Политическая система общества презентация. Презентация на тему "политическая система, ее структура и функции" Презентация политические системы современных государств

  • 08.03.2021

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

3 слайд

Описание слайда:

С 1991 г. российская политическая система претерпела радикальные изменения. До 1991 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик. В советский период политическая система СССР и РСФСР по сути была тоталитарной (до 1956 г.) и авторитарной, так как согласно ст. 6 Конституции СССР и РСФСР руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась Коммунистическая партия Советского Союза. Это означало, что один политический институт (КПСС) доминировал над всеми иными.

4 слайд

Описание слайда:

С развалом Советского Союза и КПСС в 1991 г. начинается новый период в развитии политической системы России: учреждается институт президентства, избирается парламент, возникают политические партии и другие институты гражданского общества.

5 слайд

Описание слайда:

В 1993 г. в стране начался политический кризис. Противостояние Президента России и парламента привели к кровавым столкновениям в Москве и расстрелу Белого дома (октябрь 1993 г.), где в то время заседал парламент. Конфликт между законодательной и исполнительной властью был решен в пользу последней.

6 слайд

Описание слайда:

Принятие Конституции РФ путем всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. способствовало созданию нормативно-правовой базы для нового этапа реформирования политической системы российского общества.

7 слайд

Описание слайда:

Важнейшим институтом российской политической системы является государство. Особенность государственной структуры России состоит в том, что Президент РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти. Он как бы возвышается над властными институтами, осуществляя взаимодействие между ними. Такое положение Президента во властных структурах наделяет его почти неограниченными полномочиями и минимальной ответственностью.

8 слайд

Описание слайда:

Кроме государства в политическую систему России входят политические партии, общественно-политические и общественные организации и движения, трудовые коллективы, отдельные граждане, нормативно-правовые акты, идейные течения и др.

9 слайд

Описание слайда:

Серьезным недостатком российской политической системы является разобщенность государственных институтов и институтов гражданского общества (государства и общества); отсутствие действенных механизмов влияния общества на государство. Очевидно, осознавая этот недостаток, Президент В. В. Путин предложил создать Общественную палату, которая могла бы стать связующим звеном между обществом и государством. В декабре 2005 г. закончилось формирование Общественной палаты, состоящей из 120 членов. В настоящее время она является одним из общественно-политических институтов российской политической системы. В целом же российская политическая система находится в стадии формирования и развития.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Начало формирования партийной системы России относится к концу XIX - началу XX в. В 1898 г. была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1902 г. - партия эсеров, в 1905 г. - партия октябристов («Союз 17 октября»), партия кадетов (конституционно-демократическая партия), и др. Однако после победы революции большевики уничтожили все партии, кроме РСДРП (б), и в стране более чем на 70 лет установилось господство одной - коммунистической партии. По сути это была тоталитарная партия-государство, не допускавшая никакой критики и никакой оппозиции. Руководитель партии одновременно являлся руководителем государства.

12 слайд

Описание слайда:

Возрождение многопартийности в российской партийной системе началось в начале 90-х гг. XX в. Одними из первых (май 1990 г.) были образованы Демократическая партия России (ДПР) - лидер Н. Травкин и Социал-демократическая партия России (СДПР) - лидеры-создатели О. Румянцев, П. Курдюкин и др.

13 слайд

Описание слайда:

В апреле 1990 г. была образована Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - лидер В. Жириновский. В том же году возник блок ЯБЛ (Явлинский, Болдырев, Лукин), который впоследствии трансформировался в партию «Яблоко» - лидер Г. Явлинский. В феврале 1993 г. из разрозненных групп бывшей КПСС была образована Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) - лидер Г. Зюганов.

14 слайд

Описание слайда:

В течение 90-х гг. XX в. в России создавались и распадались десятки партий и партийных блоков. Среди них были даже такие, как «Партия любителей пива». Большинство из возникавших партий были партиями-«однодневками». Они создавались амбициозными политиками для участия в очередной выборной кампании, а затем прекращали свое существование.

