Деловая игра для воспитателей «путешествие на затерянный остров с фгос дошкольного образования

  • 12.10.2019

Деловая игра для педагогов по теме:

Педагогические приемы создания ситуации успеха

Тема : создание ситуации успеха ученика как одно из условий создания здоровьесберегающей среды, создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом.

Задачи:

    Систематизировать приемы и методы создание ситуации успеха учащихся на уроке, развитие мотивационной сферы.

    Создать с педагогами банк данных «Ситуации успеха учащихся на уроке» для правильного формирования личности школьника.

Оборудование:

План работы

Правила работы в группе

Клубок ниток, двухцветные

«ладошки» из картона

Бумага, маркер

Добрый день, уважаемые коллеги! Поскольку наш ученик все свое школьное время проводит в школе, напрашиваются вопросы:

    Здоровьесберегающий урок - каков он? Я считаю, что одним из условий сохранения психологического здоровья ребенка является создание ситуации успеха в школе и приглашаю вас принять участие в деловой игре по теме: «Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика в школе».

    Мы проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроке и в школе ситуации успеха, а также создать педагогический «банк данных ситуаций успеха»

Работаем так:

Изучаем

Обсуждаем

Обобщаем

Представляем итоги

    Игра «Знакомство»

Материал: клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями.

Инструкция:

Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок педагогу напротив. За 1 минуту должны представиться. Как вас зовут. Откуда вы. Затем вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение

Предложения на карточке:

Я доверяю людям, которые…..

Самая большая радость для меня – это…

Я люблю, когда…

Мне радостно, когда…

Я горжусь тем, что….

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….

Думаю, что самое важное для меня….

Человек, которому я могу доверять….

Особенно мне нравится, когда мне люди, окружающие меня…

Мои друзья…

Самое большое достижение в моей жизни…

Я ценю в людях…

Я чувствую себя уверенно, когда ….

Человек считается успешным, если…

Таким образом, клубок передается дальше и дальше пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины

Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?

(создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом)

    Приветствие « Ладошки»

В течение 1 минуты вам необходимо поприветствовать друг друга с помощью ладошек

Красный цвет - делюсь хорошим настроением, доброй энергией

Синий - я сегодня немного расстроен и прошу вашей поддержки

Красный - да

Синий - нет

    Готовы ли вы работать в форме игры?

    Готовы ли вы сотрудничать во время игры

Для начала используйте вернейшее средство, которое сближает людей. Что это?(улыбка)

Улыбнитесь друг другу. Почувствуйте энергию улыбки

    Деление на группы

Встаньте, пожалуйста, в две шеренги

А теперь объединиться в 3 группы

Правила работы в группе

    «Здесь и сейчас»

Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в занятии, отмечать для себя свои мысли и чувства, возникающие в ходе разговора.

    « Индивидуальность »

Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою

    « Летучее обл ако»

Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу

    « Искренность и открытость »

Чем более искренними и открытыми будут участники встречи, тем более успешной окажется работа каждого из группы в целом.

Каждая группа выбирает спикера, который после обсуждения представит результат своей работы

В своих подгруппах возьмитесь за веревку, связанную в кольцо

Ваша задача с закрытыми глазами, переговариваясь, перестроить из этой веревки фигуру, которую я назову (квадрат, треугольник, круг)

Рефлексия: какие трудности вы испытали во время выполнения данного упражнения

    Основная часть

Участники занимают места за столами

Итак, тема нашей игры «педагогические приемы создания ситуации успеха», мотивация учения

Анализ проблемы

Для того, чтобы могли лучше с ориентироваться в игре, я предлагаю ознакомиться с результатами опроса учащихся. Они дописывали неоконченные предложения

(раздаю карточки с предложениями)

    Если я получаю хорошую оценку - это значит, что….

.меня похвалят родители

я хорошо знаю материал

.учительница будет рада

у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки дальше и ходить в школу

    Если я получаю плохую оценку, это значит, что…

у меня испортиться настроение

меня накажут

учительница будет недовольна

я расстроюсь

у меня пропадет интерес к учебе

    Мне всегда приятно, когда взрослые в школе…

меня уважают

обращают на меня внимание

меня хвалят

разговаривают со мной вежливо

доверяют мне

чувствуют когда мне плохо

справедливо оценивают каждого

    Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что…

у меня испортилось настроение

меня накажут

учительница будет недовольна

я расстроюсь

у меня пропал интерес к предмету

    Я чувствую себя уверенно, когда в школе…

меня хвалят

ставят хорошие оценки

вызывают меня к доске

мне помогают

доброжелательны ко мне

меня понимают и поддерживают

Вывод.

Успех имеет огромное значение в жизни людей.

