Схема кантования. Строповка грузов. Выбор грузозахватных приспособлений

  • 01.07.2020

Кантованием называют операцию переворачивания, повертывания груза из

одного положения в другое. Кантование (рис. 5.11) чаще всего вызывается

технологией процессов производства. В металлургическом производстве - это

разливка металла из печей в ковши, из ковшей в миксера, печи, изложницы и т.

п. На машиностроительных предприятиях кантование необходимо производить

при изменении операции обработки. Прибегают к кантованию изделий при

проведении ремонтов, монтаже и демонтаже оборудования. Иногда кантование

груза применяют в связи с необходимостью поставить или уложить груз в

требуемое положение: из транспортного в рабочее, и наоборот.

В зависимости от площади цеха, его оснащенности, формы и массы деталей

и от массовости производства существует следующие виды кантования:

 ручное;

 механизированное;

 грузоподъемными кранами.

Рис. 5.11. Кантование грузов:

а, б - прямоугольной детали с помощью лома; в, г, д - профильного проката и труб с

помощью кантовальной скобы

Ручное кантование деталей массой до 100 кг выполняют с помощью

монтировки

(специального

подкладок.

подсовывают загнутую часть лома, приподнимают ее и подкладывают брусок,

затем переворачивают деталь другим концом лома (см. рис. 5.11, а, б) .

Профильный металл и трубы можно кантовать специальным инструментом,

напоминающим гаечный ключ (см. рис. 5.11, в, г, д).

Ручные кантователи (захватные рычаги) часто используют для разворота

деталей и узлов, когда их поднимают не вручную, а кранами.

Механизированное кантование деталей массой более 100 кг осуществляют

специальными механическими кантователями (рис. 5.12). Поворачивание

продольной

горизонтальной

выполняют

кантователями, которые навешивают на крановые крюки, и клещевыми

кантователями - манипуляторами. Поворот деталей вокруг вертикальной оси

выполняют с помощью роликов, тележек, поворотных кругов, столов станков и

Кантование груза кранами (рис. 5.13) - это ответственная и трудоемкая

операция, выполнение которой доверяют только опытным стропальщикам,

такелажникам и крановщикам. Правильная организация и выбор наиболее

эффективного способа кантования влияют на повышение производительности

труда. Кантование деталей может выполняться как одним краном, так и двумя

спаренными, работающими на одних путях или на разных, в ярус, т.е. друг под

другом, что часто встречается в современных высоких цехах.

Рис. 5.12. Кантователи пневматический (а) , подвесной с электродвигателем (б) и

приспособления (в, г) для кантования деталей на 90°:

1 , 4 - столы; 2 - ось; 3 - упор; 5 - пневматический цилиндр

Рис. 5.13. Кантование груза кранами:

а - закрепленного в верхней точке; б - простым обхватом в верхней точке; в - крюком в

верхней точке; г - высоких и неустойчивых деталей с помощью угольника; д - деталей

типа валов, барабанов по наклонной плоскости до упора; е - вращением в роликовых

призмах; ж - на плоскости (I...III - позиции кантования); Q - вес груза, т

В процессе переворачивания груза очень важную роль играет положение его

центра тяжести. Когда он расположен в пределах площади опоры, деталь

находится в положении покоя (см. рис. 5.13, а) .

В момент подъема, когда центр тяжести выходит за пределы опорной

поверхности, деталь переворачивается и падает на другую плоскость.

Следовательно, кантование основано на принудительном смещении центра

тяжести груза.

Кантование можно производить плавно (см. рис. 5.13, б, в) ; ударом (см.

рис. 5.13, г); рывками.

Выбор способа кантования зависит от массы и размеров груза, его формы,

наличия мест захвата и возможностей крепления к стропам.

Наиболее распространенными способами являются:

 кантование на весу (плавное переворачивание груза);

 кантование на бросок (поворачивание со свободным падением);

 кантование на упор (деталь краном опускается на край подставки (упор)

так, чтобы центр тяжести оказался вне опоры. При опускании крюка

крана деталь станет поворачиваться вокруг ребра подставки и

кромкой встанет на поверхность площадки (см. рис. 5.13, а) . Если

центр тяжести детали окажется за точкой опоры, то при дальнейшем

опускании крюка деталь сама встанет на торец.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.

