Кто имеет право заниматься предпринимательской деятельностью? Право заниматься предпринимательской деятельностью

  • 29.09.2019

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Наряду с зарегистрированными индивидуальными предпринимателями предпринимательской

деятельностью может заниматься также глава крестьянского (фермерского) хозяйства - с момента государственной регистрации хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

Предпринимательская деятельность граждан регулируется ст. 23 и 25 ГК. Вместе с тем к предпринимательской деятельности этих субъектов могут применяться, за некоторыми исключениями, также правила закона, регулирующие деятельность коммерческих организаций - юридических лиц. Все физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, признаются субъектами малого предпринимательства.

Регистрация граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве индивидуальных предпринимателей

осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации». Для государственной регистрации предприниматель представляет в регистрирующий орган: заявление по установленной форме; документ об уплате регистрационного сбора и конверт с обратным адресом и знаками оплаты почтового перевода (если заявление направляется ценным почтовым отправлением). Государственная регистрация производится в день представления документов или в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается либо высылается по почте бессрочное свидетельство о его регистрации в качестве предпринимателя. Предельный размер ставки регистрационного сбора не должен превышать установленного законом минимального размера оплаты труда.

Предпринимательский статус гражданина обязывает его полностью отвечать по своим долгам как перед бюджетом, так и перед кредиторами. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан по решению суда несостоятельным (банкротом) и утратить качество предпринимателя.

Требования кредиторов предпринимателя, признанного банкротом, удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке очередности. Из установленных законом пяти очередей в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов (п. 3 ст. 25 ГК).

В ходе осуществления процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом его кредиторами могут заявляться требования по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью. После завершения расчетов с кредиторами предприниматель освобождается от исполнения требований по этим обязательствам, если они были не только предъявлены, но и учтены при признании предпринимателя банкротом.

В соответствии с законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» банкротами могут быть признаны также граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 202-213).

Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть вновь зарегистрирован в качестве такового в течение одного года с момента признания его банкротом (п. 2 ст. 216).

Гражданская правоспособность иностранного физического лица определяется его личным законом. Личным законом считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Равным образом российское право является личным законом иностранного гражданина, имеющего место жительства в Российской Федерации. При наличии у лица нескольких гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства (п. 1-5 ст. 1195 ГК). При этом, по общему правилу, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами (ст. 1196 ГК).

Дееспособность гражданина - это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Различают четыре состояния дееспособности: 1)

полная дееспособность; 2)

частичная дееспособность; 3)

ограниченная дееспособность; 4)

«нулевая» дееспособность (полная недееспособность).

Полная гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста. Вместе с тем гражданин, не достигший 18 лет, может приобрести полную дееспособность в случае вступления в брак в установленном порядке ранее этого возраста или в результате эмансипации.

Эмансипация - это объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным при условии его работы по трудовому договору (контракту) или занятия с согласия законных представителей (родителей, усыновителей либо попечителя) предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия законных представителей или по решению суда - при отсутствии такого согласия.

Частичной дееспособностью обладают несовершеннолетние граждане: малолетние в возрасте от 6 до 14 лет и неэмансипированные подростки в возрасте от 14 до 18 лет. За малолетних сделки (кроме мелких бытовых и некоторых других, которые малолетние вправе самостоятельно совершать с 6-летнего возраста) от их имени могут осуществлять (при соблюдении предусмотренных законом условий) только их родители, усыновители или опекуны.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки, по общему правилу, с предварительного (либо последующего) письменного согласия (одобрения) своих законных представителей. Вместе с тем в этом возрасте подростки вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; осуществлять права автора охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые и иные сделки, в частности сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации (скажем, недорогие подарки), и сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели (например, для приобретения фотоаппарата) или для свободного распоряжения.

Ограниченная дееспособность граждан также регламентируется законом. По общему правилу, никто не может быть ограничен в право- и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, установившего подобное ограничение. Более того, по общему правилу, являются ничтожными полный или частичный добровольный отказ гражданина от право- или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение право- или дееспособности (ст. 22 ГК).

В дееспособности могут быть ограничены как полностью дееспособные (совершеннолетние), так и частично дееспособные граждане (подростки в возрасте от 14 до 18 лет).

Совершеннолетний гражданин может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с установлением попечительства при условии, если он, во-первых, злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами и, во-вторых, вследствие этого ставит свою семью в тяжелое материальное положение. После решения суда такой гражданин вправе самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки, совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может только с согласия попечителя. Ограничение дееспособности и попечительство отменяются судом по отпадении указанных оснований, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности.

Частичная дееспособность подростка в возрасте от 14 до 18 лет может быть ограничена также лишь по решению суда по ходатайству законных представителей подростка либо органа опеки и попечительства. При наличии достаточных оснований (в том числе злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, безрассудного расходования своих заработка, стипендии, иных доходов) суд может не только ограничить, но и лишить подростка права самостоятельно распоряжаться любыми своими доходами.

Полностью недееспособным по решению суда с установлением над ним опеки может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. От имени такого гражданина сделки совершает его опекун. При отпадении оснований признания гражданина недееспособным суд признает его дееспособным, и на основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

ГК подробно регламентирует функции, права, обязанности и деятельность органов опеки и попечительства, в роли которых выступают органы местного самоуправления (ст. 31 - 41).

Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным надо отличать от патронажа над дееспособными гражданами. Попечительство в форме патронажа устанавливается органом опеки и попечительства только по просьбе самого совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Попечитель (помощник) дееспособного гражданина также может быть назначен в этом случае лишь с согласия такого гражданина. Обычно помощник заключает с подопечным договор поручения или договор о доверительном управлении имуществом подопечного.

Гражданская дееспособность иностранного физического лица,

как и его правоспособность, определяется его личным законом (п. 1 ст. 1197 ГК). Однако физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. При этом признание в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (п. 2, 3 ст. 1197 ГК). Предоставление иностранным гражданам и апатридам в РФ так называемого национального режима не исключает установления в отношении них, как правило, в их же интересах, определенных принятых в международной практике юридических формальностей. В этой связи во исполнение п. 4 Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2145 "О мерах по введению иммиграционного контроля" Правительство РФ постановлением от 8 сентября 1994 г. № 1020 утвердило Положение об иммиграционном контроле, а постановлением от 8 сентября 1994 г. № 1021 "О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции" - Положение о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими и находящимися в России в поисках убежища, определения их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации21

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1142 "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" утверждено Положение о предъявлении иностранными гражданами и лицами без гражданства гарантий предоставления средств для их проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации (Российская газета. 10 октября 1998 г.)

В настоящее время статус иностранцев в России определяется, помимо ГК, федеральным законом от 25 июля 2002 г. №115-Ф3 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вступившим в силу 31 октября 2002 г.(РГ, 31 июля 2002 г.). Данный закон определяет основные понятия (иностранного гражданина, лица без гражданства и др.), устанавливает три правовых режима пребывания иностранцев в России (временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание), регулирует порядок их въезда, выезда из страны и их регистрации.

Местом жительства гражданина, являющимся важным элементом его правового статуса, признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства малолетних и подопечных граждан признаётся место жительства их законных представителей (ст. 20 ГК).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июня 1993 г. № 5242 - I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст. 1227. Введен в действие с 1 октября 1993 г.) местом пребывания признаются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Напротив, место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин проживает постоянно или преимущественно в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды или на других законных основаниях (жилой дом, квартира, общежитие, дом для ветеранов, либо другой специализированный дом).

Закон установил взамен прописки регистрационный учет граждан по месту их жительства и пребывания. На его основе постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской

Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (Российская газета. 27 июля 1995 г.). Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. пункты 10, 12 и 21 данных Правил признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации (Российская газета. 10 февраля 1998 г.). Ранее (4 апреля 1996 г.) Конституционный Суд РФ признал неконституционными отдельные статьи и пункты ряда нормативных актов города Москвы и некоторых других населенных пунктов и регионов, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы (Российская газета. 17 апреля 1996 г.).

Постановлением от 14 августа 2002 г. №599 Правительство РФ внесло новые изменения и дополнения в Правила регистрации от 17 июля 1995 г22. Теперь по месту пребывания можно регистрироваться на любой срок (а не на три месяца). Отменены какие-либо запреты на регистрацию (в части письменного согласия всех совершеннолетних лиц, постоянно проживающих в жилом помещении; размера жилой площади, приходящейся на одного проживающего и т.

П.). Вместе с тем сохранились особенности регистрации граждан в отдельных регионах, прежде всего в г. Москве и Московской области(см. об этом: РГ, 14, 21, 28 июня 2002 г.)

В рамках своих конституционных прав гражданин РФ имеет также возможность на выезд из РФ и на въезд в РФ. Он не может быть ограничен в праве на выезд из РФ иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114 - ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в редакции от 18 июля 1998г. №110-ФЗ (Вступил в силу с 22 августа 1996 г. Российская газета. 22 августа 1996 г.; 24 июля 1998 г.). Более того, Конституционный Суд РФ своим постановлением от 15 января 1998 г. № 2-П признал неконституционными положения части первой ст. 8 данного закона, по существу препятствующей выдаче гражданину РФ, имеющему место жительства за пределами ее территории, заграничного паспорта в Российской Федерации (Российская газета, 29 января 1998г.).

Важные особенности присущи определению места жительства (и в целом гражданско-правовому статусу) беженцев, переселенцев и вынужденных переселенцев. Переселенцы - это граждане, меняющие место жительства в связи с переездом на жительство в другую местность по решению компетентных государственных органов в связи с объективными событиями (радиоактивное заражение территории, строительство гидростанции, железнодорожной линии и т.п.) и с предоставлением жилья по новому месту жительства.

