинает проявляться очень рано.
В дальнейшем, по мере того как импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, непроизвольная выразительность ее, естественно, снижается. Основанное же на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность является уже искусством, обычно еще не развитым у детей. В результате, когда первоначальная непроизвольная выразительность, часто встречающаяся в речи маленьких дошкольников, особенно младших, спадает, речь детей может стать - если над развитием ее выразительности специально не работать - крайне маловыразительной. Выразительная речь становится сугубо индивидуальной особенностью эмоциональных натур, особо чувствительных к выразительности слова.
Яркостью непроизвольной выразительности речи, встречающейся у совсем маленьких детей, с одной стороны, и беспомощностью детей сделать свою речь выразительной при помощи сознательно избранных речевых средств, с другой, объясняются расхождения по вопросу о выразительности детской речи - указания на ее выразительность у одних и утверждения других (начиная с Ж.-Ж. Руссо), что речь детей сугубо невыразительна.
Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чем идет речь, и оказать на другого эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой культуры. Над развитием такой выразительной речи, в которой эмоциональность не прорывается, а выражается в соответствии с сознательными намерениями говорящего или пишущего, нужна тщательная работа. <...>
В наиболее обобщенной форме такая сознательная выразительность присуща художественной речи. Выразительные средства художественной речи складываются из различных элементов, среди которых особо важными являются: 1) выбор слов (лексика); 2) сочетаемость слов и предложений (фразеология и контекст); 3) структура речи, и в первую очередь порядок слов. Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементы - в их совокупности - позволяют речи не только передать предметное содержание мысли, но выразить также отношение говорящего к предмету мысли и к собеседнику. В художественной речи особое значение приобретает, таким образом, не только открытый текст, но и гораздо более сложный и тонкий эмоциональный подтекст.
Не только самостоятельное сознательное использование выразительных средств речи, но и понимание их своеобразной и насыщенной семантики, определяющей эмоциональный подтекст речи (иногда не менее существенный, чем ее текст, выраженный логическим построением слов), является продуктом усвоения культуры.
Понимание и переживание эмоционального подтекста требует вдумчивого воспитания. Наибольшие трудности для понимания эмоциональный подтекст представляет в тех случаях, когда он отклоняется от открытого текста или даже противоречит ему. Именно так зачастую обстоит дело, например, с ироническими оборотами речи. Тонкая ирония Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, языковое мастерство М. Е. Салтыкова нередко недостаточно понимаются школьниками. Экспериментальная работа, выполненная В. Е. Сыркиной, использовавшей в целях исследования метод «режиссерских ремарок» и ряд других видов работы над текстом художественных произведений, показали наличие различных ступеней в развитии этого понимания. На первой ступени эмоциональный подтекст ускользает от школьника, слово берется исключительно в его непосредственном прямом значении. На более высокой ступени ученик уже чувствует расхождение между открытым текстом и эмоциональным подтекстом, но еще не умеет их согласовать, не улавливает правильного соотношения между ними. Наконец, при дальнейшем продвижении школьник постепенно начинает улавливать сущность эмоционального подтекста и благодаря этому приходит к более углубленному проникновению в основную мысль художественного произведения.
Весь ход развития понимания эмоционального подтекста - как он раскрылся в процессе работы с учащимися - с большой яркостью показал диалектическое единство между моментами переживания и понимания. Для того чтобы по-настоящему понять подтекст речи, надо его почувствовать, «сопережить». И вместе с тем, для того чтобы по-настоящему сопережить текст, надо его глубоко осмыслить. Так в плане конкретного экспериментального исследования вновь подтвердилось и по-новому раскрылось одно из основных наших положений о единстве переживания и сознания.
В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно бывает уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке - его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность. <...>

Борисова Наталья Евгеньевна
О формировании выразительности речи у дошкольников

О формировании выразительности речи у дошкольников

Вопрос о воспитании выразительности речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка , тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи . Выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника .

Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи , обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.

Темп – скорость речевого высказывания : ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

Пауза – временная остановка в речи . Логические паузы предают законченность отдельным мыслям, психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

Ритм – чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи ; с его помощью можно выражать радость , досаду, печаль и т. д.

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос, ускорять и замедлять темп речи , использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, предавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает своё отношение к высказываемой мысли, передает свои мысли, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Говоря о воспитании выразительности речи , мы имеем в виду две стороны этого понятия :

Естественная выразительность повседневной детской речи

Произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.

Непринужденная речь ребенка всегда выразительна . В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи . Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи – непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность . Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии.

Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности , т. е. к выразительности возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.

В процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь . Она характеризуется такими качествами :

Средним темпом

Ритмичностью

Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи . В то же время темп речи и качество голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро… Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах.

Начиная со старшей группы, педагог учит детей использовать качество голоса как средство выразительности не только в свободной речи , но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Необходимо учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Выразительность возникает тогда , когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношения, эмоциональное состояние. Поэтому особая роль принадлежит созданию положительного эмоционального фона.

Решение этой задачи возможно посредством включения ребенка в театрализованную деятельность. Она помогает снять напряженность, зажатость мышц у детей, помогает научиться владеть своим телом, мимикой, голосом.

Работая с куклой – бибабо, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи . Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.

Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно , действовать раскованно. Для инсценировок необходима подготовительная работа, где в вопросно – ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи , мимика, жесты, походка.

В сюжетно-ролевых играх дети изображают мир взрослых, копируют их слова, интонацию, жесты.

Систему работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей , на нормализацию темпа речи , воспитание ритма речи , развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи .

Произнесения скороговорок, приветствий, обращений, имен с разными эмоциями и интонациями также способствует развитию выразительности речи .