Схемы строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Руководство морских и речных портов обязано обеспечить производство погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов по утвержденным им технологическим картам.

Пример плакатов по технике безопасности при проведении грузоподъемных работ

Перемещение груза является одним из наиболее сложных и ответственных мероприятий в процессе производства. На производстве всех видов промышленности наиболее тяжелые грузы перемещают с помощью кранов, однако многие грузы не имеют специальных креплений для транспортировки, поэтому используются промежуточные грузоподъёмные элементы. В качестве таких промежуточных элементов чаще всего выступают канатные и ленточные стропы. На нашем предприятии мы изготавливаем большинство видов строп , с которыми вы можете ознакомиться в каталоге нашего сайта.

Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться грузовые стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Строп общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. В зависимости от вида строповки производится перерасчет грузоподъемности строп.

Листовые конструкции и мелкие стальные элементы поднимают и транспортируют к рабочему месту с применением захватов и скоб. Стальные и железобетонные элементы (прогоны, связи, плиты перекрытий, перемычки) поднимают с помощью специальных траверс, допускающих многоярусное расположение монтируемых деталей. Траверсы необходимы для равномерного распределения нагрузки и могут быть как линейными, так и пространственными, в зависимости от типа поднимаемого груза. За время работы нашего предприятия конструкторский отдел разработал большое количество готовых траверс , которые вы можете у нас заказать.

Для подъема и перемещения пакета труб, круглого проката или бревен применяется способ строповки «на удавку». Для этого продевают в петлю один конец стропа, а другой конец петли надевают на крюк крана таким образом, чтобы при подъеме петля затянулась и прочно удерживала груз на весу. Строповку пачки листового металла также производят универсальным двухпетлевым стропом на «удавку». В свободные петли вставляют крюки двухветвевого стропа и при подъеме их крюками универсальные стропы затягивают пачку металла.

Способы строповки различных материалов

В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

  • при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток. При перемещении грузов, имеющих острые ребра, с помощью канатных стропов между ребрами и канатами следует размещать проставки, предохраняющие последние от повреждений.
  • неиспользованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающие на пути предметы.
  • при обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.
  • при регулярном использовании канатных стропов для обвязки грузов с закруглениями, радиусы которых составляют менее 10 диаметров каната, рекомендуется снижать допускаемую нагрузку на ветви стропа. При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъемность на 20%.
  • перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.

Страница 2 из 2

Кантование краном - это ответственная и трудоемкая операция, выполнение которой доверяют только опытным, технически подготовленным стропальщикам и крановщикам. Перестановка кантование сложных деталей иногда занимает от нескольких часов до полной смены и более. Поэтому правильная организация и выбор наиболее эффективного способа кантования влияют на повышение производительности труда станочников, на коэффициент использования оборудования. Кантование деталей может выполняться как одним краном, так и двумя спаренными, работающими на одних путях или на разных, в ярус, т. е. друг над другом, что часто встречается в современных высоких цехах.

В процессе переворачивания груза очень важную роль играет положение его центра тяжести. Когда он расположен в пределах площади опоры (рис. 7, а, положение 1), деталь находится в положении покоя. В момент подъема, когда центр тяжести выйдет за пределы опорной поверхности (положение II), деталь переворачивается и падает на другую плоскость (положение III). Следовательно, кантование основано на принудительном смещении центра тяжести груза.

Рис. 7. Кантование грузов на весу:
а - закрепленного в верхней точке; б - простым обхватом в верхней точке; в - крюком в верхней точке; г - высоких и неустойчивых деталей с помощью угольника; д - деталей типа валов, барабанов по наклонной плоскости до упора; г - вращением в роликовых призмах; ж - на плоскости (/-///-позиции кантования)