Групповая работа (задание группами) подобрать эпиграф к нашей игре

    Все что перестает удаваться, перестает и привлекаться (Франсуа да Ларошфуко)

    Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью учителя «радость»успеха может померкнуть(В.А. Сухомлинский)

    «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха»

Какое из них наиболее удачно подойдет в качестве эпиграфа к нашей игре (объясняют)

5 .«Мозговой Штурм»

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Что такое успех? Как развить мотивационную сферу к учебной деятельности. Методом мозгового штурма вы должны за определенное время определить приемы и методы успеха ученика на уроке

    Подготовить учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивать «Я уверена, у вас все получиться», подбадривать если что- то не получается

    Использовать на уроке игровые ситуации, загадки, творческие задания, что оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам

    Формировать у учащихся положительную «Я концепцию»(я нравлюсь себе и другим, я многое могу)

Группы обсуждают, выбирают их предложенных вариантов

    Работают в группах, оформляют итоги « Банк ситуации успеха »

    Защита проекта

1 группа буклет-памятка

Положительная концепция ученика «Я - концепция»

    Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость

    Видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

    Понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерб достоинству «Я - концепции!» ребенка. («Ребенок хорош - плох его поступок»)

    Помогать детям реализовать себя в деятельности

(«В каждом ребенке – чудо, ожидай его»)

2 группа Педагогическая копилка

    Похвала

Страшна ли она? Внушить веру в себя, прикоснуться отдать ему свое сердце открытое для добра и сочувствия,- в этом залог успешного воспитания

    Авансирование

Учитель заранее предупреждает ученика о самостоятельной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так, смысл в том, что должен ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе учителем подобрать литературу к выступлению. Такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

    « Холодный душ »

На уроке у способных учеников можно наблюдать периоды подъема, взлета. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Быстрое привыкание к успеху, превращение уверенности к самоуверенности. Для таких учащихся педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

    « Эврика »

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддерживать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

    « Эмоциональное поглаживание »

Учитель с легкостью раздает комплименты. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Я молодец, я умница. Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я молодец! Иногда этих слов как раз и не хватает.

3 группа Фрагмент урока

( использование игровых заданий, загадок, творческих заданий, проблемные вопросы, исследовательская деятельность)

    Вывод

Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность и школу и ее методы обучения

По мере как наше общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью, учащиеся все чаще не могут успешно адаптироваться к жизни особенно дети с ОВЗ. Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод:

Успех в учебе - завтрашний успех в жизни! Это сегодня попытались доказать участники деловой игры « Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха! - обращаемся к эпиграфу нашей игры.

Упражнение « Дружественная ладошка »

Задание:

Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки

(по окончании работы участники забирают себе на память ладошки с пожеланиями)

Деловая игра для педагогов

«Педагогические приёмы создания ситуации успеха» Слайд 1.

Цель: содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей среды. Слайд 2.

Задачи:

  • · Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха на занятии.

    · Проанализировать методы и приёмы создания ситуации успеха.

    · Создать банк данных по проблеме.

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем мини-семинаре, я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность. Сегодня мы с вами проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроке и в школе ситуации успеха, а также создать педагогический «банк данных ситуаций успеха»

    Игра «Знакомство» Слайд 3.

    Материал: бумажные сердечки, клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями.

    Инструкция:

    1. напишите на сердечке свое имя и 1 прилагательное, в полной мере характеризующее Вас.

    2. Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок педагогу напротив. За 1 минуту должны представиться. Как вас зовут. Откуда вы. Затем вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение

    Предложения на карточке:

    У меня вызывают симпатию люди, которые…..

    Самая большая радость для меня –это…

    Я люблю, когда…

    Мне радостно, когда…

    Я горжусь тем, что….

    Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….

    Думаю, что самое важное для меня….

    Школа для меня- это….

    Особенно мне нравится, когда мне люди, окружающие меня…

    Мои друзья…

    Самое большое достижение в моей жизни…

    Я ценю в людях…

    Я чувствую себя уверенно, когда ….

    Человек считается успешным, если…

    Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?

    (создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом)

    Слайд 4.

    Каждому человеку приятно получать комплименты в свой адрес. Но нужно не только получать комплименты, но и уметь их возвращать. И сейчас мы с вами поиграем в игру “Комплименты”.

    Игра “Комплименты”

    Каждый человек должен сделать комплимент соседу слева.

    Обязательные условия.

    1. Обращение по имени.
    2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
    3. Тот, кому предназначался комплимент должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: “А вы сегодня очень…” или “А у вас сегодня …”.

    Рефлексия.

      1. Что вам больше понравилось – говорить комплименты или получать их?
      2. Какой комплимент вам понравился больше всего?

    Сегодня мы поведем разговор о ситуации успеха, ее типах и создании ситуации успеха в практической деятельности педагога на занятии.

    Деление на группы

    Встаньте, пожалуйста в две шеренги

    А теперь объединиться в 3 группы. (садятся за столы)

    Правила работы в группе

    «Здесь и сейчас» Слайд 5

    Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в занятии, отмечать для себя свои мысли и чувства, возникающие в ходе разговора.

    «Индивидуальность» слайд 6

    Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою

    «Летучее облако» слайд 7

    Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.