15 слайд

Описание слайда:

12 декабря 1993 г. в России впервые после 1917 г. состоялись многопартийные парламентские выборы. О своем желании участвовать в выборах заявили 35 избирательных объединений, но лишь восемь из них смогли преодолеть 5%-ный барьер и сформировать фракции в Государственной Думе. В думской выборной кампании 7 декабря 2003 г. приняли участие 22 избирательных объединения. Большинство из них также являлись партиями-«однодневками». Только трем партиям («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР) и одному партийному блоку - «Родина» удалось преодолеть 5%-ный барьер. Неожиданное поражение потерпели такие известные партии, как «Яблоко», СПС (Союз правых сил) и Аграрная партия.

16 слайд

Описание слайда:

В декабре 2004 г. в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» были внесены существенные изменения. В частности, минимальная численность членов партии была увеличена с 10 до 50 тыс. Кроме того, теперь партия должна иметь свои региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ с численностью не менее 500 человек в каждом (раньше допускалось иметь 100 членов). Начиная с 1 января 2007 г. партии, не отвечающие требованиям закона, подлежали ликвидации по суду. Был также повышен порог прохождения в Государственную Думу с 5 до 7 %, отменены графа «Против всех» и минимальный порог явки.

17 слайд

Описание слайда:

В декабрьских выборах 2007 г. в Государственную Думу приняли участие 14 партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, Союз правых сил, «Яблоко», «Патриоты России», «Гражданская сила», Аграрная партия, «Зеленые», «Народный союз», Демократическая партия. Партия мира и единства. Партия социальной справедливости. В ходе выборов и подсчета голосов были определены следующие результаты: «Единая Россия» - 64,3 % (315 мест в Думе), КПРФ - 11,57 % (57 мест), ЛДПР - 8,14 % (40 мест), «Справедливая Россия» - 7,74 % (38 мест).

18 слайд

Описание слайда:

Одна из особенностей российской партийной системы состоит в том, что партия, имеющая возможность использовать «административный ресурс» (партия власти, которую поддерживает Президент, Правительство РФ, губернаторы), неизменно пользуется успехом у избирателей. Особенно велика роль административного ресурса в небольших городах и сельских районах, где роль средств массовой информации весьма ограниченна, а межличностные связи служат каналами, по которым политическая информация достигает индивидов. В таких условиях позиция местного «начальника» играет ключевую роль в электоральном выборе.

19 слайд

Описание слайда:

На выборах в Государственную Думу в 1995 г. административный ресурс использовала партия «Наш дом - Россия», лидером которой являлся тогдашний Председатель Правительства РФ В. М. Черномырдин. На выборах в Государственную Думу в 2003 и 2007 гг. безграничным административным ресурсом пользовалась партия «Единая Россия». Во-первых, потому что ядро партии составляли министры, губернаторы, мэры крупных городов и другие чиновники. Во-вторых, ее поддерживал Президент РФ. В итоге партия получила абсолютное большинство мест в Государственной Думе.

20 слайд

Современная российская партийная система является многопартийной. Однако эта многопартийность весьма аморфная, нестабильная. Наряду с известными партиями перед каждыми выборами неожиданно появляются, а после выборов исчезают десятки новых партий и партийных блоков, программы которых практически не отличаются друг от друга. Такая «многопартийность» распыляет электорат, мешает избирателям сделать правильный выбор. Однако наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению партий и партийных блоков внушает определенный оптимизм. Например, если в выборах в Государственную Думу в 1995 г. приняли участие 43 избирательных объединения, в 1999 г. - 26, в 2003 г. - 22, то в 2007 г. - только 14 партий.

22 слайд

Описание слайда:

Основной помехой на пути развития российской партийной системы является административный ресурс, который использует правящий класс для сохранения своей политической монополии и ограничения демократического партийного строительства.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА- это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношений между ними через политическую власть. совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.