Вынужденными переселенцами признаются граждане, покидающие прежнее место жительства вследствие преследования их или членов их семей, совершения над ними насилия по мотивам расовой либо национальной принадлежности, вероисповедания, языка или политических убеждений. В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. "О вынужденных переселенцах" в редакции Закона от 20 декабря 1995 г.23 в качестве вынужденных переселенцев могут выступать граждане РФ, проживавшие на территории как иностранного государства, так и другого субъекта РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Вынужденный переселенец получает в территориальном органе миграционной службы удостоверение с правом самостоятельного выбора места жительства не территории России.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" в редакции Закона от 28 июня 1997 г. № 95 - ФЗ (Действует с 3 июля 1997 г. Российская газета. 3 июля 1997 г.) беженцем признается, в частности, лицо, которое не является гражданином России и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Как и вынужденный переселенец, беженец признается таковым по решению органа миграционной службы и приобретает комплекс прав и обязанностей, перечисленных в ст. 8 Закона "О беженцах", в том числе право пользования жильем, предоставленным в определенном Правительством России порядке из фонда жилья для временного поселения. В дальнейшем беженец вправе либо ходатайствовать о предоставлении ему гражданства РФ или права постоянного проживания на территории России, либо добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания.

Важную роль в правоотношениях, связанных с миграцией граждан, издают подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. В соответствии с Общим положением о данном подразделении, утвержденным приказом МВД РФ от 31 мая 2002 г. №522 (РГ, 11 июня 2002 г.) в целях реализации Указа Президента РФ от 23 февраля 2002 г. №232 (СЗ РФ, 2002, №8, ст. 813) и Постановления Правительства РФ от 21 мая 2002 г. №327 , одной из основных функций подразделения по делам миграции является обеспечение применения в соответствии с российским законодательством порядка предоставления статуса беженца или вынужденного переселенца.

В повседневной жизни нередки случаи длительного немотивированного отсутствия некоторых граждан, в том числе предпринимателей в месте их жительства. В целях недопущения неразумно долгой неопределенности в имущественных и личных отношениях данных граждан с другими лицами закон устанавливает возможность признания таких граждан безвестно отсутствующими и объявления их умершими.

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При необходимости постоянного управления имуществом безвестно отсутствующего оно передается на основании решения суда лицу, определяемому органом опеки и попечительства, с которым данный орган заключает договор о доверительном управлении. Из имущества безвестно отсутствующего выдается содержание гражданам, которых он обязан содержать, и погашается задолженность по другим его обязательствам. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина суд отменяет свое решение, и на этом основании отменяется также доверительное управление имуществом.

Объявление гражданина по суду умершим допускается, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (например, во время лесного пожара) или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая (скажем, от взрыва самолета, в числе пассажиров которого числился пропавший), - в течение 6 месяцев. При пропаже без вести в связи с военными действиями гражданин, напротив, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим либо указанный в решении суда день его предполагаемой гибели. Объявление гражданина умершим (юридическая смерть) влечет те же последствия, что и фактическая смерть - регистрацию смерти в органах записи актов гражданского состояния, прекращение брака, открытие наследства.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет свое решение, на основе чего аннулируется запись о смерти в актовой книге. Гражданин вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, перешедшего к нему безвозмездно, т. е. в порядке наследования или дарения. Лицо, приобретшее имущество гражданина, объявленого умершим, по возмездной сделке, обязано возвратить имущество или его стоимость, только если будет доказана осведомленность этого лица в том, что объявленный умершим гражданин фактически жив.

Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются юридические лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК).

Юридическое лицо должно обладать в совокупности 4 легальными признаками: организационной упорядоченностью (или единством); имущественной обособленностью; возможностью выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени; самостоятельной имущественной ответственностью.

Признание юридическим лицом определенной «организации» не означает, что в этом качестве могут выступать лишь коллективы граждан. Так, хозяйственное общество может быть создано и одним физическим лицом. Важно лишь, чтобы создание было должным образом организационно оформлено (или упорядочено).

Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц в органах юстиции должен определяться, согласно ст. 51 ГК, законом о регистрации юридических лиц. данный закон принят 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (Российская газета, 10 августа 2001 г.). Он введен в действие с 1 июля 2002 г.

Юридическое лицо может действовать на основании устава (например, акционерное общество), либо учредительного договора и устава (общество с ограниченной ответственностью), либо только учредительного договора (полное товарищество). Учредители (участники) юридического

лица должны заключить учредительный договор и (или) утвердить устав юридического лица и направить этот (эти) учредительный документ одновременно с другими, требуемыми дополнительно для регистрации некоторых видов юридических лиц, а также заявление о регистрации и свидетельство об уплате государственной пошлины в регистрирующий орган. Учредительные документы могут быть также направлены в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.

При изучении действующего порядка государственной регистрации как создания, так и реорганизации и ликвидации юридических лиц необходимо учитывать соответствующие изменения и дополнения, внесенные в ст. 51. 54, 61, 62 и 63 ГК, а также в федеральные законы, определяющие правовой статус различных организационно-правовых форм юридических лиц, федеральным законом от 21 марта 2002 г. №31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (РГ, 26 марта 2002 г.). Данный закон, введенный в действие с 1 июля 2002 г., в частности внес изменения и дополнения в законы, регламентирующие порядок регистрации создания, реорганизации и ликвидации торгово-промышленных палат, общественных объединений, благотворительных организаций, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, организаций с иностранными инвестициями и др.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее -регистрирующим органом), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным конституционном законом «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц», таким органом является федеральное министерство по налогам и сборам (СЗ РФ, 2002, №20, ст. 1872). За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина. В РФ ведется государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения о их создании, реорганизации и ликвидации. Данный реестр обычно ведется как на бумажных, так и на электронных носителях. Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в ней сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №438. В тот же день Правительство РФ постановлением №439 утвердило формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требования к их оформлению (РГ, 26 июня 2002 г.) В государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;

б) организационно-правовая база;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях юридического лица;

е) копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом. В случае изменения содержащихся в государственном реестре сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки исключения из государственного реестра устаревшей информации и уничтожения устаревших документов определяются Правительством Российской Федерации.

Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Представление документов при государственной регистрации осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 закона.

Государственная регистрация осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 8 закона.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 ст. 8.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 закона для государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.

Новая редакция Ст. 23 ГК РФ

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Комментарий к Ст. 23 ГК РФ

1. Возможность граждан свободно осуществлять предпринимательскую деятельность - одно из основных субъективных гражданских прав, составляющих правоспособность физических лиц. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК. Комментируемая норма под страхом указанных в п. 3 последствий предусматривает необходимость:

а) государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Специальный закон.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

2. Основное правило участия индивидуальных предпринимателей в имущественных отношениях - распространение на них (за некоторыми изъятиями) законодательства о коммерческих организациях.

Другой комментарий к Ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Действующий ГК включает в содержание правоспособности граждан право заниматься предпринимательской деятельностью, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (см. комментарий к ст. 2).

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. как индивидуальный предприниматель, с момента государственной регистрации в этом качестве. В силу п. 3 ст. 23 к предпринимательской деятельности граждан применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц (коммерческих организаций), если иное вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя является обязательным условием для занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. С 1 января 2004 г. порядок ее осуществления регулируется Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя и в соответствующем случае прекращении ими такой деятельности. В едином государственной реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения: фамилия, имя и отчество (последнее, если имеется) лица на русском языке, пол, дата и место рождения, гражданство (при его отсутствии указывается "лицо без гражданства"), место жительства в РФ (указывается адрес - наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством РФ порядке), данные основного документа, удостоверяющие личность гражданина РФ на территории РФ, дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации, дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в РФ, или окончанием срока действия указанного документа), сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем. Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (п. п. 2, 4 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Содержащиеся в государственном реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен: сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в их производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ. Данное ограничение не касается предоставления сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые могут быть предоставлены регистрирующим органом только на основании запроса, адресованного непосредственно регистрирующему органу физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством РФ.

Содержащиеся в государственном реестре сведения об индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из реестра; копии документа (документов), имеющегося в реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Срок предоставления указанных сведений не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Предоставление сведений и документов осуществляется за плату, если иное не установлено федеральным законом. Ее размер устанавливается Правительством РФ. В случаях и порядке, определенных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственном реестре сведения органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в их производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам.

Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, не допускается.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. В регистрирующий орган представляются: 1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; 2) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (для гражданина РФ), копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качества документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (для иностранного гражданина); 3) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ; 4) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним); 5) документ об уплате государственной пошлины. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Личная явка гражданина для государственной регистрации необязательна.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на срок не более чем пять лет. Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. Статья 22.3 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулирует порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, который является федеральным информационным ресурсом. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа - свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - устанавливаются Правительством РФ (п. п. 2, 3 ст. 11 названного Закона). Свидетельство выдается на определенный срок. В нем указывается вид (виды) деятельности, которыми вправе заниматься индивидуальный предприниматель. Отдельными видами деятельности гражданин-предприниматель вправе заниматься только на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Закона о лицензировании).

2. Крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

11 июня 2003 г. Президент РФ подписал Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Согласно ст. 1 этого Закона фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К данной деятельности применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Членами фермерского хозяйства могут быть: 1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства вправе быть принятыми в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет; 2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства.

При осуществлении предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве предпринимателем признается глава крестьянского, (фермерского) хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек (ст. 3 Закона).

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Распоряжение имуществом хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства его главой. По сделкам, совершенным главой в интересах фермерского хозяйства, последнее отвечает своим имуществом (ст. 8). Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что она заключена в личных интересах главы хозяйства. Гражданин в случае выхода из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом хозяйства заявления о выходе.

Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности хозяйства до момента его выхода из него.

Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию его членов признается один из его членов. В том случае, когда фермерское хозяйство создано одним гражданином, он и является главой хозяйства (ст. 16 Закона). В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой хозяйства другого его члена. Смена главы хозяйства не влечет за собой прекращения его членства в хозяйстве (ст. 18 Закона). Основания и порядок прекращения фермерского хозяйства определены в гл. 8 Закона. Споры, возникающие в связи с прекращением крестьянского (фермерского) хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

3. Не все индивидуальные предприниматели соблюдают требование о государственной регистрации. Исходя из этого обстоятельства, комментируемая статья предусматривает, что такой предприниматель не вправе ссылаться в отношении совершенных им сделок на то, что он не является предпринимателем, и суд может в отношении таких сделок применить нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, в частности норму о повышенной ответственности (независимо от вины) в предпринимательских отношениях за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (см. п. 3 ст. 401). Закон о защите прав потребителей возлагает на индивидуального предпринимателя, как и на коммерческую организацию, ряд дополнительных обязанностей по информированию потребителей, обеспечению безопасности товаров для жизни и здоровья в случае продажи товаров, выполнения работ и услуг и др.