    В своих подгруппах возьмитесь за веревку, связанную в кольцо

    Ваша задача с закрытыми глазами, переговариваясь, перестроить из этой веревки фигуру, которую я назову (квадрат, треугольник, круг)

    Рефлексия: какие трудности вы испытали во время выполнения данного упражнения

    Основная часть ( Участники занимают места за столами)

    Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, работать на уроке, а так же выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этой надежды – самая серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к обучению? Виноваты ли в этом образовательные учреждения и методы обучения? Какую роль играет при этом педагог? Может ли педагог сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

    На эти и другие вопросы искали ответ не только наши современники, но педагоги прошлых лет.

    Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

    Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

    Доктор педагогических наук Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.

    Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.

    Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?

    Психологи разделили эти два понятия, и вот что получилось: слайд 9

    СИТУАЦИЯ-это сочетание условий, которые обеспечивают успех;

    УСПЕХ - это результат подобной ситуации;

    ОЖИДАНИЕ УСПЕХА– стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.

    В результате данное словосочетание имеет двойственное значение, а именно слайд10

    УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости,

    удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

    С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Слайд 11

    Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

    Как создать на занятии ситуацию успеха?

    Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

    Слайд 8.

    Я Вам предлагаю рассмотреть типы ситуаций успеха.

    Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:

    1. Неожиданная радость.

    2. Общая радость.

    3. Радость познания.

    4. Мнимый успех.

    Сейчас я предлагаю вашему вниманию рассмотреть подробно типы ситуаций успеха и приемы, через которые они реализуются, а также посмотрим как эти приемы можно использовать в своей педагогической деятельности.

    Слайд 9

    1 тип «Неожиданная радость» – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребёнка превзошли все его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога. "Неожиданная радость» типична для детей с традиционно заниженной самооценкой.

    Вот вашему вниманию, предлагаются педагогические приёмы «Неожиданной радости»

    1. Приём «Эмоциональные поглаживания»

    Педагог на занятии хвалит детей: «Вы у меня молодцы», «Умницы», «Я горжусь вами».

    Виды похвалы могут быть разнообразными: одобрение, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

    Похвала требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться "медвежьей услугой" или быть непедагогичной.

    При проявлении похвалы необходимо придерживаться следующих правил :

    · Хвалить следует за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога .

    · Не следует при детях

    · хвалить ребёнка за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один воспитанник из группы подготовился к занятию, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.

    · В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить того, кого не любят в классе – дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на те или иные успехи не столь популярных одногруппников .

    · Дети очень охотно и преувеличенно приписывают педагогам "любимчиков", и у педагогов действительно есть более приятные для них воспитанники, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента .

    2 .Прием «Лестница» Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника вверх поступательно.

    Алгоритм:

    1 шаг: Психологическая атака. Суть - переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.

    2 шаг: Эмоциональная блокировка . Суть - заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Главное – помочь ребёнку найти причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен”, переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

    Приведем пример к первому шагу алгоритма приема «Лестница». Завести разговор с учеником на больную для него тему будет трудно. Нужно поступить неожиданно, к примеру, написать и положить в дневник ученика записку: жду тебя в девять часов у входа в видео салон. Записка позволяет легче вступить в контакт. Ведь у ученика был по отношению к учителю своего рода психологический барьер. Он мог его и не осознавать, но чувствовал. Свидание назначено поздно, чтобы думал, что пригласил кто-то из одноклассников. Во всяком случае, не учитель. Важно застать его врасплох. Чтобы не сумел выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний мир. Результат отличный! Ученик на столько поражен, что безропотно идет с учителем и принимает участие в разговоре. Это и является главной задачей «психологической атаки».

    3. Прием«Даю шанс»

    Подготовленные ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.

    Рассмотрим следующую ситуацию: Алеша, ученик девятого класса, отличник. По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине третьей четверти начал сдавать. Появились другие внешкольные интересы. На уроке истории вышел отвечать, но настолько слабо, что учитель, разочарованный, удивленный, вынужден был поставить тройку. На следующем уроке, полагая, что первая неудача была случайной, намереваясь дать ему шанс исправить положение, снова вызвал его отвечать. Снова слабый ответ. На протяжении последующих трех недель учитель ни разу не напоминал Алеше о его неуспехе, ни разу не спрашивал, хотя понимал, что класс ждет от него другой тактики.

    В конце месяца учитель сделал краткий обзор успеваемости класса в целом и дал характеристику работы каждого ученика в отдельности. Когда очередь дошла до Алеши, то он сказал, что удивлен его «успехами» и намерен спросить его сегодня же. Лицо Алеши вытянулось. Этого-то он никак не ожидал. Но тем не менее учитель вызывает его к доске и начинает задавать ему вопросы. Алеша отвечает плохо. Но учитель ко всеобщему удивлению ставит ему высший балл и предупреждает, что с этого момента он будет ставить ему на каждом уроке отличные отметки, но спрашивать не будет (?!), пока он сам не захочет показать настоящие знания.