Кантование можно производить плавно, рывками, ударами. Это зависит от того, в какой точке цепляется груз и за сколько ветвей стропа или за сколько точек груза. Кантование груза, зацепленного в верхней точке (рис. 7, б, в), будет плавным, а зацепленного в нижней части груза (рис. 7, г) с ударом, так как в последнем случае груз ничем не удерживается и опрокидывается свободно. В действительности же при плавном кантовании получаются рывки. Это происходит от того, что при переворачивании детали стропы натягиваются наклонно. В момент опрокидывания груза они ослабевают, а затем снова натягиваются.
При кантовании крупногабаритных деталей амплитуда свободного падения может быть большой, следовательно, рывки могут быть сильными. Ликвидировать их полностью почти невозможно, так как скорость падения груза намного превышает скорость движения механизмов любого крана.
Выбор способа кантования зависит от массы и габаритов груза, его формы, наличия мест захвата и возможностей крепления к стропам. Наиболее распространенными способами являются кантование на весу, на упор и на бросок.
Плавное переворачивание груза называется кантованием на весу, а поворачивание со свободным падением - кантованием на бросок. Последнее несложно, но к широкому применению не рекомендуется, так как связано с опасностью травматизма и возможностью повреждения деталей; Груз переворачивается согласованными движениями крана: подъемом или опусканием крюка, ходом моста или тележки. Непосредственно переворачивание производят движением моста или тележки. Использовать только ход моста следует ограниченно и осторожно, так как грузовые канаты крана при косом натяжении выскакивают из ручьев барабана лебедки, сильно трутся о буртики его, от чего быстро изнашиваются и выходят из строя. Крупные детали типа колец, бандажей, шестерен, шкивов кантуют на весу. Деталь при этом может быть застроплена просто обхватом (рис. 7,6) или крюком (рис. 7, в). В первом случае груз скользит по стропу и сильно перетирает его, во втором случае строп не скользит, а свободно разматывается с груза. Поворачивание круглых деталей типа валов, барабанов при обработке и покраске их производят перекатыванием с помощью крана по наклонной плоскости до упора (рис. 7,(9), вращением в роликовых призмах (рис. 7, е) или просто на плоскости (рис. 7, ж). Во втором случае деталь обматывают несколько раз стропом, конец которого закрепляют на грузе; в третьем - удавкой.
Когда кантуются высокие и неустойчивые детали и если необходима перестроповка, то используют угольники (рис. 7, г), к которым груз прислоняется, приобретая устойчивое положение.
Кантование на упор происходит следующим образом. Деталь краном опускается на край подставки (упор) так, чтобы центр тяжести (рис. 8. а, положение /) пришелся вне опоры. При опускании крюка крана (показано стрелкой А) деталь станет поворачиваться вокруг ребра подставки и кромкой встанет на поверхность площадки (положение II). Если центр тяжести детали окажется за точкой опоры, то при дальнейшем опускании крюка деталь сама встанет на торец. Если же центр тяжести будет слева от точки опоры, то деталь необходимо ставить на торец (положение III) ходом моста или тележки крана. Для облегчения кантования из положения II в положение III деталь необходимо перестроить за точку т.
Кантование на бросок - самый простой способ. Он не вызывает рывков на стропы и кран, но приемлем лишь в том случае, когда переворачиваемая деталь массивна и от удара не деформируется. При кантовании на бросок строп крепят в точке 1 или 2 (рис. 8, б, положение I), обхватывая деталь. Подъемом крюка крана деталь приподнимают от площадки, а движением тележки (положение II) или моста опрокидывают на торец (положение III) или (если нужно) на другой бок (положение IV). Угольник нужен для предохранения детали от переворачивания по инерции.


Рис. 8. Кантование деталей на упор и на бросок:
а - с перестроповкой и подставкой; б - с простым обхватом детали со страховочным угольником; в - на торец с захватом за цапфы с перестроповкой; г - с помощью Г-образного кантовального приспособления

Деталь можно зацепить за цапфы: при кантовании на торец - за левые (рис. 8, в, положения I, II), а при кантовании на другой бок - за нижние, правые (положение 111). Кантуя такие детали «на бросок», следует учитывать, чтобы размер В был всегда меньше размера С; в противном случае стропы и канаты крана испытывают сильный рывок и даже могут порваться. Если размер В окажется больше размера С, то под груз перед кантованием нужно подкладывать соответствующий упор (рис. 8, в, положения III и IV).
Детали, не имеющие мест захвата, трудно обвязываемые стропом (диски, фланцы и т. п), кантуют на бросок с помощью Г-образного приспособления (рис. 8, г), на которое укладывают деталь с помощью клещевого специального захвата или другими средствами. При подъеме крюка приспособление вместе с деталью поворачивается и сбрасывает ее на обратную плоскость.