  • Вверх

Россия стоит сегодня на пути выстраивания рыночной экономики, что позволит государству повысить свои экономические, политические и социальные показатели. Для этого прилагаются различные усилия со стороны государственных органов, которые смогут наладить этот процесс и в сжатые сроки достичь весомых экономических показателей. В том числе государство предпринимает ряд мер, которые направлены на развитие предпринимательства на территории РФ. Ведь без данной сферы невозможно представить ни одну экономику развитого государства.

Понятие и сущность предпринимательской деятельности, право на осуществление предпринимательской деятельности.

Индивидуальная предпринимательская деятельность гражданина - одна из ключевых правоспособностей жителей РФ. Закрепляется это право ст. 23 ГК РФ.

Что же собой представляет предпринимательская деятельность? Для трактовки данной дефиниции следует обратиться к словарю финансовых и юридических терминов. В соответствии с указанным источником, предпринимательская деятельность - это сфера деятельности гражданина, осуществление которой непрерывно связывается с определенными рисками, направленная на извлечение из предоставления услуг, проведения работ или реализации имущества финансовой прибыли.

Иными словами, понятие предпринимательства предполагает воплощение на практике определенных видов деятельности, которые относятся к конкретной сфере: торговле, предоставлению услуг, выполнению профессиональных работ и пр. При этом индивидуальная предпринимательская деятельность будет считаться легитимной только в том случае, если будет проведена процедура ее государственной регистрации.

Если проанализировать понятие индивидуальная предпринимательская деятельность, представленное в ГК РФ, то можно вывести следующие основные характеристики и признаки:

  • Предпринимательство создается учредителем в первую очередь для извлечения финансовой прибыли, однако, законодательство предусматривает и обратную сторону монеты, то есть убытки от осуществления конкретной деятельности.
  • Индивидуальная предпринимательская деятельность также подразумевает видовую дифференциацию, которая практически идентична классификации, которой наделены гражданско-правовые обязательства.
  • Деятельность, направленная на извлечение прибыли, подразумевает и существенные экономические риски, которые возлагает на себя предприниматель. В соответствии с этим, субъект правоотношений может видоизменять свое поведение, чтобы максимально точно учесть свои основные права и интересы, но без ущемления свобод иных лиц.
  • Понятие индивидуальная предпринимательская деятельность подразумевает и возможность использования наемного труда, в том числе посредством заключения трудового или гражданско-правового договора с будущим сотрудником.
  • Осуществление предпринимательской деятельности происходит на постоянной основе, что позволяет отграничить данную сферу от сделок, носящих эпизодический характер.
  • Предпринимательство - это самостоятельная сфера деятельности граждан, которая не подразумевает вмешательство в ее осуществление органов государственной власти, если, безусловно, не нарушается законодательный порядок.

Указанные признаки и аспекты предпринимательской деятельности позволяют отграничить эту деятельность от иных сфер.

Формы предпринимательской деятельности

На сегодняшний день на территории России выделяются следующие правовые формы предпринимательства:

  • Производственная деятельность. Данное понятие подразумевает под собой то, что предприниматель посредством использования орудий и факторов труда производит определенный перечень продукции, духовных и культурных ценностей, потребительских товаров и пр. На сегодняшний день производственные виды предпринимательства считаются наиболее рискованными, так как несмотря на то, что произошли существенные изменения рыночной экономики и поменялся сам законодательный порядок, комфортные условия для подобной деятельности не предусмотрены.
  • Коммерческая деятельность. Данный тип предпринимательства охватывает многочисленные виды деятельности, которые направлены в первую очередь на обмен произведенных товаров и услуг на денежные средства. Иными словами, это формы бизнеса, которые воплощаются посредством открытия на территории России магазинов, бутиков, торговых домов и баз, коммерческих лавок и пр.
  • Финансово-кредитная деятельность. Данные формы предпринимательства являются одними из самых специфичных. Это связано с тем, что субъекты правоотношений (предприниматели) в качестве объекта купли-продажи предлагают своим потребителям денежные средства, ценные бумаги, а также иные ценности, которые могут быть выражены в денежном эквиваленте. Порядок осуществления сделок в данном случае очень прост: предприниматель закупает предмет торговли (денежные средства или ценности) у его обладателя за одну сумму, а предоставляет своим потребителям за накрученную стоимость.
  • Посредническая деятельность. В данном случае речь идет о такой форме предпринимательства, в рамах которой владелец бизнеса не производит и не реализует самостоятельно продукцию или услуги. Он лишь выступает в качестве посредника - связующего звена между продавцом и покупателем. Этими посредниками могут быть следующие правовые субъекты: брокеры, дилеры, коммерческие банки, кредитные организации и пр.
  • Страховая деятельность. В данном случае предпринимательство направлено на то, что за определенную плату, полученную от страхователя, владелец компании гарантирует финансовые выплаты, формы и размеры которых закрепляются договором, в случае возникновения страхового случая.

Порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя

Предпринимательская деятельность будет считаться законной и легитимной в том случае, если будет осуществлена процедура государственной регистрации. При этом государственной регистрации предпринимательства придается характер общеобязательного процесса, но не с целью тотального контроля за коммерческой деятельностью граждан, а для проведения первичного учета организаций.