Политического руководства обществом определение стратегических целей и перспектив общественного развития - функция целеполагания Регулятивная упорядочение и регламентация политического поведения и политических отношений в государственно- организованном обществе Легитимации достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам Консолидации общественно- политического строя обеспечение существования общества как единого целого - интегративная функция Мобилизационная обеспечение максимального использования ресурсов общества Дистрибутивная распределение ресурсов и ценностей между членами общества 13


Определение целей, задач, путей развития общества. > Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. > Распределение материальных и духовных ценностей. > Формирование политического сознания, " title="Функции политической системы: > Определение целей, задач, путей развития общества. > Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. > Распределение материальных и духовных ценностей. > Формирование политического сознания, " class="link_thumb"> 4 Функции политической системы: > Определение целей, задач, путей развития общества. > Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. > Распределение материальных и духовных ценностей. > Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности. > Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей. > Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя. > Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе. а) определение целей, задач и путей развития общества; б) регулирование деятельности общества; в) распределение духовных и материальных ресурсов; г) согласование разных политических интересов; д) стабильность и безопасность общества; е) контроль за выполнением решений и соблюдением норм. Определение целей, задач, путей развития общества. > Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. > Распределение материальных и духовных ценностей. > Формирование политического сознания, "> Определение целей, задач, путей развития общества. > Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. > Распределение материальных и духовных ценностей. > Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности. > Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей. > Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя. > Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе. а) определение целей, задач и путей развития общества; б) регулирование деятельности общества; в) распределение духовных и материальных ресурсов; г) согласование разных политических интересов; д) стабильность и безопасность общества; е) контроль за выполнением решений и соблюдением норм."> Определение целей, задач, путей развития общества. > Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. > Распределение материальных и духовных ценностей. > Формирование политического сознания, " title="Функции политической системы: > Определение целей, задач, путей развития общества. > Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. > Распределение материальных и духовных ценностей. > Формирование политического сознания, "> title="Функции политической системы: > Определение целей, задач, путей развития общества. > Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. > Распределение материальных и духовных ценностей. > Формирование политического сознания, ">


Основные элементы политической системы: а) организации и институты (государство, партии и общественно-политические движения, СМИ); б) политические коммуникации (совокупность отношений и форм взаимодействия между субъектами политики); в) политические нормы и традиции (конституции и законы, этико-моральные нормы); г) культурно-идеологическая подсистема (совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств).




ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА Тип политического режима авторитаризм, демократия, тоталитаризм Форма правления монархия, республика Отношение власти партии, правительство Форма общественной и политической репрезентации плюрализм, корпоративизм Универсальность КонтрольЛегитимность «Демократия есть одурачивание народа при помощи народа, ради блага народа» (Уайльд Оскар, британский драматург) 2


ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ Источник политической власти Отношение к действительности Состояние политической структуры Характер политического процесса Демократическая (конституционная) Консервативная Англо - американская Командная Автократическая Реформаторская Континентально - европейская Соревновательная Прогрессивная Доиндустриальная (частично - индустриальная) Социо- примирительная Реакционная Тоталитарная Взаимодействие с внешней средой Открытые Закрытые «Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения» (Вольтер, философ) 14




Политическую психологию - совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политике, политическим институтам; политическую идеологию систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры; политическую культуру - систему сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы, способов оценивания и объяснения политических явлений


ТЕОРИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА Т.ПАРСОНСА Назначение политической системы в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах Политическая подсистема определяет коллективные интересы, мобилизует ресурсы на их достижение Социальная подсистема поддерживает устоявшийся образ жизни, передает новым членам общества нормы, правила и ценности, которые становятся важными факторами мотивации их поведения Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами Впервые применен системный подход В каждой системе есть четыре главных функции: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранение существующего порядка (латентная функция). Таким образом, система должна приспосабливаться к среде, достигать цели, обладать внутренним единством и уметь сохранять это состояние, воспроизводить структуру и снимать напряжение в системе. 3