Процесс кантовки подразумевает переворачивание грузов из одного положения в иное при помощи специальных приспособлений, кранов и механизмов. Зачастую кантовка выполняется во время изменения операций в процессе установки тех или иных конструкций или в случаях, когда нужно поставить или уложить грузы в нужном положении, к примеру, из рабочего состояния в транспортное и наоборот.

Требования к кантовке

Кантовка грузов кранами допускается к выполнению лишь по заранее составленным схемам, где должны отражаться последовательность проведения операций, а также методы кантовки и строповки грузов.

В зависимости от имеющихся условий на складе кантовку выполняют различными способами. Это может быть ручной способ, а может быть применение простых приспособлений или специального кантовального оборудования, а также грузоподъемных кранов.

Ручная кантовка

Вручную кантовку выполняют при помощи лома и специальных подкладок, для этого загнутую часть лома необходимо подвести под груз, приподнять его и подложить брусок, затем груз переворачивается противоположным концом лома в необходимое положение. Крупносортный профильный металл, к примеру, швеллер, уголок, двутавр и др. можно кантовать при помощи специализированного инструмента, который напоминает по конструкции гаечный ключ.

Выполнение кантовки грузов краном

Кантовка краном – это трудоемкая и ответственная операция, которую может осуществлять только специально обученный стропальщик или крановщик.

Во время смены положения груза особую роль играет место центра тяжести. Если центр тяжести изделия находится в пределах опоры, то груз будет пребывать в состоянии покоя. Во время подъема, когда центр тяжести выходит за пределы поверхности опоры, груз будет переворачиваться и падать на иную плоскость.

Процесс кантовки может быть относительно равномерным, а может сопровождаться ударами и рывками. Это обычно зависит от точки, в которой зацепляется груз и количества зацепляющих ветвей. Кантовка зацепленного в верхней точке груза будет протекать плавно, а если груз зацепляется в нижней точке, то с ударом, поскольку в последнем случае объект не удерживается, а свободно опрокидывается.

На самом деле при плавной кантовке выполняются рывки, поскольку при переворачивании изделий натяжение строп находится под наклоном. Во время опрокидывания груза они слегка ослабевают, а после снова натягиваются в прежнее положение. Если необходимо перевернуть крупногабаритные изделия, амплитуда броска может быть высокой, значит, это падение будет сопровождаться значительными рывками. Такой недостаток практически невозможно ликвидировать, поскольку скорость падения груза гораздо выше скорости, с которой передвигаются механизмы кранов.

При выборе способа кантовки учитываются габариты, вес, форма груза, наличие возможных точек захвата, а также возможности крепления грузозахватными приспособлениями. Самый распространенный способ кантования – «на весу» или «на бросок».

Владелец крана или эксплуатирующая организация должны:

  • разработать и выдать на места ведения работ проекты производства строительно-монтажных работ кранами, технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и подвижного состава и другие технологические регламенты;
  • ознакомить (под расписку) с проектами и другими технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, крановщиков и стропальщиков;
  • обеспечить стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующим массе и характеру перемещаемых грузов;
  • вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы. Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые краны при ведении строительно-монтажных работ, такой список должен быть выдан на руки;
  • определить площадки и места складирования грузов, оборудовать их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.) и проинструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования.

Организации, эксплуатирующие краны, должны установить порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком. Рекомендуемая знаковая сигнализация приведена в приложении 3. При возведении зданий и сооружений высотой более 36 м должна применяться двусторонняя радиопереговорная связь. Знаковая сигнализация и система обмена сигналами при радиопереговорной связи должны быть внесены в производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков.

Место производства работ по перемещению грузов кранами должно быть освещено в соответствии с проектом производства работ.

  • мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т.п.);
  • не разрешается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине автомашины. В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов должны быть установлены стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Погрузка и разгрузка полувагонов крюковыми кранами должны производиться по технологии, утвержденной производителем работ, в которой должны быть определены места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность выхода их на эстакады и навесные площадки. Нахождение людей в полувагонах при подъеме и опускании грузов краном не допускается.