Регулирование государственной регистрации предпринимательской деятельности осуществляется на основании ФЗ под № 129. При этом следует отметить, что порядок регистрации ИП практически ничем не отличается от процедуры легитимации юрлиц. Таким образом, регистрационный порядок подразумевает соблюдение конкретных этапов:

  • Физическое лицо, которое желает зарегистрировать свое предпринимательство, должно предоставить в УФНС России полный пакет документов, список которых можно получить в налоговой инспекции.
  • На основании полученных данных и документов вносятся новые сведения об образовании организации, занимающейся предпринимательской деятельность, в ЕГРИП. Регулирование этого процесса происходит посредством ФЗ № 129-ФЗ.
  • После того как государственная регистрация будет завершена, налоговый орган предоставляет всю необходимую информацию в государственные органы, ОМСУ, или же внебюджетные фонды.

При этом законодатель установил четкие временные границы осуществления регистрации предпринимателя. Федеральная налоговая служба должна принять все необходимые решения и направить документацию в ответственные подразделения в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента получения всей документации.

Аспекты предпринимательской деятельности гражданина

На сегодняшний день современное законодательство предусматривает как правоспособность гражданина открыть собственное предпринимательское дело, так и обязательства, которые должен выполнять субъект предпринимательства. В частности, речь идет о следующих аспектах подобной деятельности:

  • Если гражданин осуществляет сделки, но при этом нарушает законодательство РФ, а именно ст. 23 ГК РФ, то он не вправе ссылаться при этом на то, что он не является предпринимателем. Регулирование предпринимательской деятельности в подобных ситуациях подразумевает то, что судебный орган имеет полное законное право применить к осуществлению подобных сделок все обязательства, которые предусматривает предпринимательство.
  • Гражданин, который прошел процедуру госрегистрации своего индивидуального предпринимательства, обязуется в течение 10 дней встать на учет в ФНС. Если предпринимательство осуществляется одновременно в нескольких населенных пунктах, то этот срок увеличивается до 1 месяца. Регулирование этого процесса прописано в НК РФ, а именно, ст. 38, 3 пункте.
  • Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, должен производить своевременную оплату налоговых издержек после подачи декларации в орган ФНС.
  • Обязуется гражданин - предприниматель встать на учет помимо налоговой инспекции в Пенсионный и Медицинский фонды, а также Фонд соцстрахования.

Перечисленные нами аспекты являются ключевыми условиями для легитимации совершения новоявленным предпринимателем своей деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица

Индивидуальное предпринимательство представляет собой более популярную форму регистрации у обычных граждан, чем иные формы. Поэтому предпринимательская деятельность без образования юридического лица требует дополнительного освящения.

Главное преимущество подобной деятельности состоит в том, что коммерческая организация представляет собой довольно гибкую и мобильную структуру.

Индивидуальные предприниматели действуют в рамках узких сфер деятельности, поэтому на все изменения могут очень быстро реагировать, подстраиваясь под новые экономические условия.

Кроме того, предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица имеет ряд иных преимуществ, которые повышают ее популярность. В частности, подобная организация имеет возможность предоставлять в уполномоченные органы более упрощенную отчетность о своей финансовой деятельности и полученной прибыли.

Если проанализировать юридическую литературу, то помимо указанных выше плюсов также можно выделить следующие преимущества:

  • процесс создания и ликвидации бизнеса в несколько раз упрощен;
  • использовать выручку, полученную от предпринимательской деятельности, владелец организации может по своему собственному усмотрению;
  • индивидуальные предприниматели освобождаются от выплаты налога на имущество, в рамках которого и осуществляется деятельность;
  • решения в рамках ИП принимаются намного проще, так как не требуется собрание акционеров, дольщиков и пр.

Несмотря на значительные преимущества, подобная форма предпринимательства имеет и существенные недостатки, которые воплощаются в том, что:

  • Предприниматель при неисполнении обязательств несет ответственность своим недвижимым или же движимым имуществом.
  • Субъекты ограничиваются законодательством в правах получения некоторых типов лицензии.
  • Получить выгодный контракт с крупной компанией практически невозможно, так как организации отказываются сотрудничать с ИП.
  • Ведение ИП требует от владельца постоянного участия. Здесь не предусмотрена возможность назначения управляющего директора.

Предпринимательская деятельность - это одна из самых главных сфер, которая позволяет российской экономике развиваться поступательно и стабильно.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Проблема с соседями

Добрый день. Я единственный собственник квартиры в МКД. ко мне приходят друзья и родственники для занятий йогой(это не предприним.деят-ть тк я не беру денег со своих друзей и родственников,но моя соседка угрожает,что пойдет писать в налоговую жалобу о том,что я веду ком.деят-ть в своей квартире. Подскажите,я же не нарушаю закон,если мы не шумим в моей квартире с гостями,а просто занимаемся йогой. Спасибо

Любовь 18.11.2018 11:57

Дубровина Светлана Борисовна 18.11.2018 12:39

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

По общему правилу предпринимательской деятельностью граждане вправе заниматься с шестнадцатилетнего возраста. Однако несовершеннолетние могут вести предпринимательскую деятельность только с согласия родителей. Их дееспособность является частичной. Это означает, что лишь некоторые сделки, перечень которых приведен в ст. 26 ГК РФ, такие лица вправе совершать самостоятельно, остальные сделки -с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Занимающиеся предпринимательской деятельностью несовершеннолетние могут быть объявлены полностью дееспособными в порядке, определенном в ст. 27 ГК РФ. Этот порядок называется эмансипацией.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Граждане, ведущие предпринимательскую деятельность без регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных ими договоров на то, что они не являются предпринимателями. Суд может применить к таким сделкам правила, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

При этом следует отметить, что ряд требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, не распространяется на индивидуальных предпринимателей. Так, в отличие от организаций-юридических лиц, индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность.

Имущественная ответственность гражданина-предпринимателя является полной. Это означает, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определен гражданским процессуальным законодательством.

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Индивидуальная предпринимательская деятельность граждан является основой системы хозяйствования, а сам предприниматель выступает в роли центральной фигуры экономической и социальной жизни всего общества. С этим согласны, за редким исключением, все известные политики и ученые. Отношения, имеющие связь с предпринимательством, представлены особой специфической областью общественной жизнедеятельности, что делает такие отношения объектом регулирования на основе права. Об особых отношениях в области предпринимательства может свидетельствовать то обстоятельство, что правовое регулирование охватывает все отношения в этой области. Это налоговые, трудовые, имущественные, социальные отношения. Индивидуальная предпринимательская деятельность гражданина основана на стремлении получить прибыль, одновременно удовлетворяя общественные потребности в производимом им товаре, оказываемых услугах, выполняемых работах.

Что понимается под индивидуальной предпринимательской деятельностью

Предпринимательское право оперирует понятием предпринимательской деятельности, где аналогично трактуется индивидуальная предпринимательская деятельность гражданина и коллективная деятельность. То есть трактовка для физических и юридических лиц в этом случае является одинаковой. На сегодня само это понятие и его содержание определены в Гражданском кодексе РФ (ст.2 п.1 абз.3). Предпринимательская деятельность гражданина, ГК РФ (ст.23 п.3 и др.) имеют неразрывную связь, так как именно в кодексе определены, в соответствии с трактовкой, равные условия правовых отношений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательства.

Предпринимательская деятельность гражданина - это осуществляемая самостоятельно, на свой страх и риск деятельность, основной целью которой является постоянное получение дохода от разного рода действий. Такими действиями являются использование имущества, продажа товара, выполнение различных работ и оказание услуг гражданами, которые зарегистрированы в качестве предпринимателей в порядке, устанавливаемом законами и нормативными актами.

Поскольку в ГК РФ (ст.23) субъектность предпринимательства определена для граждан и юридических лиц, а само содержание такого понятия, как предпринимательская деятельность гражданина РФ, дается, но не раскрывается, то индивидуальная предпринимательская деятельность гражданина считается таким же предпринимательством, но осуществляемым в исключительно индивидуальном порядке.

Окончательно определение будет выглядеть так:

  • Индивидуальная предпринимательская деятельность граждан, как физических лиц - это деятельность, осуществляемая самостоятельно, на свой страх и риск непосредственно гражданином, который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без создания юридического лица, в порядке, устанавливаемом законами и нормативными актами, и направлена на постоянное получение дохода от таких действий, как использование имущества, продажа товара, выполнение различных работ и оказание услуг.

Следует отметить, что в соответствии с Российским законодательством определено право граждан заниматься предпринимательской деятельностью, но термином гражданина обозначается любое физическое лицо, являющееся субъектом в гражданском праве. Соответственно предпринимательская деятельность иностранных граждан также подпадает под определение индивидуальной предпринимательской деятельности гражданина.

Правоспособность индивидуального предпринимателя

Правоспособность вместе с дееспособностью определяет правосубъектность, которая необходима для осуществления гражданином предпринимательской деятельности.

Правоспособностью гражданина называется его способность иметь права и нести ответственность, исполняя обязанности в гражданском обществе.

Правоспособность признается автоматически за всеми гражданами в равной мере. Она возникает с того момента, когда человек рождается, и прекращается с его смертью. Правоспособность является общей и ограничивается исключительно в установленном ГК РФ (ст.22 п.1) порядке. Общее осуществление гражданских прав может быть ограничено границами дозволенного поведения, устанавливаемыми в Гражданском кодексе. Не допускаются определенные действия, направленные на причинение вреда другим гражданам и всевозможные злоупотребления правом. Не может с использованием гражданских прав ограничиваться конкуренция, а также осуществляться злоупотребления с использованием доминирующего положения на рынке.

Любой гражданин, обладающий правоспособностью, может заниматься предпринимательством, но не каждый гражданин может это право реализовать. Для реализации такого права самостоятельно гражданин должен быть дееспособен.

Дееспособность предпринимателя

Понятие дееспособности гражданина дано в ГК РФ (ст.21):

  • Дееспособностью гражданина называется его способность к осуществлению гражданских прав собственными действиями, что также проявляется в создании и исполнении гражданских обязанностей.