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Д.ИСТОНА Это ряд взаимодействий, абстрагированных от общего социального поведения, посредством которых распределяются ценности в обществе Имеет «реагирующий» «саморегулирующий» потенциал, предохраняющий ее от саморазрушения Подвижный феномен, она в силах поддерживать себя, сохраняя характерные черты, определяющие ее облик Это открытая система, поддающаяся изменению под влиянием факторов внешней среды Может сохранять устойчивость при наличии соответствующего баланса между «входящими» и «исходящими» факторами Требования Поддержка Решения Действия В основе – авторитарное распределение ценностей Идеологическая Структурная Личностная 4


СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД Г.АЛМОНДА «Политическая система – это существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения легитимного физического принуждения» (Габриэль Алмонд, американский политолог и социолог) Все политические системы имеют собственную структуру Все политические системы выполняют аналогичные универсальные функции, необходимые для социальной жизни, функции выполняются разными структурами системы и с разной частотой Все политические системы являются смешанными в культурном смысле Отличие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур, эти системы похожи по функциям, но различаются по структурным характеристикам Политическая система многофункциональна В основу положен анализ целевого поведенческого аспекта структур политической системы Изучение ситуации и учет ее особенностей при принятии решений Политическое решение выявленных проблем 5


ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА (структурно-функциональный подход) Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и других социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть 6


ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА Совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти – политическая сфера общества «Отмирание государства придет не через ослабление государственной власти, а через ее максимальное усиление» (Иосиф Сталин, советский государственный и партийный деятель) СОБСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКИЕ организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть – государство (стержневой элемент системы), политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер НЕСОБСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКИЕ профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы, экологические движения и др. НЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ организации, имеющие в своём содержании лишь незначительный политический аспект 7


ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА Совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества Индивидуальные идеи и взгляды Теоретический Политическая идеология Эмпирический Политическая психология СТРУКТУРАУРОВНИ Классовые (групповые) воззрения Общечеловеческие (межклассовые, групповые) представления Взгляды Принципы Идеи Лозунги Идеалы Теории Чувства Настроения Предрассудки Эмоции Мнения Традиции «Старая идея даже тогда, когда она не более, как слово, звук, мираж, обладает магической властью, способной еще подчинять нас своему влиянию» (Гюстав Лебон, французский психолог, социолог, антрополог) 8


НОРМАТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА Политические нормы, нравственные принципы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества СТРУКТУРА Правовые нормы Нормы деятельности общественных организаций Неписаные обычаи, традиции Этико-моральные принципы и нормы Конституция Нормативные акты Законы «В политике неторопливое упорство всегда берет верх над необузданной силой, тщательно разработанный план - над импровизированным порывом, реализм - над романтикой» (Стефан Цвейг, австрийский писатель) 9


КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА Совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами, по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики Основные виды (по социальной направленности) Политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя Политические отношения, выражающие интересы оппозиционно- умеренных или революционных сил «Политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра, через неделю, через месяц и через год. А потом объяснить, почему этого не произошло» (Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании) 10


КУЛЬТУРНАЯ ПОДСИСТЕМА Интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения Прочность социальной базы политической власти правящей элиты Единство различных слоев населения через установление связи между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали» в соответствии с иерархией политической системы Возможность предвидеть реакцию населения на принимаемые политико- управленческие решения через создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом ОБЕСПЕЧИВАЕТ Стабильность политической системы общества через достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя Воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности «Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами» (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, политические деятели) 11


Политические отношения отношения, складывающиеся между классами, социальными группами, нациями, государствами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти Политическая организация общества совокупность политических институтов, включающих государство, политические партии и движения, массовые общественные организации, через деятельность которых осуществляется политическая власть, политическое руководство и управление общественными процессами Политическое сознание осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, социальными группами, всем обществом) Политические и правовые нормы конституционные положения, законы государства, уставные нормы политических и общественных организаций, традиции и обычаи, выступающие регулятором существующих в обществе отношений и закрепляющие основные принципы деятельности их субъектов «Политики одинаковы везде. Они обещают построить мосты даже там, где нет рек» (Никита Хрущев, советский политический деятель) 12


ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. СИСТЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕЛОСТНА И ОБЛАДАТЬ СТРУКТУРНЫМ СТРОЕНИЕМ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВО, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ, МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ ЦЕННОСТИ, ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА коммуникативный элемент ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ ПОЛИТЕЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И МЕЖДУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ И ОБЩЕСТВОМ








ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ (КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА НА ОСНОВЕ ОБЩИХ ЦЕННОСТЕЙ) ФУНКЦИЯ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ФУНКЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ (ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, МЕЖДУ СИСТЕМОЙ И СРЕДОЙ)


ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д.ИСТОНД.ИСТОН, К.ДОЙЧ, Г. АЛМОНД Д.ИСТОН, К.ДОЙЧ, Г. АЛМОНД – ИССЛЕДОВАЛИ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ КАК СИСТЕМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. Д.ИСТОН Политическая система – одна из подсистем общества, выполняющая функции интеграции и приспособления к требованиям среды.




ДИКТАТУРА (НЕОГРАНИЧЕННАЯ ВЛАСТЬ) 1.ОТСУТСТВИЕ СВОБОД. 2. ОТСУТСТВИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 3.ОТСУТСТВИЯ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА. ДИКТАТУРА (НЕОГРАНИЧЕННАЯ ВЛАСТЬ) 1.ОТСУТСТВИЕ СВОБОД. 2. ОТСУТСТВИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 3.ОТСУТСТВИЯ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДИКТАТОРСКОГО ТИПА. АВТОРИТАРНЫЕ АВТОРИТАРНЫЕ: 1.ДОМИНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА НАД ОБЩЕСТВОМ; 2.ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ НАД ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ. ТИПЫ: 1) ТРАДИЦ. АВТОРИТАРНЫЕ СИСТЕМЫ ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОЛИГАРХИИ 2) НОВЫЙ АВТОРИТАРИЗМ. (АЗИЯ, АФРИКА). ТОТАЛИТАРИЗМТОТАЛИТАРИЗМ (ОТ ЛАТ. TOTALIS- ВЕСЬ, ЦЕЛЫЙ, ПОЛНЫЙ) ПОЯВИЛИСЬ В ХХ В.- ПОДАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ – ПОСТРОЕНИЕ НОВОГО ОБЩЕСТВА, НОВОГО ЧЕЛОВЕКА. ВИДЫ ТОТАЛИТАРИЗМА: ПРАВЫЙ И ЛЕВЫЙ. ПРАВЫЙ ФЛАНГ- ФАШИЗМ И НАЦИОНАЛ- СОЦИАЛИЗМ. ЛЕВЫЙ ФЛАНГ- ДИКТАТУРЫ В СТРАНАХ СОЦИАЛИЗМА.


АВТОРИТАРНЫЕ СИСТЕМЫ. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ. НЕБОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО НОСИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ: НЕБОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО НОСИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ: МОНАРХ, ХУНТА, ОЛИГАРХИЯ И ТД. НЕОГРАНИЧЕННОСТЬ ВЛАСТИ НЕОГРАНИЧЕННОСТЬ ВЛАСТИ, ОТСУТСТВИЕ ДЕМОКРАТИИ И КОНТРОЛЯ. ЗАКОНЫ ПО СВОЕМУ УСМОТ РЕН ИЮ. ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ. НЕДОПУЩЕНИЕ ОППОЗИЦИИ НЕДОПУЩЕНИЕ ОППОЗИЦИИ И КОНКУРЕНЦИИ. ЗАКРЫТОСТЬ ЭЛИТЫ ЗАКРЫТОСТЬ ЭЛИТЫ, НАЗНАЧЕНИЕ СВЕРХУ.