    На следующем уроке обещания учителя было выполнено, но Алеша чувствовал себя явно неуютно. Для него это оказалось слишком сильным эмоциональным натиском, который он выдержать не смог. На последующем уроке он принял активное участие в работе класса, поднимал руку, дополнял, хотя желания выйти к столу не изъявил… Было всем очевидно, что процесс его оздоровления начался.

    Эта ситуация относится к типу «неожиданная радость», а прием «даю шанс». Ситуация далеко не типичная, можно сказать уникальная. Но учитель был очень опытный, и он твердо верил в сознательность Алеши, в его умение правильно все оценить и во всем разобраться.

    Именно в этот трехнедельный период учитель не только наблюдал за Алешей, но и беседовал с его родителями, с классным руководителем. Его интересовало, нет ли каких-то веских причин для такого неожиданного срыва. Серьезных причин не оказалось. Поэтому учитель решил «встряхнуть» Алешу. Высокий авторитет, которым пользовался Алеша в классе, поможет учителю выиграть эту ситуацию. Если он безмолвно примет эти ничем не обоснованные пятерки, то он, безусловно, потеряет в глазах товарищей репутацию порядочного человека, которая у него всегда была. Разумеется, он на такое никогда не пойдет. Учитель обоснованно предположил, что срыв Алеши – слабость сильной личности, а потому необходимо сделать так, чтобы временная слабость не превратилась в постоянную, опереться при этом на силы самого школьника

    4. Прием «Умышленная ошибка»

    Можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

    5. Прием «Авансирование»

    Речь идет о тех случаях, когда педагог заранее предупреждает ребёнка о самостоятельной итоговой работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе это - упреждающий контроль . Смысл - в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с педагогом подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия.

    6. Прием «Холодный душ»

    На занятии у способных воспитанников можно наблюдать, что периоды подъема могут сменяться расслаблением. Такие дети очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Их ахиллесова пята – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для них «Холодный душ» может быть полезен.

    Слайд 10

    2 тип «Общая радость» – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной.Радость тогда в радость, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка.

    1. Прием “Следуй за нами”

    Смысл - разбудить дремлющую мысль воспитанника. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом, и результатом усилий.

    Алгоритм:

    1 шаг: диагностика интеллектуального фона . Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед воспитанников.

    2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного воспитанника. Для этого нужен взаимный интерес, чтобы ребёнок не испытывал свою унизительную слабость перед другими детьми, у него существовал аванс доверия.

    3 шаг: фиксация результата и его оценка . Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

    Трудно привести здесь какой-нибудь конкретный пример, потому что он не сможет отразить всю гамму возможных ситуаций, но есть возможность перечислить наиболее типичные варианты интеллектуального спонсорства: совместное участие в подготовке, проведении тематических вечеров, смотров, конкурсов и тому подобное.

    Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств « старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В тоже время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.

    2. Прием “Эмоциональный всплеск”

    Главная роль отведена педагогу. Его слова, эмоциональный всплеск его стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха.

    Приведем пример приема «эмоциональный всплеск». Ученик в классе не очень любил русский язык, но занимался более ил менее регулярно, имел средние отметки. На одном уроке русского языка он получил хорошую отметку, успокоился, решил не очень обременять себя домашними заданиями. На уроках у него наступала привычное состояние пассивного отсиживания. Вдруг он услышал вопрос учителя, который попросил его повторить правило, изученное на прошлом уроке. Правило не вспоминалось, мысли путались. И вдруг он услышал голос учителя, услышал слова, сказанные с такой надеждой, добротой, поддержкой: « Вадим! Ты не можешь молчать. Ты подумай, ты вспомни! Ты так высоко взлетел! Ты взлетел и летишь так высоко, ты понимаешь, что это? А сейчас ты можешь упасть, а падать всегда больно!».

    Сразу вспомнились откуда-то выплывшие строки правил, изученных на прошлом уроке. Вадим говорил верно, четко, с надеждой, что его поймут и поддержат! Домой не пришел, а вбежал: « Мама, ты знаешь, она мне так и сказала: « Ты полетел!». Я вспомнил! Я все вспомнил, мама! Я не упал…».

    Слова учителя, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск ее искреннего стремления помочь ребенку, создать ему ситуацию успеха!

    3. Прием “Обмен ролями”

    Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся, превращаясь из формы деловой игры в прием создания ситуации успеха.

    4. Прием “Заражение”

    Педзаражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

    Слайд 11

    3 Тип «Радость познания» - суть данного типа успеха состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное "открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

    1. прием “Эврика”

    Суть - создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга педагога в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые задачи. Нужно помнить, что:

    · успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку связи между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;

    · ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужны внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

    · ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

    Мы идем на природе, я обращаю внимание мальчика на множество задач, которые решают люди в процессе труда. И вот пришел день, в который я твердо верил: Петя решил задачу самостоятельно. У мальчика загорелись глаза, он стал объяснять. О чем идет речь в задаче, его объяснение было сбивчивым, но я видел, что перед ребенком, наконец, раскрылось то, что было покрыто мраком. Петя был рад. Я тоже вздохнул с облегчением: наконец-то. Я сам решил задачу- радостно он сказал дедушке. Петя гордился своим успехом

    2. прием «Линия горизонта»

    Если педагог подводит детей к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ребёнок может почувствовать себя творческой личностью.