К основным элементам дееспособности относятся:

  • Сделкоспособность - способность гражданина самостоятельно заключать сделки.
  • Деликтоспособность - возможность несения самостоятельной имущественной ответственности.

Дееспособность гражданина наступает после достижения им совершеннолетия в возрасте 18 лет или после прохождения процедуры эмансипации на основании ГК РФ (ст.27) с 16 лет.

Из вышеперечисленного следует, что индивидуальная предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица может осуществляться только дееспособными гражданами.

Ограничение дееспособности может быть применено в тех случаях, если гражданин злоупотребляет спиртным или принимает наркотические препараты. Также ограничение может быть применено к несовершеннолетним, если нет разрешения родителей заниматься индивидуальным предпринимательством, и к гражданам с ограниченной судом дееспособностью.

Непосредственное осуществление индивидуального предпринимательства

Индивидуальным предпринимателем в Российской Федерации может быть как гражданин России, так гражданин другого государства, а также лица, не имеющие гражданства. Все осуществляемые индивидуальным предпринимателем действия могут осуществляться только им непосредственно от собственного имени. В связи с этим индивидуальный предприниматель в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в государственных органах. В своей деятельности он использует исключительно собственный труд.

Отличия между индивидуальным предпринимателем и гражданином-предпринимателем

Гражданином-предпринимателем в соответствии с ГК РФ может быть как физическое, так и юридическое лицо, а индивидуальным предпринимателем - исключительно физическое лицо, действующее самостоятельно и не использующее наемного труда.

Формы индивидуального предпринимательства

Формы предпринимательской деятельности гражданина определены в единственной индивидуальной форме.

При индивидуальной форме может быть организовано единоличное предприятие гражданина, который выступает в роли собственника такого предприятия. Принимать участие в деятельности такого предприятия могут как сам владелец, так и его семья, но функции собственника и индивидуального предпринимателя соединяются в этом случае в одном субъекте, а именно в самом предпринимателе. Обычно осуществление гражданином предпринимательской деятельности в индивидуальной форме применяется там, где требуется принятие быстрых решений. Чаще всего это торговля, где капитал оборачивается быстрее всего. Индивидуальная форма предпринимательской деятельности, в связи с тем, что вся деятельность ведется предпринимателем самостоятельно, требует наличия высокого уровня профессиональной подготовки в различных областях.

Государственная регистрация индивидуального предпринимательства

Право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью должно быть подтверждено регистрацией в государственных органах. Последовательность действий такова:

  • Обращение в орган регистрации, представленный Федеральной налоговой службой России.
  • Получение свидетельства о госрегистрации.
  • Получение лицензий на определенные виды деятельности, подлежащие в соответствии с законом лицензированию.
  • Регистрация в фондах, являющихся внебюджетными.
  • Открытие счетов в банках.

Документы, необходимые для регистрации

Физическое лицо, пожелавшее стать индивидуальным предпринимателем, предоставляет в орган регистрации такие документы:

  • Заполненное и подписанное лично гражданином заявление о госрегистрации. Форма заявления утверждается Правительством РФ.
  • Копия удостоверяющего личность основного документа.
  • Если основной документ удостоверения личности не содержит даты и места рождения, то необходимо предоставить свидетельство о рождении.
  • Копия документа, дающего право на постоянное проживание в РФ для граждан других государств и лиц без гражданства.
  • Копия или оригинал документа, подтверждающего место жительства гражданина.
  • Нотариально удостоверенный документ согласия родителей при регистрации несовершеннолетних.
  • Квитанция об уплате госпошлины.

Чем может заниматься индивидуальный предприниматель

Индивидуальному предпринимателю разрешено заниматься разными видами деятельности, не запрещенными законом. Для осуществления определенных видов деятельности требуется наличие лицензии или специальных разрешений. Есть виды деятельности, закрытые для индивидуального предпринимательства. Все эти вопросы оговариваются в рамках действующего российского законодательства и соответствующую консультацию можно получить при регистрации индивидуального предпринимательства.

Ответственность индивидуального предпринимателя

При осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица на гражданина может быть возложена гражданско-правовая, налоговая или даже уголовная ответственность. Привлечение к ответственности гражданина может быть осуществлено при совершении им противоправных деяний с умыслом или по неосторожности. Мера ответственности определяется в соответствии с действующим российским законодательством, а именно Гражданским кодексом РФ, НК РФ, УК РФ, КоАП РФ.

В каких случаях индивидуальный предприниматель может утратить свой статус

Предпринимательская деятельность гражданина физического лица может в любой момент быть им же остановлена в соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям:

  • Принятие решения про прекращение деятельности.
  • Смерть предпринимателя.
  • Признание индивидуального предпринимателя несостоятельным в судебном порядке.
  • Деятельность остановлена принудительно решением суда.
  • Вступил в силу приговор суда, запрещающий гражданину осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность.

Для прекращения деятельности должен оформить соответствующее заявление в регистрационном органе по месту учета и оплатить госпошлину, а также предоставить данные о прекращении деятельности в Пенсионный фонд РФ.

Роль индивидуального предпринимательства высоко оценивается во всем мировом сообществе в связи с его функциональностью и эффективностью, способностью моментальной реакции на возникающий спрос на всевозможные товары, работы и услуги.