ТОТАЛИТАРИЗМ. ЭЛЕМЕНТЫ: 1.НАЛИЧИЕ ОДНОЙ ИДЕОЛОГИИ; 2.ГОСПОДСТВО ОДНОЙ ПАРТИИ; 3 СЛИЯНИЕ ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВА; 4. ПОГЛОЩЕНИЕ ПАРТИЕЙ- ГОСУДАРСТВОМ СЕХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР 5. ФИЗИЧЕСКИЙ И МОРАЛЬНЫЙ ТЕРРОР. К. ФРИДРИХ И З. БЖЕЗИНСКИЙ: К. ФРИДРИХ И З. БЖЕЗИНСКИЙ: - СХОДНОСТЬ НАЦИЗМА И КОММУНИЗМА - СХОДНОСТЬ НАЦИЗМА И КОММУНИЗМА - УНИКАЛЬНОСТЬ ТОТАЛИТАРИЗМА. - УНИКАЛЬНОСТЬ ТОТАЛИТАРИЗМА. ПРИЗНАКИ: 1.ОДНА ИДЕОЛОГИЯ 1.ОДНА ИДЕОЛОГИЯ 2.ОДНА ПАРТИЯ 2.ОДНА ПАРТИЯ 3.ТЕРРОР И КОНТРОЛЬ. 3.ТЕРРОР И КОНТРОЛЬ. 4. КОНТРОЛЬ НАД СМИ. 4. КОНТРОЛЬ НАД СМИ. 5.КОНТРОЛЬ НАД ОРУЖИЕМ. 5.КОНТРОЛЬ НАД ОРУЖИЕМ. 6.КОНТРОЛЬ НАД ЭКОНОМИКОЙ 6.КОНТРОЛЬ НАД ЭКОНОМИКОЙ


Политический режим (лат. regimen- управление) – совокупность способов и средств осуществления политической власти. Характеризующие показатели: -взаимоотношения между властью, обществом и личностью; -доминирующая идеология; -тип политической культуры общества; -наличие или отсутствие многопартийности (политический плюрализм), легальной оппозиции, разделения властей; -глубина расхождения между конституционными нормами и фактически проводимой властями политикой; -роль институтов гражданского общества.


Домашнее задание: п. 15, с (работа с источником). Дополнительно: составить тест по данной теме (не менее 20 вопросов).


  • Понятие власти
  • Политическая система
  • Типология политических режимов
  • Демократия. Ее основные ценности и признаки
  • Государство, его функции
  • Гражданское общество и государство
  • Политическая элита
  • Политические партии и движения
  • СМИ в политической системе
  • Избирательная кампания в России
  • Политический процесс
  • Политическое участие
  • Политическое лидерство
  • Органы гос. власти РФ
  • Федеративное устройство РФ

Не рассмотрены


Власть – это отношения «господства – подчинения» возникающее между людьми. Одни главенствуют, проявляя свою волю, другие подчиняются этой воле.

Вла́сть - это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей

Источниками власти (по М. Веберу) :

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применение силы)
  • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)
  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция


В результате взаимодействия указанных компонентов ПС, складывается определенный политический порядок или режим , т. е. способ функционирования политической системы. Система методов осуществления власти.

Демократия. Демократический политический режим. В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть).

Тоталитаризм. Тоталитарный политический режим Политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером, тотальный контроль за жизнью общества

Выучить характеристику режимов


Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти

  • Народовластие
  • Принцип большинства , воля большинства выявляется через выборы и референдум
  • Уважение прав меньшинства – право меньшинства на оппозицию
  • Парламентаризм – гос. власть, в которой ведущая роль принадлежит народному представительству - парламенту
  • Политический плюрализм (многообразие):

многопартийность, многообразие политических идей, СМИ и т. д.

- Гласность – открытость деятельности политических институтов, доступность информации, свобода слова

- Правовое государство , основой которого является верховенство закона и гарантия прав и свобод граждан


Представительная

Прямая (непосредственная)

Власть осуществляется самим народом без политических посредников. Как?