    «Мнимый успех» - удовлетворенность воспитанников невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи.

    Задачи педагога - преодоление ситуаций мнимого успеха путем создания таких условий, при которых ребёнок сможет повысить свои достижения.

    Решение ситуации (обсуждение в подгруппах)

    Воспитанник, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одногруппников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним».

    Что Вы будете делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

    В этом случае неправильным отношением педагога будут следующие действия и ответы:

    «Ну и что?»,

    «Никуда не денешься, все равно придется»,

    «Это глупо с твоей стороны»,

    «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой» и т.п.

    «У меня такого не бывает», «Это сильно общее описание, оно не позволяет дать конкретный ответ…» и т.п.

    «Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!».

    «Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием».

    «Я постараюсь выяснить, почему ребёнок не хочет работать вместе с одногруппником и по возможности устранить причину негативного отношения. Я также объясню воспитаннику, почему я считаю важной совместную работу над выполнением задания в предложенной паре. При выяснении причины возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем».

    Слайд 12

    Как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребёнка?

    Выслушиваются ответы педагогов.

    · внушает ребёнку уверенность в собственных силах;

    · появляется желание вновь достигнуть хороших результатов;

    · создаёт ощущение внутреннего благополучия;

    · происходит переоценка своих возможностей.

    Слайд 13

    Каковы последствия создания ситуации успеха?

    Педагогу следует помнить о том, что:

    · Успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к завышенной оценке своих возможностей.

    · За сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если в этот период ребёнку предложить какую-либо работу, то она будет выполнена менее успешно.

    · Ребёнка можно травмировать, если результат, важный и значимый для него не будет адекватно оценен другими людьми («Пятёрка по рисованию? Лучше бы по чтению получил…»).

    · Постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не активное, а привычное отношение к образовательной деятельности.

    · Постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

    Слайд 14

    Внушить ребенку веру в себя - залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с воспитанниками. Я предлагаю вам варианты фраз с неправильной формулировкой, ваша задача напротив каждой фразы предложить правильный вариант ответа, а потом мы с вами сравним, что у нас получилось.

    Так говорить не стоит!

    А вот так надо!

    Ты какой - то неуравновешенный, нервничаешь вечно!

    Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.

    Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю?

    Ты сейчас очень громко говоришь

    Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял

    Я думаю, что ты объяснял слишком сложными фразами

    Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал

    Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно

    Ты должен относиться к урокам серьёзнее!

    Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке

    Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!

    Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали

    Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…

    Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.

    Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки.

    Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать.

    Слайд 15

    А сейчас мы с вами составим рецепт приготовления хорошего занятия. Перечислите мне, по вашему мнению, самые лучшие положительные эмоции, которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы на протяжении всего занятия.

    (Педагоги предлагают свои варианты, затем появляются на слайде готовые ответы)

    Добавьте в каждое занятие по одной порции:

    Мудрости;

    Терпения;

    Храбрости;

    Работоспособности;

    Оптимизма;

    Преданности своему делу;

    Вольнодумия и свободомыслия;

    Доброты;

    Отдыха и заботы о здоровье;

    Доброго юмора;

    Такта;

    Веры в каждого ребёнка.

    (Учителя работают в подгруппах, составляют свой рецепт, и визуализируют его на ватмане)

    А я вам предлагаю свой рецепт приготовления - Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на несколько занятий, которые вам приходится проводить в ваш рабочий день

    Количество ингредиентов - на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты занятию, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.

    Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

    Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к педагогическому труду и творчеству!

    Слайд 16

    Только тогда вы будете хорошим педагогом, а ваш воспитанник - успешным, когда в общении с детьми на занятиях и вне их вы будете ориентироваться на позитивные качества личности!

    Для того чтобы воспользоваться методами и приёмами успешного проведения занятия, вы в дальнейшей своей работе можете пользоваться памятками, которые лежат у вас на столах.

    Слайд 17

    Упражнение «Дружественная ладошка»

    Задание:

    Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки

    (по окончании работы участники забирают себе на память ладошки с пожеланиями)

    Ну и в заключение, уважаемые педагоги, я предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем семинаре, используя свечу мнений. Мы будем передавать её по кругу каждому педагогу, мне очень важно услышать мнение каждого участника семинара.

    Педагоги по очереди передают свечу друг другу и озвучивают своё мнение о семинаре.

    Слайд 17

    А для того, чтобы ваши занятия проходили успешно и эффективно, я приготовила для вас памятки – рекомендации, которые помогут вам в работе.

    Слайд 18

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Татьяна Костыра
Деловая игра с педагогами «Её величество - игра»

Мастер – класс

«Деловая игра с педагогами »

Тема : «Ее величество - игра »

Старший воспитатель

Костыра Т. А.

г. Усинск, 2014

Цель : Транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников» , используя активные методы работы с педагогами ».