Освещённость помещений и площадок, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, должна соответствовать требованиям соответствующих строительных правил.

Стреловые краны на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в . При глубине котлована более 5 м и при невозможности соблюдения расстояний, указанных в , откос должен быть укреплён в соответствии с ППРк.

Таблица 1 – Минимальное расстояние (в м) от основания откоса котлована (канавы) до оси ближайших опор крана при ненасыпанном грунте
Глубина котлована (канавы), м Грунт
песчаный и гравийный супесчаный суглинистый лессовый сухой глинистый
1 1,50 1,25 1,00 1,00 1,00
2 3,00 2,40 2,00 2,00 1,50
3 4,00 3,60 3,25 2,50 1,75
4 5,00 4,40 4,00 3,00 3,00
5 6,00 5,30 4,75 3,50 3,50
Примечание. При глубине выемки более 5 м расстояние от основания откоса выемки до ближайших опор крана определяется расчётом.

3. Порядок производства работ стреловыми кранами вблизи воздушной линии электропередачи

Производство работ стреловыми кранами на расстоянии менее 30 м от подъёмной выдвижной части крана в любом её положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, должно производиться по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы.

Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих должен устанавливаться приказами владельца крана и производителя работ. Условия безопасности, указываемые в наряде-допуске, должны соответствовать ГОСТ 12.1.013. Время действия наряда-допуска определяется организацией, выдавшей наряд. Наряд-допуск должен выдаваться крановщику на руки перед началом работы. Крановщику запрещается самовольная установка крана для работы вблизи линии электропередачи, о чём делается запись в путевом листе.

Работа крана вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, которое также должно указать крановщику место установки крана, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и произвести запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении работы.

При производстве работы в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

Работа стреловых кранов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1000 мм при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъёме стрелы.

Порядок работы кранов вблизи линии электропередачи, выполненной гибким кабелем, определяется владельцем линии.


зона вдоль воздушной линии (ВЛ) в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченная вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотключенном их положении на расстоянии, м:

  • для ВЛ напряжением до 1 кВ и ВЛС – 2;
  • для ВЛ напряжением 1-20 кВ – 10;
  • для ВЛ напряжением 35 кВ – 15;
  • для ВЛ напряжением 110 кВ – 20;
  • для ВЛ напряжением 150, 220 кВ – 25;
  • для ВЛ напряжением 330, 400, 500 кВ – 30;
  • для ВЛ напряжением 750 кВ – 40;
  • для ВЛ напряжением 1 150 кВ – 55.

ФОРМА НАРЯДА-ДОПУСКА
НА ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ КРАНОМ
ВБЛИЗИ ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

____________________________
(наименование предприятия
____________________________
и ведомства)

Наряд-допуск №_______

Наряд выдается на производство работ на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи напряжением более 42 В.

  1. Крановщику____________________________________________________________
    (фамилия, инициалы)

____________________________________________________________
(тип крана, регистрационный номер)

  1. Выделенного для работы____________________________________________________
    (организация, выделившая кран)
  1. На участке
    (организация, которой выдан кран, место

________________________________________________________________
производства работ, строительная площадка, склад, цех)

  1. Напряжение линии электропередачи__________________________________________
  2. Условия работы___________________________________________________________
    (необходимость снятия напряжения с линии

________________________________________________________________
электропередачи, наименьшее допускаемое при работе крана расстояние

________________________________________________________________
способ перемещения груза и другие меры безопасности)

  1. Условия передвижения крана________________________________________________
    (положение стрелы

________________________________________________________________
и другие меры безопасности)

  1. Начало работы ________ч _________ мин «_______» ____________________200___г.
  2. Конец работы ________ ч _________мин «_______» ____________________200___г.
  3. Ответственный за безопасное производство работ _________________________________
    (должность, фамилия, инициалы,

______________________________________________________________
дата и номер приказа о назначении)

  1. Стропальщик________________________________________________
    (фамилия, инициалы, (номер удостоверения, дата последней проверки знаний)
  1. Разрешение на работу крана в охранной зоне____________________________________
    (организация, выдавшая разрешение, номер и дата разрешения)
  1. Наряд выдал главный инженер (энергетик)______________________________________
    (организация, подпись)
  1. Необходимые меры безопасности, указанные в п. 5, выполнены ________________________________________________________________