Осуществление власти представителями народа – депутатами

  • Выборы на основе всеобщего избирательного права
  • Референдумы
  • Сходы и собрания граждан
  • Обращения граждан в органы власти
  • Митинги, демонстрации
  • Обязательно наличие представительного законодательного органа – ПАРЛАМЕНТА
  • В процессе представительной демократии участвуют профессиональные политики


Теологическая

Сущность

Аквинский, Маритен

Патриархальная

Договорная

1.Государство – продукт божественной воли

2. Неравенство людей предопределено

Аристотель Филмер

Теория насилия

1. Люди-существа коллективные →семья→увеличение семей→объединение людей→ГОСУДАРСТВО = семья, государь - отец

Государство – рациональное объединение людей на основе соглашения, по которому часть свободы и власти → государству

Гумплович Каутский

Органическая

Насилие, порабощение одних племен другими, для управления покоренными нужен аппарат принуждения - ГОСУДАРСТВО

Материалистическая (классовая)

Психологическая

Государство – это продукт социальной эволюции. В процессе борьбы и войн (естественный отбор) складываются гос-ва

Разделение труда + совершенствование ОТ→↗ПТ→возникновение избыточного продукта→появление част. собственности→появление классов→гос-во

Петражицкий

Особенности человеческой психики: потребность людей во власти над другими людьми, готовность последних подчиняться.



Республика – форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является народ и выборные органы- парламент и президент

Монархия (единовластие)- форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является один человек, занимающий престол по праву рождения

Парламентская:

  • Верховенство парламента
  • Прав-во ответственно перед Парламентом
  • Премьер-министр формирует и возглавляет прав-во

Конституционная (ограниченная) монарх царствует, но не правит

Абсолютная (неограниченная) единоличное правление

Президентская:

  • Президент – глава государства и прав-ва
  • Президент избирается населением или выборщиками
  • Прав-во ответственно перед Президентом

Смешанная (парламентско-президентская): Сильный парламент и сильный президент; баланс полномочий


Унитарное государство – форма гос. устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами, не имеют статуса гос.образования (Япония, Украина, Польша)

Федерация – форма гос. устройства, при котором территориальные части являются гос. образованиями-субъектами федерации (Россия, Германия, США, Мексика)

Конфедерация – форма гос. устройства, добровольное объединение независимых стран или республик, которые сохраняют суверенитет (Евросоюз, СНГ, США до 1865)


Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.


Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства . Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- это тип государства деятельность которого реально ограничена правом, имеет место разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), гарантия прав и свобод личности и контроль за властью со стороны общества



Политическая элита – группа или совокупность групп занимающих привилегированное престижное положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с использованием государственной власти

Теория элит Г. Моска и В.Парето :

1.Общество делится на класс правящих и класс управляемых;

2. Элита – это люди, способные к управлению другими людьми, они обладают моральным, материальным, интеллектуальным превосходством

3. Кроме правящей элиты образуется оппозиционная элита – контрэлита, она стремиться к власти и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. Состав: главы государств, правительство, руководители парламента, лидеры партий и др.

4. Главный признак элит – оказание постоянного влияния на принятие политических решений


ПАРТИЯ (parties , pars – часть, группа) – группа единомышленников, объединенных в политическую организацию, с целью выражения и защиты интересов определенной социальной группы общества

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – солидарная (совместная) активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели

Политическая цель

ПАРТИИ

  • Общность идеологии
  • Выражение интересов определенных социальных групп
  • Борьба за завоевание политической власти – притязания на власть и участие во власти – важнейший признак партии

ДВИЖЕНИЯ

  • Нет общей идеологии
  • Не ставят цели прихода к власти
  • База массовая
  • После достижения цели могут распасться, а могут превратиться в партию


Находящиеся у власти

Консерваторы

Левые

Правые

Центр

Социал-демократы

Либералы

Либералы

Проправительственные партии

Коммунисты

Анархисты

Фашисты

Монархисты

Клерикальные

  • По отношению к власти : правящие и оппозиционные
  • По организационной структуре : массовые и кадровые
  • По программным установкам : крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые
  • По идеологическим установкам: консервативные, либеральные, социал.

Функции партий:

1.Связь гражданского общества и государства

2.Электоральная – участие в выборах

3. Политическая социализация граждан

4. Воспитание политических элит


Партийная система – это механизм взаимодействия и борьбы партий за власть

Фр. политолог Дюверже: «Партийная система – это стабильный ансамбль партий , длительное время, принимающий участие в дележе власти »

Одно партийная система

Двух партийная система = бипартизм

Система «2-х с половиной партии» или « 2+ »

Много партийная система


Политическое лидерство – личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей в группе, организации или обществе

Настойчивость, воля, мужество

Имидж, ораторские способности

Характеристики

политического лидера

Программа

Команда помощников

Поддержка власти и масс

Выражение интересов опред. группы




Субъекты Федерации


На основе Конституции РФ и поправок к Конституции Российская Федерация включает в себя 83 субъекта Федерации.

РОССИЯ = 21 республика +46 областей +9 краев + 1 автономная область +4 автономных округа + 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург)


Это действия гражданина, с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в институты власти

Рядовые граждане

Политическая элита (профессионалы )

Прямое (непосредственное) участие

Признаки участия

1 . конкретное действие

2. добровольность

3. участие является действительным, а не фиктивным

Представительное (опосредованное) через избранных представителей


Функции:

  • Информационная; влияние на избирателя
  • Политическая социализация
  • Представление различных общественных интересов
  • Формирование общественного мнения

Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов

Этапы :

  • - Организационный
  • - Выдвижение и регистрация кандидатов
  • - Предвыборная агитация
  • - Голосование и определение его результатов
  • - Обнародование итогов

Выборы

  • Всеобщие
  • Равные
  • Тайные
  • Прямые

Активное избирательное право

Пассивное избирательное право

1.Лоббизм (лобби)= группы давления;

2. Лоббизм - процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Абсентеизм – уклонение от участия в выборах



Политическая система - комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Функции: принятия общеобязательных решений, управления обществом (определение целей, задач развития общества, выработка политического курса и т. д.); интегративная функция (консолидация общества на основе общих ценностей); функция мобилизации ресурсов на достижение определенных целей; функция политической коммуникации (обеспечение связи между различными элементами политической системы, а также между системой и средой)


ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДИКТАТОРСКОГО ТИПА «диктатура» (от лат. dictatura- неограниченная власть). Характерно: отсутствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права. В рамках политических систем диктаторского типа принято выделять авторитарные и тоталитарные политические системы.


ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике.


Тоталитарный политический режим Основные черты тоталитарного режима: 1. Признание руководящей роли одной партии и осуществление ее диктатуры; 2. Господство одной официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание ее всем членам общества; 3. Существование всеобщего контроля над поведением индивидов и применение репрессивных методов; 4. Всеобщий контроль над СМИ; 5. Централизованное управление экономикой.


Авторитарный политический режим Основные черты авторитарного политического режима: 1. Автократия (от греч. autokrateia) – самодержавие, монархия, самовластие или небольшое число носителей власти (тирания, хунта, олигархическая группа). 2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению. 3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких кругов населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы принудить при необходимости граждан к повиновению. 4. Монополизация власти в политике, недопущение политической оппозиции и конкуренции. 5. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не на основе конкурентной политической борьбы. 6. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в неполитические сферы, прежде всего, в экономику.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Обществознание"

Основная цель презентации по обществознанию - изучить общество и разобраться в социальных процессах. В данном разделе сайта собраны готовые презентации охватывающие всю школьную программу по обществознанию. Здесь Вы можете найти и скачать готовую презентацию по обществознанию для 6,7,8,9,10,11 класса. Хорошо иллюстрированные и грамотно составленные презентации помогут учителю провести урок в увлекательной форме, а учащиеся могут использовать их для подготовки к уроку, повторения уже пройденного материала или же в качестве визуального сопровождения при выступлении с докладом.