Задачи :

1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2. Повышать методический уровень педагогов по организации различных видов игры.

3. Способствовать творческому поиску.

4. Скорректировать работу по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении.

Участники : педагоги ДОУ , специалисты.

Оборудование : презентация, карточки, кроссворд, памятки для воспитателей.

Место проведения : музыкальный зал.

Ход проведения:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады видеть вас на деловой игре . Тема «Её величество - игра » . Во время данной игры вы сможите обмениваться друг с другом педагогическим опытом работы по данной теме.

Вернитесь в свое детство,

Побудьте с нами в нем,

И лучшими друзьями

Мы взрослых назовем!

Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.

А. С. Макаренко писал : «Игра в жизни ребенка имеет такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Игра - это жизнь ребенка , его существование, источник развития его моральных качеств.

В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

В игре ребенок учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.

В игре ребенок развивается духовно.

В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок. Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте.

«Давай поиграем - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.

«Давай поиграем , ну давай!» . Обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ? – ваше мнение, как вы считаете?

(Ответы участников деловой игры )

«Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорят часто ребёнку.

«Идите, играйте » - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться? И дети идут и играют : одни играют в «Дочки-матери» , отражая отношения мамы к дочери, другие играют в «Празднование» , сопровождая игру звоном бокалов, мальчишки играют в «Строителей» , «Водителей» и в другие игры, где так или иначе отражают социальный мир, который их окружает, исполняют те социальные роли, которые встречали в своём жизненном опыте.

Игра - первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности - именно поэтому она так важна для ребенка.

I. Брейн-ринг «Игра – дело серьезное » .

Вопрос 1 : Что требуется для развития игровой деятельности?

Ответ : Чтобы дети, во-первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей; во-вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями; в-третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.

Вопрос 2 : Какой должна быть предметно-игровая среда?

Ответ : Программа «Детство» предполагает :

Последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с психологическим возрастом детей;

Учет половых особенностей и предпочтений детей;

Направленность на развитие целостных ориентаций ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, развитие положительных отношений между детьми;

Стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальных творческих проявлений.

Задача игры – помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета. Предметно-игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.

Вопрос 3 : Какова роль взрослого в организации детской игры?

Ответ : Взрослый должен руководить игрой, создавать условия для ее возникновения и развития. Игре нужен сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддержать и развить сюжет, придуманный самими детьми.

Вопрос 4 : Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?

Ответ : Фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное произвольное поведение.

Вопрос 5 : Какой должна быть игрушка?

Ответ : Она должна вызывать у ребенка (независимо от возраста) положительные эмоции; у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности. Она должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме, из качественных и безопасных материалов.

Вопрос 6 : Назвать по группам :

Игрушки, моделирующие семейные отношения.

Ответ : куклы, кукольная мебель, комната и дом для кукол, телефон, посуда, одежда, расческа и т. д.

Игрушки, моделирующие отношения вне дома.

Ответ : дикие и домашние животные, различные виды транспорта, техника, игрушки связанные с трудом взрослых (парикмахерская, больница и др.) .

Игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний.

Ответ : подушки различных размеров, надувные мячи, боксерская груша и перчатки, головные уборы, старые газеты и др.

Вопрос 7 : Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры?

Ответ : Все свободное время.

При организации, руководстве и проведению игр большинство из вас сталкивалось с определёнными проблемами, разрешить которые мы попытаемся все вместе. Вы подготовили вопросы, которые сейчас и зададите друг другу (от лица начинающего педагога ) .

Вопросы и решение педагогических ситуаций :

1. Однажды в раздевальной комнате я услышала от детей такой уговор : «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру» . Я молодой воспитатель и не знала, что делать. Как, по – вашему мнению, я должна была поступить? (Лиана Маратовна) .

2. Я работаю в младшей группе. Дети моей группы с удовольствием играют с игрушками , при этом раскидывая их. Но когда приходит время убирать, мне очень трудно заставить детей это делать. Часто приходится убирать игрушки самой. Посоветуйте, как приучить детей не раскидывать игрушки, а, если раскидали, убирать их на место (Ирина Фанилевна) .

3. Как-то раз в соседней группе я наблюдала, как дети с интересом играли в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк» . Мне захотелось, чтобы и мои дети играли в эту игру . Я сделала атрибуты к игре : клетки, вольеры, подобрала животных. Но игра не получилась . Мне приходилось все время подсказывать, что делать дальше. Объясните, пожалуйста, что я сделала не так? (Любовь Вениаминовна) .

4. Я воспитатель средней группы. В группу ходит девочка Алёна. Она очень любит играть с мальчиками . Охотно строит с ними из строительного материала, играет с машинками , в военизированные игры и совершенно не обращает внимание на куклы. Я думаю, что это неправильно. Посоветуйте, как увлечь её играми для девочек (Надежда Ивановна) .