Лицо, ответственное за безопасное производство работ __________

___________________________ “_______”_________________200___г.
(подпись)

  1. Инструктаж получил крановщик______________________________________________

“_______”_________________200___г.
(подпись)

Примечания

  1. Наряд выписывается в двух экземплярах: первый выдается крановщику, второй хранится у производителя работ.
  2. Пункт 11 заполняется в случае работы крана в охранной зоне линии электропередачи.
  3. К воздушным линиям электропередачи относятся также ответвления от них.
  4. Работы вблизи линии электропередачи выполняются в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

4. Требования «Правил», предъявляемые к установке стреловых кранов перед началом работы

Установка кранов в зданиях, на открытых площадках и других участках производства работ должна производиться в соответствии с проектами, Правилами и другими нормативными документами.

Установка кранов для выполнения строительно-монтажных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ кранами (ППРк).

Установка стрелового крана должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учётом категории и характера грунта. Устанавливать кран для работы на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный в паспорте, не разрешается.

При необходимости установки стрелового или железнодорожного крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки. Подкладки под дополнительные опоры крана должны являться его инвентарной принадлежностью.

Стреловые краны на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в . При глубине котлована более 5 м и при невозможности соблюдения расстояний, указанных в , откос должен быть укреплен в соответствии с ППРк.

Производство работ стреловыми кранами на расстоянии менее 30 м от подъёмной выдвижной части крана в любом её положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, должно производиться по наряду-допуску.

Установка стрелового крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1 000 мм.

Краны должны быть установлены таким образом, чтобы при подъёме груза исключалась необходимость предварительного его подтаскивания при наклонном положении грузовых канатов и имелась бы возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава и т.п.

При работе стреловых кранов лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно:

  • указать крановщику или оператору место установки крана для выполнения работ;
  • при каждой перестановке крана проверить правильность его установки, выполнение мероприятий и выдать разрешение крановщику на работу крана с записью в вахтенном журнале.

5. Подача грузов в проемы перекрытий

Подачу грузов в проёмы (люки) перекрытий и покрытий следует производить по специально разработанному проекту. При подаче груза в проёмы (люки) перекрытий и покрытий необходимо опускать груз и поднимать крюк со стропами на минимальной скорости без их раскачивания.

Расстояние между краем проёма (люка) и грузом (или крюковой обоймой, если она опускается в проем (люк)) должно обеспечивать свободное перемещение груза (или крюковой обоймы) через проём и должно быть не менее 0,5 м.

В исключительных случаях допускается уменьшать это расстояние при сопровождении груза через проём (люк) с помощью оттяжки.

Подведенный к проёму (люку) груз должен быть успокоен от раскачивания и только после этого опущен в проём. При подъёме стропа через проём (люк) все крюки должны быть навешены на разъёмное звено, а строп должен направляться снизу с помощью пенькового каната; пеньковый канат отцепляется от стропа после того, как строп будет выведен из проёма (люка). Стропальщик может подойти к грузу (отойти от груза), когда груз будет опущен (поднят) на высоту не более 1 м от уровня поверхности (площадки), где находится стропальщик.

У места приёма (или отправки) подаваемых (или вынимаемых) через проём (люк) грузов, а также у проёма в перекрытии (покрытии) должна быть оборудована световая сигнализация (светящиеся надписи), предупреждающая как о нахождении груза над проёмом (люком), так и об опускании его через проём (люк), а также надписи и знаки, запрещающие нахождение людей под перемещаемым грузом.

Световая сигнализация должна быть расположена так, чтобы не могла быть повреждена перемещаемым грузом или грузозахватными приспособлениями.

Между крановщиком и стропальщиком, находящимся вне видимости крановщика, должна быть установлена радиосвязь.

Проём (люк), через который производится подача груза, должен иметь постоянное ограждение высотой (расстояние от уровня рабочего места до самой низкой точки верхнего горизонтального элемента) не менее 1 200 мм со сплошной бортовой доской по низу на высоту не менее 100 мм. Ограждение должно отвечать требованиям ГОСТ 12.4.059-89.