5. Я воспитатель старшей группы. Я замечаю, что дети не принимают в свои игры одного из сверстников, не хотят с ним вставать в пару на танец, не выбирают ведущим. Какие методы вы посоветуете использовать в работе с детьми, с этим ребёнком, чтобы исправить ситуацию? (Елена Николаевна) .

(высказывать своё мнение могут несколько педагогов )

А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда «И всё-таки игра » . Кроссворд будем разгадывать по группам, мы с вами разделимся на две группы.

ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ

ПО ГОРИЗОНТАЛИ :

2. Первая игрушка малыша? (погремушка)

4. Любимая самостоятельная деятельность детей? (игра )

6. Требования, предъявляемые к игре? (правила)

8. Старинная настольно-печатная игра ? (лото)

10. Современный лёгкий детский конструктор? (лего)

ПО ВЕРТИКАЛИ :

1. Спутник жизни детей? (игрушка)

3. Атрибуты, как для подвижной, так и для театрализованной игры? (маски)

5. Что распределяют между собой участники игры? (роли)

7. Ход игры по - другому? (содержание игры)

9. Необходимый компонент игры - без чего не начнёшь игру? (замысел)

Упражнение «Продолжи предложение»

Уважаемые педагоги предлагаю вам по очереди продолжить свой вариант фраз :

- «Мне нравятся дидактические игры, потому что …»

- «Мне не нравятся дидактические игры, потому что ….»

- «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»

-«Больше всего мне нравятся …. игры, потому что….»

-«Я думаю, что игра полезна тем , что…»

-«Моя самая любимая игра… ., потому что…»

-«Я считаю, что в игре дети учатся…»

Заключение.

Мы сегодня, и на педагогическом совете много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых, ребёнок больше любит тех, кто с ним играет .

Вернитесь в свое детство,

Побудьте с нами в нем,

И лучшими друзьями

Мы взрослых назовем!

При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним . Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, Вы, уважаемые воспитатели, это делаете.

Игра – это чудесный мир , который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая условности.

В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.

Цели психологических игр - сугубо психотерапевтические: игры способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность, развивают внутренние психические силы. Психологические упражнения помогают учителю ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Для психотехнических игр не нужно много времени и специальных помещений. Самостоятельно или в паре с другим учителем, педагог может выполнять упражнения в перерывах между уроками (в своем кабинете или учительской), на уроках, когда школьники работают самостоятельно, по дороге на работу или домой. Постарайтесь выработать в себе привычку к психологическим действиям: тогда появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.

Психологические игры-релаксации для учителей

За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, учитель может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и учитель, выполняя в школе и после работы специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу “психологического душа”, очищающего его психику.

Упражнение 1. “Внутренний луч”

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.......

Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”

Упражнение 2. “Пресс”

Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в “трудном” классе, разговором с “трудным” учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что, мы видим так часто: “сбрасывается” отрицательно заряженная энергия на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто “заземление” отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье учителя, где он ослабляет внутренний контроль после работы.

Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

Упражнение 3. “Мария Ивановна”

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации.

Выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

Упражнение 4. “Голова”

Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя “стресс руководства” и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб учителей - на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.

Предлагается упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы

чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение 5. “Руки”

У вас последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости “вытекает” из кистей рук на землю, - вот она струиться от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну - две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь, открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.

Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

Упражнение 6. “Я - ребенок”

Многие опытные педагоги играют в игру “Я - ребенок”. Вот, например, как описывает свое состояние: “Мой метод: я вызываю в себе состояние детства, т.е. вызываю в себе то ощущение детской легкости, которое свойственно ребенку: сбрасываю с себя “все взрослое”, а главным образом, то внешнее взрослое, что присуще моей административной роли. Далее идет подбор форм обращения к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться, а главное - продумывание первых слов, так сказать, формулы обращения”.

Вспомните, какую игру в детстве вы больше всего любили. Вспомнили? Теперь подойдите к вашему ребенку или внуку и предложите ему поиграть в эту игру. Во время игры вы должны выполнять роль ребенка, держаться “на равных” с вашим партнером. Это дает ему возможность почувствовать себя лидером, вместе с вами обсуждать правила игры. А вы почувствуете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка. Вы, наверняка, станете ему ближе.

Адаптационные игры для учителей и педагогов

Каждый учитель может вспомнить сложный период в своей работе, связанный с профессиональной адаптацией в школе. Молодые учителя, пришедшие из педагогических вузов, привыкают к школе от 6 месяцев до 3 лет. Они привыкают к постоянному шуму на переменах, к интенсивным коммуникативным взаимодействиям. Но труднее всего им выработать в себе умение в течение 45 минут на уроке держать дисциплину в классе. Многие учителя жалуются на ощущение слабости и истощенности после уроков, на сложности в выработке готовности держать класс под контролем.

Нам приходилось наблюдать различные ситуации, в которые попадают молодые учителя.

Мы видели, как учительница металась по классу, как челнок. Там, где она стояла, дети затихали, но в это время начинали громко разговаривать в другом углу. Нетрудно представить, как устала эта учительница к концу урока.