При подаче груза в проёмы (люки) через межферменное пространство или через несколько перекрытий при расположении проёмов (люков) непосредственно друг над другом оборудуется шахта с гладкими стенами или опускание груза должно производиться с обязательным сопровождением. Примеры подачи грузов через проемы (люки) представлены на .

Подача грузов в оконные проёмы и на балконы без специальных приёмных площадок или специальных приспособлений не допускается.

6. Кантовка грузов

Кантовка грузов кранами должна производиться на кантовальных площадках или в специально отведенных местах. Выполнение такой работы разрешается только по заранее составленной технологии, определяющей последовательность выполнения операции, способ строповки груза и указания по безопасному производству работ.

Кантовка конструкций на строительной площадке при монтаже или сборке их должна производиться по специально разработанным технологическим схемам, в которых должны отражаться технологическая последовательность выполнения операций, исключение косого натяжения грузовых канатов, указания по безопасному выполнению работ, а также указаны способы строповки конструкций.

Размеры площадок определяются с учётом размеров кантуемых изделий и фронта работ для обслуживания и кантовки. На кантовальных площадках устанавливается упор для предотвращения скольжения конструкций. Запрещается производить кантовку грузов непосредственно в штабелях.

7. Подъём и перемещение груза несколькими кранами

Подъём и перемещение груза несколькими кранами допускаются в отдельных случаях. Такая работа должна производиться в соответствии с проектом или технологической картой, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также должны содержаться указания по безопасному перемещению груза.

При подъёме и перемещении груза несколькими кранами нагрузка, приходящаяся на каждый из них, не должна превышать грузоподъёмности крана. Работа по перемещению груза несколькими кранами должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

До подъёма груза несколькими кранами необходимо предварительно проверить, могут ли крановщики синхронно выполнять команды лица, ответственного за безопасное перемещение грузов кранами. При необходимости с крановщиками может проводиться репетиция без груза.

8. Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди

Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается. В отдельных случаях, по согласованию с органами госгортехнадзора, может производиться перемещение грузов над перекрытиями производственных или служебные помещений, где находятся люди, после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение pa6oт.

9. Основные сведения о проектах производства работ кранами и технологических картах

Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами их владелец и производитель работ обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:

  • на месте производства работ по перемещению грузов, а также на кране не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе;
  • строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк), в котором должны предусматриваться:
    • соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъёмности, высоте подъёма и вылету (грузовая характеристика крана);
    • обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;
    • условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;
    • условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути и на параллельных путях;
    • перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов;
    • места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т.д.;
    • мероприятия по безопасному производству работ с учётом конкретных условий на участке, где установлен кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т.п.).

10. Определение границы опасной зоны от действия крана

Перед началом работ в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ.

К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся:

  • места вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок;
  • места вблизи от неограждённых перепадов по высоте 1,3 м и более;
  • места, где возможно превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

К зонам потенциально опасных производственных факторов следует относить:

  • участки территории вблизи строящегося здания (сооружения);
  • этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования;
  • зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;
  • места, над которыми происходит перемещение грузов кранами.

Места временного или постоянного нахождения работников должны располагаться за пределами опасных зон.

На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов – сигнальные ограждения и знаки безопасности.

Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов подъёмными кранами, а также вблизи строящегося здания принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлёта груза при его падении согласно .

Таблица 2 – Минимальное расстояние отлёта перемещаемого (падающего) предмета
Высота возможного падения груза (предмета), м Минимальное расстояние отлёта перемещаемого (падающего) предмета, м
перемещаемого краном груза в случае его падения предметов в случае их падения со здания
До 10 4 3,5
До 20 7 5
До 70 10 7
До 120 15 10
До 200 20 15
До 300 25 20
До 450 30 25
Примечание. При промежуточных значениях высоты возможного падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлёта допускается определять методом интерполяции.

Границу опасной зоны обозначают на местности знаками (по ГОСТ 12.4.026-76), предупреждающими о работе крана (знак №3). Знаки устанавливаются из расчёта видимости границы опасной зоны, в тёмное время суток должны быть освещены.

<