Как облегчить и в то же время активизировать процесс профессиональной адаптации молодого учителя в школе? Прежде всего, надо помнить, что хорошим руководителем становится только тот, кто умеет хорошо управлять самим собой.Развивая эти качества, молодой учитель сможет быстрее и эффективнее пройти адаптационный период. Предлагаем несколько упражнений для развития внутренних средств саморегуляции.

Упражнение 1. “Фокусировка”

Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала урока. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде “Тело!” сосредоточьтесь на своем теле, по команде “Рука!” - на правой руке, “Кисть!” - на кисти правой руки, “Палец!” - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” - на кончике указательного пальца правой руки. Команды подавайте самому себе с интервалами 10-12 секунд (найдите при этом благоприятный для вас ритм).

Упражнение 2. “Дыхание”

Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не старайтесь специально управлять своим дыханием: не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.

Упражнение 3. “Психоэнергетический зонтик”

Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также, при необходимости, периодически в течение всего урока.

Учитель встает перед классом, желательно в центре комнаты и, объясняя материал, старается представить, что он своей волей, своим сознанием устанавливает своеобразный “зонтик”, плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверено, крепко и стабильно держать ручку этого “зонтика” на протяжении всего урока.

Упражнение вырабатывает способность контролировать ситуацию в классе.

Упражнение 4. “Распределение внимания”

Важно также научиться распределять свое внимание в классе.

Упражнение выполняется в течение 15-20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и “краем глаза” смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через, сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4-5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали и восстановить виденное на телеэкране. По мере того, как часто вы будете выполнять упражнение, с каждым разом вы будете все лучше распределять свое внимание.

Психологи:Лемешинская М.Г., Смагулова А.С.

Деловая игра для воспитателей детского сада на тему «Особенности игр в дошкольном возрасте»

Деловая игра для воспитателей "Особенности игр в дошкольном возрасте"

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе; раскрывать творческий потенциал каждого педагога
Ход деловой игры:
Сегодняшнюю деловую игру хочется начать словами известного педагога В.А. Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире». Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Игра – Это форма жизни дошкольника.
А сейчас немного разомнемся:
1. Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)
2. Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)
3. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)
4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
5. Что распускается весной: деревья, население, партии и союзы?
6. Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС России?
7. Что Красная шапочка несла бабушке: акции Газпрома, пирожки, слабительное?
8. Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку?
Задание 1
И начнём нашу деловую игру с задания «Заморочки из бочки». (Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос)
Вопросы к обсуждению:
Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? (в старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс», «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры, всё зависит от игровых предпочтений детей)
Назовите условия, необходимые для развития игры. (соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации)
Допустима ли в игре регламентация (установление правил) и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил)
Задание 2
Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста и способствует всестороннему развитию личности ребенка. А вот значение и роль игры мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута. Предлагаю выбрать одну из карточек и ответь на поставленный вопрос, как вы об этом думаете.
1. В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
2. Как вы думаете, обучается ли ребёнок во время игры?
3. В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. В игре развивается воображение.
Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.
Задание 3
Сейчас мы вам предлагаем проявить свои творческие способности. Вам предложены различные предметы, а вы должны придумать варианты использования этих предметов в игре.
Упражнение «Забавный штурм»
Инструкция: педагогам предлагается какой-нибудь подручный материал, каждая команда должна придумать варианты его использования в игре.
Задание 4
При организации, руководстве и проведении игр многие из вас сталкивалось с определёнными проблемами, которые вам требовалось решить. Мы думаем, для вас не будет сложностей выполнить наше следующее задание «педагогические ситуации»
Ситуация 1: Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят - пусть учатся!» - объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» - объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.
Вопросы:Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»? Какие требования предъявляются к подбору игрушек в
группе? Были ли у вас в детстве любимые игрушки, и почему Вы их любили?
Ситуация 2: Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.
Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.
Вопросы: Объясните, почему не получилась игра? Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?
Ситуация 3: Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.
Вопросы:Как должен поступить воспитатель? Как бы вы поступили?
Задание 5
А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда «И всё-таки игра»
Вопросы к кроссворду:
По горизонтали
1. Ход игры по - другому? (содержание)
2. Любимая самостоятельная деятельность детей? (игра)
3. Вид спортивной игры с использованием мяча? (футбол)
4. Старинная настольно-печатная игра? (лото)
5. Необходимый компонент игры- без чего не начнёшь игру? (замысел)
6. Первая игрушка малыша? (погремушка)
7. Место покупок в быту и в игре? (магазин)
По вертикали
1. Игры, обогащённые жизненным опытом? (сюжетные)
4. Современный лёгкий детский конструктор? (лего)
8. Атрибуты как для подвижной, так и для театрализованной игры? (маски)
9. Разговор между двумя лицами? (диалог)
10. Что распределяют между собой участники игры? (роли)
11. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры? (атрибуты)
12. Спутник жизни детей? (игрушка)
13. Свод требований, предъявляемый к кому-то, к чему-то? (правила)

Задание 6 - домашнее задание
Наша деловая игра подошла к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир.